Без мата о самом главном

Nov 12, 2021 14:37

Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою. Экклезиаст.

Подумай - разве Богу сложно на несколько секунд создать из ничего весь этот мир со всей его вечностью и бесконечностью, чтобы испытать одну-единственную ( Read more... )

П, эссе

Leave a comment

Comments 49

ta_conversation November 13 2021, 15:55:16 UTC
Замечу, что Вашу постоянную аудиторию этим постом можно было бы рассортировать на несколько типичных представителей. К примеру, комментаторы типа профи или меня учили диалектический материализм, исторический материализм, научный атеизм и сдавали кандидатский минимум по философии задолго до появления пелевинского творчества. Причём футурологию дополняли изучением классики мировой фантастики. Так что не удивительно, что профи видит в пелевине, в первую очередь, беллетристику - потому и способен сравнивать Пелевина с Сорокиным, которые с точки зрения методологии познания несравнимы. Надеюсь, что инструменты, которые Вы осваиваете в процессе изучения пелевинского творчества, действительно хороши. Я последние 20 лет Пелевина не читал, этот объём мне уже не поднять, представление составить уже не смогу.

Reply

svyatogorodski November 13 2021, 17:28:07 UTC
Ну, я пишу про одну книгу, она независима (есть минимальные отсылки, но они ни на что не влияют), для понимания важнее знать о Данте и Булгакове, чем другие книги Пелевина за 20 лет (и реально всплывает только Empire V).

С профи у меня было обсуждение о главном герое, вот я и привел свою версию. На мой взгляд это главный, нижний слой в книге (удивлюсь, еще есть еще один, хотя все бывает). Т.к. автор писал намеками, загадками, сказами и баснями (как он и говорит словами Розенкранца - там вообще очень много припрятанных прямых указаний, например, есть и про Данте), то и я решил написать свой текст немножко непрямо, по крайней мере, в том что касается главного. Но по-моему, достаточно.

Reply

ta_conversation November 13 2021, 20:17:15 UTC
Тогда вопрос: сколько в этой книге литературной критики, и сколько футурологии?

Reply

svyatogorodski November 13 2021, 20:35:52 UTC
Я не знаю следует ли это называть футурологией. Он в самом деле задается вопросами расширенного сознания (путем всяких "нейротелепатий по проводам"), но это скорее философское.

Сам Пелевин очень сильный сатирик (как и Булгаков), и пишет очень много про новейшие тренды, приятно, легко читается (то что я бы назвал нулевой таер). Я дам пару цитат внизу. Зачастую угадывает тренд на несколько лет вперед, но это не научная фантастика, это качественная сатира. В данной книге (в отличие от ряда других - по крайней мере, насколько я смог разобрать) имеется очень приличная глубина (профуканная дураками критиками), о которой я написал.

- Вторая - знаменитый «Green Floyd». Редчайшая двадцатидолларовая банкнота с изображением Джорджа Флойда… Это был африкано-американец, убитый белыми супрематистами при попытке разменять альтернативные двадцать долларов, поэтому номинал здесь символичен.

Гольденштерн не был тираном или исчадием зла. Он был просто невероятно крутым бизнесменом с изрядным чувством юмора, который хотел лишь одного - чтобы его ( ... )

Reply


anonymous November 15 2021, 08:11:21 UTC
Мне представляется, что основнaя идея книги в том, что трансгуманизм, как идея, вектор развития общества, иллюзорен ( ... )

Reply

svyatogorodski November 15 2021, 20:34:42 UTC
Смотрите, у Пелевина часто с точки зрения буддизма или какой-то такой мифологии все преподносится, так что всякие боги может и архаика, он как бы с жтим на новизну не претендует, но у него не новость. А вот дальше, поначалу изложение строится, как будто трансгуманизм поднимает из мира людей в мир чего-тов стиле от низших небес в индуизме - человек может удаленно чем-то опрерировать, отчасти вселяться в других/жить их жизнью. Идея, кстати, не нова я где-то видел вполне серьезное утверждение, что с технологией человек достигнет уровня архаичных богов - способность быть в нескольких местах сразу, и т.п ( ... )

Reply

anonymous November 16 2021, 07:31:08 UTC
Трансгуманизм Данте в этой книге упомянут в сатирическом контексте. У Данте это слово означает совсем другое. В принципе это и есть идея в Transhumanism, Inc. : получится не взлет Данте, а нечто прямо противоположное. Ассоциации с адом Данте вполне прозрачны. Но это другой ад. В аду Данте грешники находятся в другом мире, настоящем мире. Они

Reply

anonymous November 16 2021, 08:20:09 UTC
Случайно нажалось посередине коммента :) Если вы проводите параллели с Данте, то это не Ад, а Рай. Рай это семь сфер, окружающих пламенеющую розу. Но в рай нельзя попасть за деньги. Это обман. Поэтому переходящие в симуляции попадают действитен в некое подобие Ада, но не Дантова ада. В Аду Данте грешники искупают зло. Зло и добро реальны. При жизни они их не различали, но в реальном мире они есть и тому доказательством Ад, который вовсе не симуляция, а сама реальность. Но в Аду Transhumanism Inc,нет понятий добра и зла. Раз ещение по кругам только в зависимости от денег, а не от поступков. Это обманный рай. В ад никто не хочет, а в эти симуляции все стремятся. Поэтому и кругов не 9. В 9 круге у Ленте Люцифер, встроенный в лёд. Это круг предательства. У Пелевина есть 10 й круг. То есть есть обман хуже чем Люциферов. Этот обман хуже чем все что совершает человек и даже падший ангел. Чтобы выйти за пределы человека, трансгуманизироваться, по Пелевину нужно совершить зло большее, чем дано совершить человеку. А ему не дано. Поэтому ( ... )

Reply


m_gurlukovich November 16 2021, 16:34:46 UTC
мне кажется, в книге не раскрывается тема потери связи с реальностью
скорее, как обычно у автора, тема нескольких реальностей, ставящих под вопрос реальность друг друга
и тема дорожной карты, по которой идет миграция человечества в одну из них
эта карта упоминалась еще в "Цукербринах" - как план птиц, по которому мысль о боге должна стать невозможной для человека
только тогда чипированный Кеша был лишь одним из вариантов развития авторского мира, предупреждением Киклопа, а в новой книге это уже данность

Reply

svyatogorodski November 16 2021, 17:08:21 UTC
Когда-то давно были всякие шутки и даже фотожаба хорошая, которую я не нашел сейчас по-быстрому, под заголовком "мне кажется, он потерял связь с реальностью". Я на это ссылался со своим вопросом. Понятия не имею специально ли, но тут как раз получилось неплохое описание такого случая, только не в негатив, а в позитив, - как кукуратор потерял связь с реальностью. Его аккуратненько отключили от кнопочек, в интернете слили про (готовящийся) баночный переворот, а он чем-то своим занимался. Кстати, как ни смешно была немного аналогичная история в Португалии с Салазаром, когда тот совсем стал старенький или перенес удар (не помню), его фактически отстранили от власти, но продолжали (там, правда, из уважения) докладывать ему какую-то туфту, как будто он еще руководит ( ... )

Reply

m_gurlukovich November 16 2021, 17:56:53 UTC
О, простите, я не связал эти темы, увидел в отрыве.
Кукуратор ведь действительно образцово оторвался от реальности.
Хотя с другой стороны можно сказать, что он об нее разбился: имея четкие и незыблемые представления о том, как все устроено, то есть о реальности, он бесконечно далеко промазал мимо истины.
С Булгаковым интересно.
Смею предположить, что дело в отношении авторов к действительности - они оба не "белые" и не "красные", а потому описывая стороны каких-либо конфликтов, не могут удержаться от иронии.
Кроме того, они оба очень серьезно относятся к потусторонним силам, и стремятся описать их действие как могут, часто совпадая в эмоциях и настроениях.
Ну и, если верить Дмитрию Быкову, "Мастер и Маргарита" была написана персонально для Сталина, и у Пелевина тоже часто встречаются вполне персональные послания.

Reply

svyatogorodski November 16 2021, 20:20:40 UTC
С Быковым я не уверен, насколько ему можно верить в этом вопросе. Он немножко ангажирован по-моему, и не поддерживает идею о положительном черте как класс. Что-то в том что Быков говорит есть, но по-моему только что-то. Еще не исключено что в этом был изначальный замысел начала тридцатых (Быков опирается на анализ ранних версий еще как). Тогда это выглядело чуть по другому - из красных командиров этот еще выглядел ничего по сравнению с товарищами без тормозов, Троцким и прочими. И сам Булгаков выезжал на защите Сталина, другие бы его просто съели уже. Но потом, после репрессий и Сталина, показавшего себя единоличным лидером, никаких сомнений у Булгакова не было, конечно, и роман он поменял. От того что Быков говорит остались крохи, фразу "он все делает правильно" Булгаков выкинул. Короче, есть подозрение что Быков подмухлевывает. Булгаков работал десять лет, чуть не сжег роман, все поменялось (от пожара Москвы остались игры нечистой парочки в торгсине и Грибоедове, Бездомный не умер, и т.д.) Судить можно только окончательныю версию.

Reply


chhwe November 20 2021, 21:17:03 UTC
интересно, что ещё Пелевин демонстрирует тут умолчанием: фильм Rosencrantz and Guildenstern Are Undead (где Розенкранц-то и Гильденстерн с Гамлетом прямым текстом вампиры, но ставшие ими по собственной глупости) и пьесу Rosencrantz and Guildenstern, где на первый план выступает Розенкранц, отбирающий Офелию у Гамлета; примечательна реплика Клавдия, забанивающего Гамлета: Ophelia suggests that instead of killing the prince, the King should banish him to "Engle-land", where "dwell a cultured race". Claudius assents, commenting, "They're welcome to his philosophic brain." Hamlet is banished, and Rosencrantz embraces Ophelia.

заметим, что в фильме Rosencrantz and Guildenstern Are Dead Розенкранца играет Тим Рот (Roth), а Офелию Джоанна Рот (тоже Roth), но она, кажется, никогда ему женой не была

[финское название этой пьесы Haukat ja haikarat (Cоколы и цапли); в финском почему-то игра слов из центрального эпизода (с квинтэссенцией праха и man delights not me) передаётся получше, чем в русском]

Reply

svyatogorodski November 21 2021, 11:12:03 UTC
Спасибо, интересно. В таком случае надо признать, что эту увязку Пелевин имел ввиду изначально - уже в Ампир В вампиры висят в Гамлете (хоть там дается какое-то другое объяснение, и, кстати, довольно невнятное).

Reply


oshen_ouchecn December 4 2021, 07:34:54 UTC
Мне кажется, чтобы понять как в раскрыта тема потери связи с реальностью, надо прочитать книгу еще раз - одного раза недостаточно. Сложно сразу разобраться где обычный мир, т.е. нулевой возможно таер, а где начинается симуляция. У меня вот возникла путаница с солнцами - с чего бы вдруг ГШ заменил обычное?

Reply

svyatogorodski December 4 2021, 08:00:36 UTC
>одного раза недостаточно
sure
ИМХО, хорошую книгу нельзя прочитать за один раз (по крайней мере в моем определении хорошей книги), Трансгуманизм - не исключение. Видно, что над ним долго работали, и состыковано до всяких мелочей. Заметить их можно только со второго-третьего раза, когда уже знаешь и то, что идет потом. Пара примеров по мелочи: тетка говорит Мане, что помещики небось уже воют от холопок; сама Маня упоминается в рассказе про Митю - лицеистка с кукухой "можно все"; поэма двенадцать про Гольденштерна (таки 12 букв), написанного под фоткой с адольфычем, вообще намекает, как случилась кристаллизация "Кристаллизация, как говорят интимные коучи, произошла"; история с бунтующими холопами объясняется шейхом Ахмадом, митины холопы, бросившиеся под поезд, упоминаются в докладе Шкуро, ну и т.д ( ... )

Reply

oshen_ouchecn December 4 2021, 08:32:55 UTC
Я вообще думаю, что хорошие книги для общества- это как мелиорирование негодных земель, то, чего не хватает. Или как неспешная работа в саду, когда никто не мешает быть в гармонии с природой, а там и до простых медитационных радостей недалеко. Так и с книгой. Кто-то даже кладет книги в изголовье, чтобы и ночью проникаться ее аурой. Сатиры в Трансгуманизме полно и всяческих мостиков и отсылок между строками и между строк и это для дотошных читателей, готовых горы свернуть, как трудность в подарок. И конечно, постепенное путешествие с книгой, это и есть подарок. Мысли от хорошей книги приходят в порядок и ничего не лишне и не зря ничего. Где-то читала, что это работает страниц примерно до двух тысяч - если книга имеет объем больше этого там какие-то другие механизмы нервной деятельности включаются, раз уж мы говорим в поле Трансгуманизма, где основной посыл о мозге и его деятельности ( ... )

Reply

svyatogorodski December 4 2021, 09:01:11 UTC
С ноосферой я просто цитировал Гиреева из Generation П, почему надо ящик вверх ногами смотреть (если уж очень надо)
Если батальон солдат пойдет по мосту в ногу, то мост может разрушиться. Такие случаи бывали, поэтому, когда колонна идет по мосту, им дают команду идти не в ногу. А когда столько людей смотрит в эту коробку и видит одно и то же, представляешь, какой резонанс возникает в ноосфере?
В том же Generation имеется откровение от Че Гевары
Больше того, Лобсанг Сучонг из монастыря Пу Эр полагает, что в случае, если некоторую программу - например, футбольный матч - будет одновременно смотреть более четырех пятых населения Земли, этот виртуальный эффект окажется способен вытеснить из совокупного сознания людей коллективное кармическое видение человеческого плана существования, последствия чего могут быть непредсказуемыми (вполне вероятно, что в дополнение к аду расплавленного металла, аду деревьев-ножей и т.д. возникнет новый ад - вечного футбольного чемпионата).Мысль о резонансе Гольденштерна от той же яблони, и Пелевин часто ( ... )

Reply


Leave a comment

Up