Рыбинск. Часть 4: Рыбинская ГЭС и поиски Мологи

Jan 14, 2015 22:32



Показанные в прошлых частях центр Рыбинска, его непарадные предместья ниже по Волге, завод "Сатурн" и вокзал выше по Волге, расположены довольно компактно, в радиусе пешей прогулки. Но Рыбинск вытянут вдоль Волги на 20 с лишним километров, и рос в ХХ веке в основном вверх по течению - к рукотворному морю, что образовала перекрывшая сразу две реки Рыбинская ГЭС. Об этом чрезвычайно интересном сооружении (вернее, комплексе сооружений), прилегающих посёлках и неудачных поисках лодки на Мологу в окрестностях города - в заключительной части рассказа про Рыбинск.

Рыбинск всегда был портом, и в конце концов даже сделал себе море. Характерный сырой ветер, разгулявшийся на водном просторе, свинцовое небо и ощущение того, что где-то рядом край земли - всё это напоминает города на балтийских и беломорских берегах. Ещё нынешний Рыбинск - это самый северный город на Волге: здесь великая река делает крутой поворот и берёт курс на юго-восток, чтобы затем ещё раз круто повернуть к юго-западу у Самары. Выше Рыбинска находились Переборы - намытые Шексной и Мологой мели во всё русло шириной, позволявшие человеку перейди Волгу вброд, но крайне осложняющие путь тяжёлым нижневолжским судам. Именно там и построили ГЭС, и район близ неё сохранил название стоявшего на его месте села - Переборы:

2.


Мы въехали туда "с чёрного хода" мимо водонапорной башни (1957). Главный въезд, по кратчайшей дороге из города, отмечен мемориальным камнем жертвам Волголага, выделившегося из Дмитровлага (строившего Канал имени Москвы и давшего миру слово "зек" - "заключённый каналоармеец") в 1935 году для строительства Угличской и Рыбинской ГЭС. К 1941-му году в нём содержалось 85 тысяч человек, из них 15-20% - политзаключённых. Центром Волголага стали именно Переборы (управление лагеря находилось в затопленном Югском Дорофеем монастыре), в 1942 году повышенные до рабочего посёлка, и в 1944 включённые в состав Рыбинска. Лагерь расформировали после войны, а в 1949-50 годах рядом с ГЭС, появились крупные заводы - Рыбинский кабельный (своего рода преемник Абакумовской канатной фабрики, дореволюционным фото которой я завершил прошлую часть) и Гидромеханический, Переборы окончательно стали промышленной окраиной. В принципе, в основном ныне это многоэтажечный район, но кое-где попадаются ещё сталинки разного масштаба, в основном, кажется, послевоенные:

3.


4.


5.


В центре посёлка (вот реально они были вместо храмов!) неплохой ДК "Переборы" не совсем понятного возраста, явно подражающий ДК Машиностроителей на "Сатурне", который я показывал в прошлой части.

6.


Между тем, мы выехали на тихую пристань. Впереди уже видна сама ГЭС, её Волжский (Западный) створ - слева скульптура Мать-Волга, справа шлюзы и водосбросы. ГЭС строилась в 1935-40 годах, водохранилище заполнялось до 1946-го года.

7.


С другой стороны просматривается открытое море. Слева Юршинский остров, отрезанный от "большой земли" превратившейся в пролив речкой Юга. Справа - Каменниковский полуостров, фактически тоже ставший островом между Волгой и бывшим руслом Шексны.

8.


И всё же, я бы сказал, главное, ради чего стоит заехать в Переборы - вид на скульптуру Мать-Волга (1953, высота 28м), приветвтующую входящие с водохранилища суда - то есть даже в те времена именно Рыбинск воспринимался началом "настоящей" Волги. Исключительно красивая статуя, и уж всяко интереснее Ильичей на Москва-Волге и Волга-Доне:

9.


Она же с другой стороны:

10.


Волжский створ Рыбинской ГЭС я бы вообще назвал архитектурным шедевром сталинского гидростроя - возможно, архитектор понимал, как много культурных ценностей эта плотина погубит и пытался хоть как-то это компенсировать её обликом. Въезжаем на водосброс:

11.


Обратите внимание на железную дорогу - это промышленная ветка, связующая разные части ГЭС и заводы на Каменниках. А вот железная дорога на Петербург, которую только-только начинали строить накануне Первой Мировой, попала в зону затопления - но близ тех же Перебор ещё можно найти её насыпи:

12.


Вот мы и на той стороне водосброса, перекрывающего естественное русло Волги. Примерно на этом месте на правом берегу когда-то стоял фабричный посёлок Абакумово, дореволюционной фотографией которого я закончил прошлую часть - он не так известен, как уездный город Молога, однако по населению (5 тысяч против 7) на момент затопления ей почти не уступал, а за свой промышленный ансамбль был прозван "Маленькой Англией". Его даже не затопили, а просто снесли под строительство ГЭС:

13.


За крутым поворотом, уже на рукотворном канале - двухниточный шлюз (перепад высоты порядка 15 метров) с впечатляющей аркой. Мне кажется, она тут всё-таки менее зрелищна, чем у Угличской ГЭС, но тоже впечатляет, тем более если там арка - чисто декоративный элемент, то здесь это диспетчерская башня с переходами на оба берега. Движение по Волге, как видите, и ныне достаточно активно, а охранник вскоре меня заметил и начал жестами меня подзывать - вообще, парадокс, но на гидроузлах почему-то вохра самая зловредная:

14.


Главная же здешняя "фишка" - панно со Стенькой Разиным под алыми парусами (!). Ну в принципе весьма логично для своей эплхи: алые парусы - символ надежды, красный - цвет советской власти, Разин - борец за народную волю. А в общем-то речные пираты, особенно свирепые конечно на вольнице Нижней Волги - такая же неотъемлемая специфика великой реки, как бурлаки или беляны. Пираты Верховолжья и северный рек - новгородские ушкуйники - своё отходили ещё в Средние века.

15.


Общая длина волжской плотины - 524 метра, высота - до 27 метров. Железная дорога напоминает трамвайные рельсы:

16.


Впереди (вид с водоспусков) Волжский микрорайон на Каменниковском полуострове - как видите, довольно капитальный:

17.


Ещё его называли (если верить весьма подробной статье в википедии) Механа, ВМЗ и ФРГ (Федеративная Республика Герасимова), а жителей его дразнили "колбасниками" - район вырос у Волжского машиностроительного завода, зародившегося в 1936 году как мастерские для сборки и обслуживания гидрооборудования, а с 1953 году ставшего предприятием Минсредмаша - если кто не в курсе, эта организация занималась атомной промышленностью СССР, и потому посёлок ВМЗ (которым руководил тот самый Герасимов из аббревиатуры) находился на "московском обеспечении" и был самым благоустроенным районом советского Рыбинска. Ныне площадку ВМЗ занимают предприятия, связанные с "Сатурном" - небольшой завод "Русская механика" (делает снегоходы "Тайга" и "Тикси", потомки "Бурана", выпускавшегося на самом "Сатурне" с 1960-х годов), "Сатурн - Газовые турбины" (энергетическое оборудование для крупной промышленности) и "Энмаш" (детали трубопроводов). В общем, тут мощная машиностроительная промзона, достойная самого "Сатурна":

18.


А вот интересной архитектурой Волжский опять же небогат. Зачем-то остановились у дворца спорта "Юность":

19.


20.


Ещё на Камменниках есть две внушительного размера зоны, а практически на месте древнерусской Усть-Шексны в километре от Шекснинского створа притаился посёлок ГЭС-14, встречающий ещё одной, на этот раз конструктивистской (1935) водонапоркой:

21.


В переводе на человеческий это посёлок Рыбинской ГЭС - "№14" было её проектным обознчением. Тут жили уже не зеки, а специалисты, инженеры, непосредственное начальство, и это кажется самый уютный рабочий посёлок, что я видел - тихий, зелёный, живописно запущенный и при этом очень чистый:

22.


Причём чистым как от сора, так и от вкраплений - в основном пейзаж не изменился с момента постройки:

23.


Архитектура очень самобытная - мы долго ломали голову, зачем домам (как я понимаю, послевоенным) такие большие чердаки:

24.


Дальше уже какие-то не столь приятные закоулочки:

25.


В центре, задворками к Волге - ДК с советским лозунгом. Как оказалось, внутри там музей "Советская Эпоха" (работает по заявкам, телефон +7 910 663 85 16 и +7 906 639 23 71), экспонатом которого, видимо, этот лозунг и является:

26.


А на заднем плане собраннная, видимо, по всем окрестностям экспозиция "Членовредительство в советском искусстве":

27.


28.


Ну а вот и сама ГЭС, её Шекснинский створ со слегка готическим зданием машинного зала - она стоит не на Волге, а на Шексне. Само здание имеет 210 метров в длину и 35 в высоту, а дамбы по берегам Шексны тянутся на несколько километров:

29.


Надо сказать, мощность Рыбинской ГЭС невелика - всего 356 МВт, среди ГЭС на Волге она третья с конца после Иваньковской и Угличской, а среди электростанций России абсолютно средненнькая, большинство московских ТЭЦ мощнее неё в разы каждая. Подробный технический обзор ГЭС и отдельных её объектов есть в википедии.

29а.


Устье Шексны - последние километры она в естественном русле. К древней Усть-Шексне (реплику её башни я показывал в прошлой части) можно было проехать от ДК налево, но мы поленились.

30.


Суровый простор Рыбинского моря - с площадью 4,5 тыс. квадратных километров оно 3-е по величине как относительно естественных озёр Европы (после Ладожского и Онежского - а вот Белое или Чудское уже заметно меньше), так и среди водохранилищ России - после Куйбышевского на Волге и Братского на Ангаре.

31.


Но только другие водохранилища России узкие и длинные, Рыбинское же необычайно широко - примерно 50 на 100 километров, то есть куда как больше похоже на классическое озеро. Собственно, оставленное ледником озеро здесь и было в незапамятные времена и ГЭС по сути просто вновь заполнила его древнее ложе. Причём рельеф Волги оно почти и не изменило - большая часть водохранилища разлилась вдоль Шексны и Мологи, сделав волжским городом Череповец, отобравший у Рыбинска роль главного речного порта и ворот Волго-Балтийского пути:

32а.


Польза от водохранилища, безусловно была - оно существенно улучшило условия судоходства между Волгой и Балтикой. Но масштабы катастрофы этой пользе явно несоразмерны: на затопленной территории было 2 города (Молога и частично уцелевший Весьегонск), один рабочий посёлок (Аббакумово), 745 сёл и деревень, 25 усадеб, 3 монастыря, одни из лучших в Нечерноземье сельхозугодия (луга, поля, а ещё торфяники и дубовые леса) и 130 тысяч человек населения. Люди, конечно, не погибли, а были расселены по окрестным районам (в первую очередь Рыбинскому и Брейтовскому), но даже без смертоубийства всё это выглядит страшно: под воду ушло 9% Ярославской области, и очень символично, что заполнялось оно в годы войны. На полуострове между Шексной и Мологой ныне действует Дарвиновский заповедник, как раз изучающий влияние водохранилища на окружающую природу: увеличилась влажность, усились ветры - дух холодного моря в Рыбинске я уже упоминал. В общем, как географ я считаю, что строительство многих других ГЭС было оправдано даже при всех побочных эффектах типа затопленного Калязина (тем более его можно было спасти обычными дамбами, и не гидрострой виноват, что этого не сделали), но строительство Рыбинской - нет, особенно с отходом водного транспорта на второй план. Изначально ГЭС планировался и вовсе Ярославская и даже была построена на 60%, и тогда затоплен был бы сам Рыбинск, заводами которого советская власть жертвовать отказалась. Сложно представить, что когда-то местность близ него была такой, оранжевые пятна - торфяники, некоторые из которых всплыли, превратившись в дрейфующие острова:

32.


...Хмурым утром после ночи в рыбинском подвале (вмещающем дёшевосердитый хостел "Дворик", о котором см. прошлую часть) мы с sasha-kalkaev поехали к берегу Рыбинского водохранилища искать лодку на Мологу. Собственно, "сенсация" о том, что затопленный город этим летом взял да всплыл, и сподвигла меня на поездку - но без кавычек сенсации не обходятся: по осени Молога всплывает если не каждый год, то достаточно часто, а вот летом - действительно, раз в 10-20 лет. На холодной и ветреной Рыбинке это более чем актуально: в 2014-м был уникальный шанс подойти к остаткам Мологи в тёплую погоду без высокой волны - то есть, на самом деле момент был упущен ещё когда идея мне только-только пришла: ехать стоило разве что в августе, по возвращении из Крыма, но тогда я слишком устал и соскучился по дому. В рыбинском музее нам сказали, что народу на Мологу этим летом ездило много, но на поток поездки туда так никто и не поставил. В общем, мы решили попытаться найти лодку где-нибудь "на месте", и позавтракав в очень приятной блинной "Белая Ворона" на серой окраине, отправились на полуостров за Рыбинском.
По дороге, недоезжая Перебор - церковь Александра Невского (1913-18) в селе Макарово:

33.


Крупное село Погорелка, куда зачем-то заехали на обратном пути и не пожалели - там есть часовня, школа и больница, всё (кроме разве что часовни) ещё дореволюционное и (включая часовню) деревянное, да какой-то самодельный музейчик не помню уже чего - на Ярославщине с её туристичностью подобные вещи встречаются немногим реже, чем в Прибалтике:

34.


35.


36.


Места тут популярные - всё же иметь дачу у моря приятно, и я даже не знаю, есть ли ещё в большинстве здешних деревень постоянное население. Примерно через час пути от Рыбинска мы доехали до деревеньки Легково - по карте она выходила ближайшей к Мологе, до затопления располагаясь почти что напротив неё через Волгу (8км по прямой по относительно тихой части водохранилища под защитой Каменников):

37.


Здесь много старых длинных изб с хозпостройками под общей крышей. Одну из них украшает такой вот наличник с шестиконечными звёздами:

37а.


За деревней мы выехали на берег, и лишь выйдя из машины я понял, как сглупил - имея в запасе целый багажник, надо было брать с собой зимнюю непромокаемую куртку и дополнительный свитер: ветреная струя пронизиывала до гостей за несколько секунд. Впрочем, это ещё можно было как-нибудь перетерпеть, но вот то, что ветер - это волны, было намного хуже.

38.


За деревьями, совсем рядом, прошёл белый теплоход. Вот не могу не согласиться с утверждением, что эти волжские лайнеры (хотя оно, возможно, к какому-то другому их типу относилось) - самые красивые по своей архитектуре речные суда ХХ века. Не считая "Метеоров" и "Восходов", конечно.

39.


За деревней обнаружилась рыболовная база отдыха "Легково", вида довольно непритязательного - но она оказалась в состоянии реконструкции и потому без постояльцев и соответственно предоставляемых им услуг. Мы объяснили, что нам надо, возившимся со своими делами рабочим, и те позвали сторожа - пожилого спокойного дядьку в линялом камуфляже. Сторож сказал, что Волга ныне так обмелела, что в Мологу, того и гляди, на квадроцикле будут ездить (увы, до этого не дойдёт никогда - от Легкова её отделяет коренное русло Волги, с поверхности, понятно, не заметное), а вообще-то какие-то ребята на лодке как раз туда ушли за полчаса до нашего приезда. Других лодок нет и не предвидится, но так уж и быть, вот вам телефон, позвоните через часок-другой, может объявятся и вас свозить согласятся. Удовлетворившись таким ответом, мы поехали вперёд - на обнажившееся дно Легковского мыса, где как раз сматывали удочки ночные рыбаки:

40.


Ветер всё крепчал, небо заволакивало. Рыбаков мы тоже спросили, но рыбаки ответили примерно так: "Сходить-то, конечно, можно. Час туда, час назад, да там пока не надоест. Но волна, ветер - мокрые до нитки будете. Ну мы-то сейчас по-любому уже уезжаем, а так поспрашивайте ещё" - но как оказалось, другие уже уехали. Понимая, что и те ребята с базы вряд ли согласятся идти вглубь водохранилища второй раз даже за деньги, мы решили ехать искать лодку где-нибудь в другом месте. Цена вырисовалась ещё раньше - около 3000 рублей за лодку на весь маршрут. Вот какая-то лодка с брезентовой кабиной скачет вверх по Волге - мы было понадеялись, что та самая, из Легково - но оказалось, что не она.

41.


Дальше отправились на турбазу "Биг Фишъ" (именно так!) чуть выше по Волге - от неё до Мологи вышло бы километров 12. У высоких ворот турбазы стояло вот такое нехитрое приспособление, при помощи которого Саша узнал, что такая услуга у них есть, но сейчас они её предоставить не могут по соображениям безопасности, так как волнение на Волге выше допустимого.

41а.


Поехали к третьей по счёту базе у деревни Коприно... и каково же было наше удивление, когда в лесу мы обнаружили мосты, развязки, стильные булыжные обочины (не на этом кадре) и деревянные коттеджи. Что ж, у каждого моря, даже искусственного, есть своя ривьера.

42.


Дело в том, что тут - целая бухта:

43.


В лесу за которой скрывался пафосного вида отель "Mercury Бухта Коприно" за двумя постами охраны - на первом нас просто тормознули и вежливо-вежливо поинтересовались о целях визита, а за второй мы и не поехали, так как рядом находился рецепшен. Там сказали, что можно неанять катер - но это стоит 5400 рублей в час (до 15 пассажиров), и в любом случае прямо сейчас свободных катеров нет. С волнами катер, конечно, справился бы, но цена была нам явно не по карману.

44.


Покрутились немного по самому Коприну, поспрашивали местных дачников, и все нас в один голос посылали к некоему Адмиралу, который летом то ли сам людей возил, то ли организовывал поездку - но увы, его дом оказался пустым. Напоследок ещё раз позвонили сторожу в Легково - лодка ещё не вернулась. Сторож, однако, посоветовал ещё заехать в Судоверфь и поспрашивать там - обычно в Мологу почему-то ездят именно оттуда. Последняя оказалась посёлком (2,2 тыс. жителей) чуть севернее Перебор, фактически дальний район Рыбинска, формально - село напротив Юршинского острова. В общем, ни с чем мы покинули полуостров:

45.


Проходная судоверфи (как я понимаю, ныне там обслуживают частные катера и яхты) и майоликовые украшения на здании местного детского садика:

46.


Успенская церковь (1742-53) в соседнем селе Балобаново - видна и из Переборов, и отсюда:

47.


Сначала заехали в местный яхт-клуб, откуда нас довольно грубо и истерично выпроводила тётка-сторож (я, однако, успел оттуда сделать вводный кадр). Зато никогда раньше не видел причалов-бензоколонок, тем более популярных брендов:

48.


Наконец, в центре посёлка мы нашли гостиницу "Бригантина", а в гостинице внезапно обнаружилась целая команда бывалых лодочников. Посовещавшись, они решили, что сейчас идти в любом случаи не стоит, ну а цену "теоретически" назвали ту же самую - 3000 рублей. Странно, что она почти не зависит от расстояния - хоть 8 километров от Легкова, хоть 25 от Судоверфи, ну и в принципе наверное если местные предпочитают Судоверфь - от неё ехать каким-то образом проще. Но мы с неудачей поисков уже смирились и через места, показанные в первой половине поста (до карты) отправились в Пошехонье.

49.


В следующей части, однако, всё же расскажу про Мологу - какой она была и что от неё осталось выше уровня воды.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. Клобук, или Сердце России.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заволжье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её поиски.
Пошехонье.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск и Константиновский.
Курба.

природа, Среднерусское, дорожное, Ярославская область, Поволжье, деревянное, зона трагедии, Рыбинск

Previous post Next post
Up