Анализ современных концепций образования (окончание)

Jan 27, 2020 16:27


Начало см. https://upravleniye.livejournal.com/17377.html



5. Современные методы разрушения классического образования

Образовательные нормы продолжают основательно размываться. Рассмотрим методы подрыва классического образования в наше время.

Основным методом, как было показано выше, остается отказ от иерархии,  уравнивание в правах учителя и ученика. В последние годы ситуация продвинулась еще дальше. Теперь студенты не только оценивают преподавателей, но и выбирают себе подходящих. Если преподаватель имеет низкий рейтинг, университетская администрация имеет право его наказать, а затем уволить.

Другим действенным методом является распространяемый с конца 1970-х годов культ детства. Дети становятся героями литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Интересы и ценности ребенка, подростка ставятся в центр индустрии развлечений, медиа. Этот процесс, получивший название «тинейджеризация» (от англ. «teenager» - подросток), имеет не только коммерческую составляющую. Возрастной сдвиг позволяет дать сигнал детям и подросткам о том, что их мнение значимо и может быть положено в основу политических, экономических и социальных преобразований. Выбор шведской экологической активистки Греты Тунберг в качестве ролевой модели для продвижения определенной политической повестки прекрасно вписывается в процесс «тинейджеризации» сложнейших тем изменения климата и экологической безопасности планеты. Сейчас Грете 17 лет, но свою «борьбу» она начала, когда ей было 15.

Еще одним ударом по классическому нормативному образованию является т.наз. «инклюзивное обучение». В школах вводятся смешанные классы для здоровых детей и их сверстников-инвалидов, в том числе детей с отставанием в умственном развитии, с различными расстройствами аутистического спектра. Что же плохого в том, чтобы дети-инвалиды могут обучаться вместе с нормальными детьми? Известно, что процесс обучения здорового ребенка предполагает следование темпоритму, заданному природой. Если тормозить освоение определенных навыков, они могут развиться не полностью или не развиться вовсе. Это случается, например, когда детей отдают в школу позже, чем ребенок готов к обучению. В смешанных классах темпоритм вынужденно замедлен. Кроме того, основное внимание по необходимости уделяется больным детям, что в дальнейшем оказывает влияние на ролевые социальные модели. Болезнь, недостаток становится нормой, а здоровье и успех должны подспудно вызывать у их обладателей чувство вины.

С целью ускорить процесс глобализации и ослабить крупные национальные государства Западной Европы был запущен Болонский процесс. Хотя Болонская декларация была принята 19 июня 1999 года, ей предшествовал 25-летний период гармонизации образования на всех уровнях. Были приняты стандарты (т.наз. «пороговые уровни», threshold levels), облегчающие вхождение мигрантов из стран Третьего мира в трудовую жизнь. За двадцать лет, прошедших со дня подписания Болонской декларации, в Европе была фактически уничтожена сеть старых классических университетов, внедрена система тестов вместо традиционных письменных и устных экзаменов, а общеобразовательная компонента была сильно урезана в пользу модульной. Краеугольный камень Болонской системы - компетентностный подход, уместный для трудовой адаптации необразованных мигрантов и низших слоев населения, был намеренно перенесен в учебные заведения для среднего класса. Продуктом такой системы образования стал малообразованный человек, слабо конкурентоспособный на быстро меняющемся рынке труда, интеллектуально недоразвитый, но именно вследствие этого хорошо управляемый.

Падение уровня массового образования и разрушение классических университетов приводят к поляризации образования. Сохраняются учебные заведения, в которых обучаются представители элиты: Оксфорд, Кембридж, американские университеты Лиги плюща, Джорджтаунский университет и ряд других. Методы обучения там практически не менялись в течение столетий.

С середины 2010-х годов показателем элитарности учебного заведения стал запрет на использование компьютерных программ и гаджетов в процессе обучения. Так, в марте 2019 года «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, начинающуюся словами: «Когда-то экраны [гаджеты] считались привилегией элит. Теперь символом статуса становится их избегание» [5]. В 2017 году газета «АиФ» опубликовала заметку с говорящим названием «Айфоны под запретом. Где учатся дети самых умных людей»? Первый абзац гласит: «Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов Силиконовой долины - Google, Apple, Yahoo!, Hewlett-Packard.» [6]. Проблема состоит не в пользовании гаджетами как таковыми, а в стремлении заменить ими традиционные способы обучения, важные для формирования когнитивных способностей: живую речь учителя, манипулирование реальными предметами, бумажную книгу.

Почему эти способы так важны? Возьмем для примера книгу: это индивидуальная вещь, ее можно листать (получая чувственный опыт), делать пометки. Книгу невозможно поменять. Последнее обстоятельство редко принимается во внимание. А ведь файл можно легко изменить или изъять. Остается (вернее, нам оставляют) все меньше возможностей распоряжаться нашей собственной информацией. Скоро перестанут производить жесткие диски, и мы будем вынуждены хранить информацию в облаке. Облако не является «ничейным», оно принадлежит корпорации, и корпорация принимает решение о том, что делать с хранимой информацией.

Другим признаком поляризации образования стало массовое использование дистанционных форм обучения. Причем сертификаты и дипломы, полученные в ходе онлайн-обучения, приравниваются к полученным традиционным путем. С 2012 года де-факто стандартом дистанционного обучения является Coursera [7], первая среди т.наз. «массовых открытых онлайн курсов» (MOOC). В прошлом году на этой платформе обучалось 45 млн. чел. из разных стран, в том числе 1 млн. из России [8]. С одной стороны, возможность прослушать лекции известных преподавателей и ведущих специалистов для многих студентов из развивающихся стран - единственный шанс хотя бы дистанционно познакомиться с современными представлениями о той или иной области знания. С другой стороны, это очевидная претензия на полное управление процессом образования поверх национальных государств. Лекторы, тематика занятий, подача материала, размещаемого на онлайн-платформах, выбираются не произвольно и не «искусственным интеллектом», как бы ни хотели в это верить наивные пользователи. Это часть огромной американской идеологической машины. У онлайн-обучения есть еще одна неприятная сторона: у студентов создается опасная иллюзия собственной образованности и равенства возможностей.

Не является ли настойчивая пропаганда онлайн-обучения, права на выбор любой программы и рейтингов авторов курсов (теперь уже в глобальном масштабе) переосмыслением опыта шестидесятилетней давности и следующим, уже окончательным шагом в уничтожении классического образования?

6. Ситуация в России

А что же происходит с образованием у нас? Падение уровня образования усугубляется двумя негативными тенденциями.

Во-первых, идет массовое внедрение в базовое высшее образование дистанционной формы обучения в виде коротких модулей. Фрагментация образования на первых курсах вузов и отсутствие живого контакта с преподавателем препятствует фундаментальному подходу к преподаванию естественных и математических наук, которым отличалось советское образование. Из Московского университета или Физтеха выходил не просто хороший специалист, но человек, который мог в течение жизни решать гораздо больший спектр задач, чем предполагала его специальность по диплому. Более того, такой специалист мог ставить себе задачи самостоятельно. Поэтому основной удар по советской системе образования был направлен на ослабление общеобразовательной компоненты как в среднем, так и в высшем образовании. Сейчас идет пропаганда «практико-ориентированного инженерного образования». Следует помнить, что практичность образования, при всей сиюминутной пользе, препятствует широте кругозора и возможности быстро ориентироваться в смежных областях, решать междисциплинарные задачи.

Во-вторых, продолжается утечка мозгов, причем усиливается отток молодых специалистов и студентов. Россия уже в течение тридцати лет является поставщиком хорошо обученных специалистов в сфере математики, компьютерных и естественных наук для США, Великобритании и некоторых других стран, к которым в последние два года присоединился Китай. В США даже не скрывают, что организовали всемирный «пылесос» т.наз. «талантов», и в первую очередь этот пылесос вытягивает молодых ученых и инженеров из России. Например, в докладе Комиссии по искусственному интеллекту (ИИ) для национальной безопасности, представленном Конгрессу в ноябре 2019 года, отмечается, что «любой специалист - программист, разработчик в области ИИ -  приехавший в Америку из Китая, России и других стран цифрового авторитаризма - это не только большой плюс в копилку американского лидерства, но и минус для потенциала стран, откуда они уехали. Необходимо  <…> как можно скорее принять дополнительные законодательные решения, облегчающие миграцию в США подобным кадрам и облегчающие их обустройство в Америке» [9]. В этом документе, написанном в лучших традициях мобилизационной экономики, не ставится под сомнение право США на обладание лучшими кадрами в сфере ИИ (подразумевается, что и в других сферах тоже).

В условиях открыто организованной охоты на российских студентов и специалистов довольно странно смотрится пропаганда российскими институтами развития таких инициатив, как, например, конкурс WorldSkills. Организацией конкурса с 1953 года занимается международная некоммерческая ассоциация, штаб-квартира которой расположена в Амстердаме. Целью WorldSkills International является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру [10]. Официальной задачей конкурса является выявление и поощрение технически оспособленных молодых людей в разных странах. Сейчас в ассоциации участвует 80 стран, Россия присоединилась в 2012 году. Обращает на себя внимание факт, что, несмотря на то, что конкурс якобы направлен на будущих представителей «рабочих профессий», команды из России представлены старшеклассниками из лучших школ и студентами ведущих технических вузов. Подготовка к конкурсу предполагает федеральный охват и многоступенчатый отбор, что способствует постоянному мониторингу профессиональной подготовки кадров и выявлению способных участников, которым затем можно сделать индивидуальное предложение и обеспечить отъезд из страны.

Выводы

В настоящее время в мире сосуществуют две концепции и репрезентирующие их две системы образования, условно названные нами «классическая» и «постклассическая».

Целью первой является передача образцов, направленная на воспроизводство типа личности, составляющего основу суверенного государства. Эта концепция зиждется на формальных методах, призванных сформировать абстрактное мышление и способы его выражения, дать образование универсальное в традиционном смысле. Именно поэтому учебные заведения, где получают классическое образование, называют университетами. Профессиональные учебные заведения, в которых учащимся дают навыки работы с материальным, формируются лишь в Новое время и достигают своего расцвета после Второй мировой войны, в связи с беспрецедентным всплеском научно-технического прогресса. Естественнонаучное и техническое образование в меньшей степени построено на передаче образцов, хотя его традиционные формы в лучших советских вузах предполагали передачу фундаментальных представлений о природе и человеке. В частности, первенству в течение 70 лет в сфере математических наук и теоретической физики наша страна обязана в том числе т.наз. «семинарам Ландау». В 1929-31 годах Л.Д.Ландау находился в научной командировке в странах Северной Европы, где участвовал в работе семинаров под руководством Нильса Бора в Копенгагене. Молодой ученый воспроизвел работу семинаров в СССР, и она в течение десятилетий обеспечивала приоритет советской научной теорфизической школы, в частности на базе Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ).

В послевоенный период образование в странах Запада подверглось серьезной реформе, идущей до сих пор. Одной причиной этого являлось наличие влиятельного слоя университетских профессоров, свободных, в интеллектуальном, политическом и экономическом отношении, с которыми политическим элитам надо было договариваться. Другой причиной стал резкий подъем уровня массового среднего и высшего образования, приведший к тому, что на Западе, особенно в США, возросло число образованных, самостоятельно мыслящих людей, которыми стало сложно управлять.

С конца 1950-х годов начинается активная реформа университетского образования. В число реформаторов, осознанных или используемых, входили представители англо-американского истеблишмента, спецслужб, представители духовенства, науки, культуры, различных общественных движений и организаций. В результате сложилась постклассическая система образования, призванная формировать тип личности, не предполагающий идеи служения и понятия государства.

Целями постклассической концепции образования являются:

- создание конформистской общественной системы, отрицающей интеллектуальную иерархию и провозглашающую равенство учителя и ученика;

- концентрация классического образования в строго определенных учебных заведениях, находящихся под контролем правящих элит;

- поляризация образования, направленная на понижение общего уровня массового образования путем создания суррогатных обучающих методов и инструментов (онлайн-обучение, тотальное использование гаджетов, фрагментация и модульность, компетентностный подход, машиночитаемые тесты и проч.).

Постклассическое образование в пределе обеспечивает комфортабельное рабство. Передача образцов и возникающее при этом понимание, необходимое для формирования личности, заменяется передачей информации, с помощью которой можно получить управляемую рабочую силу. Можно сказать, что постклассическое образование является пародией на классическое образование в том же смысле, в котором дьявол - обезьяна Бога.

Из всего этого неизбежно следует, что не может быть независимого государства без собственной системы образования, ориентированной на воспроизводство нужного типа личности. Удержание и дальнейшее развитие такой системы образования является первостепенной задачей. Если нужный России тип личности не будет воспроизводиться, то не понадобятся ни армия, ни флот, ни ракеты - защищать будет нечего.

В завершение отметим, что гуманитарное образование у нас было полностью разрушено еще в 1920-е годы, и его надо создавать заново. Первым шагом по воссозданию классического образования в России должен стать всесторонний анализ ситуации. Подчеркнем, что без анализа ситуации, то есть уникальной для текущего момента комбинации места, людей и духа времени, изменения планировать невозможно. Далее требуется выделить тот опыт и традиции, на которые можно опереться сейчас и спроектировать дальнейшие действия.



Источники

Интернет-источники указаны в режиме доступа на 15 января 2020 года

1. The Crisis of Democracy: On the Governability of Democracies» (Кризис демократии: об управляемостидемократических режимов).

http://trilateral.org/download/doc/crisis_of_democracy.pdf

2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна (1979). Перевод с французского: Н. А. Шматко, «Институт экспериментальной социологии», Москва; Издательство «АЛЕТЕЙЯ», Санкт-Петербург, 1998.

3. Charoltte Iserbyt. The Deliberate Dumbing Down of America. www.deliberatedumbing.com

4. Public School Kids Deliberately ‘Dumbed Down’ to be Automatons in Global Collective. Originally published in American Free Press, September 23, 2002 (p.10-11)

5. https://www.nytimes.com/2019/03/23/sunday-review/human-contact-luxury-3. screens.html

6. https://aif.ru/society/education/ayfony_pod_zapretom_gde_uchatsya_deti_samyh_umnyh_lyudey

7. Coursera.org

8. https://www.cossa.ru/news/247713/

9. Ларина Е., Овчинский В. Трамп с искусственным интеллектом: В гонке ИИ Америка стремится стать первой.

http://zavtra.ru/blogs/tramp_s_iskusstvennim_intellektom?fbclid=IwAR0Rxv7h5OTvUl9_dxYdgG0PGz-IDaJOQ_TsIRMuZIT8oGBtf2X3nd1ztco

10. https://worldskills.org

Людмила Голубкова, управление, образование, инклюзивное образование, Русская аналитическая школа, онлайн-образование, классическое образование, постклассическое образование, анализ ситуации

Previous post Next post
Up