Национальная образовательная политика в контексте мировой трансформации

Jun 25, 2021 14:17


Доклад на заседании Академии геополитических проблем 24 июня 2021 года

Уважаемый Леонид Григорьевич, Александр Дмитриевич, коллеги! Благодарю за возможность выступить на заседании Академии.

Разрешите кратко представиться. Являюсь специалистом по управлению и организационному развитию, автор вузовского учебника «Философия управления», выдержавшего несколько изданий. Вся моя профессиональная жизнь связана с образованием: с интенсивными методами обучения взрослых в деятельности. В 1985 году я закончила с отличием московский Иняз. В середине 1990х стала первым представителем Оксфордского университета в России, руководила федеральным проектом изменения российских стандартов образования по иностранным языкам. В 2000х работала в ряде крупных международных и российских компаний разных отраслей в качестве директора по стратегии, руководила проектами внутренней реорганизации и развития. С 2012 года занимаюсь отбором и сопровождением технологических проектов, организовала частный венчурный фонд, вырастила несколько известных стартапов. В начале 2019 года вместе с единомышленниками-инженерами создала некоммерческую организацию - Ассоциацию малых конструкторских бюро. Миссией ассоциации является воспроизводство и развитие инженерной культуры в России.



С 2019 года сотрудничаю с Русской аналитической школой, являюсь главным аналитиком. В начале 2020 года я сделала в РАШ два доклада по теме образования, в которых содержатся теоретический базис и факты, которые я использовала для подготовки сегодняшнего доклада. Повторять их не буду, они опубликованы [1,2].

Сегодня, по согласованию с организаторами, я хотела бы поделиться соображениями про образовательный проект, который реализовывался в мире в последние десятилетия; про смену ситуации в 2020-21 годах и отражение этой трансформации в проекте будущего российского образования.

Для меня образование является важнейшей частью системы управления. Начну с описания парадигмы, которая продвигалась до начала пандемии в рамках построения общемировой управленческой конструкции.

1.  Ситуация с мировым процессом трансформации образования до 2020 года

Образование является неотъемлемой частью социальной структуры: это способ её воспроизводства. До недавнего времени реализовывался проект рынка образовательных услуг для общепланетарной системы управления. Эту систему можно условно определить как мировую империю под единым управлением. Всем империям во все времена была свойственна экспансия. Для этого требовалось воспроизводить свою систему управления.

Сразу сделаю важную оговорку. Я намеренно не буду обсуждать «советскую систему образования», так как за краткую, по историческим меркам, историю существования СССР сменилось несколько парадигм и соответствующих им образовательных проектов. Только в ранний период, в 1920х годах, Советский Союз претендовал на то, чтобы стать общепланетарной империей - Земшарной республикой. Последующая история нашей страны была отмечена жесточайшим противостоянием, окончившимся поражением, приведшим к колониальной повестке, реализовывавшейся с 1991 года.

Для примера возьмём китайскую систему управления, которая тоже переживала подъёмы и спады и, тем не менее, воспроизводилась на длительном временном горизонте. Имеется один фактор, хорошо задокументированный и остававшийся неизменным в течение столетий: вертикальная мобильность [3]. Императорские чиновники ездили по всей стране, по городам и деревням, отбирали способных юношей и готовили из них образцовых подданных. На местном уровне не должно было оставаться организационно оспособленных, активных молодых людей, которые могли бы составить оппозицию и заявить протест против императорской власти.

Такая же ситуация была в Европе после окончания Средних веков. Для консолидации европейской территории и экспансии в новые земли был образован Орден иезуитов. Орден занимался и продолжает заниматься поиском, отбором и индоктринацией молодых людей в явном виде в ареале влияния Римской церкви и скрыто - в других регионах. И как мы знаем, до сих пор система образования в колледжах и университетах, находящихся под патронажем иезуитов, служит воспроизводству международной управленческой и интеллектуальной элиты [4].

Американская система образования имеет ту же цель - отобрать и поставить себе на службу лучших представителей, обеспечив им должности, почёт, деньги в обмен на лояльность имперским целям. Обратной стороной такой политики является жестокое подавление активности молодого населения, не имеющего возможности получить хорошее образование и работу. Контингент заключённых в тюрьмах США - самый большой в мире (более 2 млн. чел., четверть от всех заключённых по всему миру), состоит на 70% из цветных: негров и латиноамериканцев [5]. Зачастую их единственным «преступлением» является природная активность и неумение вписаться в законы, установленные белым истеблишментом.

Указанная схема выявления и индоктринации наиболее способных, активных представителей молодёжи является исторически прослеживаемой и универсальной. Молодые люди должны быть встроены в систему государственного управления или маргинализированы, а в пределе - изолированы и уничтожены.

После окончания Второй Мировой войны, с 1947 года, состоялся запуск проекта построения глобальной системы управления, начатой членами Общества Мон-Пелерин [6]. В рамках этого проекта были запущены и действуют до сих пор такие программы, как, например, WorldSkills (c 1952 года;  в нашей стране действует при поддержке Агентства стратегических инициатив) [7]; международных программ MBA - с целью интеграции экономического и бизнес-образования в форме присуждения степени по менеджменту и присвоения рейтингов бизнес-школам [8]; введение в середине 1970х годов единых общеевропейских образовательных стандартов владения иностранным языком, так называемых «пороговых уровней» (Threshold levels), для мигрантов из развивающихся стран и позднее для пост-советских стран Восточной Европы [9]. Последняя инициатива подготовила почву для распространения общих стандартов на другие предметные области. Результатом стало подписание в 1999 году Болонской конвенции между 29 европейскими государствами, целью которой было запустить процесс создания единого образовательного пространства и единой системы высшего образования в Европе [10].  Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. О реальных целях и результатах Болонской системы я скажу позже.

Из образовательных инициатив 2010х годов, способствующих установлению единого мирового порядка, можно отметить внедрение платформ дистанционного образования, так называемых «массовых открытых онлайн-курсов» (МООС), самой масштабной из которых является Coursera, запущенная в 2012 году на базе Стэнфордского университета. В 2020 году с использованием этой платформы проходило обучение 77 млн. чел. из десятков стран, включая Россию [11]. На платформе аккредитовано несколько ведущих российских вузов, в том числе МФТИ, Санкт-Петербургский государственный университет и Высшая школа экономики, ставшие первыми партнёрами Coursera в 2013 году. На основе данных платформы ежегодно составляется Индекс глобальных компетенций. [12].

Вывод: хотите устойчивую империю - займитесь образованием. А что такое «устойчивая империя»? История континентальных империй учит, что для этой формы социального устройства характерен цикл в тысячу лет. Вспомним Римскую империю, Византию… Последний раз долгосрочная имперская конструкция была заявлена в Германии в 1933 году под неофициальным названием «Тысячелетний рейх». После окончания Второй Мировой войны глобальный имперский проект шёл скрыто в связи с противостоянием двух супердержав, но после развала СССР опять вышел на поверхность. Именно с ним связана стремительная и насильственная вестернизация российского образования, в которой существенную роль сыграл Болонский процесс [13].

Болонская система была призвана интегрировать очень сложный, складывавшийся веками, фрагментированный образовательный рынок Европы. Выбор Болоньи как лидера этого процесса не случаен: считается, что именно здесь был основан в 1088 году первый европейский университет, который в середине XIV века открыл приём студентов из разных европейских регионов и ввёл первые общие стандарты обучения [14].

С точки зрения интересующего нас вопроса - механизмов мировой трансформации, можно выделить следующие характеристики Болонской системы.

1.  Чёткая фиксация «центров мастерства» (centers of excellence). Выбрано несколько университетов, готовящих интеллектуальную элиту. В их задачу входит формирование правильного образа мира. Все они являются старинными  университетами: Парижский (основан в 1150 году, известный также как Сорбонна [15]; Оксфордский, получивший расцвет после изгнания английских студентов из Сорбонны в 1167 году [17]; Кембриджский, основанный в 1209 году выходцами из Оксфорда вследствие гражданского конфликта [18]. В Новом Свете эту средневековую когорту пополнили университеты в Гарварде и Йеле, к которым позже присоединились университеты Лиги плюща и некоторые другие высшие элитарные учебные заведения, курируемые по большей части иезуитами (например, Джорджтаунский университет). Про центры мирового гуманитарного образования я подробно рассказывала в своём докладе в РАШ 16 января 2020 года [1]. Число таких университетов ограничено десятком учебных заведений; все остальные вузы являются экономическими, естественнонаучными или техническими высшими школами, дающими определённую специальность. Любопытно, что в Германии, славившейся своими университетами в XVII-XIX веках, сейчас нет признанных центров элитарного образования. В СССР и в постсоветской России университетов в этом смысле также не было (и быть не могло). Об этом красноречиво свидетельствуют международные рейтинги. Так, МГУ им. М.В.Ломоносова  котируется достаточно низко: 174-е место в рейтинге мировых вузов, опубликованном в сентябре 2020 года [19].

2.  Единое образовательное пространство, основанное на разделении понятий «образование», «специальность», «профессия». Европа становится имперской структурой, центром которой выбраны исторические учебные заведения с непрерывной традицией. Если хочешь получить гуманитарное образование и претендовать на то, чтобы служить истеблишменту, - отправляешься в Оксфорд или в Сорбонну. Если хочешь получить специальность, то выбираешь технический или естественнонаучный факультет. Если профессию - колледж (по факту ремесленное училище, где издавна учили ремеслу). «Образование» характеризуется универсальностью и фундаментальностью, «специальность» - экспертностью в узкой сфере, «профессия» - набором компетенций. «Компетентностный подход» не плох и не хорош: это способ обучить ремеслу, овладение которым требуется всё время подтверждать. К фундаментальному образованию и даже к получению специальности компетентностный подход неприменим. Переход на постоянное подтверждение компетенций, особенно в форме балльных тестов, и было самой главной афёрой реформы образования.

3.  Единая система сквозных стандартов и рейтингов. Критерии отнесения к той или иной категории и присуждение учебным заведениям мест служат основной цели, о которой я говорила в начале: способствовать вертикальной мобильности со всего пространства империи. С одной стороны, необходимо организовать «пылесос» способных молодых людей для сообщения им правильной картины мира; с другой, не допустить, чтобы на окраинах остались люди, способные организовать интеллектуальную оппозицию и возглавить сопротивление новому порядку. Целью стандартизации образования становится, как и в прошлые века, успешная индоктринация интеллектуального сословия. Получившие образование (правильный образ мира) могут вернуться на родину не просто как обладатели престижных дипломов; они являются выразителями и проводниками интересов новой имперской общности.

Следует отметить, что указанный механизм свойственен всем империям. Смысл имперской власти в том, что она перемалывает все национальные, местные традиции. История учит, что этот механизм имеет свою логику развития. Чем больше становится имперская территория, тем более жёсткими становятся стандарты допуска в истеблишмент и его окружение; тем меньше возможности иметь собственные образовательные практики на местах. Местное образование объявляется второсортным; практики и традиции маргинализуются и становятся уделом неудачников.

До середины 2019 года российское руководство было подписано на эту повестку. Довольно много людей захватили собственность - её нужно было легализовать. Чтобы войти в «мировой клуб» и в то же время оставаться бенефициарами, пришлось пойти на компромисс - принять единые стандарты империи: идеологические, экономические, образовательные. Позже мы обсудим, было ли это сделано искренне или это была уловка. Можно было бы огульно обвинить наших власть имущих в сдаче позиций своей страны, но ситуация несколько сложнее, чем кажется. Вспомним кампанию за присоединение к Болонской декларации ещё до формального присоединения к ней России. Педагогическая и родительская общественность активно протестовала, но никаких отступлений от имперского плана не последовало - ни при Ельцине, ни при Путине.

В конце 2000х процесс вестернизации образования продвинулся ещё дальше. Памятником этому периоду является Инновационный центр «Сколково», проект которого был запущен в начале 2010 года по инициативе президента Медведева. С самого начала Сколково позиционировался как научно-технологический хаб, вписанный в мировую структуру таких же хабов. Идеологом выступал Владислав Сурков, тогдашний заместитель руководителя Администрации президента. В одном из интервью конца 2010 года он так охарактеризовал миссию Сколковского проекта: «… достаточно невооруженным глазом посмотреть на то, как устроены ведущие мировые научные центры, чтобы понять - они все предельно интернационализированы и открыты для нового притока свежих интеллектуальных сил из любой точки мира» [20]. В начальный период Сколково часто сравнивали с американской Кремниевой долиной [21]. В 2011 году в составе Инновационного центра появился Сколтех (Сколковский институт науки и технологий), негосударственный вуз, стратегическим партнёром которого выступил Массачусетский технологический институт (MIT) [22]. До сих пор продолжаются программы обмена, когда примерно половину учебного времени студенты проводят в России, а другую - в США.

Расположенное невдалеке от столицы, Сколково связано комфортабельным железнодорожным сообщением с международным аэропортом Шереметьево. В  соответствии с подобными практиками в других глобальных хабах, лучшие научные кадры и международные гуру прибывают в Шереметьево, добираются в современном пригородном поезде до Сколково, проходят по крытой дорожке до здания Технопарка, делают свою работу и отбывают обратно, не замочив  дорогих ботинок. Центральный ансамбль Сколково напоминает международный аэропорт. Инновационный центр мыслился как портал, точка входа в мировую систему, по словам Суркова,  «место для избранных. Для талантливых и гениальных.» [20]. Никто из инициаторов не скрывал истинного назначения Сколково. Это был легальный способ вывозить способных людей и технологии на Запад, прежде всего в США.

У меня уже несколько лет назад сложилось стойкое впечатление, что Инновационный центр, патронируемый Дмитрием Медведевым, являлся прикрытием для защиты наших действительно высокотехнологичных анклавов в военной сфере. Я назвала это  «инновационная экосистема-1» и «инновационная экосистема-2». Для первой характерно полное принятие идеологии, норм и традиций международного сообщества; несколько карикатурное воплощение идеи Солнечного города. Вторая инновационная экосистема глубоко засекречена и работает строго на военные цели. В то время как обитатели Солнечного города регулярно собирались на питч-сессии и ездили по обмену в MIT, в другой экосистеме срочно дорабатывали «лошариков»,  «кинжалы» и «сарматы».

Летом 2019 года период следования в фарватере мировой империи завершился. Инновационная система-1 стала лишней, декорации были отброшены. Закон об Инновационном центре был изменён [23]; менеджеров нацелили на зарабатывание денег, а не на распределение бюджетных средств. По результатам проверок Счётной палаты вскрылись масштабные финансовые нарушения. Спустя год политика и управление процессами в Сколково подверглись резкой критике в СМИ [24], а территория Инновационного центра стала ещё одним кластером дорогой офисной и жилой недвижимости.

Подведём промежуточный итог. Ретроспективно можно предположить, что стратегия президента Путина и его ближайшего окружения с середины 2000х до апреля этого года выглядело как прикрытие. Внешнее принятие разрушения образования, вероятно, тоже было частью этой стратегии.

2.  Ситуация в период пандемии (2020-2021 годы)

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в начале пандемии до настоящего времени. После того, как весной 2020 года в Европе был запущен процесс глобальной трансформации, получившей название «пандемия», ситуация в образовательной сфере резко поменялась. В своей статье «Нападение на Паданию», написанной по мотивам вспышки коронавирусной инфекции на севере Италии в начале марта 2020 года, я анализирую возможные причины, связь с проектом «Один пояс - один путь» и возможные сценарии развития событий [25].

За полвека так называемые «демократические институты» и связанные с ними финансовая и банковская системы порядком обветшали. Настало время перейти на новый уровень. Пандемия была призвана запустить процесс трансформации конгломерата разных государственных образований в Европе и отчасти в США с целью истребить благополучный средний класс, накопивший «жирок» вследствие реализации концепта «общества потребления» в середине 1970х. Первой мишенью является  верхняя часть этого слоя, поднявшаяся на финансовых спекулятивных операциях с 1990х годов и начавшая претендовать на вхождение в состав исторически сложившегося истеблишмента.

Официальным началом трансформации можно считать концептуальную статью Генри Киссинджера, опубликованную 3 апреля 2020 года в Wall Street Journal, озаглавленную: «Пандемия коронавируса навсегда изменит мировой порядок» [26]. Через два месяца, 6 июня, на сайте Давосского форума другой патриарх, организатор и директор Давосского форума Клаус Шваб опубликовал статью, в которой постулировал необходимость «Великой перезагрузки» [27]. Летом вышла программная книга Шваба в соавторстве с журналистом Тьерри Маллере «COVID-19: The Great Reset», в которой раскрывалась суть мировой трансформации и были обозначены конкретные цели и шаги [28].

В своих выступлениях и статьях Клаус Шваб, выбранный глашатаем международной политической повестки, при участии Принца Чарльза, транслирует цели и задачи «великой перезагрузки» (мне больше нравится компьютерный термин «перезапуск»). В первую очередь, речь идёт об отказе от пиратского пути развития к так называемому «инклюзивному капитализму» (inclusive / stakeholder capitalism). При внимательном чтении оказывается, что президент Давосского форума пропагандирует социализм фабианского толка. Рассмотрим основные черты этого «дивного нового мира».

- Контроль ресурсов и рождаемости как предпосылка перехода к устойчивому обществу, которым проще управлять. Следует отметить, что знаменитый доклад Римскому клубу «Пределы роста», юбилей которого мы будем отмечать в следующем году, был посвящён той же проблеме [29]. Вопросы снижения уровня жизни и образования для обеспечения управляемости был также поставлен в докладе «Кризис демократии: Отчёт об управляемости демократических государств для Трёхсторонней комиссии», опубликованном в 1975 году [30]. Времена идут, методы остаются прежними.

- Собственность больше не является предпосылкой социальной мобильности. Постулируется чёткая социальная стратификация, в основе которой лежит лояльность мировому порядку и готовность «делиться».

- Интеграция территорий на основе технологий. Как только появлялись новые технологии: паровой двигатель, электричество, связь, транспорт, - сразу же расширялась ойкумена, доступная империям предыдущей эпохи. Появление интернета и мобильной связи даёт возможность расширить империю до пределов территории Земли и околоземного пространства.

- Отказ от интенсивного развития в пользу стабильности.

Следует отметить удивительный синхронизм трансформации на биологическом, социальном и медийном планах. Уже к лету 2020 года стало очевидно, что все запущенные процессы отвечают общемировым договорённостям; мировой истеблишмент и лидеры G20 были не только в курсе происходящего, но и подписались под эту повестку.

В обеспечение этой невиданной ранее глобальной трансформации была запущена мощная реформа образования. К требованию единого образовательного пространства был добавлен новый стандарт дистанционного образования с использованием интернета - обучение онлайн. Повсеместные ограничения весной 2020 года и локдауны в Европе, не прекращающиеся уже более года, стали удобным поводом перевести в онлайн-формат все ступени и формы образования - от дошкольного до вузовского. Онлайн-обучение является не просто паллиативом для проведения занятий в отсутствие физической возможности посещать образовательные учреждения, но прежде всего способом быстро перейти от локального образования к глобальному.

Основной эффект такого скачка состоит в разрыве связи «учитель-ученик». Вспомним о том, что одной из целей имперского образования является понижение значимости местных образовательных традиций, базирующихся на культурной связанности, личном общении, родном языке. Онлайн-обучение и виртуализация нанесли мощный удар по локальным системам образования. Например, доступная в поисковиках функция подстрочного перевода теперь применяется и для видеокурсов. Теперь любой человек может понять любую лекцию.

В этой связи следует отметить, что к началу пандемии «чудесным образом» оказались готовы и другие основные технологические инструменты онлайн-обучения: платформы МООС (в первую очередь Coursera), средства генерации, размещения и доставки видеоконтента, такие как YouTube и Zoom. За время пандемии были существенно улучшены возможности просмотра видео в основных глобальных соцсетях и мессенджерах (Facebook, Twitter, Whatsapp, Telegram).  Удалось продвинуть вперёд инфраструктуру мобильной и интернет-связи, начать подготовку населения к вводу технологии связи нового поколения 5G, развернуть рекламную кампанию спутниковой связи Starlink. По данным открытых источников, в период с 7 января 2020 года по 26 мая с.г. компания SpaceX, реализующая программу Starlink, осуществила запуск 1555 спутников преимущественно для обеспечения интернетом различных регионов Земли [31]. Под новые возможности связи и глобальных игроков подтянулись и производители гаджетов, для которых пандемия стала удачным выходом из кризиса конца 2010х.

С начала пандемии прошло полтора года. Ситуация выглядит гораздо более сумбурной, чем планировалось. В сфере образования процесс трансформации продвигается быстро, однако о полном переходе на дистанционные формы речь пока не идёт. Возможно, это связано с двумя факторами.

Во-первых, COVID-19 довольно быстро исчерпал свой «боевой» потенциал. В Европе потребовались серьёзные усилия администрации ЕС и правительств отдельных стран, особенно Германии, чтобы продлить локдаун без объективных причин (см. например хронику протестов против продолжения ковидных ограничений в Германии [32]). В  Великобритании были приняты жёсткие меры в отношении иностранных учащихся школ и вузов, среди которых четверть составляют китайцы [33]. В начале марта Кембриджский университет, а за ним и ряд других крупных университетов срочно закрыли свои кампусы и объявили, что продолжат лекции только в онлайн-формате до лета 2021 года [34]. Тем не менее, финансовые соображения и жалобы студентов, заплативших за очные образовательные услуги,  вынудили некоторые университеты и колледжи начать учебный процесс в сентябре 2020 года в гибридном формате [35]. Учебные заведения других европейских стран тоже лихорадило, однако администрации, преподаватели, студенты и родители так и не акцептовали полностью онлайн-формат.

Во-вторых, доступность новых технологий вошла в жёсткий конфликт с умением их использовать. Речь идёт не только о «нажатии правильных кнопок», но и создании контента, который был бы адаптирован под онлайн-формат. Пока можно констатировать, что большинство традиционных форм обучения: лекции, семинары, уроки - проходят так же, как и в обычном классе: преподаватель «вещает», студенты «внимают». В некоторых образовательных продуктах разработчики ввели принципы геймификации: добавили развлекательную составляющую, почерпнутую из игровой индустрии, сферы виртуальной и дополненной реальности. Но пока эти попытки очень робкие и не создают нового качества обучения.

Следует признать, что процесс трансформации был заторможен ходом и результатами президентской кампании в США. В первый раз были явлены реальные механизмы выборов в государстве, считающемся образцом демократии. По институту президентства был нанесён серьёзный удар. Вследствие этого образовалась политическая сила, которая стала заявлять о других возможностях. В ходе некоторых закулисных действий, в том числе с нашей стороны, трансформационный процесс существенно замедлился и даже пошёл вспять. Это отчётливо проявилось в середине апреля этого года, когда наметившиеся военные операции на границе с Украиной были резко прекращены. Вспомним 15 апреля: президент Байден выступил с необычной, наспех составленной речью, предложив встречу с президентом Путиным. Спустя всего два месяца она состоялась, что для таких событий является беспрецедентым сроком. Итоги президентских переговоров 16 июня, которые по большей части не были оглашены, свидетельствуют о том, что мировое правительство не контролирует ситуацию полностью. О некоторой неуверенности в верхах говорит и текст Коммюнике встречи лидеров G7, состоявшейся в Великобритании 11-13 июня [36].

Можно констатировать, что ситуация зависла: нет единого центра силы, который мог бы довести столь радикальную трансформацию до конца и навязать свои образовательные стандарты, методы, формы, средства.

3.  Что можно и следует делать в этой ситуации?

Появляется возможность запустить альтернативный образовательный проект, когда некоторые «центры мастерства» находятся на территории России. Это не будет идти вразрез с планами мирового истеблишмента. У нас в любом случае должны быть центры определённых компетенций. Наши сильные области известны: математика, физика, системное программирование, отдельные разделы инженерии, требующие целостного и творческого подхода. Мы можем и обязаны иметь свою долю в общемировом образовательном «пироге».

Для этого необходимо сменить приоритеты в образовательной политике. Последние тридцать лет она носила колониальный характер. Нужна серьёзная работа экспертного сообщества по проектированию новой системы образования для сильной России, и такую работу следует запускать срочно.

Отмечу, что речь не идёт о восстановлении советской системы образования. Этого осуществить не удастся. Советское образование было частью советской системы в целом, которая является достоянием прошлого. Нет больше того государства, сменился образ жизни, ушли люди.

Какова должна быть система образования в России, претендующий на свой имперский проект? Как минимум, она должна обеспечивать три момента:

1)  высокий (добротный) уровень общего обязательного среднего образования, который гарантировал бы вхождение в пул стран с высоким уровнем развития;

2)  выявление и развитие тех областей знаний и компетенций, где мы по историческим и прочим условиям можем быть лучшими;

3)  вывод этих компетенций в форме образовательных услуг на мировой рынок.

В завершение хотела бы отметить, что сфера образования многополярного мира существует как распределённый диалог культур. У нас есть все предпосылки для построения собственной гармоничной системы образования. Необходимо актуализировать наше огромное интеллектуальное наследие, вернуть в культуру имена и работы великих соотечественников, «забытые» в эпоху колониальной образовательной политики. Это прежде всего мыслители, увязывавшие цельность философского знания с практическим действием: Данилевский, Вернадский, Фёдоров, Циолковский, Богданов, Чижевский, академик Обручев… (список может быть продолжен). Всех этих людей отличает планетарный масштаб и редкий дар предвидения.

Скорейшая реформа российского образования нужна не для обеспечения мирового господства и навязывания своих представлений, но для развития нашей собственной культурной империи - Русского мира. Она призвана выявить те точки роста, которые должны стать сущностью новой системы образования и предметом образовательного экспорта.

Использованные материалы

(интернет-ссылки даны в режиме доступа на 22 июня 2021 года)

1.  Голубкова Л.Г. Анализ современных концепций образования / Доклад на заседании Русской аналитической школы (РАШ) 16 января 2020 г. https://upravleniye.livejournal.com/17377.html начало; https://upravleniye.livejournal.com/17574.html - окончание; https://youtu.be/DwS7SnAHxe0 - видео.

2.  Голубкова Л.Г. Россия как зона охоты за мозгами / Доклад на заседании РАШ 25 января 2020 года. https://upravleniye.livejournal.com/17858.html - начало; https://upravleniye.livejournal.com/17970.html - окончание.

3.  Малявин В. Империя учёных. - М.: Издательство «Европа», 2007. - 384 с. - [Империи].

4.  Четверикова О.Н. Оборотни или Кто стоит за Ватиканом. - М., Издательский дом «Кислород», 2018. - 624 с.

5.  https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10614697

6.  Hartwell, Max. History of Mont Pelerin Society. - Liberty Fund, Inc., 1995. - 271 pp.

7.  https://worldskills.org

8.  Голубкова Л.Г., Розин В.М. Философия управления : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - С. 83-90.

9.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Общеевропейские_компетенции_владения_иностранным_языком

10.  Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс : Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М.: Кнорус, 2009. - 426 с.

11.  https://en.wikipedia.org/wiki/Coursera

12.  https://www.cossa.ru/news/270829/

13.  http://chtooznachaet.ru/bolonskaya-sistema-obrazovaniya.html

14.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Болонский_университет

15.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Парижский_университет

16.  https://en.wikipedia.org/wiki/Grande_école

17.  https://www.ox.ac.uk/about/organisation/history

18.  https://www.cam.ac.uk/about-the-university/history/early-records

19.  https://www.rbc.ru/society/02/09/2020/5f4f85489a7947efad300ed6

20.  https://iz.ru/news/369286

21.  https://wiki2.org/ru/Сколково_(инновационный_центр)

22.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Сколковский_институт_науки_и_технологий

23.  http://www.kremlin.ru/acts/news/61245

24.  https://fedpress.ru/article/2616084

25.   https://upravleniye.livejournal.com/18213.html

26.  https://www.henryakissinger.com/articles/the-coronavirus-pandemic-will-forever-alter-the-world-order/

27.  https://www.weforum.org/agenda/2020/06/now-is-the-time-for-a-great-reset/

28.  https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid-19-the-great-reset/

29.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Пределы_роста

30.  http://trilateral.org/download/doc/crisis_of_democracy.pdf

31.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Starlink

32.  https://wiki2.wiki/wiki/Protests_over_COVID-19_policies_in_Germany

33.  https://www.intem.ru/news/statistika-ob-inostrannykh-studentakh-v-anglii/

34.  https://www.bbc.com/news/education-52732814

35.  https://en.wikipedia.org/wiki/Impact_of_the_COVID-19_pandemic_on_education_in_the_United_Kingdom

36.  https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/13/carbis-bay-g7-summit-communique/

Людмила Голубкова, образование, компетенции, аналитика, Киссинджер, империя, проект, Болонский процесс, университеты, пандемия, Шваб, классическое образование, ковид

Previous post Next post
Up