Оставив за кормой показанный
в прошлой части Жиганск, белый
теплоход "Михаил Светлов" продолжает путь вниз по Лене. И что я могу рассказать про следующие полтысячи километров? Всё одно: барашки волн на тёмном 5-километровом русле, песчаные вихри на островах и отмелях, причудливые текстуры крутых берегов, красота, пустота, безлюдье, ненаселённость и нарастающая с каждой минутой пути атмосфера Крайнего Севера. Сегодня почти от Полярного круга, которым закончили
позапрошлую часть, поднимемся в 70-е широты.
В позапрошлой части мы пересекали Сорок островов - самый унылый участок Лены, где она, распадаясь на бесчисленные протоки, становится больше
похожей на Обь. И хотя традиционно Сорок островов тянутся за Жиганск на полтораста километров до устья реки Менкере, приблизительно от полярного круга пейзаж начинает меняться:
2.
Чуть выше Жиганска бесконечную тоскливую пойму сменяют высокие обрывы то левого, то правого берегов да почти чистый простор воды между ними. Над обрывами - частокол невысокой лиственничной тайги:
3.
А чёрные полосы в белом песчанике - это самый настоящий уголь, отголосок колоссального Ленбасса, раскинувшегося на территории размером с Турцию и способного покрыть нынешнюю потребность человечества в каменном угле на несколько сотен лет. Но пока здешним углём топят лишь котельные в глухих якутских сёлах:
4.
Белый песчаник, между тем, тоже обретает причудливость:
5.
Наконец, в зелёно-бело-чёрной текстуре появляется ещё и жёлтый цвет - у воды лежат неестественно гладки и округлые Ленские валуны:
6.
Конечно же, это конкреции, то есть камни, образовавшиеся вокруг некоего центра концентрации, например зёрнышка, давным-давно упавшего в ил, с тех пор слежавшийся в камень. При всём сюрреализме облика, в мире это не сказать чтобы редкость: я прежде видел
Долину шаров на казахстанском Мангышлаке, а
её аналоги можно найти в Новой Зеландии и Румынии, в Аргентине и в Калифорнии, в Республике Коми и на
Земле Франца-Иосифа, откуда шары порой попадают и
на Вайгач. Ленские валуны состоят из того же песчаника, что и склоны над ними - но спрессованного в твёрдый камень:
7.
А подняв глаза от береговой линии, вдруг понимаешь, что впереди стоит отвесная стена, и фарватер проложен так, будто теплоход намерен протаранить её носом. В 60 километрах от Жиганска встречает Кыстатыам - самый, пожалуй, зрелищный мыс на Лене:
8.
Подойдя к нему вплотную, судно резко поворачивает под прямым углом. Вдали виден остров в устье речки Кыстатыамки, выше по которой стоит одноимённое мысу село, совсем не заметное с Лены. Второе по величине (400 человек, из них 85% эвенки) с начала или третье с конца в Жиганском эвенкийском национальном улусе, где 4 тысячи человек живут на пространстве величиной с Бангладеш (140 тыс. км²).
9.
Но про сёла, даже эвенкийские, как-то не особо думается, когда над тобой нависает ТАКОЕ. Кыстатыам - стометровая стена, будто срезанная ножом гиганта:
10.
Лишь кое-где, как орехи в слоёном торте, Ленские валуны торчат из её склонов:
11.
Здесь они имеют форму классических "каменных грибов" (см.
Алтай) - слежавшаяся под весом валуна порода чуть медленнее сыплется и размывается водой:
12.
Стена мыса тянется на 11 километров:
13.
Въездной знак Кыстатыама-села стоит не в устье Кыстытыамки, а с другой стороны мыса - и на самом деле он тут вполне на своём месте. Зимой в село можно доехать по льду, в межсезонье, хочется верить, летают из Жиганска какие-нибудь вертолёты, ну а летом у "Механика Кулибина" напротив этой надпись остановка с высадкой в лодку:
13а.
Кажется, пространства здесь так много, что даже у Юрюнг-тойона устала рука его рисовать, и вместо этого он просто поработал штампом:
14.
Начавшись на левом берегу у Полярного круга, за Кыстатыамом обрывы переходят на правобережье:
15.
Яр на кадре выше увенчан деревянной вышкой, и можно лишь воображать, какой неземной красоты с неё открываются виды:
16.
Между тем, со сменой берегов в текстуре обрывов исчезла чёрная полоса - Лена миновала угольный бассейн:
17.
18.
19.
И те, кто любят многобукафф (а иные, судя по всему, мой блог со времён Заката ЖЖ не читают) - скажите, ну вот что тут можно рассказать? Наверное, много букв тут было бы в статьях какого-нибудь геологического сообщества, а для всех остальных это просто причудливо и красиво:
20.
Вафельный торт "Лена" - может, кто придумает рецепт по мотивам этой текстуры?
21.
Тем временем, в зелёном пятне на склоне можно различить белый крестик:
22.
В бортовом инфостенде (листы которого команда каждый день меняет вручную) сказано, что здесь стоит памятник путейцам - на реках, как и на железных дорогах, это слово в ходу. Обычно путейцы на маленьких катерах объезжают речной путь, замеряют глубины, проверяют и при надобности двигают бакены и навигационные знаки. Здесь, пишут, в 1980-х сошёл обвал, накрывший двух человек из команды причалившего к берегу путейского катера. И - больше никакой общедоступной информации: ни даты, ни названия катера, ни даже имён. Может,
на Дзене мне что-нибудь пояснит старый и желчный речник на пенсии, вставляя через слово пассажи про бездельников-туристов и жертву ЕГЭ. А здесь даже табличка - не мемориальная доска, а банальное "Запрещена охота!".
23.
Зато природа помнит своих случайных жертв и носит цветы к ним на могилу. Из следующего распадка показался розовый бугор:
24.
Гарь, покрытая цветущим иван-чаем:
25.
Юрюнг-тойон же явно исходил из того, что люди никогда сюда не доберутся - в ход снова идёт штамп:
26.
Читаете вы это всё минут 10-20? А шли в этих пейзажах мы долгие часы, и пожалуй, таким вот концентратом Нижняя Лена смотрится даже эффектнее, чем на самом деле. Даже от красот можно устать, и вот задремал в каюте, а вскоре прибежала моя спутница и крикнула "Вставай! Там Кулибин идёт по правому борту!". Поздоровавшись гудками, на Лене встретились два белых теплохода - круизный "Михаил Светлов" (1986, Австрия) и рейсовый "Механик Кулибин" (1955, ГДР), о котором
в порту Якутска я подробно рассказывал здесь. Маршрут "
Ленатурфлота" вниз по Лене и обратно в Якутск занимает 10 дней что в круизе (куда попали благодаря поддержке проекта "
Живое наследие", депутата Госдумы РФ Сарданы Авксентьевой и администрации Республики Саха), что в рейсе, и "Кулибин" на всех парах шёл из Тикси в Якутск. Поравнялись мы с ним, кажется, у Могилы Ребёнка - так называется один из мысов, когда-то вдохновивший на
стихи Евгения Евтушенко. По преданию, там рыбаки давным давно нашли брошенный чум с останками младенца в колыбельке - его родители, вероятно, вместе отправились за пропитанием и сгинули в тайге или реке. Впрочем, всё, что я знал про Могилу Ребёнка - это легенда да очень примерное время прохода, и потому совсем не факт, что перед носом "Кулибина" именно этот мыс:
27.
Ширина Лены в этой части в среднем порядка 5 километров: меж обрывов и островов она стискивается до 2-3 километров, а в устьях крупных притоков разливается до 8-10. Низкий дальний берег тут едва виднеется, а вдоль русла проваливается горизонт - и это без всяких водохранилищ! Я прежде даже представить не мог, что реки бывают столь широки, но ведь и движемся мы по то ли второй, то ли третей самой полноводной реке мира!
28.
И не надо сейчас открывать википедию и смотреть списки рек по расходу воды: там Лена со своими 16,5 тыс. м³/с едва замыкает десятку. Вот только большую часть года сибирские реки скованы льдом, и хотя одно лишь подлёдное течение Лены сравнимо с Северной Двиной или Рейном, всё же среднегодовой расход воды здесь - показатель не более актуальный, чем средняя температура по больнице. Если же сравнивать реки мира по самым многоводным месяцам, то явно больше Лены с её 40-60 тыс. м³/с только Амазонка, а сопоставимы - зимняя Конго и летний сосед-Енисей. Вот только Лена не отличается постоянством характера: её режим подчинён каким-то пока не просчитанным циклам, и например в 1980-х она превосходила Енисей и в среднем за год (24 тыс. м³/с), и в июне (более 104 тыс. м³/с). Мы оказались тут в довольно многоводное лето:
29.
Над речным простором ветер гуляет словно в степи, с подсохших на жарком круглосуточном Солнце островов поднимая песчаные бури:
29а.
А безлюдье - не сказать чтобы обманчиво, но всё-таки довольно условно. У берега порой мелькнёт то балок, то изба:
30.
Над их крышами - печные дымки, а где-то рядом пришвартованы лодки. Всё это заимки охотников и рыбаков, такие вот суровые сибирские дачи:
31.
Среди них не сильно выделяется
Натара с со старым кладбищем и импровизированной заимкой-музеем, куда "Светлов" раньше прибывал на зелёные стоянки. Столь же неприметен
Джарджан - последнее село Жиганского улуса, где прописан 1 человек. Следующий Булунский улус открывает Сиктях - основанное в 1934 году село (280 жителей; половина - эвенки, четверть - эвены) на широте
южных окраин Мурманска. Название его, впрочем, было известно русским географам куда раньше: в 1728 году здесь зимовала экспедиция монаха Игнатия (Козыревского). В миру Иван, на заре 18 века он приводил в русское подданство камчадалов, в 1703 году основал на Охотском берегу Большерецкий острог, а в 1711 стал первым из русских людей высадился
на Курилах. Однако дальше Иван Петрович свернул не туда, вместе с соратником Даниилом Анциферовым подняв бунт и убив "камчатского Ермака" Владимира Атласова. Позже бунтовщики сами пришли к государевым людям с повинной, и отлучённый от Камчатки,
в родном Якутске Иван участвовал в строительстве Спасского монастыря и там принял монашеский постриг. Но метущаяся душа всё так же рвалась к новым берегам, и не попав в экспедицию Витуса Беринга (хотя и консультировав его), в 1728 Игнатий построил судно с заморским названием "Эверс" и направился в полярные моря. Он хотел пройти пролив Дежнёва, но в итоге корабль был раздавлен льдами у Сиктяха. Причём, как выяснилось лишь спустя без малого три века, всё же на обратном пути - дойдя до океана, плавание вдоль Чукотки монах-мореход решил отложить на следующий сезон. Потеряв судно и пережив зиму, Игнатий вернулся в Якутск и уехал оттуда в Москву, где в
Николо-Угрешском монастыре его настигло возобновление "атласовского дела". В 1732 Козыревский был расстрижен и отправлен в тюрьму, где и умер два года спустя в ожидании казни. Ну а мимо этих берегов предстояло пройти ещё десяткам экспедиций:
32.
Кадры выше, которые после "Кулибина", сделаны на обратном пути, а вниз по Лене мы прошли эти места ночью. Само собой, не той, когда заходит солнце, а той, когда ложишься спать:
33.
Утро встретило новыми обрывами и скалами одна другой чуднее:
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Там, где берег делается лесным и пологим, в космическую пустоту вдруг вторгается техногенность. Это Приленск - не посёлок, а база снабжения, основанная в 1963 году Приленской геологоразведочной экспедицией...
40.
...а ныне принадлежащая "Алмазам Анабара". В Якутии эта компания, учреждённая в 1998 году "Алросой" и правительством Республики Саха, на слуху не меньше, чем сама "Алроса". Как следует из названия, основная добыча у них в глухом, я бы даже сказал наиглушайшем Анабарском улусе в северо-западном углу региона. Там находится несколько доступных только по воздуху месторождений, самое известное из которых -
Эбелях, разрабатываемый с 1980 года. Компания обеспечивает 4% мировой добычи алмазов, и
особенно везёт ей на необычные камни - так, в 2020 году в Эбеляхе добыли крупнейший в России цветной алмаз (236 карат) редкого "коньячного" цвета. До тех месторождений отсюда 500 километров, но ближе в летней сезон не подобраться ни водой, ни сушей:
41.
Ещё немного текстур. В инфостенде заявлена некая скала Юрдюк-Хая в 90км от Кюсюра по левому берегу, которая "выглядит мрачно". Быть может, вот это она?
42.
43.
44.
45.
Где-то здесь "Михаил Светлов" достиг 70 градуса северной широты:
46.
А значит и моя про
Вайгач, вернее те его озёры и скалы, к которым я дошёл в 2017 году, остались где-то южнее. Так далеко на севере я ещё не бывал:
47.
Ветер тут всё пронзительнее, волна всё злее:
48.
За поворотом реки встают горы Верхоянского хребта, так и тянувшиеся в сотне километрах от правого берега ниже устья Алдана:
49.
К Лене это огромное (1200км длиной, до 2283м высотой) нагорье подходит всего в двух местах - Усть-Вилюйским хребтом на юге и Хараулахским хребтом на севере. Последний и виден из-за тайги:
50.
Высота этих гор - до 1429 метров:
51.
За поворотом я увидел красный танкер "Тикси" проекта "Ленанефть". Как и мы, собиравшийся швартоваться в Кюсюре:
52.
Но про Кюсюр, Булун и горы будет следующая часть.
ЛЕНА-2022
От Усть-Кута до Якутска. Оглавление и обзор.
От Якутска до дельты, а также верховья. Оглавление и обзор.
Верхняя Лена (Иркутская область).
Качугский тракт и Баяндай.
Качугский район. Качуг.
Качугский район. Анга.
Качугский район. Шишкинская писаница и Верхоленск.
Усть-Кут (2020).
Осетрово - Киренск.
Киренск - Ичёра.
Давыдово - Визирный - Витим.
Средняя Лена (Витим - Якутск).
Витим и Ленск.
Лёнск - Олёкминск.
Олёкминск.
Ленские Столбы.
Еланка - Табагинский мыс.
Долина Самартай. Булуус, Турук-Хая, Курулуур.
Кердем, Павловск, Нижний Бестях.
Нижний Бестях - Якутск - Кангалассы. Порты и переправы.
Якутия в общем.
Природа, история, символы.
Якуты. Материальное.
Якуты. Духовное.
Неякуты. Русские и коренные народы Севера.
Якутск. Старый город и новый облик.
Якутск. Вечная мерзлота.
Якутск. Музеи Якутска.
Якутск. Центр.
Якутск. Окраины.
Якутск. Чочур-Муран.
Заречные улусы Якутии.
Усть-Алданский улус. Соттинцы.
Усть-Алданский улус. Алас Мюрю.
Мегино-Хангаласский улус. Майя.
Магино-Хангаласский улус. От Ломтуки до Бютейдяха.
Чурапчинский улус. Чурапча.
Чурапчинский улус. Арылах.
Таттинский улус. Черкех и окрестности.
Таттинский улус. Музей в Черкехе.
Таттинский улус. Ытык-Кюель.
Нижняя Лена.
Суда Нижней Лены. "Ракета", "Ленанефть", "Механик Кулибин".
Суда Нижней Лены. "Михаил Светлов" и "Демьян Бедный".
Якутск - Жиганск. Сорок островов.
Жиганск.
Жиганск - Кюсюр.
Кюсюр и Хараулахский хребет.
Ленская труба - остров Столб.
Тит-Ары.
Амуро-Якутская магистраль.
Нижний Бестях - Томмот.
Алдан - Могот.
Нерюнгри.