Рыбинск. Часть 3: от "Сатурна" до вокзала

Jan 13, 2015 21:46



Показанные в двух прошлых частях почти губернский центр Рыбинска и колоритные рабочие предместья породила волжская торговля, в первую очередь - хлебом и нефтью. Но Рыбинск, пожалуй, тем и привлекателен: здесь удалось совершить тот самый "переход от сырьевой экономики к высоким технологиям" в отдельном взятом городе.

Продолжим прогулку там, куда почти дошли в первой части - на Крестовой улице, главной в Старом Рыбинске. Проспектом Ленина она становится как-то уж очень внезапно - и хотя до офицальной границы (причём нумерация домов сквозная - то есть историческое название с распадом СССР вернули лишь участку проспекта) ещё пара кварталов, после очередного перекрёстка старый город как ножом отрезает. Обернувшись с места на кадре ниже - увидишь патриархальные купеческие домики в два этажа и шпиль Преображенского собора в перспективе. А впереди... ну правда - какая же это Крестовая? Проспект Ленина в чистом виде!

2.


Среди многоэтажек затесалась и сталинка, в народе известная как "дом Дерунова":

3.


А за следующей многоэтажкой Дерунову посвящены и площадь, и памятник. Предприятие, позднее ставшее "Сатурном", зародилось в 1916 году как "Русский Рено" для снабжения армии грузовиками, стремительно вошедшими за время Первой Мировой в обиход. До 1923 года предприятие оставалось авторемонтным заводом, затем было преобразовано в Авиазавод №26 (тут сразу можно вспомнить Дубну с авиазаводом №30, ныне делающим крылатые ракеты), и специализация его обозначилась уже к 1930-м годам - производство авиационных моторов, первыми носителями которых стали бипланы Р-5. В войну завод, эвакуированный в Уфу, делал моторы для истребителей (первых "Яков" и "Сушек") и бомбардировщиков-"Пешек", а в Рыбинск вернулся уже как авиазавод №36 и КБ под руководством Архипа Люльки. Список самолётов, летавших с рыбинским моторами, есть в википедии, я даже не буду пытаться его воспроизвести целиком - но были среди них и легендарный истребитель Су-27 со всеми "потомками", и перспективный Т-50, и первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144, и первые российские беспилотники, и небезызвестные "Сухие Суперджеты", и даже космический "Буран". Что показательно, производство других "Буранов" (снегоходы которые) в 1960-е годы тоже началось именно здесь. В общем, "Сатурн" (точно не знаю, с каких времён он стал называться так и почему) - одно из важнейших предприятий российского машиностроения и оборонки, и его двитагели для военных самолётов уже несколько десятилетий не имеют аналогов в мире. Ну а Павел Дерунов возглавлял завод в 1960-72 годах, затем побыл замминистра авиационной промышленности СССР, а в 1973-86 вновь вернулся в Рыбинск - в общем, как часто бывает, тут увековечили директора, с которым связаны лучшие годы и наибольшие успехи градообразующего предприятия, тем более что и само предприятие мирового масштаба. Памятник поставлен в 2012-м, и обратите внимание на постамент в виде авиамотора:

4.


Огромное здание на другой стороне площади же наглядно выражает смену вех в истории Рыбинска: в 1902-05 годах оно строилось в купеческом городе как Коммерческое училище, а с 1932 года стало Рыбинским авиационным институтом. Его в 1939-м заканчивал и Дерунов, но тот вуз после эвакуации остался в Уфе и в недавнем рейтинге университетов развивающихся стран стран числится в первой сотне, а среди вузов России - пятым. Нынешний Рыбинский авиационно-технический университет возрождён в 1955 году, специализируетя на авиастроении и авиаменеджменте, но в общем по всем рейтингам до уфимского или московского собратьев ему очень далеко.
Ещё на площади Дерунова крупнейший узел городского транспорта (его обилие я показывал в первой части, а ещё забыл упоминуть, что в Рыбинске нет маршруток) и внушительная сталинка с часами и логотипом на крыше (нет бы "Титаном" назвать или там "Япетом" каким-нибудь, а то "Фобос" мало того спутник Марса, так ещё в переводе "Страх"!). Собственно, здесь и официальная граница центра с владениями "Сатурна" - авиаинститут и памятник Дерунову ещё на Крестовой, а "Фобос" уже на проспекте Ленина:

5.


Во дворе "Фобоса" мы и заночевали - там нас привлёк своей дешевизной хостел "Дворик". Хостелом это назвать, прямо сказать, сложно, скорее гостиница без удобств, зато колорита - хоть отбавляй. Длинный коридор в полуподвале и комнатке-клетушки с оконцами под такими же круглыми потолками (вот увы, забыл заснять!), в каждой из которых за 500 рублей в день имеется металлическая двухъярусная кровать с чрезвычайно неудобным залезанием. Добавляли атмосферу какие-то мутные личности в коридоре, вдупель пьяный мужик в тельняшке всю ночь ходил туда-сюда и матерился, а потом чуть было не устроил пожар - то ли "хостел" используется как дом межрейсового отдыха речников, то ли и вовсе это были какие-нибудь беженцы с Украины. sasha-kalkaev в какой-то момент, услышав очередной приступ ругани за дверью, в сердцах бросил: "И это они называют хостелом?! Хостел вообще-то - это весёлая молодёжная гостиница....", а я уже существенно позже вспомнил, что похожий контингент и атмосферу наблюдал и в "Южном хостеле" эстонского Пярну. И всё же ночевать тут, на мой взгляд, можно - дёшево и не только сердито, но и своеобразно:

6.


Мы же вернёмся пока к памятнику Дерунову (неподалёку, кстати, киоск с офигенно вкусной выпечкой), за которым длинная аллея ведёт в Волжский парк, мимо памятнику генералу Павлу Батову (прошёл Крым, Сталинград, белорусское наступление, а закончил войну на острове Рюген) к памятнику Авиаторам:

7.


28-метровую стелу соорудили в 1967-м, и изначально её венчала только пара крыльев, а сам Авиатор на них как на ковёр-самолёт установлен лишь спустя 10 лет. Саша сразу отметил потрясающее сходство с Монументом Славы в Самаре - у самого северного и самого восточного из волжских городов вообще немало параллелей от старых хлебных бирж до аэрокосмических предприятий.

7а.


У подножья стелы с 2010 года стоят самоходка и зенитка:

8.


Вид вниз по течению, на рыбинский квартет двух хлебных бирж, собора и моста. Мост, кстати, чуть старше, чем в Ярославле и вообще где-либо ниже по великой реке (речь, разумеется, об автомобильных мостах):

9.


А напротив - устье Шексны, по разные стороны которого симметрично расположились два примечательных, но так и не достигнутых мной объекта. На левом берегу (то есть если смотреть отсюда - правее) Белая беседка (1977), за которой скрывается целый парк усадьбы Петровское - родового гнезда Михалковых (тех самых, хотя Сергей Михалков родился уже в Москве).

10.


С другой стороны реки символически воссоздана Усть-Шексна - предшественник Рыбинска, где в 1071 году было добито Ростовское восстание (в первой части я уже об этом писал - подняли это восстание не кто-нибудь, а волхвы манихейского толка, здесь же казнённые воеводой Яном Вышатичем)... причём начавшееся не в Ростове, а в Белоозере, входившем тогда в ростовские владения, то есть видимо повстанцы вниз отступали по Шексне. Помимо реплики крепостной стены там ещё есть деревянная часовня и могила генерала-лейтенанта Фёдора Харитонова, прошедшего пол-войны, но умершего в 1943-м году не от пули или взрыва, а от болезни. Что же касается древнерусского "предка" Рыбинска, то это упоминание Усть-Шексны было единственным, но на городище было сделано немало арабских и византийских находок, то есть город играл в торговле Древней Руси не последнюю роль. Уже обветшалая (даром что новодел) деревянная башня  выглядывает не из леса, а из тьмы веков.

11.


Чуть выше Стелы Авиаторов Волжский парк упирается в местный Дворец Спорта "Полёт" 1970-х годов, очень симпатично осовремененный:

12.


Тут мы свернули обратно вглубь города: какой же Сатурн, даже если это не планета, а завод, без колец и спутников? Промзону "Сатурна" окружают микрорайоны Северный, Западный, Восточный и на юге Скморохова гора. Северный - самый старый, ближе к Волге пятиэтажечный:

13.


Ближе к заводу так и вовсе конструктивистский - ряд этих домов вытянут вдоль проспекта Ленина, к улице противоположным торцом:

14.


И замыкается опять же конструвистским ДК Моторостроителей (1932-37), ныне Клубный комплекс "Авиатор". Несмотря на гламурное название, вид его по-прежнему солиден:

15.


Он же, как вы понимаете, и на заглавном кадре. Очень хорошо панно, причём запечатлены на нём явно не только и даже не столько моторостроители, а видимо весь тот люд, который самолёты со здешними моторами защитят от врагов. Уже не первый раз (хотя не сказать, чтобы часто) вижу в соцарте изображения хлеборобок с обнажённой грудью - интересно, откуда этот мотив? Впрочем, тут и другие действующие лица явно не скучают:

16.


А на другой стороне проспекта - сам "Сатурн", увешанная орденами проходная. Его площадка с приземистыми корпусами и парой высоких труб электростанции уходит куда-то в бесконечность, и вмещает именно научно-производственный комплекс, то есть там и заводы, и конструкторские центры, и самый мощный в отечественной промышленности суперкомъютер АЛ-100 (а надо сказать, по количеству и мощности суперкомпьютеров Россия таки держится в первой десятке стран, хотя и уступая США на порядок). В одном месте - разработка, испытания и серийная сборка:

17.


Но в общем, разумеется, высокотехнологичное производство в таком состоянии несказанно радует глаз. Тут можно вспомнить, что ядерная энергетика и орбитальная космонавтика - самые высотехнологичные отрасли, в которых Россия держит мировое лидерство - начинались именно как побочный продукт "неповоротливой ресурсоёмкой оборонки", и в условиях доступной конверсии (настоящей - то есть не когда авиазавод делает кастрюли, а когда тот же "Сатурн" снабжает двигателями гражданскую авиацию) программа перевооружения армии вполне может дать стране что-то мирное и коммерческое. В 2003-м до "Сатурна" я так и не доехал, но сам Рыбинск представлял собой очень мрачное зрелище, сейчас же он резко выделяется в лучшую сторону на фоне умирающих старинных городков, через которые пролегала вся эта поездка.

18.


Вот только в архитектурном плане "Сатурн" подкачал. На кадре выше монумент "Эра Космоса", на кадре ниже - всё ж таки явно довоенная проходная на его обращённому в сторону к центра углу:

19.


По проспекту Ленина возвращаеся на площадь Дерунова и дальше к месту с кадра №2, где на Крестовую выходит универмаг "Юбилейный":

20.


И мимо пристроившихся к "Юбилейному" торговых центров и Сенного рынка уходим на юг перпендикулярно Крестовой и Волге. Впереди улица Радищева, левее за кадром - дом Шейнкеров, а впереди внушительные многоэтажки Восточного микрорайона (правая явно общага):

21.


Другая сторона квартала с оибилем краснокирпичных узоров в силикатном кирпиче:

22.


Дальше мы забрели в район Скоморохова Гора, вполне оправдывающий своё название - тут мы и с гопниками пообщались (мирно), и шприц на асфальте углядели. Зажатая между "Сатурном" и железной дорогой, Гора отличается худшим в Рыбинске воздухом и считается районом неблагополучным.

23.


Зато тут есть бульвар Моторостроителей, а на бульваре с 1983 года стоит в полный рост Ту-104, в постаменте которого обитает школа бокса. Первый советский реактивный авиалайнер (1955, снят в 1981 году), увы, печально знаменит своими катастрофами - из 200 построенных машин за время эксплуатации разбились 37 (то есть 18%!), унеся больше тысячи жизней. Здесь самолёт поставлен когда они уже два года как не летали, но ещё в годы моей юности (даже не детства!) "тушками" пугали детей.

24.


А в качестве памятника хорошо стоит. Причём вроде "Сатурн" к его двигателям отношения не имеет, так что не ясно даже, к чему "тушка" именно здесь:

25.


Мозаика на одном из окрестных домов:

26.


А вот это граффити хотя и снято в районе Веретье за "Сатурном", но весьма характерное для всего Рыбинска - подобные мне и в окрестностях Горы попадались не раз. "На фронт", конечно, явная гипербола ("окно" двух Чеченских войн - как раз 1996-99), но вот то, что эти надписи так долго берегут как памятники, и значит ли это, что пацан из армии не вернулся - не знаю. Где-то и в других городах такие надписи водятся, но не так массово, как в Рыбинске.

26а.


Между тем, через многоэтажки Скомороховой Горы мы вышли к железной дороге. За путями, в бывших железнодорожных мастерских (1870) с 1930-х годов обитает завод "Раскат" (от "Рыбинские асфальтовые катки"), и где-то за его площадкой скрывается первый отечественный каток на постаменте - мы его так и не нашли, но фото имеется здесь (в самом конце). Как идут дела на заводе сейчас - не знаю, но вроде бы пока жив:

27.


Водонапорка (или что это за башня явно начала ХХ века):

28.


Железная дорога пришла в Рыбинск по российским меркам весьма рано - 1869-м году: главный волжский порт на частные деньги связали со станцией Бологое на Николаевской магистрали, а к концу 19 века всё это выросло в Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, систему частных линий от Волги до Балтики с заходом в Москву на Рижский вокзал и в Петербург на Витебский (в 1899-м этой компании отошла и первая в России Царскосельская железная дорога) - когда-то я уже показывал её участок на юге Псковщины и конечную точку в латвийском Вентспилсе, через который волжские нефть и хлеб вывозились в Европу. Полупустая тепловозная станция в Рыбинске чрезвычайно внушительна:

29.


А у её построек - очень красивая архитектура:

30.


Собственно вокзал (1905), без преувеличения один из красивейших в России, и один из крупнейших - живое напоминание былой важности Рыбинска. Как ни странно, более всего он похож на австрийские вокзалы-"дворцы" Западной Украины, не хватает лишь купола над центральным фасадом и обнажённых скульптур:

31.


Внутри ещё и красивые интерьеры в том же стиле, но нам не повезло - и сам вокзал, и территория вокруг закрыты на реконструкцию, причём как я понял, тут строят и новый автовокзал.

32.


Вспомогательное здание, временно работающее кассами и залом ожидания. Трафик тут, конечно, не нулевой, но вокзалу явно несоразмерен: единственный московский поезд (причём отправляется он с Белорусского вокзала, но не на запад, а на Савёловское направление), питерские поезда на Иваново (через Ярославль), Самару и Уфу и три пригородных дизеля на Ярославль (два из них - от станции Пищалкино за Волгой).

33.


Ещё из вокзального ансамбля - железнодородная больница:

34.


Сюда же явно пытались стилизовать стоящее точно напротив вокзала здание (2008) кукольного театра (1933):

35.


К центру уходит улица Пушкина, у начала которой необычная пара деревянного дома Копылова (1901) и костёла Святого Сердца Иисуса (1901-10), который я показывал в первой части:

36.


Дома Копылова также известен как Дом Художников - видимо, в советское время там размещалась соответствующая организация, а может и сейчас есть, но такое название ему явно подходит - шедевр местного деревянного модерна.

37.


О стеклопакетах истерить лень, если кому-то надо - вы уж как-нибудь сами. Вообще же это практически реплика - в 1980-е годы дом полностью перебрали, устроив под деревянными стенами бетонный корпус:

38.


Улица Пушкина ведёт в центр, но мы там уже были:

39.


Так что напоследок сходим за пути:

40.


Где находится старинное Георгиевское кладбище - оно было известно ещё в 17-м веке, при Рыбной слободе, а хоронить тут перестали ещё в 1920-е годы:

41.


Там две церкви - белая Вознесенская (1808):

42.


Красная Георгиевская:

43.


Какая-то часовенка, видимо надмогильная:

44.


Да очень старые надгробия - теоретически, тут что-то сохранилось даже с 18 века:

45.


Заканчивать рассказ на кладбище я не люблю, поэтому напоследок вернёмся к промышленному прошлому. Индустрилизация портового Рыбинска началась не с мельниц и не с железной дороги, а с Канатной фабрики Журавлёва, построенной в 1859-м году в селе Абакумово чуть выше города. Собственно, место для такого дела идеальное - рядом начинались Переборы, то есть мели во всё русло шириной, по которым через Волгу можно было "перебраться" вброд, в общем в таком месте как нигде велика вероятность, что кому-то срочно будет нужен трос. Но конечно главным образом она работала на Рыбинский порт, его перегрузы, волжские суда и тягавших их бурлаков, а её основатель Николай Журавлёв в 1860-м году возглавил Хлебную биржу, выведя её на качественной новый уровень. В том же Абакумове он построил ещё металлургический завод и верфь, делавшую суда для его собственного пароходства, и в общем был в Рыбинске тогда купцом №1. Плоть от плоти торговго прошлого:

46.


И символично, что именно эта "Маленькая Англия на Волге" стала первой жертвой Рыбинской ГЭС - Абакумово даже не было затоплено, а просто попало на площадку строительства плотины. О ГЭС и её окрестностях, а это несколько районов - в следующей части, заключительной о Рыбинске.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. Клобук, или Сердце России.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заволжье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её поиски.
Пошехонье.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск.
Константиновский и Курба.

Среднерусское, железнодорожное, дорожное, авиация, Ярославская область, Поволжье, "Молох", транспорт, деревянное, Рыбинск

Previous post Next post
Up