В данной работе рассмотрено святоотеческое антропологическое учение об уме. Описано действие ума в первозданном и в падшем состоянии человека и, то, каким образом ум и умное делание связаны с покаянием, обращением к Богу и обожением. Раскрыто учение святых отцов об умной молитве со свидетельствами из Нового Завета и в свете трех аспектов молитвы: умной молитвы, трезвения и постоянства в этом делании. Так же показано, где по свидетельству святых отцов в Новом Завете подразумеваются три этапа пути обожения: очищении, просвещении и обожении, по которому идет христианин, следуя святоотеческому методу умного делания.
Исходя из рассмотренного учения святых отцов видно, что с точки зрения святоотеческой традиции, учение об умной молитве и обожении является единой целостной составляющей церковного Предания, является учением Господа Иисуса Христа и апостолов, которое имеет свидетельство в Новом Завете.
Написав эту работу, мы убедились, что для святых отцов исихасткий метод умного делания и трезвения был главным путем к богопознанию, так как он вел к обожению и опытному богословию, исходя из которого сформулировано аскетическое и догматические учение святых отцов. Святые отцы при помощи нетварной божественной благодати и внутренной духовной жизни очистились от страстей, были просвещенны Святым Духом и достигли соединение с Богом. В учении умного делания дается описание средств очищения душы, для того что-бы соединится с Богом, стать храмом Божиим, обоженым.
В молитве и в подвиге человек боролся со своей греховностью и, страстями и следуя учению Церкви о Боге и приобщаясь к Таинствам, приближался к Богу и соединялся с Ним. Когда святитель Григорий Палама защищал догматическое учение о Божественной сущности и энергиях, то одновременно речь шла о православной кафолической традиции богопознания и духовной жизни, которое было основано на Священном Писании: «Этому обучили нас Писания, это восприняли мы от наших Отцов, это познали на своем малом опыте. И об этом писал в защиту священно безмолвствующих честнейший во иеромонахах и брат наш Григорий (Палама)».
[1]Во время отхода от святоотеческой традиции на западе появилась схоластика, в которой изначально ум отождествляется с рассудком и в которой философский метод был применен к богословию, таким образом искажая его. Схоластика и на ней развитый западный рационализм, подобно философии, построен на работе рассудка, где падший, находящийся в страстях человек, пользуясь воображением и логикой, строит свои представления о Боге, человеке и мире. Это породило очень много искажений в духовном делании и учении на западе. В первую очередь, из-за того, что был отвергнут метод, посредством которого, пророки, апостолы и святые отцы достигали опытное богопознание и восприяли Откровение, о котором свидетельствует Священное Писание и труды святых отцов.
Из-за влияния западной схоластики и философии на православное сознание,
[2] во время упадка опытного богословия, святоотеческое учение об уме и умном делании было оставлено. Образование западного образца влилось и укрепилось во многих отраслях церковной жизни. Вследствие этого в православной среде появилось непонимание тех мест в Священном Писании, где говорится о нетварных энергиях и умной молитве, и важности роли умного делания в Православной Традиции. Одним из камней преткновения, как обнаружилось в даной работе, является отличие библейской и святоотеческой терминологии. Без правильного понятийного аппарата, который сформулировали святые отцы, невозможно правильно усвоить единство новозаветного учения об умном делании со святоотеческой исихастской традиции. Эта проблематика составляет область дальнейших возможных исследований по данному предмету.
[1] Святитель Григорий Палама. Святогорский Томоc.
Святитель Григорий Палама. Святогорский Томоc. Доступен:
http://www.hesychasm.ru/library/palamas/tomos.htmПросмотрен: [22.07.2015]
[2] Иларион (Троицкий), сщмч. Богословие и свобода Церкви.; проф. А. Осипов. Русское духовное образование.; Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви.