Фильмы разных жанров

Dec 09, 2012 17:30


Обратимся теперь к «чистому» фэнтази, хотя, конечно, та или иная боёвка бывает и в нём. Но, может быть, пора сделать небольшое отступление и пояснить, почему я упорно пишу это слово не совсем привычным образом? Извольте. Я полагаю, что слово это заимствовано из английского языка ошибочным образом, с нарушением традиционных транслитерационных соответствий. Когда с падением СССР резко расширилась сфера сообщения русского народа с заграницей, советская переводческая школа утратила всякий контроль над этим сообщением и многие задачи стали решаться по-дилетантски. Это, например, транслитерация на слух. А вторая гласная в слове «fantasy» редуцированная, на слух больше всего похожая на нашу редуцированную «е». Ну вот и… Только правила транслитерации требуют в таких случаях передавать эту самую шва по написанию (имея, как я понимаю, резон утратить утерю информации),- тем более, что в безударном положении в русском языке эта гласная тоже редуцируется до определённой степени. Короче, я ещё некоторое время буду пытаться на авось исправить узус.

(На этом месте администрация ЖЖ обновила дизайн и сохранённое начало поста пропало. Но я хитрый, пользуюсь расширением Textarea Cache, а в данном случае ещё и дублировал текст в локальный файл.)

Вторая часть «Гарри Поттера и Даров Смерти» порадовала дважды. Во-первых, после прочтения заключительного тома, хотелось закончить уже с этой сагой, и выход последнего фильма воспринимался с некоторым даже облегчением. Во-вторых, по контрасту с тёмной буквально и фигурально первой частью вторая оказалась очень даже ясной, внятно и эпично завершающей историю.

«Аквамарин» - подростковая романтическая комедия с фэнтазийным элементом в лице русалки. Ничего особенного, но это пляжная комедия, и как таковая вполне подходит скрасить морозный январский вечер-другой, каковым образом, собственно, и была с успехом использована.

«Война Богов: Бессмертные» был подан с помпой, но оказался редкостной мутью. Огромное количество логических несуразностей в сочетании с дикой жестокостью и безрадостными пыльными пейзажами. Чем они там живут, ведь ни росточка зелёного? Нелепость достигает апогея в кульминации, когда выпускают ужасных титанов, которые оказываются мелкими невменяемыми гадёнышами, способными только беспорядочно бегать по дну ямы,- а поскольку выбраться из неё они явно не в состоянии, богам-олимпийцам приходится, чтобы героически пасть, к ним в эту яму спуститься,- и только после этого Зевс обрушивает на них свод. Совершенно непонятно, что мешало это сделать в начале битвы - или вообще до освобождения титанов, вместо того, чтобы их запирать в клетке?

Короче говоря, этот фильм решительно подорвал в моих глазах репутацию режиссёра Тарсема Синха и закрепил решение не смотреть его «Белоснежку: Месть гномов», сложившееся под впечатлением от пошловатого трейлера. Что же до «Белоснежки и Охотника», я про них уже писал. И хотя он не совсем уж плох, хочется также согласиться с Густавом: «Ну вот скажите, что это за названия? „Белоснежка и Охотник“. Белоснежка и Охотник - что? Стреляют уток? Пеленают гномов? Играют в шашки? За что мне предлагается отдавать в кинотеатре часть кровью добытой получки?»

Другой фильм по мотивам древнегреческой мифологии - «Гнев титанов», продолжение дружно охаянной «Битвы титанов», встреченное критикой куда более благосклонно. Но и тут я пойду против течения: этот фильм хуже. Кончина Ио отмечена столь вскользь, что я умудрился её проглядеть, и всё удивлялся: вот Персей, вот у него сын, а где же жена? Да и что с ней такое могло приключиться, коли она была позиционирована как бессмертная? Вместо богоборчества под маркой понятного конфликта отцов и детей, имеем мутные отношения между божками-братьями, в которых их дети, вроде как, уже и лишние. Медузе успевали посочувствовать, прежде чем обезглавить, тут же Крон - просто тупое чудовище. Андромеда с какого-то перепугу стала воительницей. Ладно, если бы она была наёмницей - эмансипация и все дела; но она царица - похоже, много лет ей приходится воевать, но почему, с кем? При этом она легко бросает царство, отправляясь в поход - не нашлось более опытных бойцов? Понадобилась женщина в кадре? Но куда и зачем тогда режиссёр выбросил всех олимпиек? Арест показан, Гефест показан, а где Афродита, которая была любовницей одного и женой другого? Все божественные супруги убраны из этой истории ещё более незаметно, чем Ио.

«Мрачные тени» не понравились, должно быть, ввиду отсутствия симпатичных персонажей. Самый терпимый здесь - маленький мальчик, остальные в лучшем случае хамят, пытаются друг друга использовать и покрывают убийства. Даже антигерой может быть харизматичен, и, казалось бы, Барнабас Коллинз в исполнении Деппа просто обречён быть таким,- но нет: он жесток, туп, лишён фантазии, предвидения и способности к планированию. Анжелики Бошар как будто более деятельна, но по сути скучная мономаньячка. В общем, такими и полагается быть живым мертвецам, но тогда каким боком это комедия? В то же время для хоррора или мелодрамы фильм слишком лёгкий, но тогда что это вообще? Да, если иметь в виду, что это попытка втиснуть в полнометражник римейк телесериала, всё становится несколько ясней. Попытка не удалась. Годится разве что как иллюстрация к сериалу.

Прошлогодний фильм «Добывайки», посмотренные в честь «Добывайки Ариэтти» (ну и книжку, её переведённую первую часть, я когда-то в далёком детстве читал),- вполне развлекателен, но есть в нём один очень странный момент, причём ключевой для развития сюжета. Я про поведение учёных. Если у Миядзаки травить добываек пытается отсталая селянка, выжившая из ума недобитая фашистка - дикий, но в общем понятный образ, то современные научные работники, как их показывает Том Харпер (вероятно, следуя первоисточнику Мэри Нортон,- кстати, на очереди у меня диснеевская экранизация её же «Набалдашника и метлы»), у меня в голове совершенно не укладываются. Ладно немыслимая жестокость, но это же надо обладать отрицательным интеллектом и профессиональной компетенцией, чтобы бегать за миниатюрными человечками с целью не установить контакт с иным разумом или хотя бы изучать их поведение,- а препарировать. Не понимаю. Нет, может это метафорический образ такой, но для ⅩⅩⅠ века он ни в какие ворота не лезет. Кажется, даже доктор Менгеле, современник писательницы, не был бы настолько кровожадно идиотичен. От Стивена Фрая ожидается разъяснение по поводу его персонажа.

Не уверен, что «Добываек» правильно относить к фэнтази,- ну чем они менее научная фантастика, чем никитинский «Мегамир»? Разве что отсутствием объяснения происхождения этой расы. С другой стороны, вероятно, не стоит относить к фантастике оба фильма, которые я было зачислил в этот разряд. Попаданческая сказка «Джон Картер», в отличие от «Железного неба» пытается честно изображать слабую марсианскую гравитацию, только выходит это у него не очень последовательно. Да и вообще, по-моему, провалился в мировом прокате он заслуженно. Может быть, следовало экранизировать не Берроуза, а вышедший полувеком позже муркоковский ремейк, не знаю.

Третья часть «Людей в чёрном» - скорее магический реализм, поскольку подавляющее большинство произведений про путешествия во времени, как и это, в отличие от фэнтази и фантастики, не сохраняют целостной логики, предлагая своему основному фантдопущению непоследовательное, внутренне противоречивое, явно несостоятельное или вовсе никакое объяснение. А тут ещё и «антитеррористический» расизм: негр в общество метрополии интегрирован, всё ОК, но вот главный антагонист, за которым без труда проглядывает демонизированная фигура ближневосточного экстремиста, подвержен стратегии исключения, последний в своём роде. Тем не менее, два момента в этом фильме мне понравились: многомерный визионер и «релоад» героя в решающей схватке.

Перейдём, наконец, к графе «прочее», в которой я собрал фильмы, оказавшиеся в этой подборке слишком малочисленными представителями своих жанров. И начнём с южнокорейской (многосерийной, разумеется) дорамы «Товарищи» про, внимание, войну начала 1950-х. Скажу честно: ниасилил. Да, как ни изумительно, там есть коммунистические няшки и бисёнэны, но терпеть ради их кратковременного появления до-олгие перебежки под огнём и задушевные мужицкие беседы на привалах я оказался не в состоянии. Возможно, я многое потерял, и последующие эпизоды веселее.

Внезапный приступ ностальгии по началу 1990-х побудил меня посмотреть полнометражники «Маппеты» (2011) - как всё закончилось, «Фильм маппетов» (1979) - как всё начиналось, «Маппеты в космосе» (1999). Новоделка занудна, а вот фильм с обманчивым «в космосе» в названии отменен, особенно милым русскому сердцу образом американского гэбиста, помешанного на охоте за внеземным разумом; ну и его добродушный приспешник-медведь хорош.

(На этом месте я снова столкнулся с подлостью системы восстановления недописанного поста в ЖЖ - архивная копия исчезла после того, как я запостил сообщение в одно из сообществ - и снова порадовался, что забочусь о сохранении сам.)

«Мушкетёры» с Миллой Йовович - развлекательный недостимпанк, в котором можно при желании найти ещё множество недочётов: мне, например, не приглянулась царственная чета с её диким поведением налаживающих отношения подростков. Кто-то из комментаторов выразил, вероятно, преобладающее мнение: «…Отдающее идиотизмом переосмысление романа, которое, тем не менее, смотрится бодро и весело».

Кстати, о бодрости. «Бодрствуйте» Раджа Капура - фильм, куда более полезный. Главный герой обликом и поведением навлекает перерастающие в травлю подозрения всего сообщества,- притом, что само оно, при видимой респектабельности, прямо-таки стоит на обмане и стяжательстве. В конце фильма Мохан/Радж вроде бы решает свою проблему, будучи наставлен на путь истинный невинной лолей,- но, если подумать, его первоначальная пугливость была куда более адекватной, чем напускное спокойствие в этом бедламе. Радж Капур представляет выбор: не хочешь конфликта со всем миром - делай вид, что всё в порядке. И всё в порядке - или нет?

«Астерикс на Олимпийских играх» стоит смотреть ради одной, почти финальной (остаток экранного времени откровенно забит лабудой буффонадой), фразы Цезаря: «Победили галло-РИМЛЯНЕ!» (как неожиданно, да?). Фанам «русской Сибири» и отрицателям Ацтлана посвящается. …Победили же, как всем ясно и как это и случилось в истории, германцы.



«Сладкие чувства» - трогательный сериал про юную английскую лесбиянку по одноимённому (Sugar Rush) роману воинствующей феминистки, как она сама себя определяет, Джули Берчилл (хотя - змея кусает себя за хвост - Берчилл уже по этому сериалу написала сиквел) - особы, кажется, не очень симпатичной. Но главная героиня, 15-16-тилетняя Ким в исполнении [21-летней] Оливии Холлинан очаровательна, хотя душевными достоинствами особо не блещет - соседского паренька нае… (хм, пальцы не поднимаются, но если где-то это слово стопроцентно подходит, так это здесь), собачку его, пусть и ненамеренно, погубила, а во втором сезоне показано, что и с верностью и с доверием у неё проблемы. Ну так иного и требовать нельзя при таких мерзких эгоистичных родителях - паразитка-мать и собственник-папаша (совсем не то, что душевные однополые родители вышеупомянутого мальчика). Зато её и небо покарало любовью к… ну, да, увы, но Сладка - нормальный для метрополии пролетарский элемент: слаба в учёбе, но о сладкой жизни мечтает. …Я так описал, словно это язвительная социальная критика,- но на самом деле смотрится, как романтическая комедия, особенно вызывающий бурю сопереживания первый сезон (кроме какого-то одного неприятного эпизода, кажется, восьмого?). Ещё бы мне не сопереживать: феминофильные чувства главной героини вполне понятны, притом сама она глаз не колет; сплошное благолепие, только семейка адова.

Ещё один фильм с героиней-лесбиянкой, хотя здесь это, пожалуй, сюжетообразующей роли не играет,- испанская комедия «Лисистрата» (2002). Главный пункт фильма, по-моему, заключается в деконструкции аристофановского сюжета: в патриархальном обществе мужчины могут и воевать перестать и к «вынужденному гомосексуализму» перейти,- но женщинам не уступят, даже если формально те добьются, чего хотели. Вопрос частной собственности аристофановские бунтарки не решили? Вот то-то и оно.

расизм, Древняя Греция, исламофобия, этика, время, Корея, мифология, магический реализм, Великобритания, ЛГБТ, перевод, колониализм, Индия, фэнтази, гомосексуальность, любовь, война, фантастика, феминизм, вампиры

Previous post Next post
Up