Стромынка

Jun 02, 2017 17:20

Завершающая в нашем обзоре будет единственная станция мелкого заложения - Стромынка.



Пересадочная на Сокольники, расположенная под знаменитой аллеей к парку, она, конечно, предъявляет повышенные требования к архитектурному решению.Архитектура должна гармонировать с пересадочной станцией, выражать уважение к историческому наследию певой очереди метро - короче, доминирующей в архитектурном ансамбле из двух станций должна быть именно станция "Сокольники", а не новая навороченная штуковина а-ля Заха Хадид. Если говорить про аллею, то достаточно просто посмотреть на план:



Выходы непосредственно выходят (извините за тавтологию) на аллею, изменяя ее сложившийся облик. Конечно же, оформление их должно быть выполнено так, чтобы не нарушать перспективы на вестибюль метро Сокольники, и в обратную сторону - на вход в парк.

Конечно, выход прямо по оси перед вестибюлем - это градостроительное свинство, но если Стройкомплекс нельзя победить, то его инициативу нужно возглавить. Лучшее решение для этого выхода - дыра в земле и бортик из серого неполированного гранита на минимальную высоту.

Но мы отвлеклись от темы. Что за тройка бюро выиграла этот конкурс?

1. MAP architects

Бюро относительно маленькое, но удаленькое. Спектр работ практически всеобъемлющий: градостроительство, общественная архитектура (в т.ч., крупные объекты), интерьеры и благоустройство. Из примечательного - участие в составе мастерской Асадова в разработке предварительной концепции остановочных пунктов МЦК. На то, что вышло и похоже, и, одновременно, не похоже - но проект очень любопытный с точки зрения отслеживания промежуточных этапов, о которых тот же Башкаев много рассказывал.

Проект Стромынки был весьма сложен и важен для бюро: на разработку формы вестибюля потратилась уйма времени и сил. В результате, конечно, вышло не так, как задумывалось изначально, но концепцию удалось сохранить по максимуму - все при помощи титанических усилий.



На станции будут балкончики

Основная концепция - это типа "техногенный лес", выражающийся, в основном, в игре светотени, имитирующей лес настоящий. Для станции метро, где свет играет очень большую роль, идея самая подходящая и правильная.

Но вот это совершенно убивает:



Привет, коробка прямо перед легендарным вестибюлем Сокольников

Конечно, скорее всего, накрыть переход планировалось по заданию, но все равно моему возмущению нет предела. Это похуже, чем лес с холмами перед вестибюлем Красных Ворот, и думаю, не нужно объяснять, почему. Каков бы ни был распрекрасен вестибюль сам по себе, он здесь неуместен.

Но если отвлечься от этого факта, то проект очень хорош, продуман и обоснован. На сайте бюро есть исчерпывающая информация, куча схемок, планов и концептуальных диаграмм, так что мои объяснения будут излишни. Например, проект не ограничивается только вестибюлем: еще была продумана целая концепция благоустройства сокольнической аллеи и прилегающих территорий. Жаль, что они пожлобились и зарезали функцию "копировать ссылку на изображение".



Та самая многострадальная волна сверху. И "техногенный лес" на потолке перехода в нише

2. T+T Architects

T+T значит Вендетта Transparency&Territory, т.е., прозрачность и пространство: основные принципы бюро. Основанное в 2011 году, оно стало известным после реконструкции промзоны под квартал лофтов studio8. Из прочих значимых проектов - реконструкция гостиницы "Белград", реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге и многое другое. Специализация бюро - интерьеры, архитектура, благоустройство и реконструкция: они даже посвятили этому отдельную диаграмму на своем сайте. Например, 70% от архитектурных работ - это офисные здания, а 40% интерьеров спроектировано площадью от 3000 до 10000 квадратных метров.



На входе нас встречает какая-то шляпа. В реальности вроде должно смотреться лучше, чем на рендере. Мне лично пока больше всего напоминает навесы на ж/д платформах 70х гг постройки: те, которые с каркасом и складчатой крышей, а под ней из кирпича собраны разные штуки, от стенки с расписанием до целого домика касс.



Внимание к деталям: расстояние от поручня слева до стенки. Наоборот, хорошо сделано освещение на уровне глаз: оно убрано за белые панели верхней части ограждающих конструкций и не слепит глаза, рассеиваясь по полу, как и должно быть. В довесок к нижнему освещению обязательно идет верхнее, тоже закарнизное.

Внизу все как-то более интересно.



Просторно, чисто, светло. В данной станции, как ни странно, больше всего воплотилась перекличка с Сокольниками: зеленые панели у меня лично четко ассоциируются с марблитом в коридорах Сокольников. Светильники своей округлостью и выступающими частями при полном несоответствии формы все-таки напоминают те самые раскачивающиеся молочно-белые шары. Общая цветовая гамма, сдержанность решения и сознательный отказ от каких-то ультрамодных форм лучше всего помогают понять: какая из этих двух станций в пересадке главная. Налицо полное отсутствие архитектурной гордыни - а это очень и очень редкий случай.



Перрон. Не так хорош, как вестибюль, но лучше входного павильона. Все это очень красиво смотрится на рендере, но вживую, думаю, будет чрезвычайно пустым и непритягательным. Крайне странные панно на путевых стенах: это шелкография? Неудобные лавочки, которые будут мешать проходу, тем более, что под них не подсунешь ноги. Из приятных фич - название станции выполнено похожим шрифтом (в меру моей слепоты), что и на Сокольниках. Не копия, конечно, но отсылка явная.

3. VOX Architects

Студия Бориса Воскобойникова. Они настолько пафосные, что я даже боюсь о них что-то писать. Посмотрите лучше, что они пишут сами о себе на своем сайте.

Они участвовали в конкурсе на станцию метро Новопеределкино (попав в финал при этом). Вот такой вот проект получился:



Вестибюль в ночи

Вкратце, весь проект объясняет вот эта схема:



Вариант, каким могло быть дальнейшее развитие цветовой навигации, начатое Борзенковым. К сожалению (или к счастью?) его мастерская пошла другим путем, как мы можем судить по последним открытым станциям.



Где-то я это уже видел

В общем, проект неплохой, но в данном случае предложение по Новопеределкину было гораздо более сильное. Собственно, оно и победило. Что же по поводу Стромынки?



Дерево!

Они просто взяли и спустили парковую аллею под землю. Станция решена так, как будто это станция перед большим парком (ну, собственно, так и есть). Реечные перголы, всякие модные хипстерские штуки из псевдодешевых материалов - это парк такой, каким мы его привыкли видеть при Собянине.

Позволю высказаться, почему это абсолютно неуместно: во-первых, уже поднимался вопрос о том, как станция будет смотреться в едином ансамбле с Сокольниками. Здесь ответ простой: никак. Станция игнорирует столь ценное соседство, подходить к которому нужно максимально деликатно.

Опять же, про "парковый дух", выражение близости парка в архитектуре станции. Мне живо вспомнилась одна полумифическая история. На конкурс проектов станции Сокольники принесли крайне живописный экземпляр: темные колонны в виде древесных стволов, на которых сидят скульптурные соколы (Сокольники же). Члены жюри потянулись за пакетиком, а потом с большим облегчением выкинули проект вон, присудив первое место Таранову и Быковой. Посмотрите еще раз на их проект:



Разве здесь, под землей, не чувствуется близость парка? Без малейших предметных намеков авторы очень тонко, без перегибов и грубостей, передали атмосферу близости зелени, пения птиц, тихих дорожек. У любого москвича эта станция прочно ассоциируется с парком: и для этого не нужны колонны со скульптурными соколами.



Ну и сравните с тем, что тут. А, у нас парк? Ну давайте сделаем станцию типо пергола, че. В общем, при всей заслуженности бюро и всем таком прочем мне этот проект активно не нравится.


Вестибюль стандартно забивающий перспективу на исторический павильон. Единственный позитивный момент - велопарковка прямо в нем.

Ну вот такие вот проекты есть у нас в открытом доступе. Что о них можно сказать? На поверхности ни один из проектов не смог вписаться в существующий ансамбль аллеи, уничтожая вид на замыкающий перспективу вестибюль первой очереди метро. Есть предположение, что теплый лестничный сход прописан в ТЗ (и норматив на это вроде есть). В таком случае, снявши голову, по волосам не плачут. Идеальным решением здесь было бы убрать лестничный сход с аллеи вообще, куда-нибудь вбок - но стройкомплекс, похоже, на это не способен.
Под землей все проекты разные. С наибольшим вниманием к соседней пересадочной станции выполнен проект T+T, оправдавших девиз своего бюро. Жаль, но подземный зал вышел, на мой взгляд, скучновато, хотя вестибюль в целом зашел. На самом деле, очень деликатный проект MAP, обладающий, к тому же, наивысшим профессионализмом решения в сравнении с остальными.
В общем, я здесь разрываюсь между MAPовским и T+Tшными проектами: чисто субъективно мне больше нравится первый, но если говорить о том, что менее всего вредит сложившемуся ансамблю из станции метро Сокольники, ее павильона и аллеи сверху, то это, наверное, второй проект. Выбор сложен, и идеальных претендентов здесь, увы, нет.

Откопал, Метро, архитектура

Previous post Next post
Up