Солнцевская линия

Sep 07, 2018 16:11


Множество фотоотчетов об открытии новых станций уже успели сверкнуть и уйти в глубину ленты, пришла пора и здесь выкладывать обзор архитектуры новых станций. А смотреть есть чего! Семь станций - это не одна и даже не три. Да и по разнообразию качества архитектурных решений они далеко превосходят все недавно открытые участки: пожалуй, это и есть отличительная особенность второй очереди Солцевской линии.





По традиции, пост не содержит ничего, кроме личного мнения автора, с которым вы вольны не согласиться (и даже поспорить в комментариях).

1. Местоположение и генплан

Вереница станций протянулась от Раменок до далекого замкадья, в одночасье покрыв собой внушительное пространство, жители которого ездили до этого на электричках, либо на автобусах к Сокольнической линии. Трассировка этого участка линии и расположение станций в целом, на удивление разумны для последних лет.



01. Стеклянные бортики эскалатора на Мичуринском проспекте

Линия сравнительно прямая, идет вдоль Боровского шоссе, почти никуда не сворачивая. А продление до Рассказовки (раньше хотели ограничиться одним Солнцевым) открыто намекает на метро в аэропорт Внуково - для этого необходимо всего два перегона. В целом, благоприятное впечатление портит лишь одна вещь: линия ведет фактически в никуда, упираясь в Парк Победы, где на Арбатско-Покровскую линию переходит 90% пассажиров (угадайте, что творится в вагоне до Киевской).

При этом по свежим новостям, строительство центрального участка откладывается на неопределенный срок. Вот такие вот пироги.



02. Крайне неэргономичное расположение всего в вестибюле Мичуринского проспекта. Вообще, вестибюли после своих роскошных собратьев на участке Минская-Раменки выглядят как-то грустно.

2. Строительство

Строительство станций, насколько я знаю, прошло без значительных сложностей, хотя и не без приключений. К сожалению, ранее никому, кроме инсайдеров не нужные форумы стали крайне публичными, на них пасутся толпы журналистов и просто сторонних людей: веселые истории «с полей» публикуют значительно меньше.

Самая известная авария произошла на соединительной ветке в депо Солнцево - там по пути на поверхность сломался щит. Пришлось проходить тоннель ему навстречу (кажется, при этом сломался второй щит, но я не помню) и устраивать импровизированную демонтажку. Собственно, тоннель этот до сих пор не достроили и поезда ездят по одному пути, совсем как в депо Северное.



03. Знаменитые двери с поручнями поверх. Этой двери мешают открыться не только поручни, но и вентиляционный короб - его убрать потруднее будет!

Напоминаю, что лучше всего узнать историю строительства станции можно, прочитав вот эту тему от корки до корки.

Также знаменитыми на весь инстаграм после открытия стали двери за поручнями. Фотографировали все одну, но их там было штук пять точно. Поручни оказались съемными, но есть определенные сомнения, что это так и проектировалось. Вообще, косяков и недоделок в пассажирской зоне много, но они почти все мелкие.

3. Архитектура



04. Хитрый переход на Мичуринском проспекте: половина под переход, половина под вестибюль, а еще небольшой кусочек (там, где дверь) - для обслуживания ферм.

Ну и мы переходим к самому важному. Дальше все станции будем рассматривать по отдельности, так как архитектурные решения отличаются разительно - ни о какой ансамблевости не идет и речи.

Для начала, стоит объяснить, что участок проектировался не сразу, а рос постепенно. Мичуринский Проспект и Озерную проектировали вместе с участком Минская - Раменки, затем еще линия приросла Рассказовкой на самой окраине района. Поэтому стиль, качество архитектурных решений и планировка у станций различается очень сильно.



05. Почти весь Мичуринский проспект

Открывает наш хит-парад станция Мичуринский проспект. Создавался он одновременно с участком Минская - Раменки в мастерской Борзенкова, а поэтому призван образовать с ними единый ансамбль. На это указывают оранжевые узоры с ботаническими мотивами, скошенные колонны внутри и тому подобное.

При этом объемно-планировочное решение у станции принципиально иное и куда уж интереснее предыдущих! И это единственная станция, на которой узоры отделки используются по назначению - как фон для потрясающих многоплановых композиций, разворачивающихся перед пассажирами в пространстве. К сожалению, для доминирующего элемента в отделке такие паттерны слишком скучны.



06. На этой станции, кстати, самые удобные скамейки из всех

Про то, как устроена станция конкретно, писать не буду - за меня лучше всего это сделал сам архитектор, Леонид Борзенков. Сделано все довольно хорошо и продумано, даже кажущийся нелепым вестибюль на другой стороне моста (из-за которого сам мост разделили вдоль на «метрошную» и «не-метрошную» части) обусловлен тем, что по этому мосту пройдет пересадка на ТПК.

Следующая станция - Озерная - самая скучная из всех открывшихся. Ей было бы уделено намного больше внимания, будь она в составе участка Минская-Раменки, а так она потонула в своей серо-зелености на фоне таких увлекательных штук как Мичуринский проспект, например.



07. Станция ниже, чем Раменки и Ломоносовский проспект

Кувшинки на колоннах, приятный, но темноватый болотно-зеленый в вестибюле, стандартные навесы "Пятерочка" над переходами - где-то мы это уже видели (везде). Дополняют тоскливую картину вестибюли, которые спроектированы значительно хуже, чем на тех же Раменках. Никакой отдушины!



08. Серые переходы, зеленая тоска

Следующая станция, находящаяся уже за МКАДом - Говорово. Судя по всему, источником вдохновения для нее служила Стромынка бюро MAP Architects: та же черно-белая гамма, тот же прием освещения. Светильники и правда смотрятся очень эффектно, но только издалека, где трубочки сливаются в легкую светящуюся паутинку. Вблизи же, увы, рисунок светильников далеко не так волшебен.

Кстати, обратите внимание на скамейки: они омерзительны. Это просто доска (возможно, из ДСП) с закругленными краями, обернутая резинкой, как на дешевых пеленальных столиках. Сидеть на ней ужасно, смотреть - тоже.



09. Говорово

Также излишне вычурен и не совсем читабелен шрифт. Но главный недостаток станции заключается не в этом. А в том, что для выхода нужно преодолеть 90 ступенек. 90, Карл! Это, на минуточку, 11,3 метра (а то и выше). Кажется, больше я не видел вообще нигде. Сами выходы со станции тоже не выглядят гостеприимно, больше напоминая трансформаторные подстанции, чем ворота подземного дворца.



10. Выход со станции и ступеньки в служебные помещения

На фоне этого неправильное членение вестибюлей, где попытка выделить центральную ось провалилась из-за конфигурации входов-выходов выглядит не таким уж и большим недочетом. Так как входят и выходят со станции сбоку, а сам вестибюль достаточно короткий, почти никто не смотрит вдоль по центральной оси, находясь все время в боковых нефах, которые, к тому же, значительно шире среднего.



11. Видно отчетливое выделение центрального пролета, но находимся-то мы почти всегда в боковых и перпендикулярно оси, что лишает выделение смысла

Перейдем к главному ожиданию этого участка: станции Солнцево. Это первая "конкурсная" станция московского метро - символ наступления новой эры. Про новую и старую эры подробнее написано вот здесь. Сильно упрощая, можно сказать, что раньше каждую станцию стремились сделать максимально качественной, что в итоге давало много проектов довольно обычного качества, а теперь всё внимание уделяют конкурсным станциям, которые получаются отлично, а вокруг вырастают Котельники с Ховринами.



12. Кассовый зал Солнцево и дебильная расстановка автоматов

Солнцево - первая из таких открытых станций. Как и положено имиджевым проектам, бюджет на отделку тут не сокращали ни на йоту, да и сам проект реализовали в точности, без отступлений, что в наше время бывает чрезвычайно редко. Вышло весьма неплохо: идеально белая станция, словно светящаяся изнутри; белые пенечки на платформе, белые окошки на потолке...

Можно упрекнуть центральный зал в некоторой безликости - это желание возникает, как только становится заметным огромное желтое пятно на кассах. При всем уважении к пуризму архитекторов, оно здорово оживляет пространство в своей видимости. Вообще, интересно наблюдать, как из тех же материалов и почти теми же средствами, что и на остальных станциях создается гораздо более качественный архитектурный объект.



13. Переход в вестибюле станции

Особенно это заметно за турникетной линией: достаточно посмотреть на расшивку панелей, особенно на лестницах, освещение, детали... Разница очевидна, хотя казалось бы, приемы одни и те же.

Тренд по перемещению акцентов с центрального зала на кассовые и вестибюли здесь проявился в полной мере: начиная от желтых акцентов у касс и заканчивая потрясающими "домиками" на выходах из-под земли. Важность пространства явно нарастает снизу вверх, и сдержанная белизна дырявого потолка снизу завершается снопами настоящего дневного света, бьющего из дырок в наклонной крыше "сарая"



14. Внутри выхода

Следующая станция настолько же отвратительна, насколько прекрасна предыдущая. На фотографиях Боровское Шоссе не казалось мне настолько убогим: я даже думал, что оно мне скорее понравится. Но нет! Станция оказалась замечательным примером отсутствия вкуса у архитекторов.

Первое, что встречает пассажиров - это шрифт Gost Common Italic! С чем и поздравляем. Набирать название станции шрифтом для спецификаций - так себе идея. Тем более, что шрифт сам по себе мерзкий.



15. Ну че за позор

Переводя взгляд на потолок, мы можем наблюдать яркий пример архитектуры, не ставшей лучше от вливания в нее денег. Вам может казаться, что это лучше, допустим, "Технопарка", но это не так: по уровню архитектурного образа станция находится где-то на отметке Котельников. А точнее - коттеджа новых русских начала нулевых. Да, вы угадали - по потолку ездят машинки!

Вообще чрезмерный буквализм в архитектуре крайне вреден. Некоторые постмодернистские проекты демонстративно использовали его, но времена, когда такое было уместно, давно прошли. Сейчас делать у здания банка колонны в форме купюр, проектировать желтую подстанцию в виде молнии или лепить машинки на потолок станции с названием "Боровское шоссе" - плохое занятие.



16. Машинки

Почему так? Дело в том, что архитектура - не изобразительное искусство. Недаром ее называют "музыка, застывшая в камне". Музыка, хоть и способна вызывать ассоциации с какими-то посторонними звуками, не должна в точности их копировать. Тоже самое и с архитектурой: она должна вызывать чувственные ассоциации на абстрактном уровне. Например, банк должен выражать спокойствие и надежность (а не купюры) и т.п.

Небольшую передышку на станции дает лишь эскалаторный наклон, над которым низко нависает черный потолок - довольно крутые ощущения, гораздо точнее передающие скоростное шоссе, чем м а ш и н к и



17. Наклон

Дополняет весь эффект от станции то, что именно здесь кассовые залы спланированы хуже всего: посмотрите, куда поставили автоматы по продаже билетов!



18. Они зачем-то прямо посередине зала. Я так в пять лет рисовал кресло в середине комнаты, когда перестановку мебели делали

Следующая станция - Новопеределкино - была самым большим ожиданием и одновременно самым большим разочарованием. Вторая из "конкурсных" станций, она тоже выполнена в точном соответствии с изначальным проектом - и увы, оказалась слишком светлой!

Вообще, в первом туре был представлен проект с плавно раскрывающимися кверху колоннами (такие остались только в вестибюле). Но после консультации с метрополитеном их пришлось заменить на куда менее привлекательные конструкции. К сожалению, на рендерах станцию окутывал приятный полумрак, примерно как в Жулебино, а здесь центральный зал залит ярчайшим больничным светом.



19. Яркий свет нивелирует все достоинства станции

Возможно, просчет кроется в выборе отделочного материала: им должны были стать не полированные панели, а все же покрашенные в черный цвет. Тогда при соблюдении нормативов на освещение станция казалась бы темнее самой Волжской.

На фоне просчета с освещением почти не замечаются убогие перфорированные конструкции для сидения и стояния: а они действительно убогие. Добавили их, судя по всему, в последний момент и вышло очень нехорошо: они портят пропорции колонн, да и сами по себе выглядят колхозно.



20. Вестибюли станции, правда, не подвели=)

Совсем другое ощущение - в вестибюлях! Там все осталось в точном соответствии с версией проекта из первого тура. Огромные, раскрывающиеся кверху колонны стоят и переливаются всеми цветами радуги в приятной полутьме. Пожалуй, вестибюли Новопеределкино - это самый лучший фрагмент архитектуры на всей линии.

За Новопеределкиным следует конечная станция огромного вновь открытого участка - Рассказовка. Станция эта своим буквализмом похожа на Боровское шоссе, но ее отличает одна особенность - интерактивность. Так, ловким движением руки просто говно стало постмодерном, а однозначное осуждение сменилось двоякими чувствами.



21. Как сканировать верхние коды?

Станция оформлена в виде библиотеки. Колонны - это типа шкафы картотеки. На каждой из ячеек находится табличка с QR-кодом, с которого можно скачать одну из книг бесплатно. Люди ходят, сканируют коды и вообще радуются жизни.

Такой архитектурный прием вызывает много вопросов. Архитектура станций рассчитана минимум на 150 лет. Как будут восприниматься эти таблички уже лет через 15? Не станут ли они таким же анахронизмом, как компакт-диски сейчас? Будет ли вообще действовать софтверная часть архитектуры? Такое соединение вечной архитектуры с сиюминутным пиаром Дептранса дает очень, очень много пищи для непростых философских рассуждений.



22. Очень много букав

Именно поэтому архитектура Рассказовки - не говно (в отличие от Боровского шоссе).

Итак, мы имеем семь станций, объединяет которых друг с другом только крайняя непохожесть. Здесь есть одна очень скучная станция, одна просто ужасная станция, станция, которая заставляет задуматься, сама того не желая, две прекрасные, но не очень вышедшие станции и так далее - все очень разное и поэтому интересное.

Вроде как, следующей у нас должны открыть Кожуховскую линию. До встречи на новых открытиях!

Метро, Говорово, архитектура, Солнцево, Рассказовка, Мичуринский Проспект, Новопеределкино, Озерная, Боровское Шоссе

Previous post Next post
Up