Караваджо в Пушкинском

Jan 19, 2012 19:25

Сегодня мы с Олей Половинкиной добрались наконец до выставки Караваджо в Пушкинском. Параллельно идёт выставка Уильяма Блейка, в тому же в музей навезли множество последователей того и другого, так что психически продраться через это нагромождение сложно ( Read more... )

искусство, Ренессанс, религия, барокко

Leave a comment

olbening January 23 2012, 08:12:59 UTC
То, что Вы пишете, очень интересно и соответствует во многом моим ощущениям, хотя, как ни странно, прежде Караваджо был мне больше "известен по репродукциям", чем любим.
Но в связи с этим - весьма обоснованным - рассуждением о полном пренебрежении религиозностью, встает вопрос: а как толковать сложные евангельские композиции? Они ведь тоже не вполне традиционны (уж про Савла и говорить не приходится - кто еще поставил бы конскую задницу в центр такой композиции?!), но назвать их безразличными к теме не получается. Это именно интерпретация темы, и они производят весьма сильное религиозное впечатление (не сопливое умиление перед "духовностью и сплошным исихазмом", а всерьез...). Да и Урсула, не будучи буквальной житийной картинкой, весьма выразительна в контрасте мертвенно-зеленоватой святой, почти как Христос в Изенхаймском алтаре, только без ран - и натуральных, живых, плотских "бесов", в которых он превратил варваров-язычников.
То, что Караваджо вне политкорректной католической традиции - да, но я призадумалась :-)

Reply

steblya_kam January 23 2012, 15:27:22 UTC
Понимаете, всё зависит от дефиниций "религиозности". То, что в "Обращении Савла", "Отдыхе на пути в Египет" (на выставке его не было) и даже тех же "Иоаннах Крестителях" присутствует духовное озарение - отрицать сложно. Но назвать его религиозным можно, только если расширить понятие религиозности до предела. Я такие штучки не очень люблю - это обожают представители New Age и либерал-христиане, в присутствии которых страшно произнести фразу "Какое красивое звёздное небо!" - они тут же радостно завопят: "Ага, вы тоже восхищаетесь гармонией Божьего мира, вы тоже наш человек, не отрицайте ( ... )

Reply

olbening January 23 2012, 19:27:15 UTC
Ну, даже если Урсула позеленела впоследствии, бледно-печальной она явно была - на фоне загорелых злодеев. Но с этой картиной вообще много странностей, как мне кажется ( ... )

Reply

steblya_kam January 28 2012, 07:16:01 UTC
Как бы мы не рассуждали, и какие бы дефиниции не выбирали, но "Обращение Савла", не про то, какая шикарная задница у коня, и как больно падать с лошади... - Это называется "бой с бумажным тигром". Вы приписываете мне заведомо абсурдные представления. Я писала о том, что эта картина содержит мощнейший опыт духовности, но эта духовность уже так далеко ушла от собственно религиозности, что я бы остереглась называть её религиозной.
вовсе не про красоту звездного неба и людскую плоть... - А Ренессанс вообще не про плоть, это нам советское искусствоведение мозги промыло. Ренессанс - это про неоплатонизм. Кстати, звёздное небо - важнейший концепт Ренессанса, потому что, по Платону, на звёздах обитают праведные души.
Равен ли пантеизм безбожию... ну, для Ренессанса вряд ли. - Как раз именно для Ренессанса, для официальной церкви того времени. Джордано Бруно был пантеистом, и его обвиняли в безбожии. Что стало с Бруно, надеюсь, помните. А сейчас суньтесь на форум атеистов с пантеистическими взглядами - вас заклюют уже атеисты (как скрытого ( ... )

Reply

olbening January 28 2012, 09:32:28 UTC
по существу предмета. Я не искусствовед, я историк, и это во многом определяет облатсь компетенции. Про Ренессанс знаю много и не поверхностно, потому "имею свое мнение" по ряду вопросов (само собой, не по всем - "про всё" может уверенно судить только первокурсник). И с "советским"/не советским мне повезло изначально - с настоящим советским я познакомилась после совсем другого... И мозги мне промыть как-то было некому :-) Изначально попадались на удивление несоветские по духу преподаватели ( ... )

Reply

каждый мерит других по себе steblya_kam January 30 2012, 08:28:09 UTC
Ну, если уж дело дошло до потрясания возрастом и учёными заслугами, то дальше даже неинтересно.
Слова про тупую двоечницу принадлежат не мне, а Вам. Мне что, оправдываться, что "я не считаю Вас тем, кем Вы считаете, что я Вас считаю"? Вот это будет настоящий детский сад.
считать незнакомого человека априори слегка идиотом или невеждой - Прекрасный автопортрет. Вы сами выставили себя в смешном свете, когда начали поучать меня, что "Караваджо - это не про конскую задницу, а про что-то высшее". Взяли тон воспитательницы в начальной школе для папуасов, а теперь обижаетесь за то, что оппонент позволил себе усомниться, кто из сторон исполняет роль папуасика ( ... )

Reply


Leave a comment

Up