Углич. Часть 2: дома, монастыри, тюремное искусство

Jan 10, 2015 00:13



Продолжаю рассказ об Угличе. В прошлой части были кремль, набережная Волги и приходские церкви, теперь - соответственно, исторический центр, три монастыря и один частный музей, посвящённый весьма специфической теме. Углич примечателен не только преданиями о кровавых мальчиках, но и, например, старейшими в России городскими деревянными домами... которых с года на год может и не стать.

Начну рассказ, как и в прошлой части, на Филипповском мосту - только посмотрим с него теперь не на Успенскую площадь перед кремлём, а в обратную сторону по Ярославской улице. По не очень доброй отечественной традиции туда обязательно надо было влепить пятиэтажку, оправдывающую, впрочем, своё существование очень душевной и дешёвой столовой на первом этаже. Красный домик рядом - петровских времён, что для гражданских зданий в России очень немало:

2.


Но самое интересное - в его дворе, и хотя такой образцовый "проклятый старый дом" (как в песне группы "Король и Шут") вполне может быть и конца 19 века, здесь другой случай - ему честно более 300 лет. Вместе с каменным домом на Ярославской это остаток старинной усадьбы купцов Меховых, но если тот дом может быть построен и ближе к середине 18 века, то этот иногда относят даже к допетровским временам. Вообще, возраст никогда не был сильной стороной нашего деревянного зодчества - хотя ни одна страна не сравнится с Россией ни количеством деревянных зданий, ни количеством шедевров среди них, всё же подлинной средневековой деревяни (иностранные образцы которой можно оценить, например, здесь) у нас не осталось - старейшая церковь то ли 14-го, то ли всё-таки 15-го века, а нецерковных памятников типа острожных башен старше 17 века вообще не найти - при том что даже в небогатой на деревянные храмы Прибалтике есть деревянные и дома, и амбары, и даже ратуша 17 века. За Уралом кое-где по деревянм встречаются избы под 400 лет (больше всего таковых выявлено в Алапаевском районе Свердловской области, где несколько лет назад я показывал "скансен" в Нижней Синячихе и "избу бабы Кати" в селе Коптелово, ещё одну 300-летнюю избу я видел в иркутских Тальцах), в Петербурге и Москве сохранены "домики Петра" (причём московский привезён из под Архангельска)... в общем, этот угрюмый дом конца 17 века - памятник всероссийского масштаба, кажется старейший городской деревянный дом России:

3.


Его древность лучше видна с другого бока, а ещё лучше - изнутри, где сохранились и общая планировка, и печь. В допетровские времена русские дровосеки и плотники почти не пользовались пилой (хотя утверждение из школьных учебников, что они её не знали - всё же перебор), умея стругать топором даже доски, но именно поэтому деревянные постройки тех времён практически не гниют - топор не нарушал внутренней среды древесины, и потому от времени она лишь каменела. А вот огню подвластно любое дерево... Вдвойне такая бесхозяйственность поражает в переполненном туристами Угличе, в квартале от пристани круизных судов и кремля - ведь хоть музей, хоть сувенирный магазин, хоть гостиница "Угличский посад" - всё здесь будет востребовано. Ну а пока - только надеяться, что беда пройдёт мимо и дом дождётся лучших времён.

4.


Ещё удивительнее, что в Угличе он такой не один. На улице Гражданской неподалёку от автовокзала можно обнаружить почти такой же дом Казимировых (неужто потомки отбившихся от войска Сапеги литвинов?!) в глубине чьего-то двора и в состоянии ещё более печальном:

5.


Ещё два подобных дома - Шапошниковых и Опариных - были утрачены в обозримом прошлом: один снесли ещё в середине ХХ века (но вроде как изразцы его печи хранятся в городском музее), второй обрушился в 2011-м году и ещё упоминается во многих путеводителях как целый. А вот дом на углу Первомайской и 9 Января в списках не значится, но ведь до чего похож! И именно такими домами много веков были застроены города старой Руси - где-то с резными наличниками и карнизами, с высокими кровлями, кокошниками и бочками, с изукрашенными воротами, окружённые амбарами и вспомогательными постройками... и в то же время как мало на самом деле изменилось на Руси за несколько веков. Деревянная среда наших городов как таковая - аналог европейских средневековых городских сред...

6.


Собственно, сам этот пласт в Угличе традиционно называют "посадские дома" - уже не избы, но ещё не палаты, ведь последние были предшественниками скорее дворцов и особняков, чем рядовой мещанской застройки. Ещё "посадский дом" есть в Суздале, но фактически их гораздо больше - просто обычно их, как и всю жилую архаику, тоже называют палатами. Уникальность Углича именно в наличии деревянных посадких домов (хотя если я ошибаюсь - пожалуйста, опровергните, можно даже в хамской и высокомерной форме - такому опровержению я буду в любом случае рад)... а есть тут и каменные. И на том же углу Первомайской и 9 Января глядят друг на друга полузаброшенный дом Одинцовых:

7.


И дом Калашниковых - самый красивый из "посадских" (особенно хороши изразцы - в КАЖДОМ небольшая сценка, но я каким-то образом забыл их переснять) и видимо поэтому отреставрированный и занятый антикварным салоном и музеем старины. Самовар с вводного кадра - тоже его:

8.


Между прочим, конструктор Калашников тут на самом деле родился и жил... только не оружейник Михаил Тимофеевич, а судостроитель Василий Иванович, занимавшийся разработкой судовых двигателей в конце 19 века.

9.


Думаю, хорошо заметна ещё одна особенность "посадских домов" - всё они стоят как-то криво, к улице боком и в глубине дворов... ведь генплан Углича был утверждён в конце 18 века, и они не вписались в новую сетку улицу, а сами их улицы давно исчезли - дом Меховых стоял на Масляной улице, Калашниковых и Опариных на Сарайской, которая тогда вела за город видимо наискось от нынешних 9 Января и Ростовской... Единственное исключение - дома на Ярославской, которая судя по всему при перепланировке города осталась неизменной - каменный дом Меховых с кадра №2 и целая усадьба Серебряниковых по другую сторону пожарной каланчи, где белый домик был построен в начале 18 века, а красный - в конце (само же "дворянское гнездо" было в Угличе одним из богатейших и представляло собой в 18-19 веках культурный центр всея уезда):

10.


Тут можно перейти к следующему пласту угличской архитектуры - особнячкам рубежа 18-19 веков, тем самым образцовым "домам с мезонинами" из русской классики. Сюда же - пожарная каланча на Ярославской, как раз между усадеб Меховых и Серебярниковых, построенная в 1870-е годы над Фурманным домом (1828-31) - изначально он вмещал и пожарную команду, и "станцию" извозчиков, и полицию, и просто городские конюшни - в общем, все службы, которым могла оперативно потребоваться лошадь.

11.


Дальше по Ярославской:

12.


13.


На мой взгляд, самый красивый в Угличе дом Буториных начала 19 века:

14.


А вот самый роскошный - Зимин двор на другом конце центра, на пустыре между Воскресенским монастырём и ГЭСовскими сталинками, городо именуемом Советской площадью. Зимины, в отличие от Буториных или Серебряниковых были уже не дворянами, а купцами с характерными купеческими манерами, среди которых "понты дороже денег" двести лет назад было не менее актуально, чем сейчас. В общем, купчины соорудили натуральный дворец, где во время волжских вояжей не брезговали останавливаться даже императоры:

15.


Городу дом отошёл в 1870-х, и поначалу там было училище. А вот больницей он никогда не был, и дверь эту приделали, когда снимали какое-то кино:

16.


Интересной архитектуры конца 19 века, как в "купеческих республиках" Дальней России, в Угличе немного - вот разве что пара самых ярких образцов на всё той же улице 9 Января:

17.


На кадре выше ещё обратите внимание на часовенку справа - на улицах старого Углича стоят две таких "будки", но сколько-нибудь внятной информации об их происхождении я как-то не находил. Да и часовни ли это были? Вот вторая на углу Ярославской и Свободы:

18.


А особняк Выжиловых (на этом кадре он справа посредине, с белым фасадом) начала 19 века на Октябрьской улице примечателен и вовсе тем, что до революции в нём обитала община староверов- федосеевцев (это самое радикальное из крупных течений), и в некоторых путеводителях он даже именуется "старообрядческим монастырём". На переднем плане - местный образец "неокупеческого" зодчества:

19.


А вот какое-то совсем непонятное по возрасту здание электросетей в конце улицы 9 Января - как вы уже поняли, вместе с продолжающей Октябрьской она самая интересная в Угличе (жалко, что отправлен пост в первые минут 10-го января - написан-то именно что 9-го, правда совсем другого года):

20.


Ну, что ещё должно быть в старом русском городке? Разумеется, деревянь, которая впрочем в Угличе не слишком выдающаяся:

21.


22.


Но куда же без ветхих дворов?

23.


Скрипучих подъездов с кошками, колясками и велосипедами?

24.


Да амбаров, которые вполне бы подошли к усадьбам "посадских домов":

25.


В завершение темы угличских домиков - таблички. Страховой медальон 1827 года - едва ли не старейший, что я видел. А вот аудиогид по звонку с мобильника - кажется, местное (или обще-ярославское?) ноу-хау, вместо графического кода.

26.


Да вот ещё обычный местный двор с наивным граффити и потихоньку сползающими в ручей сараями:

27.


Угличские церкви, которые могли бы быть на заднем плане, наверное, каждого из кадров выше, я показывал в прошлой части - их уцелело всего несколько, в сущности большевики уничтожили здесь целую региональную школу барокко. А вот монастыри, почему-то, пощадили - и монастырей тут не 5-6, как в Переславле-Залесском или Суздале, а "всего" три - но это уже немало. На прошлых кадрах не раз мелькал Богоявленский монастырь, который я про себя называл Богоявленским кварталом - он не действует, но хорошо сохранился и по сути превратился в такой необычный квартал на углу всё той же 9 Января с ведущей от кремля на трассу Ростовской:

28.


По легенде, монастырь был основан в 1591 году для Марии Нагой, которая после смерти сына (царевича Дмитрия) ушла в монахини, что мне кажется не очень-то правдоподобным, но располагался он до 1661 года действительно в Углицком кремле. У обители необычная планировка - главные храмы строились на углах, в первую очередь местный "клон ХХС" Богоявленский собор (1843-53). На другом углу была церковь иконы Божьей матери "Достойно есть..." (странное название - на самом деле первые слова молитвы, и по современному значили бы "Действительно достойно..."), ныне уделанная под жилой дом:

29.


Внутри - Фёдоровская (1818, явно навеяна несохранившейся Филлиповской) и Смоленская (1689-1700) церкви и множество всяких зданий, схема которых есть на соборах.ру. В принципе, небольшая общин монахинь тут всё-таки есть, а в Фёдоровскую церковь стоило зайти - там удивительные росписи в синей гамме.

30.


Гораздо интереснее Воскресенский монастырь между Зиминым двором и показанной в прошлой части церковью Рождества Иоанна Предтечи (с которой была связана жертва первого известного в России маньяка). Он основан то ли в 1482 году Андреем Горяем, то ли даже в 13 веке Романом Углицким, а в облике его явно есть что-то от Ростовского кремля:

31.


Дело в том, что здесь принимал постриг небезызвестный Иона Сысоевич, будущий митрополит Ростовский, который и построил в древнем городе кремль (надеюсь, все знают, что Ростовский кремль - это лишь стилизация 17 века под Древнюю Русь?). О своём первом монастыре Иона тоже не забыл и в 1674-77 годах отстроил его в камне в своём неповторимом "сказочном" стиле:

32.


Ворота на Иоанно-Предтеченскую церковь.. здесь мне единственный раз в городе попались попрошайки, причём в довольно большой концентрации, и вообще этот монастырь из трёх выглядит самым богатым и популярным:

33.


Всего в монастыре три храма - Воскресенский собор, церкови Марии Египетской (под звонницей) и Смоленская, и ни то общая на всех галерея, ни то стилабат:

34.


В галереях:

35.


Обратите внимание, что вся обитель в изразцах - но в Угличе к ним так быстро привыкаешь, что уже перестаёшь их красоту замечать:

35а.


И всё же самый красивый в Угличе монастырь - основанный в 1371 году на Огневой горе Алексеевский... вернее, весь он служит "оправой" для одного здания - Троеверхой Дивной церкви:

36.


Вход с часовенкой (1898):

37.


Напоминание о том, что иностранцы в Угличе тоже бывают... и наконец заснятые изразцы ворот!

38.


Троеверхая Дивная церковь "по паспорту" Успенская, и построена была в 1628 году как один из первых в России храм-памятник жертвам войны - то есть, Великой Смуты, когда Ян Сапега и его войско разрушили город и побили немереное количество народу (летописцы говорят о 40 тысячах, но это уж явный перебор). Что ж, шатры - почти как обелиски Мемориалов Славы... Храм строился как трапезный, но только трапезная не имела кухни и подсобок, то есть скорее всего в ней собирались лишь по праздникам. В совокупности выходит - памятник жертвам войны с залом для церемоний, этой концепцией опередивший своё время лет на 300.
Ну и просто одна из красивейших церквей России:

39.


Рядом храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1681) вида более ординарного:

40.


Но с вездесущими изразцами. А за крыльцом - длинный жилой корпус:

41.


Самое же старое здание монастыря, да и всего Углича за пределами кремля - вот. Это на самом деле Алексеевская церковь (1534), в 1830-е годы полностью перестроенная (с расширением), а при Советах ещё и обезглавленная. Вообще же Алексеевский монастырь из трёх угличских обителей самый тихий и уютный, чему не мешает даже наличие раскрученной достопримечательности.

42.


Напоследок - вернёмся в центр. Мимо пожарной каланчи к Волге спускается улица Ольги Берггольц, ведущая прямиком к пристани, что хорошо видно по всякими вывескам типа "Русская усадьба".

43.


Ещё там рядышком стоят целых три небольших музея (а всего в Угличе уже с десяток пооткрывали) - кукол, русской водки и тюремного искусства. В последний мы с Сашей и решили почему-то зайти. Основанный в 2004-м каким-то частным лицом (точно не помню, но вроде бы адвокатом), он состоит всего из двух комнат, одна из которых - реплика тюремной камеры какого-нибудь провинциального СИЗО с "Прасковьей Фёдоровной" (в обиходе - параша) в углу:

44.


И парой восковых фигур с реальных прототипов (экскурсовод подошедшей группы даже называла их по именам и немного рассказывала биографии - что интересно, вроде бы оба таки исправились)... а вот в ходу ли у нас полосатая форма? Ведь вроде бы нет - стало быть, дань туристам, о тюрьме знающим по американскому кино (впрочем, и у американских заключённых же робы оранжевые):

45.


Но всё же музей посвящён не тюремному быту (этого у нас и так хватает от всякой блатной романтики, которую я не посещал, до политлагерей типа Перми-36), а именно тюремному искусству, то есть тому, что люди создавали в неволе. Нюансы быта, впрочем, тоже представлены:

46.


Ну, самая известная форма тюремного "искусства", но от фотографий расписного уголовника как-то стало мне не по себе:

47.


Совсем иное дело - статуэтки из хлеба и дерева. Такие делаются, само собой, уже не в камерах типа той, что на кадре выше, а на зонах, где и места побольше, и срок отмерен. Как я понимаю, большинство из них сделал один умелец-сиделец в Самарской области:

48.


И знаете, есть в этих фигурках какой-то свой стиль... слегка, я бы сказал, этнографический, как будто статуэтки некоего небольшого кем-то долго угнетённого народа:

49.


А лейтмотивом я б назвал мечту о воле:

50.


Рисунки - от Спаса до мистики (умелец-сиделец озаглавил эту картину с обнажённой девой "Фэнтези" - от какого ботана, интересно, узнал такое словечко?). Портрет дочки, которой без папы расти да не пойти бы по кривой дорожке. И гитара из папье маше:

51.


Более традиционные портреты и пейзажи:

52.


Наивные, но очень искренние стихи (по клику откроется целиком)... Какой-то особый мир людей, которых мне никогда не понять и надеюсь никогда не увидеть вокруг себя. Но, как-то тут понимаешь - людей, со своими мыслями и чувствами, особой невольничьей тоской.

52а.



Главное помнить, что в тюрьме очень-очень паршиво и лучше бы туда не попадать. По крайней мере я отсюда уходил без малейшей "тюремной романтики":

53.


В общем, на такой "весёлой" ноте мы покинем город Углич. Сумрачный в общем-то город с красивым, но очень жестоким прошлым. Не самый красивый из "Золотого кольца", но вполне заслуженно в этот главный туристический маршрут России входящий. А вон вдали село Золоторучье с Ильинской церковью (1753) и стоянками древних людей, за которым Волга делает ещё один прямой угол:

54.


Теплоход с музыкой уходит в Рыбинск, туда поедем и мы. Об этом необычном городе, филиале Нижнего Поволжья в Верхнем Поволжье - в следующих 4 частях.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. Клобук, или Сердце России.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заречье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её поиски.
Пошехонье.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск.
Константиновский и Курба.

невольничье, Среднерусское, дорожное, Ярославская область, "Раскол", Углич, деревянное, староверы

Previous post Next post
Up