Калязин

Aug 17, 2018 18:14


Одна из основных достопримечательностей Кимр - это возможность уехать из них. Нет, я сейчас говорю не об электричке в Москву, а о совсем другом направлении. Два раза в день дальше, на север из «депо Савеловской глухомани» отправляются поезда дальше, на север: в Сонково или Углич.

Электрификация в Савелово кончается, поэтому ездят там не обычные электрички, а состав из одного или двух сидячих вагонов под предводительством военной «машки» со строгими квадратными фарами.

А чтобы путешествие было осмысленным, совершенно необходимо было посмотреть какой-нибудь город. Расписание там крайне интересно составлено, поэтому выбора особо и не было - я поехал в Калязин.





Как обычно, пост делится на три части и не содержит ничего, кроме личного мнения.

1. Местоположение и генплан

Калязин находится в часе с лишним езды от Савелово. Железная дорога здесь разветвляется на два хода: тупиковую ветвь в Углич (так и не продленную до Рыбинска), а также "запасной" ход Москва-Петербург через Кашин и Сонково.



Занудный, как магнитик с колокольней в выцветшем озере туристический факт - большая часть Калязина находится под водой. А что же именно затопило? До сооружения водохранилища это был классический волжский город, делившийся на три части Волгой и ее притоком (в данном случае, рекой Пудой). Так вот: под водой оказалось абсолютно всё заволжье и половина центральной части. Почти целиком сохранилось только запудье, которое истинные калязинцы называют Свистухой и только понаехавшие дачники - "заречьем".



Карта затопленного Калязина. Источник - http://samlib.ru/k/kushtalow_a/vologda.shtml

Можно представить себе, что колокольня, которая стоит достаточно далеко от берега - находилась на этом же берегу. А за ней была еще Волга, вторая колокольня и много жилых домов.



01. Один из считанных исторических домов в Свистухе.

2. Транспорт

В городе действует целых четыре автобусных маршрута, которые не имеют номеров, зато имеют собственные названия (Дымовский, Сушильный, Чигиревский и Урицкий). Ходят они раз в час и реже, но для города с населением 13 тысяч человек это нормально. Если бы Калязин был бы компактным, как, скажем, Зарайск или Бежецк, можно было бы обойтись одним номинальным автобусом, но после затопления Свистуха и сам город оказались очень далеко друг от друга, прямо в стиле логистики советских соцгородов.



02. Посадка в поезд Савелово-Углич в, собственно, Савелово. Тепловоз прямо в момент съемки оборачивался где-то за грузовым.

Автобусы - исключительно ПАЗы, но не как в Кимрах, а Векторы. Внутри не был, но кажется, разницы особой нет. Поэтому предлагаю перейти к более интересному внешнему железнодорожному транспорту.



03. Вокзал Калязина и прибывающий поезд Углич - Савелово

Калязин - крошечный, но узловой вокзал. Неподалеку от города находится знаменитый калязинский треугольник - где линия из Савелова разветвляется на две, в Сонково и далее, в Петербург и на тупиковую в Углич. По путевому равитию и общей атмосфере все это сильно похоже на трамвай: никаких станций с кучей путей и многоуровневыми развязками, просто три пути, три стрелки в лесу. Даже сам вокзал находится чуть в стороне от треугольника.



04. Платформа 5 километр, на которой я и сошел.

Участок Калязин - о.п. 5 км пролегает по красивейшим местам, через бетонный мост, с которого видна панорама города. А как здорово сойти не на вокзале (хотя он тоже патриархальный и антуражный по-своему), а на платформе 5 километр и идти пешком до города по шпалам с железнодорожной земляникой! Очень вредная, кстати - на вкус от тепловоза не отличишь.



05. Старинная тепловозная однопутка, заросшая травой. Поезд только что скрылся вдали

Пятый километр, в сущности, находится недалеко от Свистухи, так что это и не крюк вовсе. А вот из Свистухи в город я хотел ехать на автобусе, но он ушел из-под носа, так что пришлось передвигаться пешком. Совмещенный ж/д-автомост оказался очень красивым, так что я ни разу не пожалел, хотя ноги отбил порядочно.



06. Момент высадки. Интересно, кто этот молодой человек, мастерски управляющийся с фартуком и помогший мне сойти?

3. Архитектура и образ города

В отличие от Кимр, где из конфетки администрация систематически делает говно, в Калязине ситуация противоположная. Давайте скажем честно: в Калязине особо нечего смотреть. Ну не прямо совсем нечего: купеческие особняки с каменным первым этажом, неорусская гимназия и училище, две церкви, собор, несколько деревянных домов того времени и всё - стандартный набор доброй половины среднерусских городов. Все более-менее необычное связано с затоплением города, и окидывается одним взглядом - с палубы теплохода.



07. Вместо боянной фотографии колокольни вставлю лучше фото насыпи совмещенного моста через Пуду

Так почему же в Калязине всегда куча туристов, а в Кимрах теплоходы останавливаются разве что для того, чтобы выкинуть мусор? Дело не в деньгах (бюджет Калязина вполне достоин Тверской области), а в умении ими распоряжаться. Калязинцы хранят свое историческое наследие - и оно отвечает им тем, что их кормит.



08. А это сам мост. Место труднодоступное, но очень красивое. Слева - шоссе, справа - ж/д колея.

На имеющиеся средства восстанавливаются некоторые исторические здания - в них располагаются музеи, сувенирные лавки, ярмарки. Со зданий, на которые нет денег, не сдирается крыша - они аккуратно консервируются до лучших времен. Из обрубка бывшей главной улицы, одним концом уходящей в воду, сделано подобие площади с туристической ярмаркой. На пирсе стоят катера, предлагающие прокатиться до колокольни за демократическую для такого удовольствия цену.



09. А такой пейзаж открывается с моста на радиотелескоп поблизости.

Одним словом, туристы ходят, платят деньги, город плохо, но живет! А Кимры? Даже говорить не хочу.



10. Пятиэтажный II-18 с детским садом на первом этаже! Обратите внимание на мощение "антивандальной" неподъемной шестиугольной плитищей.

Так как Калязин туристический знают все, предлагаю перейти на "другой Калязин", состоящий из трогательных провинциальных брежневок, в которых, кажется, вообще ничего не изменилось за последние 60 лет. Пятиэтажные II-18 на фото выше это уже само по себе мило, но какая на нем табличка! Не говоря уже о том, что в самом доме на первом этаже расположен детский сад.



11. Божечки-кошечки!

Но самый сок - это административно-парадная часть. Обычно она ограничивается площадью перед администрацией, но здесь размахнулись широко. Думаю, что это неспроста, а как раз является следствием затопления центральной части города.



12. Главная парадная аллея города. Обратите внимание на лавочки на заднем плане - они очень удобные и с крутым дизайном, не хуже московских.

Если вспомнить города с екатерининским генпланом, коих в этом блоге было достаточно и к которым, несомненно, относится Калязин, то можно заметить нехитрые закономерности построения планов. 95% их основывалось на регулярной сетке кварталов - прямоугольной или радиально-кольцевой, не так важно. Затем ее монотонный рисунок разбивался «изюминкой» - площадями правильной геометрической формы.



13. Нет, я не украл фото с Pastvu.

Всевозможные Торговые, Соборные, Губернские площади - они несли строго определенную и всегда одинаковую функциональную и символическую нагрузку. При смене власти Советы это оценили - и переделали наполнение площадей под себя - тоже примерно одинаково во всех городах.

А здесь все эти площади ушли под воду - и где же бедным советам проводить парады, заседать в торжественных зданиях и устраивать митинги? Пришлось в маленьком городке строить административно-торжественный ансамбль заново.



13. Заброшенный кинотеатр "Огонек" на Китай-Горо... то есть, на площади Ногина. Кстати, Ногин здесь родился и вырос.

Если честно, я до последнего был уверен, что он был построен при Сталине - до того все на карте монументально и симметрично. Но нет! Типичный Брежнев. Как это они умудрились? Считаю, что эта аллея не менее интересна, чем т.н. центр города, а точнее, его часть выше уровня воды. Вот такой вот Калязин - более раскрученный, но при этом менее исторический, чем Кимры. Что лучше? Решать вам.

Калязин, Города

Previous post Next post
Up