Основание умному деланию и обожению в Новом Завете по святоотеческому учению - Введение

Feb 13, 2017 21:48

По святоотеческому учению встреча человека с Богом происходит в человеческом уме и сердце. Ум и сердце являются средоточием человеческой личности и духовной жизни. Исходя из этих антропологических предпосылок в Церкви сквозь века передавался опыт о внутренней духовной жизни во Христе. Таким образом в Церкви развилась целая наука из наук [1] и художество из художеств [2], которая получила название исихазм. Это аскетический молитвенный образ жизни, ядром которого является умное делание и трезвение. Умное делание является методом и способом преображения падшего человека в обоженного при участии в церковных Таинствах. В святоотеческом богословии наиболее глубокое богословское обоснование умному деланию и обожению дал святитель Григорий Палама, опытно переживший эту Традицию предшествующих святых отцов. Святой Григорий ясно и точно выразил догматическую основу умного делания на Константинопольских Соборах XIV века и в своих трудах. Эту Традицию жизни в Святом Духе переживали и учили из поколения в поколение патриархи, пророки, Господь Иисус Христос, апостолы и святые отцы Православной Кафолической Церкви.
Опытное богословие, богопознание и богообщение являются сердцевиной Церковной жизни и изначальной целью существования человека и всего творения. Священное Писание, труды святых отцов, постановления Вселенских Соборов, литургическое наследие, иконография, мощи святых и другие виды зафиксированного предания Церкви свидетельствуют о реальном опытном богообщении и являются путеводителями к нему. Опытная встреча человека с Богом тесно связана с умным деланием, которое является осознанным обращением человека к Богу, движением к Нему, и жизню в Нем. По святоотеческому учению ум является органом познания Бога и разум - познания творения, но в падшем состоянии ум является омертвелым и пассивным и вместо него доминирует на себя обращенный разум, а ум становится порабощен эгоизму, страстям и помыслам и окружающему тварному миру. Посредством умного делания, исполнения заповедей и действия божественной благодати человек очищается, освящается, преображается, исцеляется и обоживается, то есть, он освобождается от рабства дьяволу, самости, помыслам и страстям. Таким образом происходит возрождение человеческой природы.

Актуальность: Важность умного делания в церковной традиции проходит красной нитью в святоотеческом учении как главное средство и образ бытия на пути к спасению и обожению со стороны человеческих усилий. [3] «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.» [4] Но в отличие от святых отцов,  академические исследования об умном делании зачастую создают впечатление, что этот образ жизни и действий появился в среде святых отцов-подвижников начиная с IV века и является неким ответвлением в православии. Однако согласно учению преподобных и богоносных отцов, которые были просвещены тем же Святым Духом, которым были просвещены и авторы Библии, умное делание есть продолжение той же пророческо-апостольской традиции внутренной жизни и имеет свидетельство в Священном Писании. В этой традиции заключается тесная и целостная внутренняя связь пророческого, апостольского и святоотеческого опыта богообщения.
Яркое и крайнее проявление внешнего рассудочного научного подхода к святоотеческому богословию, и его противопоставления пророческо-апостольской традиции, видно в ереси, зародившееся в протестанских кругах, которая утверждает, что святоотеческое богословие пути совершенства очищения, просвещения и обожения и умного делания привнесена из языческого неоплатонизма. [5] В Латвии выразитель данной ереси является бывший православный, ныне протестанский «доктор богословия» Юрис Довейко, который в своей монографии «Онтологическая трансформация человека в богословии Игнатия Брянчанинова: критическое осмысление», защищенной в 2009 году на заседании Совета ЛУ по богословию и религиоведению, пишет об умном делании и учении о обожении как влиянии «эллинизма» и «платонического спиритуализма» на «иудео-христианское откровение», таким образом исказив последнее.

[1] Свят. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. 2002. С. 601.
[2] Свят. Игнатий Брянчанинов. Творения. Сретенский мон. М. 1996-1998. Т. 1. С. 210.
[3] О святым отцам общем учении умного делания подробно и ярко выражено в сборнике святоотеческих текстов «Добротолюбие». Так же это рассказано в авторской книжной серии Николая Новикова «Путь умного делания». В этой четырехтомной монографии представлен подробный аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия от глубокой древности до наших дней, рассматривается теория исихастской традиции и хранимая Преданием практика внутреннего молитвенного делания.
[4] Мф.11:12.
[5] Митр.Иерофей Влахос. Вынашиваемая в Православной Церкви ересь.
Previous post Next post
Up