Магистраль Москва-Виндава (ныне Вентспилс) была построена в 1897-1901 годах, отчасти как прямой путь из Москвы к незамерзающим портам Балтики, отчасти как стратегический коридор "центр-запад" (Первая Мировая уже маячила на горизонте), отчасти как фрагмент транс-Евразийского пути.
Для своего времени это была одна из самых современных железных дорог России, но за 100 лет она наоборот превратилась в одну из самых архаичных железных дорог страны. "Визитная карточка" Виндавской магистрали - это ручные стрелки и рукописные билеты, распространённые к западу от Великих Лук.
Под катом - рассказ о Рижском вокзале Москвы (довольно малоизвестный даже москвичам вокзал), о вокзалах и станциях Южной Псковщины (бывшей Великолукской области), о ручных стрелках, о пейзажах в духе "Неуловимых мстителей" и о том, как съездить в почти что круиз по плацкартному билету.
Рижский вокзал ежедневно обслуживает всего два дальних поезда: Москва-Рига и Москва-Великие Луки. Первый - фирменный, международный и жутко дорогой, но нам в данном случае более интересен второй. Ведь в составе Великолукского поезда курсирует прицепной вагон Москва-Себеж, идущий до крайнего перед границей города (собственно, Себеж и был моей основной целью). Но главное: достигнув Великих Лук, вагон перецепляется к поезду Великие Луки-Посинь.
И получается:
В Великих Луках - в 6:50 прибытие, в 8:50 отправление дальше.
В Себеже - в 12:25 прибытие, в 15:37 отправление назад.
В Великих Луках - в 19:26 прибытие, в 20:50 отправление в Москву.
Таким образом, на каждый город остаётся в сумме по 3-3,5 часа. Этого вполне достаточно для блиц-осмотра.
Так я и поехал. Успел в итоге не всё, но сам маршрут считаю вполне годным к использованию - где ещё возможно осмотреть два города по одному билету?
Ну а первой достопримечательностью для меня стал уже упомянутый Рижской вокзал:
Рижский вокзал был построен в 1897-1901 годах, и изначально назывался Виндавский. В 1930 его переименовали в Балтийский, в 1942 в Ржевский, в 1946 в Рижский. Автором его был Станислав Бржозовский - архитектор Витебского вокзала в Петербурге. И в целом, архитектура Рижского вокзала очень изысканная, но больше он похож на вокзалы в крупных провинциальных городах, чем в столицах.
Еще интереснее вокзал выглядит со стороны путей:
На платформе очень спокойно и уютно, и мне почему-то подумалось, что так выглядят вокзалы в богатых азиатских странах с небольшой железнодорожной сетью - скажем, на Тайване или в Малайзии. Такой изолированной от мегаполиса островок благородного старинного транспорта, со всех сторон окружённый высотками.
Здесь же, на Рижском вокзале - музей Московской железной дороги:
Среди экспонатов паровоз Ов-841 (в обиходе "Овечка"), построенный в 1903 году на Брянском заводе. На заднем плане вагоны нашего поезда и Останкинская телебашня:
Также отсюда то ли ходит, то ли ходил раньше
экскурсионный ретропоезд с паровозом.
Пригородное сообщение на Рижском вокзале развито намного лучше, чем дальнее, но при этом пригородная платформа отделена от междугородней музеем. Интересно, что сам вокзал принадлежит Московской ЖД, а расположенная здесь же станция "Рижская" (первая от Ленинградского вокзала) - Октябрьской.
Но хватит о Москве!
Сев в полупустой вагон, я долго не мог заснуть, и смотрел в окно на тёмных станциях. Запомнился паровозный гидрант в Волокламске, модерновый вокзал в Шаховской, гигантский сталинский вокзал в Ржеве.
Под утро я выглянул в окно и увидел станцию с вот таким названием:
Это последняя станция перед Великими Луками, и сейчас самое время рассказать о псковском участке Виндавской магистрали.
Хотя здесь не сохранилось семафоров или паровозов, а большинство вокзалов сталинские, этот участок поражает своей архаичностью.
Во-первых, многие станции здесь до сих пор не подключены к системе "Экспресс", и железнодорожные билеты на них выглядят так:
Правда, мои купленные в Москве билеты ничем не отличаются от обычных. Но в здешних кассах выписывают такие.
Другая достопримечательность Виндавской магистрали - это ручные стрелочные переводы. Если на большинстве станций стрелки переводятся автоматически, нажатием кнопки, то здесь как встарь путеец подходит, поворачивает балансир (с кирпичом) и нажимает на рычаг:
"Коробочки с глазом" - это флюгарки, ночью они горят двумя цветами, показывая, в какую сторону переведена стрелка. Увы, в таком виде заснять их мне не удалось.
Работа стрелочника - весьма трудоёмкая и опасная. Я ехал в плацкарте с железнодорожницей, так вот она эти штуки почти ненавидела. Путейцев на станциях тут аномально много. И всё же хочется верить, что когда сюда дойдёт цивилизация и появится автоматический перевод, эти странные артефакты сохранят для Истории:
Кстати, вопреки расхожему мнению, "столица" ручных стрелок - не Новосокольники, а Великие Луки, где их больше наверное раз в 10. Вообще же, встречаются ручные стрелки на всём пути от Великих Лук до Себежа.
Станция Великие Луки, общий вид:
Большинство вокзалов на Московско-Виндавской дороге сталинские, так как аутентичные были разрушены войной. В Великих Луках вокзал самый большой и мощный, и отличается радикально островным расположением - здесь нет даже привокзальной площади, как в Смоленске (который тоже островной). С севера от вокзала - Петербургская сторона, с юга - Московская.
Внутрь я так и не зашёл. В основном Великие Луки сейчас - грузовая станция, тут постоянно десятки поездов с цистернами, в то время как пассажирские (и дальние, и пригородные) ходят всего несколько раз за день. К вокзалу вплотную примыкает гигантский полуразрушенный Локомотиворемонтный завод:
И в общем, станция Великие Луки - одна из самых впечатляющих станций, которые мне случалось видеть. Отсюда же отходит
Бологое-Полоцкая железная дорога, которую часто называют "заповедной".
Великие Луки с поезда - в 1944-57 годах этот город был областным центром, единственным на Виндавской магистрали в пределах РСФСР:
До Себежа отсюда ехать еще 3 часа. Поезд идёт довольно быстро (не хуже, чем по основным дорогам), но с большим количеством остановок. В часе пути от Великих Лук находится крупная станция Новосокольники у пересечения линий Москва-Рига и Петербург-Киев. Устроена она так же - Петербургская и Московская стороны, "островной" вокзал. Вокзал тут поменьше, чем в Великих Луках, но покрасивее. Впрочем, мне его адекватно заснять не удалось:
Скверик у вокзала, между путей:
И сам город Новосокольники (9,5 тыс. жителей):
Отсюда недалеко до городка Невель - в прошлом типичного белорусского райцентра с костёлами, синагогами и руинами замка, но всё было разрушено в войну и после. О
Новоскольниках и
Невеле можно почитать здесь. Между тем, мы пересекаем историческую границу России: Невельский и Себежский уезды входили в "черту оседлости" и относились к Витебской губернии.
Вокзал на станции Пустошка - еще в часе пути от Новосокольников:
Пустошка - по идее город (4,8 тыс. жителей), но на глаз это село. В полутора часах езды отсюда городок
Опочка, лишённый железной дороги. Однако в 1771-1776 годах Опочка была губернским городом! Дело в том, что Псковщину и Витебщину тогда объединили в одну губернию, а Опочка располагалась точно посредине. Потом губернию разделили между Псковом и Витебском, а в Опочке сохранились 4-этажные Присутственные места. К тому же, там находится автовокзал в здании ямской станции 1850-х годов - то есть выполняет одни и те же функции уже 150 лет, его можно считать старейшим в России.
Чем дальше на запад, тем живописнее делаются места вдоль дорог. Появляются озёра, становятся всё выше холмы. Леса тут как и всюду на псковщине замшелые, то есть здесь хорошая экология. Вообще, леса здесь очень живописны, похожие боры я видел в Польше по дороге в Прагу (еще в школьные годы):
Еще в часе пути от Пустошки - посёлок Идрица (5,4 тыс. жителей). С восточной стороны он встречает вот этой странной конструкцией - то ли стела Победы, то ли водонапорка:
Вокзал Идрицы:
Виды с поезда:
В 5км южнее Идрицы находится деревня Зародищи, куда я не попал. Там находится Никольская церковь, перестроенная в 1879 году из костёла 1598 года постройки! То есть, это второй по возрасту уцелевший костёл России не считая Калининградской области (после Доминиканского собора в Выборге 15 века):
Фотография отсюда, там же
подробный фотоотчёт о Зародищах.
От Идрицы до Себежа - еще полчаса пути.
Заброшенная колея уходит в лес:
Станция Заваруйка - вокзал:
И общий вид станции:
Ещё какой-то полустанок с "автобусной" остановкой:
Я ехал в последнем вагоне, и на этом участке наснимал много кадров из тамбура, через окошко задней двери. В основном Виндавская магистраль выглядит так:
Так, а это что?!
Вдоль путей жгли прошлогоднюю траву, поэтому тот тут, то там горели огни, поезд мчался сквозь дым. У меня сразу возникла ассоциация с "Неуловимыми Мстителями" и другими советскими боевиками о Гражданской войне:
А вот уже и Себеж - пограничная станция с таможней, живописно расположенная в котловине между холмов:
Всё строго: на платформу выпускают только к прибытию поезда, чужаков проверяют и досматривают. Фотографировать тут опасно, и если бы не пара нехитрых приёмов, которым меня в своё время научил
periskop, я бы и не рискнул.
Кстати, вокзал в Себеже дореволюционный, типовой для Виндавской магистрали, но по крайней мере в Псковской области единственный уцелевший:
Из Себежа я уезжал в том же вагоне, с теми же проводницами, на том же самом месте и даже на том же само матрасе, что и приехал. Да и большая часть кадров в этом посте была снята по дороге обратно.
О Великих Луках и Себеже и пойдёт речь дальше.