Обзоры боевиков

Dec 09, 2012 17:08


В этой порции минирецензий я обозреваю просмотренные восточные боевики - сравнительно реалистичные и сравнительно сказочные.

Из боевиков мне почему-то попалась целая череда фильмов с одной характерной деталью или, может быть, вернее сказать,- без одной характерной детали: «Однорукий меченосец», «Возвращение однорукого меченосца», «Новый однорукий меченосец» и «Однорукий боксёр». Помню, что при просмотре были какие-то мысли, но не помню, какие - всё было вытеснено потрясением от увечья главных героев. Это вам не Бескрайнее Облако, который оторвал себе руку (очень надо было), но очень скоро получил в подарок другую, ещё лучше! …«Боксёр» напомнил вышедшую для Спектрума в 1985-м игрушку «И, эр, кунфу» (Yie Ar Kung-Fu) разнообразием бойцов противной стороны.

Ещё более неприятное увечье наносит себе один из героев «Удара грома» - он капитально уродует себе лицо, чтобы враги не смогли сразу его узнать. Да так и бегает полфильма перед камерой. Наблюдать это тягостно, да в общем, по-моему, и не нужно: фильм неинтересный и поданная как звезда, но выглядящая неуклюжей «Анджела» Мау Фукчин его не спасает.

«Быстрый рыцарь» - довольно-таки унылая история про борьбу бескорыстных героев и честного полицейского за неожиданно и весьма вовремя обнаружившихся наследников императора. Также про чудесно спасённых в младенчестве принцев рассказывает «Принц Шаолиня», где сделаны потуги организовать между ними комедийный конфликт, но быстро отброшены в пользу кооперативного прохождения.

«Блуждающий меченосец» состоит из двух, упрощённо говоря, половин, первая из которых - замысловатые и не очень понятные интриги между бандитскими кланами школами боевых искусств, а вторая в основном сводится к драке нескольких положительных персонажей с несколькими отрицательными в уставленном зеркалами зале.

«Громовой меч» - представьте, если бы у Ли Мубая (здесь Юй Цзяньвэнь) и Юй Цзяолун (здесь Су Цзяоцзяо) был роман, а всех прочих, накрученных в «Тигре и драконе» деталей, кроме чудесного меча, не было бы. Получилась такая история Ромео и Джульетты, примерно с тем же исходом. Интересно, что в этом году няшку милашку Цзяоцзяо зритель уверенно опознаёт как «древнекитайского Брейвика»,- и тем не менее в некоторые моменты фильма даже надеется, что всё кончится хорошо.

«Клан белого лотоса» - в самом начале мстители за Шаолинь с неимоверным трудом убивают причастного к его сожжению белобрового деда. Потом за это страшно мстит другой белобровый дед. Наконец, в течение всего фильма главный герой делает периодические набеги на этого последнего (так что это становится даже забавно, хотя это обычный сюжетный приём такого рода фильмов), пока, наконец, не доводит его до кондрашки посредством экстремального иглоукалывания. Интерес представляет феминистичный эпизод, когда главного героя учат «женскому стилю» кунфу, наставляя в ловкости и аккуратности.

«Непревзойденный мастер кунфу» - почему-то я был уверен, что этот четырёхсерийник про Вон (на официальном диалекте, внезапно, Хуан!) Фэйхуна, и всё недоумевал насчёт «фань Цин, фу Мин», бешеных отношений с маньчжурами Вона, насколько мне известно, вовсе не бывшего партизаном или подпольщиком. Возможно, потому, что годом ранее тот же «Донни» Янь Читан сыграл Вон Кхэйина, отца Вон Фэйхуна, в «Железной обезьяне». А Вон Фэйхуна кто только не играл - но вот Донни, оказывается, не играл. Постфактум выяснил, что фильм - про Хун Хэйкуня, жившего на сто лет раньше Вон Фэйхуна, когда пепел Шаолиня ещё не успел остыть (даром, что сейчас уже неизвестно, какой на самом деле монастырь был сожжён, когда и был ли вообще - в конце концов, герой как раз и укрылся в Южном Шаолине после событий фильма), а правительство казалось не столько феодально-отсталым, сколько оккупационным.

Приблизительному современнику Хун Хэйкуня, известному по персональному фильму с Джетом Ли, Фон Саиюку посвящены два фильма «Молодой герой из Шаолиня». Оба омрачены постоянно глупо лыбящимся главным героем (ещё бы ему не ухмыляться, учитывая, что мать сделала его неуязвимым, как Фетида Ахилла), особенно первый, где он ещё подросток. Второй расцвечен бегающими по диспозиции девицами в пижамках, одна из которых успевает даже одну-две секунды пококетничать,- но усугублён отъевшим добрую половину времени нелепым боем с «золотым построением».

Ещё более неуязвимым был отрицательный персонаж в «Рождённом непобедимым». Я не понял, к кому относится название - оный персонаж непобедимым был отнюдь не рождён, а выращен, и, таки, оказался побеждён, а положительных героев, которые бегали толпой, и оттого безнадёжно перемешались в моём восприятии, он успешно бил весь фильм, и кого не пожалел сдуру - даже и насмерть. Но, так или иначе, а этот мастер тайцзи или, на кантонский манер, тхайкик был неуязвим настолько, что позволял рубить себя мечом со всей дури по яйцам и хоть бы хны,- но любил посмеяться (хотя подозрительно тонким голосом), что его чудесным образом и погубило. …Кстати, о создании этого стиля (хотя здесь он выглядит совсем, совсем иначе, без йоговских штучек) рассказывает красивый фильм с «Джетом» Ли Ляньцзе «Два воина», подкачавший только благополучным, но возмутительно антиромантичным финалом. Кстати, мне он попался под названием «Мастер тайчи», что смешало его с целой кучей фильмов, включая обещанный в следующем году Киану Ривзом.

«Король-Орёл» рисует странного воина, который настолько чужд был суете сует, что спокойно проходил мимо умирающего, но, будучи всё-таки втянут в разборки кланов, внезапно оказался сентиментальным и самоотверженным героем. К сожалению, пока он раскачивался, дело подошло к трагическому финалу. Похожим образом развивались события в «Небесном Ястребе», где этот самый Ястреб даже позволяет главному злодею лить себе на голову кипяток из чайника, дабы показать, как он миролюбив и бесстрастен. Разумеется, в конце концов всю вражескую шайку приходится перебить, только чудо, что до этого дожил хоть кто-то из положительных героев. Фабулу этого боевика составляют попытки местечковой мафии прибрать к рукам портовый городок - не в Китае, а как я верно опознал по архитектуре, в Стране Тхай Таиланде, и даже почти уже в нашу эпоху. На что как будто ничто, кроме появившегося в одном кадре автомобиля, не намекает,- хотя если вдуматься, Ястреб, «Во Ханг Фей» не кто иной, как всё тот же Вон Фэйхун, а стало быть, принимая в расчёт возраст актёра, дело происходит между Синьхайской революцией и нашей Октябрьской Движением 4 мая. …В общем, нелюбимая мною криминальная драма. Я надеялся, что её разукрасит персонаж Хун Кампо, более известный как Саммо Хун, но и он (спойлер?!) не дожил до финала (в «Азартном привидении», действительно уже современной криминальной драме,- но комедийной - его герою в итоге повезло гораздо, гораздо больше). Мораль: добро должно не просто быть с кулаками, но и своевременно наносить упреждающий удар.

Молодой же Вон Фэйхун предстаёт нам, в частности, в «Великом герое Китая». Особенности этого фильма: зонтик в качестве оружия и борьба с европейскими торговцами опиумом, плавно переходящая в шуры-муры с заезжей японкой.

«Кот против крысы» - про двух отпрысков соперничающих аристократических, но практикующих боевые искусства семейств, форменных клоунов, постоянно дерущихся между собой с переменным успехом,- но один из них явно тупее. Полфильма посвящено исключительно их поединкам и тому, как они изводят своего общего учителя; потом появляется странноватый мужик с золотой печатью, которого переводчик называет «императором»,- но я бы скорее принял его за князя или чиновника. От не особо понятных приключений вокруг него выигрывает тот из придурков, который поумнее, и второй, «Крыса», разрабатывает хитрый план, как подставить «Кота»…

«Война ниндзя» - немного жутенькая японская сказка про мерзких колдунов (действительно очень хочется настучать каждому по башке) и отчего-то благородных ниндзя. Главный герой - очень приятный молодой человек, всё время бросающийся прикрывать подвернувшуюся девицу израненным торсом. Любовь в конце концов мистическим образом торжествует, и общий итог фильма подводит всеми забытый главный злодей: «Любовное зелье - чепуха какая!»

«Отважные мстители» совершенно испоганен сбивчивым, неуверенным переводом и неподобающим голосом дублёра - слабым, будто обморочным, да ещё и в нос; разбирать, что он там лепечет,- мука. Но, кажется, и сам фильм плох: неестественная хореография фехтовальных схваток, странное музыкальное сопровождение плюс немотивированный идиотизм главного злодея, который щадит намеревающуюся его грохнуть компанию, убивая только в крайнем случае, но десятками посылает им на расправу своих подчинённых, до последнего человека; для финальной же схватки он ускакал из своей крепости от оставшихся приспешников, чтобы в одиночку противостоять всем собравшимся мстителям на бережку, где покрасивее. И ведь почти победил!

«Призрак с хлыстом» - обычная скучная история про то, как подставили честного человека, а месть затянулась на двадцать лет. Шокирующая особенность заключается в том, что дело происходит в заваленных снегом хвойных лесах, и главная героиня бегает в утеплённом халате и, внимание, шапке-ушанке (я бы сказал, скорее ушанке, чем шапке). Рекорд идиотизма ставит хитроумное разоблачение ею главгада, который при стечении народа ляпает что-то вроде: «Ха-ха-ха, вот ты и попалась! Ты не могла видеть моего лица, я был в маске!»

Помнится, был такой японский боевик - «Адзуми»,- где наставник воспитывал безжалостных бойцов, испытывая их в схватках друг с другом. Похожий подход применил персонаж «Мстительного орла», только в этом фильме он однозначно осуждается и на погибель ему встречаются мститель за убитое по его приказу семейство и спасённый как-то этим же семейством самый сентиментальный из воспитанников…

Вообще, месть - самый ходовой здесь мотив. Общая мораль, как я понимаю, выглядит так: босс уровня злодей, как правило, очень крут (хотя практически неспособен подобрать или обучить чего-то стоящих приспешников), но своей деятельностью множит мстителей, которые рано или поздно превосходят критическую массу, наваливаются гуртом и с неимоверным трудом, но в конце концов запинывают его. «Неукротимая восьмёрка» - одна из ярких иллюстраций. «Преступный генерал Сяо» пытался решить одновременно две эти проблемы, а отчасти задавить угрызения совести, воспитав и выучив часть потенциальных мстителей. На свою голову.

В «Стремлении к мести» соотношение сил обратное: героя Бая убивают тридцать предателей, а его сыну много лет спустя приходится иметь дело с семью выжившими. Недостаток фильма - он порядком запутывает на тему того, что там вообще происходит и кто есть кто, прежде чем выруливает на ясный сюжет.

Многие восточные боевики содержат несколько больше сказочного элемента, чем прыжки по ветвям молодого дуба и владеющие кунфу бомжи и проститутки. Такие у меня проходят под вывеской «фэнтази-боевики». Совсем категорически мне не понравился в этом году только один из них - недавний римейк «Летающие мечи врат дракона», вопреки хвалебным отзывам. Мог бы догадаться, что не стоит его смотреть, прочитав синопсис: «История о схватке генерала Чоу Вай-У с евнухом Тсяо Сы-Янем в пустынной забегаловке». Впрочем, дело не в этом. Я просто отчаялся понять, что в нём происходит. Хотя по этому признаку недалеко ушли и считающиеся, вроде бы, классикой «Воины Зу». Добро бы там было просто мельтешение трудноразличимых мистических воинов, которых в западной традиции, возможно, обозначили бы как эльфов. Но дополнительной трудностью для понимания стала их стратегия, состоявшая в упорном отказе применить против Мирового Зла крайние меры под тем предлогом, что как бы хуже не было, хотя, судя по разворачивавшемуся на экране, хуже уже было решительно некуда. И ещё одной - упорно лезшая на протяжении всего фильма в сюжет толпа людей, подвалившая к самой разборке, чтобы бессмысленно погибнуть; дочка их властителя, впрочем, сумела выжить и даже приобщиться к священному племени,- но зачем она и все остальные были тут нужны, всё равно осталось неясно.

«Небесная легенда» - детская интерпретация легенд о Царе Обезьян, хотя детям я бы её давать не стал из опасения поощрить развитие дурного вкуса примером маленького Чжу Бацзе. Между прочим, здесь он знакомится с Сунь Укуном до 500-летнего заточения последнего. Ещё одним их соратником оказывается Ночжа,- что логично, если припомнить его столь же бунтарскую натуру, также приводившую его к конфликту с Нефритовым троном.


«Безумный монах» безумно трогателен, как многие фильмы со «Стивеном» Чау Синчхи. Убеждение небесного Воина-Дракона в том, что люди способны меняться и менять свою судьбу, и его самоотверженность в доказательстве этого собратьям-богам умиляют и воодушевляют. Приятно также, что в качестве рефери в фильме эпизодически появляется Гуаньинь (в исполнении Аниты Муи). Только отталкивает акцент на всяких неприятных вещах, вроде язв нищего.

(Кстати, о Стивене. Спустя шестнадцать лет после «Китайской одиссеи» «Джеффри» Лау Чаньваи с его участием (не путать со скучноватой «Китайской одиссеей 2002» того же Джеффри) тот же режиссёр снял явную пародию на неё (и на многие другие фильмы вроде «Суеты вокруг кунфу») - «Ещё один ящик Пандоры», даже кое-где понятную. Примечательно, что, если вы посмотрите фильмы не в том порядке, то, наверное, можете решить, что это «Одиссея» - пародия на «Ещё один ящик»! …Другая пародийная вещь в сегодняшней подборке - «Большой переполох в Маленьком Китае», события которого происходят в чайна-тауне современного Сан-Франциско. Я даже не знаю, стоит ли его рекомендовать - с одной стороны, муть голубая, трэшак, с другой - нутром чую, классика жанра.)

Ещё один фильм с духовным уклоном, только не о богах, а вовсе даже о буддизме (хотя, если подумать, Гуаньинь тоже скорее относится к этой теме),- «Мастер чань Бодхидхарма». Я уже привык, что в нашем дубляже все древние китайцы называют друг друга «мисс» да «мистерами» (а тут даже в названии фильма ни к селу ни к городу используется японская форма «дзен»), но «сеньоры» (я думаю, имелись в виду «старшие братья») и «Слава Богу!» как перевод «Амитофо!» - это что-то новенькое и совсем экстремальное. К самому же Дамо я проникся по итогам фильма почти таким же неуважением, как к этим переводчикам. Там, где он рукомашествовал либо проповедовал дзэн,- всё в порядке, но такое впечатление, что главной своей славы он добился пошлыми фокусами вроде многолетнего сидения в пещере без еды и питья лицом к стене (и сдвинуть его с места не смогли даже прибегнув к лошадиной тяге) или сгорания от стрелы разбойников с последующим воскрешением. …Да, в первой своей половине фильм довольно сумбурен, так что я не всегда мог уверенно опознать среди персонажей самого Бодхидхарму.

история, кунфу, фэнтази, идиоты, кино, пародия, любовь, буддизм, Китай, преступление, месть, перевод, убийство

Previous post Next post
Up