Рельсовый транспорт Стокгольма. Направления и нумерация путей.

Nov 27, 2022 17:51

На железных дорогах стран постсоветского пространства железнодорожные пути принято обозначать номерами, а направления движения делятся на чётные и нечётные. В Швеции также на станциях принято использовать нумерацию путей, а на двухпутных перегонах их принято обозначать названиями "uppspår", что означает "путь вверх" или "верхний путь" и подразумевает путь, ведущий в северном направлении, и "nedspår" - соответственно "путь вниз" или "нижний путь", подразумевающий южное направление, по аналогии с чётным и нечётным направлениями движения в бывшем СССР, хотя в ряде случаев могут быть и исключения и "верхний путь" может повернуть на юг или наоборот - "нижний путь" на север. На четырёхпутных перегонах, где обычно используются по два пути в каждом направлении, соответственно два "верхних" и два "нижних" пути, где по двум крайним путям как правило проходит более скоростное движение, а по двум промежуточным - более медленное. Похожие принципы "чётности-нечётности" путей действуют и в системах городского и пригородного рельсового транспорта Стокгольма, изолированных от национальных железных дорог Швеции, но в общепринятой терминалогии названий путей, используемых работниками SL (Stockholms Lokaltrafik), есть некоторые отличия от железной дороги. Сюда входят система стокгольмского метро, пригородная железная дорога Saltsjöbanan, изолированная от национальных железных дорог страны, узкоколейная железная дорога Roslagsbanan и четыре не связанные между собой трамвайные системы, каждая из которых имеет своё уникальное название. Далее постараюсь растолковать эти общепринятые термины для каждой транспортной системы отдельно.




1. Tunnelbana - система стокгольмского метро, состоящая из трёх линий, каждая из которых имеет по 2 - 3 маршрута с вилочным движением. Как и большинство систем метро, полностью двухпутна, на всей сети действует левостороннее движение. Путь, по которому организовано движение в сторону станций "Hässelby strand", "Ropsten", "Mörby centrum", "Akalla" и "Hjulsta" называют "norrspår", что означает "северный путь", а путь в сторону станций "Hagsätra", "Farsta strand", "Skarpnäck", "Fruängen", "Norsborg" и "Kungsträdgården", т. е. на юг - "söderspår", что означает "южный путь".


2. На станциях метро действует система нумерации путей и "платформенных частей" (от местного термина "plattformsdel"), причём номера путей могут не совпадать с номерами платформ. Всё объясняется просто - номерами путей пользуются работники метрополитена, а номера платформ предназначены для пассажиров. Но на стандартной двухпутной станции метро всё предельно просто - путь № 1 тот, по которому организовано движение в северном направлении, и ему соответствует платформа № 1, а путь № 2 находится соответственно с противоположной стороны у платформы № 2.


3. На трёхпутных и четырёхпутных станциях в большинстве случаев используется две островные платформы с центральным расположением между путей. Платворменная часть № 1 всегда является внешней частью перрона у крайнего пути северного направления, а платформенная часть № 2 - у одного из промежуточных путей той же платформы. Платформенные части 3 и 4 представляют соседний перрон, обычно использующийся в обратном южном направлении, при этом платформа № 3 находится у промежуточного пути, а платформа № 4 - всегда у крайнего пути южного направления.


4. Пути нумеруются начиная от крайней колеи северного направления, которой всегда присваивается № 1, в том порядке, в котором они расположены на станции. Таким образом на трёхпутных станциях путь № 2 - промежуточный центральный путь, находящийся посередине между платформенными частями 2 и 3, а путь № 3 - крайний с противоположной стороны, находящийся у платформы № 4.


5. На четырёхпутных станциях в центре между платформами находятся два пути, которым присвоены номера 2 и 3, соответствуя номерам частей своих платформ, а крайнему пути южного направления таких станций обычно присваивается № 4, соответствующий платформе № 4. Так номера путей на четырёхпутных станциях полностью соответствуют номерам своих "платформенных частей".


6. В Стокгольме существуют четыре трёхпутные станции, где одна из внешних платформенных частей, которой обычно должен присваиваться № 1, при этом отсутствует. Чтобы не нарушать общепринятую в метро Стокгольма систему, нумерация платформ на таких станциях начинается с платформенной части № 2, которая соответствует пути № 1 и находится в отдельном станционном зале. Платформы 3 и 4 таким образом находятся в соседнем зале между путями 2 и 3. Как упомянул выше, таких станций в метро Стокгольма четыре - "Västra skogen", "Hallonbergen", "Rinkeby" и "Alby".


7. Ну и наконец в завершении темы метро особый случай нумерации путей и платформ - центральный пересадочный узел "T-Centralen", на котором используется сквозная нумерация путей для всех трёх линий, пересекающихся здесь. Путям 1 и 2, а также соответствующим им номерам платформ здесь отведён верхний ярус станции, расположенный на глубине 8,5 метров, где встречаются "северный путь" линии 1 (зелёной), которому присвоен № 1 и соответствующая платформенная часть, и "южный путь" линии 2 (красной), которому присвоен № 2 и соответствующая платформа.


8. Следующий уровень, построенный на глубине 14 метров, пересекают "северный путь" линии 2, которому в границах этой станции отведён номер № 3 и соответствующая платформенная часть под тем же номером, и "южный путь" линии 1 - путь и платформенная часть № 4. Как видим, и здесь в порядке нумерации путей сохраняется приоритет северного направления, а не порядкового номера линии.


9. Третий по глубине, составляющей от 26 до 32 метров, уровень занимают пути 5 и 6, а также платформы с соответствующими им номерами. Оба пути принадлежат линии 3 (синей). Номер 5 по традиции отведён северному пути линии, а 6 - южному. Ещё уровнем ниже, на глубине от 40 метров, пролегают пути пригородных электричек Pendeltåg, связанные уже с национальными железными дорогами и принадлежащие государственной компании Trafikverket, отвечающей за дорожную инфраструктуру всего королевства. Более подробно об этом подземном узле в отдельном обзоре.


Небольшое отступление: в документации "платформенные части" обозначены аббревиатурой "pfd", образованной от слова "plattformsdel", северный путь - N-spår (от "norrspår"), южный путь - S-spår (от "söderspår"), а линии метро - "Tub-1", "Tub-2" и "Tub-3" (сокращение от "tunnelbana", т. е. "метро-1", "метро-2", "метро-3"). А далее переходим от системы метро к другим системам городского и пригородного рельсового транспорта Стокгольма.

* * *
10. Roslagsbanan - узкоколейная железная дорога с шириной колеи 891 мм, обслуживающая северные и северо-восточные районы округа и доставшаяся Стокгольму в наследие от существовавшей в конце XIX и первой половине XX веков узкоколейной железнодорожной системы, связывавшей когда-то города Стокгольм, Уппсала и Норртелье. На сегодняшний день эта сохранившаяся часть узкоколейки полностью электрифицирована и частично "одвухпучена". Вторая сохранившаяся часть - музейная железная дорога Lennakatten в г. Уппсала.


11. Узкоколейная система Roslagsbanan во многом имеет гораздо больше общего с полноценной железной дорогой, чем стокгольмское метро, в том числе и наибольшая часть местных терминов и понятий. По аналогии с обычной железной дорогой на двухпутных участках путь, по которому организовано движение от Восточного вокзала (станция Stockholms Ö), называют "uppspår" - "путь вверх" или "верхний путь", а в обратном направлении к Восточному вокзалу соответственно "nedspår" - "путь вниз" или "нижний путь", унаследовав эти понятия от "большой" железной дороги.


12. Станционные пути нумеруются по аналогии со станциями обычной железной дороги, что считаю логичным. На сегодняшний день главной станцией, обслуживающей систему, является Стокгольм Восточный (Stockholms Ö) или на языке простых обывателей Восточный вокзал (Östra station), являющийся тупиковым и насчитывающий наибольшее количество путей, всего шесть из которых являются приёмо-отправочными для пассажирского движения (номера путей 2 - 7). К 2026 г. вокзал планируют закрыть, а узкоколейку дотянуть до пересадочного узла "T-Centralen" ( подробнее здесь).


13. Saltsjöbanan - железная дорога стандартной колеи шириной 1435 мм, связывающая Стокгольм с восточными пригородами на островах архипелага и на сегодняшний день не имеющая даже служебной связи с национальными железными дорогами страны. Наибольшая часть системы однопутна, но имеет два двухпутных участка, где пути именуются "norrspår" - северный путь и "söderspår" - южный путь аналогично системе метро, но независимо от направления движения по ним: "северным" принято называть тот путь, который пролегает с северной стороны, а "южным" - с южной.


14. На одном из двухпутных участков между станциями "Sturängen" и "Saltsjö-Duvnäs" движение левостороннее, а на втором двухпутном участке между "Nacka" и "Saltsjö-Järla" для движения в оба направления вне часов пик используется "северный" путь, выбор для траффика на котором пал скорее всего из-за здания вокзала станции "Nacka", расположенного с северной стороны линии. Из-за обилия однопутных участков график движения на линии не напряжённый и интервалы даже в часы пик достигают 20 минут. Подробнее о системе здесь: Глухомань в пригороде Стокгольма.


15. Lidingöbanan - гибрид трамвая и железной дороги, действующий на острове Lidingö в пригороде Стокгольма. Систему сегодня принято считать трамвайной, однако, согласно логике действующих здесь правил, она является железной дорогой, эксплуатирующей трамвайный подвижной состав. Единственная линия, сохранившаяся на острове до наших дней, связывает остров со станцией стокгольмского метро "Ropsten", пересекая по старому мосту "Gamla Lidingöbron" пролив Lilla Värtan, отделяющий остров от города. До 1967 г. являлась частью городской трамвайной сети.


16. На большинстве участков система однопутна, однако на линии есть три двухпутных участка и организация движения на них довольно запутана - два из них имеют правостороннее движение и один - левостороннее. Для работников линии пути на двухпутных участках принято обозначать "norrspår" и "söderspår" - северный и южный путь. Не смотря на изогнутость линии вдоль берега, "северным" считается путь по направлению движения в сторону "Gåshaga brygga", а "южным" - в сторону "Ropsten", в зависимости от того, по какой стороне происходит движение на двухпутном участке.


Все станции аналогично железнодорожным имеют путевое развитие, оборудованное железнодорожной сигнализацией и централизацией стрелок и сигналов, состоящее как минимум из двух путей, а станция "Aga" - из трёх, не считая путей депо. На большинстве станций вопреки системе метро путь № 1 используется для движения в сторону станции "Ropsten", а путь № 2 - в сторону "Gåshaga brygga", но в некоторых случаях есть исключения. В особенности это касается тупиковых конечных станций, где оба пути используются для движения в обратном направлении, но и не только их:

Ropsten
Путь № 1 - правый путь при въезде на станцию
Путь № 2 - левый путь при въезде на станцию

Larsberg
Путь № 2 - движение в сторону "Ropsten"
Путь № 3 - движение в сторону "Gåshaga brygga"

Aga
Путь № 1 - движение в сторону "Ropsten"
Путь № 3 - движение в сторону "Gåshaga brygga"

Gåshaga brygga
Путь № 1 - левый путь при въезде на станцию
Путь № 2 - правый путь при въезде на станцию

17. Для замены старого трамвайного моста "Gamla Lidingöbron", по которому с 1925 г. трамваи попадают на остров, строится новый малый мост "Lilla Lidingöbron", на который впоследствии планируется перенести трамвайные пути. Одновременно с этим событием предполагается продлить трамвайный маршрут в центр города, объединив его с трамвайной системой Spårväg City (Djurgårdslinjen), где сегодня действует известный туристический маршрут, связывающий Центральный вокзал с музейным островом Юргорден. Кратко о системе Lidingöbanan: Трамвай острова Lidingö.


18. Nockebybanan - ещё одна трамвайная линия, доставшаяся Стокгольму в наследие от ликвидированной в 1967 г. городской трамвайной сети. По состоянию на сегодняшний день как и Lidingöbanan представляет собой ещё одну изолированную трамвайную систему и связывает станцию метро "Alvik" первой (зелёной) линии с жилым микрорайоном частного сектора Nockeby в районе Gamla Bromma (Старая Бромма). На всём протяжении система двухпутна и обособлена от уличного движения, не считая пересечений с некоторыми дорогами района.


19. Для работников SL пути здесь обозначаются аналогично "norrspår" и "söderspår" - северный и южный путь, где "условным севером" принято считать микрорайон Nockeby. Таким образом "северным" считается путь, по которому организовано движение в сторону "Nockeby", а "южным" - в сторону "Alvik". Движение между "Nockeby" и "Alleparken" правостороннее, свойственное трамваю в Стокгольме, но перед станцией "Alvik" пути меняются местами и движение между "Alleparken" и "Alvik" становится левосторонним для удобства пересадки на метро.


20. Для пересадки на Зелёную линию метро трамвай использует "платформенные части" 2 и 3 станции метро "Alvik", которые являются смежными с платформенными частями 1 и 4, используемыми поездами линии метро. Нумерация платформ здесь является "сквозной" для метро и трамвая, но полностью отвечает стандартам четырёхпутной станции метро: платформы 1 и 2 обслуживают два пути северных направлений, а платформы 3 и 4 - два пути южных направлений. Подробнее о трамвайной системе и её истории здесь: Короткий маршрут с богатой историей.


21. Tvärbanan - принципиально новая открытая в 2000 г. трамвайная система со скоростными участками, частично изолированными от пересечений с другими видами транспорта. Является своего рода аналогом "большого полукольца", проходящего через окраинные спальные районы и не заходящего в центр. Система интересна тем, что здесь распространены почти все возможные виды прокладки трамвайных путей: туннели, эстакады, пути параллельно метро, проезжая часть, выделенная полоса и даже участок, совмещённый с подъездными путями железной дороги.


22. Система на всём протяжении двухпутна. Путь, по которому организовано движение в сторону "Solna" назван северным - "norrspår", а в сторону "Sickla" соответственно южным - "söderspår", что на мой взгляд должно быть сложным для линии, образующей полукольцо. Особенно это заметно на участке в р-не Глобен-Сити, где северное направление уходит на юг параллельно наземному участку метро и движение по "северному пути" трамвая совпадает направлением "южного пути" метро, а движение по "южному пути" трамвая - с направлением "северного пути" метро.


23. Трамвайные маршруты имеют довольно удобные пересадки на линии метро и пригородной железной дороги, связывающие спальные районы и пригороды с центром города, и в целях их упрощения нумерация платформ на пересадочных узлах сделана общей с линиями систем, использующих инфраструктуру SL, т. е. всеми линиями городского и пригородного рельсового транспорта за исключением пригородных электричек Pendeltåg, использующих инфраструктуру SJ (Государственные железные дороги) и Trafikverket. Это станции "Alvik", "Liljeholmen", "Gullmarsplan" и другие.


24. К примеру, на станции "Alvik", где верхний ярус станции занимают платформы 1 и 4, предназначенные для поездов метро, и платформы 2 и 3, предназначенные для трамваев системы Nockebybanan, платформам Tvärbanan, расположенным на нижнем ярусе станции под эстакадой с путями метро, отведены номера 5 и 6.


25. Похожая ситуация с пересадочными узлами "Gullmarsplan" и "Liljeholmen", где устроены пересадки на одноимённые четырёхпутные станции метро. Все платформы с номерами 1 - 4 здесь предназначены для поездов метро согласно принятой системе, а платформы 5 и 6 - для трамваев Tvärbanan. Однако на "Liljeholmen" в нумерации платформ есть "ляп" - через два года после открытия Tvärbanan вторую платформу № 5 "влепили" у пути № 4, который используется поездами метро, следующими в южном направлении, в результате чего на пересадочном узле две платформы с номером 5.


26. На пересадочном узле "Sickla" в р-не Hammarby Sjöstad для трамвайной системы Tvärbanan используются платформы с номерами 2 и 3.


27. Платформа № 1 этого пересадочного узла используется поездами пригородной железной дороги Saltsjöbanan.


28. В 2017 г. на остановках "Alviks strand", "Årstaberg" и "Mårtensdal" был уложен третий путь, названный "uppställningspår", что в переводе на русский означает "расстановочный путь" или "путь для расстановки". На "Årstaberg" и "Mårtensdal" он представляет собой обычный оборотный тупик, расположенный между "северным" и "южным" путями по типу тех, что строятся на линиях метро, а на "Alviks strand" имеет платформу для посадки и высадки пассажиров и сейчас используется для оборота трамвайного маршрута № 31, следующего в аэропорт "Bromma".


29. Не смотря на то, что навигационные указатели на платформах должны отображать номер "платформенной части", для пассажиров они подписаны не как "часть платформы" ("plattformsdel" или сокращённо "pfd"), а как "путь" ("spår"), хотя на самом деле согласно документации являются указателем именно номера платформы, а не номера пути. В дальнейшем транспортную систему планируется развить в целую сеть линий и маршрутов. С её подробным описанием и планами на будущее развитие можно ознакомиться в отдельном обзоре, посвящённом этой трамвайной системе.


30. Spårväg City или Djurgårdslinjen - часть закрытого вместе с городской трамвайной сетью маршрута, восстановленная в 90-х обществом энтузиастов-любителей исторического трамвая. Связывает между собой Центральный вокзал Стокгольма и остров Юргорден, на котором сосредоточено наибольшее количество самых легендарных музеев города. Изначально система создавалась как маршрут ретротрамвая, но благодаря популярности у жителей и гостей города планируется её дальнейшее развитие как полноценной городской транспортной системы.


31. Система полностью двухпутна и является единственной в Стокгольме не имеющей обособленных от уличного движения участков, полностью проходящей по проезжей части и имеющей разворотные кольца. Как и полагается трамвайной системе Стогольма, движение здесь правостороннее, а пути обозначены "norrspår" и "söderspår" - северный и южный путь. По северному пути организовано движение от музеев "Skansen" и "Nordiska" в сторону моста "Djurgårdsbron" и далее к Центральному вокзалу, а по южному пути соответственно в обратном направлении.


32. К осени 2018 г. трамвайная система получила последнее на сегодняшний день продление от площади Сергеля до новой остановки "T-Centralen" на улице Klarabergsgatan, войдя в состав центрального пересадочного узла города. Дальнейшее продление линии планируется от моста "Djurgårdsbron" в сторону портов Värtahamnen и Frihamnen для дальнейшей связи с системой Lidingöbanan по новому строящемуся мосту "Lilla Lidingöbron", но это уже тема для отдельного обзора.


33. Проект связи трамвайной линии острова Юргорден с системой Lidingöbanan.


Благодарю за внимание!

Lidingöbanan, фото, фоторепортаж, общественный транснпорт, экскурсия, перрон, Stockholm Ö, рельсовый транспорт, stockholms lokaltrafik, Spårväg City, Швеция, 1435 мм, схема, gullmarsplan, пригород, Saltsjö-Duvnäs, вокзал, sickla, universitetet, Lidingö, alvik, Djurgårdslinjen, nikon coolpix s4150, платформа, станция, Стокгольм, 891 мм, globen, nockebybanan, метро, пути, Vällingby, рельсы, t-bana, железная дорога, поезд, обзор, tunnelbana, nikon, alleparken, Saltsjöbanan, метрополитен, Лидингё, фотообзор, Lidingöbron, транспорт, roslagsbanan, nockeby, liljeholmen, Скандинавия, Tvärbanan, город, t-centralen, трамвай, Stockholm Östra, sl, фотоэкскурсия, мост

Previous post Next post
Up