Глава III Обожение в Новом Завете 3.3. Обожение

Feb 13, 2017 21:38

Обожение как цель существования человека заложена в его природе изначально: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.» [1] Великое предназаначение человека - становление богоподобным, обоженым. Но в следствие грехопадения человек отпал от этой цели. Грех это повреждение человеческой природы, болезнь души, болезнь ума уклонившегося от естественного состояния и изначальной цели. Слово грех на греческом языке amartia довольно ясно выражает данную мысль об уклонении от изначальной цели - это слово означает ошибка, промах, мимо цели. «В его естественном состоянии ум исполнен благодатью (как храм Божий), и он непрестанно молится. Другими словами, ум имеет непрестанную память Божию (умную молитву) и подготавливает человека к его единению с Богом (к обожению).» [2] В следствие грехопадения человок уклонился от цели в другую сторону, уподобился диаволу.
Все методы духовной борьбы со страстями и исполнение заповедей ведут к обожению, к единению с Богом. Аскетика не дает спасения, но является методом борьбы с самостью и с ней связаными страстями, для того, что-бы достичь истинной любви к Богу и ближнему. А трезвение и умное делание - это метод внутренной жизни, ведущей к той же высокой цели. Умное делание и аскетика является наукой совлечения ветхого человека для того, что-бы можно было совершенствоваться во Христе, посредством соединения человеческой воли с Божией волей и Его освящающей благодати, подаваемой в церковных Таинствах.
            Господь обещал, что те, кто будут подвизатся в добродетели и в исполнении заповедей, удостоятся увидеть Его и Он вселится в них: «..аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим.» [3] Господь сказал, что человек совершенствуется и уподобляется Христу через соединение с Ним: «Я есмь воскресение и жизнь», [4] «Я есмь путь и истина и жизнь». [5] По словам евангелиста Иоанна те, кто соответственно живут христианской жизню, становятся чадами Бога по благодати - освященными и обоженными: «А кто прияли Его, дал им власть чадами Бога быть.» [6]
            Когда Господь сказал, что Он Бог и фарисеи хотели Его за это побить камнями за богохульство: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» [7] Блаженный Феофилакт в толковании на данную строку Евангелия пишет: «Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я - Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение.» [8]
             «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.» [9] Эти слова Господа святитель Кирилл Александрийский поясняет в отношении освящения и обожения человека через Иисуса Христа в таинстве Евхаристии: «Пребывает в нас Сын и телесно как человек, сообщающийся и соединяющийся с нами посредством таинственного благословения (Евхаристии), - а также и духовно как Бог, благодатию и действием Своего Духа воссозидающий нам дух к новой жизни и делающий общниками Его Божественной природы.» [10]
Святитель Игнатий Брянчанинов, ссылаясь на Новый Завет, пишет об обожении в своем труде «Слово о человеке». Святой Игнатий учит, что ум человека должен быть умом Божиим: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.» [11] Святитель, указывая на опыт ап. Павла, говорит, что слово человека должно быть словом Божиим: «Прочим же я говорю, а не Господь», [12] «вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне». [13] Так же дух человека должен быть соединен с Духом Божиим: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.» [14] Качества человека должны быть богоподобными: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» [15] Вселением Бога в человека происходит теснейшее соединение Бога с человеком, тварный человек соделывается причастником Божественного естества: «..дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества». [16]
Митр. Иерофей (Влахос) в книге об эмпирической (опытной) догматике Православной Кафолической Церкви [17], основаной на лекциях приснопамятного проф. о. Иоанна Романидиса, который на рубеже XX и XXI вв. возродил на академическом уровне святоотеческое-трезвенное-исихасткое богословие в части православного мира, [18] дает объяснение термину обожение в связи со Священным Писанием:  «Обожение является святоотеческим термином. Оно использовалось Отцам Церкви, что-бы передать библейские термины ‘оправдание’, ‘освящение’, ‘совершенство’ и ‘прославление’.» [19] Видим, что слово обожение в себе включает несколько библейских терминов аналогично тому, как святоотеческий термин  ум выражает библейские термины ‘око’, ‘уста’ и ‘дух’. Эта святоотеческая терминология является проявлением творческой деятельности святых отцов, которое называется воцекровлением эллинизма или христианизацией эллинизма. В этом процесе воцекровления эллинизма были взяты термины из философии, очищены от философского содержания и в них вложены христианские понятия для выражения христианского богословия.
В толковании на слова ап. Павла: «..кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил», [20] святитель Феофан Затворник пишет, что оправдание является духовным подвигом, ведущим к прославлению: «Когда говорится, что Бог и призывает, и оправдывает, это не значит, чтоб призываемым и оправдываемым это ничего не стоило. Бог влечет, они изъявляют желание последовать и решаются на то, - и текут, борясь с предлежащими противностями и при помощи Божией преодолевая их. Течение сие напряженно, и путь сей есть кровный путь. Он совершается при взаимодействии благодатной силы Божией и произволения человеческого.» [21] И еще святитель пишет о термине прославление в контексте этого отрывка из ап. Павла: «Как же «прослави»? Внутренним прославлением, в коем основа и для будущего. [..] Благодать Духа ради всецелой покорности их ее водительству проникает их во всех частях и силах и делает их такими, какими быть они предопределены, то есть сообразными образу Сына Божия воплотившегося, сынами Богу по благодати.» [22] Видно, что оправдание выражает обожение как путь, а прославление выражает обожение как цель и итог этого пути. В православных трудах часто встречается, что под словом обожение имеется в виду иногда цель, иногда путь и иногда оба понятия вместе.
Апостол Павел проповедовал стремление к совершенству: «..вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе.» [23] Святитель Феофан описывает путь совершенствования таким образом: «Кто, сознав свою безответную виновность пред Богом, покаялся и, прибегши верою к Господу Иисусу, как единому Спасителю, прилепился к Нему вседушно, положив ходить в заповедях Его неуклонно, потом, освятившись благодатию чрез таинства, действительно течет сим путем, преуспевая во всяком деле благом, всю, однако ж, надежду спасения полагая и при сем в едином Господе; тот стоит на верном и надежном пути к истинному совершенству о Христе Иисусе.» В христианстве совершенствование и путь к Богу неразрывно взаимсвязаны как богообщение и освящение, которые не могут существовать один без другого.
Апостол Петр призывает к святости и приводит слова из Моисеева Пятикнижия, из чего видно единство этого божественного призвания с ветхозаветной традицией: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.» [24] И у апостола Павла встречаем учение о божественном предназначении души и тела: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» [25]
Святитель Григорий Палама указывает на слова ап. Павла, где он говорит об облечении в одеяние нетварной божественной славы и как апостол сам сподобился приобщится ее на пути в Дамаск, по свидетельству св. Григория Богослова: «И Адам до преступления [заповеди], будучи причастником этого божественного озарения и сияния, словно поистине облаченный в одеяние славы, не был наг и не являлся безобразным вследствие своей наготы, ибо был более украшен, если так можно сказать, чем те, которые [в здешнем мире] облачаются во многие золотые одеяния и украшаются диадемами со сверкающими камнями. Эти божественные озарение и благодать великий Павел называет нашим небесным жилищем, говоря: «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетыми не оказаться нагими». [26] И тот же Павел на пути из Иерусалима в Дамаск принял от Бога залог этого божественного озарения и облачения в него, чтобы, по словам Григория, носящего славное имя Богослова, «до очищения от гонений вступить в сообщение с Гонимым, или, лучше сказать, с малым блистанием великого Света».» [27]
«Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» [28] Это преображение описывает свят.Феофан Затворник: «..одно отлагаем, другое принимаем, и естество наше, и все силы естества остаются все те же и с теми же неотложными законами, им естественными, но все принимает другое направление, другой дух, другой образ, не по образу ветхого, но по образу нового Адама, - преобразуемся «от славы в славу», - ибо образец, по коему преобразуемся, беспределен; потому преобразование по нему конца иметь не может, но должно идти все дальше и дальше, восходя от одной степени к другой, от славы в славу...» [29]
Ап. Павел пишет о его единении со Христом: «..уже не я живу, но живет во мне Христос.» [30] Святитель Феофан Затворник описывает внутренную сторону этого состояния души и так же указывает на другие слова апостола, говорящие об этом духовном опыте, в котором исполнилось обетование Господа: «Я сочетался Ему, а Он мне. Я привился к Нему, как дикая маслина, и Он исполнил меня Своею жизнию. Он во мне вседействует, все направляя во славу Божию и спасение мое и других. От Него возбуждение, от Него и сила. Это не так бывает, чтобы личность исчезала; но так, что душа сознательно и свободно предает себя вседействию Христову. И Он вседействует в душе, по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия; так что в деле выходит, будто душа сама действует. Ибо «прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем» [31]. Верою вселяется Христос в сердца [32], и исполняется то, что Он обетовал: «вы во Мне и Аз в вас» [33]. » [34]
«Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.» [35] Святитель Феофан Затворник объясняет, что апостолом Павлом упомянутая «обновленная жизнь» является устремление христианина к святости и богоподобию: «Если умертвие греху есть смертельная к нему ненависть, то оживление правде есть положительное возлюбление ее. Ходить, следовательно, в обновленной жизни будет - ходить, при ненависти к греху, в любви к правде и святости. И это есть цель всей жизни приявшего святое крещение христианина.» [36]
Апостол Павел учит, что надо оставить прежний ветхий образ жизни ради обновления человека в новый богоподобный образ: «..совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его», [37] что по сути является тем же уподоблением Богу и стремлением к обожению. Святитель Феофан Затворник в толковании на эти слова показывает, каким было изначальное предназначение человека, такое оно и у воссозданного человека: «Обновляется новый человек «по образу Создавшаго его». Спрашивают: какой здесь образ разумеется, тот ли, по коему создан человек или по коему воссоздается? Не все ли одно? Создавший и Воссоздающий - не Один ли и Тот же? И образ, там и здесь, - не один ли и тот же? Создан человек по образу Божию; но потерял его. Теперь воссоздается в тот же образ и непрестанно обновляется, чтоб прийти в меру образа того.» [38]
Господь обещал сошествие Духа Святого Своим ученикам в день Пятидесятницы: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». [39] Митр. Иерофей пишет об этом событии: «Выражение «доколе не облечетесь силою свыше» по своей сути очень необычно, поэтому его необходимо растолковать. Христос не говорит о том, что они просто примут Духа Святого, но что они в Него облекутся, как в какие-то духовные доспехи, для брани с врагом. Речь идет не о простом просвещении разума, но о преображении всего их бытия. Не будет ни одной части тела, ни единой энергии души, которые бы остались неприкрытыми энергией Святого Духа.» Таким образом мы видим, что Пятидесятница тесно связана с обожением апостолов.

Жизнь святых Церки свидетельствует, что «Царство Божие не в слове, а в силе» [40]. Об этой благодатной жизни в Церкви пишет святитель Феофан Затворник в толковании на эти слова ап. Павла: «Силою Духа Божия простые люди делаются христианами; ею же и пребывают ими, и восходят на последние степени совершенства христианского, когда она начинает проявляться в них явно и осязательно, - так что существо христианства состоит в явлении сил Духа.» [41]

[1] Быт.1:26.
[2] Prof. George Metallinos. Hesychasts and Zealots: Spiritual flourishing and social crisis in 14th century Byzantium. Перевод цитаты с английского - автора.
[3] Ин.14:23.
[4] Ин.11:25.
[5] Ин.14:6.
[6] Ин.1:12.
[7] Ин.10:34-36, Пс.81:6.
[8] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна
[9] Ин.17:23.
[10] Свят. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна
[11] 1Кор.2:16.
[12] 1Кор.7:12.
[13] 2Кор.13:3.
[14] 1Кор.6:17.
[15] Мф.5:48.
[16] 2Пет.1:4.
[17] Metropolitan of Nafpaktos Hierotheos. Empirical Dogmatics of the Orthodox Catholic Church
[18] В разной степени его труды имеют влияние на современное богословие в Элладской, Кипрской, Сербской и Румынской церкви, и в англоязычном православном мире, где встречаются представители разных поместных церквей.
[19] Metropolitan of Nafpaktos Hierotheos. Empirical Dogmatics of the Orthodox Catholic Church.p.23 - Перевод автора цитаты с английского.
[20] Рим.8:30.
[21] Свят. Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к римлянам.
[22] Свят. Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к римлянам.
[23] Кол.1:28-29.
[24] 1Пет.1:15-16, Лев.11:45.
[25] 1Кор.6:17-20.
[26] 2Кор.5:2-3.
[27] Свят. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию.
[28] 2Кор.3:18.
[29] Свят. Феофан Затворник. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
[30] Гал.2:20.
[31] 1Кор.6:17.
[32] Еф.3:17.
[33] Ин.15:4.
[34] Свят. Феофан Затворник. Послание святого апостола Павла к Галатам.
[35] Рим.6:4.
[36] Свят. Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
[37] Кол.3:9-10.
[38] Свят. Феофан Затворник. Послание святого апостола Павла к Колоссянам.
[39] Лк.24:49.
[40] 1Кор.4:20.
[41] Свят. Феофан Затворник. Толкование первого послания апостола Павла коринфянам.
Previous post Next post
Up