Чем же плохи (а чем хороши) маршрутки

Aug 24, 2018 18:34


Если читать блоги некоторых товарищей, то кажется, что сказать по этому поводу уже давно нечего. Маршрутки позиционируются как однозначное и безальтернативное зло. В голове сразу встает картина, как на переполненных и ушатанных в хлам газелях нерусские водители устраивают гонки по тротуарам или еще чего-нибудь нехорошее...



Москва, Луидор-223602 (MB Sprinter) - Новоясеневский проспект. Автор: Станислав Богомолов. 5 мая 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1764150/



Однако если почитать комментарии и вообще послушать обычных людей, не интересующихся транспортом, то оказывается, что маршрутки имеют ряд достоинств: и достоинства эти не кажутся абсурдными с транспортной точки зрения: малый интервал, сидячие места, высокая линейная скорость и тому подобное. Я попытался выяснить, а как обстоит дело на самом деле и углубился в литературу.

Как обычно, истина гораздо сложнее и многограннее, чем можно подумать. Начнем с того, что проблемы, собственно, "маршруток" как таковых не существует. Это всего лишь один из аспектов очень большого вопроса о дерегуляции транспорта как такового. Вопрос этот принадлежит не только сфере транспортного планирования, но и серьезно затрагивает городскую экономику в целом.



Москва, Higer KLQ6728G - Волгоградский проспект. Автор: Strike. 30 апреля 2016 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1545753/ Пост проиллюстрирован фотографиями нелегальных московских маршруток с Фотобаса

С дерегуляцией транспорта мы сталкиваемся повседневно: летая на самолетах частных компаний; совершая поездки на электричках, операторами которых выступают ППК; я уж не говорю про теплоходы и другой водный транспорт. Но нам интересен один из самых больших и самых спорных разделов - дерегулирование городского транспорта.

Вучик делит все кейсы нерегулируемого или частично регулируемого транспорта на две категории: там, где сервисы возникли стихийно, следуя потребности жителей в передвижениях и нехватке государственных и там, где дерегуляция прошла вполне сознательно и являлась одним из актов либерализации экономики.

Как можно догадаться, первый случай чаще всего можно встретить в странах третьего мира. Классическим примером второго является, например, Англия времен Маргарет Течер.



Москва, БТД-2219 (Volkswagen Crafter) - маршрут 1161 Автор: dielektrik. 30 мая 2016 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1594636/

Лестно это звучит для нас или не лестно, но наш кейс - скорее первый, чем второй. На это косвенно указывает ряд признаков, о которых, впрочем, чуть ниже. А мы же сейчас перейдем к самому интересному - так ли плохи маршрутки? Оказывается, у них есть и свои плюсы, при чем, значительные даже с профессиональной точки зрения:

  1. Частные операторы могут гибко реагировать на спрос в короткий промежуток времени.
  2. Частный общественный транспорт не нуждается в субсидиях
  3. В местах с высоким спросом маршрутки как правило, ездят очень часто
  4. Линейная скорость маршруток, как правило, значительно выше, чем у регулярного ОТ
  5. Большая часть маршруток предоставляет сидячие места для всех пассажиров. Ну или как минимум, сидячих мест в них значительно больше, чем в автобусах.

Думаю, здесь все ясно. А вот минусы у них следующие:

  1. Большое количество маршруток может спровоцировать пробку (привет, Тула!). И вообще, маршрутки менее эффективны с точки зрения провозной способности, чем автобусы и тем более, трамваи.
  2. Маршрутки не дают никаких социальных гарантий - в самом широком смысле этих слов. Начиная от отсутствия льгот бабушкам и кончая тем, что они не ездят вечером и в малонаселенные места. Про гарантии безопасности и т.п. я уже молчу
  3. Маршрутки не образуют единую транспортную систему. Их очень трудно контролировать, координировать, у них нет четкой схемы маршрутов, расписаний, единых билетов (не говоря уже о проездных) и так далее.

В сущности, первые два минуса вполне поправимы. Аж столько много маршруток, чтобы спровоцировать пробку, мало где найдется - да и автомобили все же вносят гораздо больший вклад в образование заторов.



Москва, Семар-3234 - у метро "Бунинская Аллея" Автор: Streletz. 22 апреля 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1788336/

Намного интереснее ситуация со вторым пунктом. Время раздолбанных газелей, объезжающих пробку по тротуару давно прошло в большинстве городов России. Маршрутки (и городские власти) эволюционировали естественным путем в нечто странное, но вполне удобоваримое для непредвзятых пассажиров.

Так, на редкоходящих маршрутах частенько можно встретить расписание. Иногда оно передается из уст в уста от водителя, иногда (о чудо!) даже висит на остановке. Для того, чтобы вечером транспорт не превращался в тыкву, устраивают повышенный вечерний тариф. Сами маршрутки тоже давно больше не РАФики или ГАЗели, а солидные автобусы МК и СК - даже бескапотные, зачастую, в сносном техническом состоянии и обслуживающие пассажиров строго в соответствие с маршрутом.

Но остается еще третий пункт. И он-то как раз и является самой серьезной загвоздкой. Координация, интеграция разных маршрутов, видов транспорта с маршрутками просто невозможна! Каждый ИП Арутюнян хочет непременно ездить по самым "хлебным" местам и ни в коем случае не согласится на проездные - это ж валидаторы надо, куда проще мелочь передавать. Тем более, если это будут проездные на все маршрутки.



Москва, Нижегородец-2227SK (Peugeot Boxer) - Улица Перерва. Автор: Strike. 26 ноября 2016 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1676688/

О таких вещах, как тактовое расписание, "пульсирующие" стыковки маршрутов и тому подобное вообще придется забыть. С маршрутками никогда не выйдет построить маршрутную сеть по принципу trunk-feeder. Да и вообще спланировать сеть не выйдет (см. тверские "экскурсионные" автобусы).

Угу. Но давайте подумаем, есть ли это все в автобусах российской провинции? Может быть, там действуют пересадочные билеты? Или может быть, расписание там синхронизировано так, что пересадка с одного автобуса на другой также удобна, как у ночных автобусов в Москве? Или возможно, маршрутная сеть там менялась с советских времен? Тактовые интервалы, выделенные полосы в ключевых местах, единые билеты на автобус и электричку - где это всё?



Москва, Ford Transit FBD - Булатниковский проезд. Автор: Дмитрий Андреевич. 20 апреля 2018 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1957324/

А ничего этого нет. Древние муниципальные автобусы ездят по множеству кривых беспересадочных маршрутов, на остановках в лучшем случае висит расписание, а о схеме линий можно забыть. Подойдет автобус - и кондуктор, как сорок лет назад, положит в твою ладонь мятый бумажный билетик. И никакой бесплатной пересадки!

Давайте будем честными: у такого общественного транспорта нет никаких действительно серьезных преимуществ перед маршрутками. Чуть-чуть усовершенствуй последние - и территорию ПАТП можно смело застраивать, а автобусы продавать в металлолом. Маршрутки могут перевозить пассажиров точно также, только быстрее, почти всегда сидя и без долгого ожидания.



Москва, Луидор-223237 (MB Sprinter Classic) - маршрут 948. Автор: Кузнецов Григорий Дата: 14 мая 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1752028/

До определенного уровня развития городского общественного транспорта все так и работает. Маршрутки, в целом, перевозят пассажиров также паршиво, но немного лучше, чем это делают автобусы. Но как только мы «дорастаем» до пункта 3 - интеграция и координация - начинается самое интересное.

"Система" маршруточного ОТ здесь упирается в свой потолок развития. Даже таблички с расписанием редких маршрутов, сколько угодно льготных мест и самые новые в мире автобусы не поднимут множество ИП на ступень выше. Введение единых билетов на время, синхронизация расписаний, скажем, трамвая и подвозящего к нему автобуса, тактовые интервалы весь день, пересадочная модель ОТ - все это вещи, которые может сделать только единый перевозчик.



Москва, Луидор-223203 (MB Sprinter Classic) - У метро "Преображенская площадь" Автор: ValerG781. 17 мая 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1753479/

К сожалению, даже в Москве и Петербурге не до конца реализовали такую полную интеграцию всех видов транспорта - когда можно сесть на электричку, пересесть на уже ожидающий тебя трамвай, а затем - на подвозящий к нему автобус, и все это по одному билету. Что уж говорить о большинстве городов в провинции!

Подводя итог - муниципальный общественный транспорт действительно лучше маршруток, так как может развиваться как единая тесно интегрированная система. Беда в том, что большая часть муниципальных предприятий не понимает или не хочет развиваться до такого уровня - а без этого они ничем не лучше тех же маршруток и не очень ясно, зачем ПАТП вообще нужно, если можно субсидировать ИП Васечкин В. И. напрямую.



Москва, Луидор-223201 (MB Sprinter Classic) - Ивантеевская улица / Открытое шоссе. Автор: Станислав Богомолов. 20 сентября 2017 г. Источник - http://fotobus.msk.ru/photo/1834723/

Вот такой вот печальный пост вышел.

Откопал, дилетантская аналитика, городской транспорт

Previous post Next post
Up