Великий и ужасный русский язык

Aug 28, 2012 02:54


Поскольку по закону родители должны обеспечить ребёнку образование в соответствии с ФГОС, что должно выражаться в своевременной сдаче аттестаций по предметам, то мы основательно обдумываем интеграцию школьной программы с нашими представлениями о том, как и чему должен учиться ребёнок. И если с математикой, чтением, «окружающим миром», «технологией ( Read more... )

педагогика и жизнь

Leave a comment

Comments 90

redkya_dura August 27 2012, 23:13:35 UTC
У всех, безусловно, свои тараканы, но я обожала прописи.
Именно когда сначала закорючки, палочки, крючочки, а потом из этого выходят буквы, красивые, а не печатные каракули - о, это была почти магия!.. Я так жалела, что лишних прописей нет...
Так что может не стоит так радикально про отсутствие наглядного результата?..
Тем более, что есть немалое число людей, у которых механизм запоминания гораздо эффективнее при записи от руки, и им навык слитного письма очень нужен во время всего периода обучения, в том числе и в высшей школе.

Reply

tromentano August 27 2012, 23:35:10 UTC
> У всех, безусловно, свои тараканы, но я обожала прописи. Именно когда сначала закорючки, палочки, крючочки, а потом из этого выходят буквы, красивые, а не печатные каракули - о, это была почти магия!.. Я так жалела, что лишних прописей нет... Так что может не стоит так радикально про отсутствие наглядного результата ( ... )

Reply

adary August 28 2012, 09:05:47 UTC
Да нет, иногда детям действительно интересно работать с прописями и шрифтами. У меня в детстве была книжечка с образцами различных шрифтов, я с удовольствием их перерисовывала- штриховала. И сейчас есть отдельная специальность для этого дела ( слово вылетело из головы).
Еще от себя могу добавить, что ни что в этом мире не смогло научить меня грамотно писать:(((

Reply

tromentano August 28 2012, 11:24:52 UTC
> Да нет, иногда детям действительно интересно работать с прописями и шрифтами. У меня в детстве была книжечка с образцами различных шрифтов, я с удовольствием их перерисовывала- штриховала.

Писать разными способами, разными инструментами, в разной манере, разными шрифтами - это, действительно интересно, и именно так стоит осваивать умение писать. Но в школе учатся писать синей шариковой ручкой, в тетради и строго одним шрифтом - слитной недокаллиграфической скорописью. В этом-то и проблема.

> И сейчас есть отдельная специальность для этого дела ( слово вылетело из головы).

Эта область называется типографика, и школьная программа не подразумевает никакого знакомства с ней. Даже напротив - большинство учебных пособий чудовищно оформлены с точки зрения типографики.

В общем, школьная программа русского как раз не имеет никакого отношения ни к каллиграфии, ни к типографике.

Reply


irsam August 28 2012, 05:34:29 UTC
Я прописями прониклась к концу 2-го класса (мне было 7, в первый класс я пошла в неполные 6). Папа выудил из старых запасов перьевую ручку и чернила, и я наконец-то поняла, как ставить кляксы! И в написании пером красивым почерком было что-то магическое, старинное, волшебное.
В общем, я бы приобщала к слитному письму рассказами о каллиграфии (можно и в музей каллиграфии сходить), о различных шрифтах и о том, что они создаются художниками-графиками-дизайнерами вручную.
Задумалась над тем что "уметь писать" и "уметь письменно выражать свои мысли" - это про разное, и второму действительно в школе не особо-то учат (сочинения, разве что, выполняют эту функцию?)

Reply

tromentano August 28 2012, 07:16:07 UTC
> Я прописями прониклась к концу 2-го класса (мне было 7, в первый класс я пошла в неполные 6). Папа выудил из старых запасов перьевую ручку и чернила, и я наконец-то поняла, как ставить кляксы! И в написании пером красивым почерком было что-то магическое, старинное, волшебное.

А два года до этого что происходило? :)

> В общем, я бы приобщала к слитному письму рассказами о каллиграфии (можно и в музей каллиграфии сходить), о различных шрифтах и о том, что они создаются художниками-графиками-дизайнерами вручную.

Про художественную составляющую, разные шрифты, эстетику - это само собой. Этого как раз в школе вообще нет: там один образец шрифта в прописях (если разобраться, вовсе не с каллиграфическим почерком, а для обучения скорописи)и умопомрачительно безобразно свёрстанные учебники. Чертёжный шрифт ещё как-то можно назвать эстетичным.

Reply

irsam August 28 2012, 08:27:04 UTC
В "нулевом" классе - при детском саду - мы писали как раз печатными буквами, и палочки-черточки. А во втором - обычные прописи, сначала крючки, потом буквы. Вот под конец года папа и решил заняться моим почерком вплотную )))

Reply

tromentano August 28 2012, 11:26:15 UTC
То есть папа был недоволен тем, как к вопросу подходили в школе, решил сделать по-другому, и Вам это понравилось? Ну так я с ним солидарен.

Reply


carrilia August 28 2012, 05:43:46 UTC
Насчет собственноручно написанных конспектов - мне кажется, письмо от руки не умрет полностью, хотя может перейти в электронную форму. Набирать на клавиатуре удобно только текст, и то, любые правки сильно снижают скорость. Существует масса дисциплин и типов записей (формулы, рисунки и т.п.), для которых печать не очень удобна. Сковывает линейность и ограниченность количества легко доступных знаков на клавиатуре. Ну и собственноручно написанный конспект часто бывает гораздо полезнее стандартных розданных материалов, потому что правильнее расставляются акценты между очевидным и сложным, нуждающимся в пояснениях (это все личный печальный опыт). Но, конечно, сфера приложения всего этого, действительно, по сути ограничивается образованием (ну или хорошо бы, чтобы ограничивалась).

А какие новые механизмы запоминания имеются в виду?

Reply

tromentano August 28 2012, 07:21:51 UTC
> Насчет собственноручно написанных конспектов - мне кажется, письмо от руки не умрет полностью, хотя может перейти в электронную форму. Набирать на клавиатуре удобно только текст, и то, любые правки сильно снижают скорость. Существует масса дисциплин и типов записей (формулы, рисунки и т.п.), для которых печать не очень удобна. Сковывает линейность и ограниченность количества легко доступных знаков на клавиатуре. Ну и собственноручно написанный конспект часто бывает гораздо полезнее стандартных розданных материалов, потому что правильнее расставляются акценты между очевидным и сложным, нуждающимся в пояснениях (это все личный печальный опыт). Но, конечно, сфера приложения всего этого, действительно, по сути ограничивается образованием (ну или хорошо бы, чтобы ограничивалась ( ... )

Reply

irsam August 28 2012, 08:30:55 UTC
>> А какие новые механизмы запоминания имеются в виду?

>Зрительная и слуховая, а не моторная память.

Но моторная память более устойчивая и более древняя, чем зрительная (точнее, образная) и словесно-логическая. Хотя в письме (конспектов) смешиваются все три...

Reply

tromentano August 28 2012, 11:34:08 UTC
В реальной жизни человек печатает, а не пишет от руки. Так что если он пишет от руки грамотно, опираясь на моторную память, но печатает неграмотно, не умея пользоваться другими видами памяти, то толку от такой грамотности мало.

Reply


vryabikin August 28 2012, 06:33:58 UTC
а у меня такая идея:

подойти к написанию букв с точки зрения эстетики

типа, каллиграфии.
можно попробовать придавать буквам разные формы, писать вензеля или квадраты. сделать из написания текста некое искусство.

тогда будет интерес к рукописному тексту.

ну и конечно, просто использовать его в утилитарных целях: переписка, записки, стихи, сказки сочинить, в контакте статус написать, блог вести

Reply

tromentano August 28 2012, 07:24:26 UTC
>а у меня такая идея:
подойти к написанию букв с точки зрения эстетики
типа, каллиграфии.
можно попробовать придавать буквам разные формы, писать вензеля или квадраты. сделать из написания текста некое искусство.
тогда будет интерес к рукописному тексту.

Да, естественно, но это не имеет отношения к стандартной школьной псевдокаллиграфии.

Reply

vryabikin August 28 2012, 07:30:20 UTC
я так думаю, что главное здесь - результат
если будете успешно сдавать тесты, то не их дело КАК вы этому ребенка научили

Reply

helge_io August 28 2012, 11:54:47 UTC
Для того, чтобы ребёнок научился правильно "играть" с вензелями, он должен сначала освоить некое "уставное" письмо - научиться отличать одну букву от другой.
А "пробовать придавать буквам разные формы" дети вполне официально начинают класса с 3-го - когда окончательно переходят на "широкую" полоску в тетради. Именно тогда они вырабатывают СВОЙ индивидуальный почерк. И нормальный учитель это понимает и не препятствует.

Reply


wildest_honey August 28 2012, 06:34:57 UTC
Как- то сталкиваласьс исследованием о необходимости этого скучного занятия. Вот например http://www.calligraphy-union.ru/Rus/NewsOfCalligraphy/290.aspx

Reply

tromentano August 28 2012, 07:39:31 UTC
Вы так это написали, как будто привели какой-то контраргумент )
В статье ни слова нет про пользу именно слитного письма и именно в лошадиных изматывающих дозировках, как у нас в началке - а рукописное письмо, и даже элементы каллиграфии (художественное написание) мы осваиваем.

Reply


Leave a comment

Up