26 февраля произошло очень значимое событие в истории московского метрополитена. Конечно, каждая открытая станция заслуживает особого упоминания, но эти пять войдут в историю гораздо сильнее, чем большинство из их 200 с небольшим сестер.
И дело не только в том, что заработал, пока еще в качестве отдельного маршрута, второй участок Большого кольца (первый, напомню, построили в далекие 60е - сейчас это Каховская линия). Станции эти представляют собой определенную веху в истории архитектуры московского метро, окончательно вступившей - нравится ли нам это или нет - в новую фазу своего долгого и противоречивого существования.
Так что всем пяти станциям постараюсь уделить самое пристальное внимание. Чтобы ничего не упустить, я по очереди гулял аж с двумя архитекторами (один из которых, кстати, тоже весьма любит транспорт). В дискуссии с ними родилась, надеюсь, истина. Хотя пост делится на три части, на этот раз, с эпилогом и не содержит ничего, кроме личного мнения.
Фотографии для этого поста любезно предоставлены
Дианой Самохваловой (если не указано иное). Кстати, загляните в ее
группу ВКонтакте, где постится то, чего нет в этом блоге - достойные профессиональные фотографии.
1. Местоположение и генплан
К сожалению, именно этот участок станет, наверное, самым большим памятником глупости московскому Стройкомплексу. Начнем с того, что большая часть этих станций в итоге не будет в составе Большого кольца. В итоговых планах участок Хорошевская-Деловой Центр представляет из себя
забавный огрызок, ответвляющийся от кольцевой линии. Когда кольцо замкнется, он будет причинять много боли московскому метро, гораздо больше, чем сейчас Филевка.
Затем можно посмотреть на получившийся узел в Сити. На взгляд строителя или (к сожалению) типичного отечественного градостроителя там все шикарно: аж восемь станций внеуличного транспорта! Три Деловых Центра, Выставочная, две Шелепихи и даже есть платформа электричек Тестовская. Пользуйся - не хочу.
02. Шелепиха
Однако когда нам реально нужно куда-то уехать, начинаются проблемы. Единственная линия, которая имеет смысл, если нам на север, юг или восток Москвы - это Филевка. И то по большей части как трансфер до Киевской, где мы можем пересесть на нормальное метро. Остальные линии удобны лишь для любителей поездить не в давке и жителей западной половины Москвы.
Большая ошибка была также с концепцией "северного" и "южного" кольца - типа на севере дальше от центра будет пролегать МЦК, а на юге - ТПК. Однако что делать жителям запада и востока? Для них оба кольца будут проходить одинаково близко от центра...
Так что новая линия в плане трассировки имеет множество вопросов, и проблемы с ней год от года будут только расти.
2. Строительство
03. Наземная пересадка с Динамо на Петровский Парк - ну хоть не как на Хорошево-Полежаевская. Фото моё
О строительстве этих станций общественности известно довольно мало - работал на них Игеоком, очень неохотно допускающий посторонних наблюдателей на свои объекты. Из происшествий вспоминается разве что авария на Шелепихе (если я правильно помню), где в демонтажку натекла жижа, частично деформировав обделку тоннеля.
04. Хорошевская
Помимо этого, с наклонным ходом Петровского Парка случилось тоже самое, что во второй половине 1930х произошло и со станцией Динамо: при проходке наткнулись на сложный плывун, который пришлось замораживать - тем более, что он прямо под исторической частью стадиона. Однако, сейчас вам не тогда, и вместо штурмовщины и комсомольцев просто отодвинуди сроки открытия пересадки, сделав ее "наземной".
Грустный Собянин на фото Russos.livejournal.com
Как обычно (хотя и в необычно крупных масштабах) продолжился цирк с "техническими пусками". На этот раз Собянина катали так и прямо на мотовозе, а его хмурая фотка облетела весь интернет. В качестве завершающего аккорда - на Шелепихе спустя несколько дней пошел дождь
(видео). Более подробно историю строительства можно почитать
вот здесь.
3. Архитектура
Открытие этих станций стало вехой в истории архитектуры Московского метро. Абсолютно без преувеличения. Дело в том, что это, наверное, последние "рядовые" станции метро, спроектированные и отделанные на совесть. Помнится, были времена, когда при Лужкове архитекторы воротили нос с "безвкусицы", "показной роскоши", и хотели более сдержанной и современной архитектуры. Кто бы мог подумать, что сейчас я буду вспоминать те времена с ностальгией!
05. Под зеленой крышей вестибюля ЦСКА Фото мое
Не будем сейчас говорить о таких "шедеврах", как
Котельники,
Ховрино,
Технопарк - открытом преступлении против красивейшего метро в мире. Гораздо тревожнее сейчас появление станций-"серых мышек":
Бутырской, Фонвизинской,
Ломоносовского Проспекта... Вроде бы ничего и не режет глаз, вроде бы они и оформлены гармонично, современно, и с отсылкой к традициям - но не за что и зацепиться взглядом. Они просто скучные, ужасно скучные! И даже их правильность играет против самой себя, ведь и поругать эти станции нельзя толком.
06. Хорошевская
Такие "обычные" станции, запоминающиеся, порой, хуже, чем платформы электричек на БМО, стремительно заполоняют подземку. В противовес к ним, правда, строятся настоящие подземные дворцы - без кавычек и без иронии. Это "конкурсные" станции, спроектированные на высочайшем уровне - Солнцево, Новопеределкино, Терехово и так далее.
07. Здесь тоже не обошлось без уголка серости - это переход с Полежаевской, отделанный уже набившими оскомину сортами мрамора и гранита. Фото моё
Сочетание "проходных" (а точнее - проездных) станций с "иконическими" и есть основная парадигма новой архитектуры метро. Нравится она вам или нет - не мне судить. Скажу лишь только, что я вижу в этом как плохие, так и хорошие стороны
08. Перрон станции ЦСКА - очень сильно напоминает проект Таушканова в первом туре конкурса на станцию "Стадион имени Сталина" - который с боковой платформой. Та же высота потолка, торжественность колоннад, те же скульптуры посередине... Фото моё
(вот его картинка по ссылке) Так вот: открытые вновь станции - это последние станции, которые не делятся на "обычные" и "парадные". Конечно, они не достигают уровня того же Солнцева, но каждая из них богато оформлена и радует глаз. Каждая! Именно здесь, наверное, полностью реализована концепция, которую разрабатывал "Метрогипротранс" до того, как их начали выкидывать со всех проектов метро.
Концепция эта заключается в том, чтобы создать полноценный ансамбль - станции, объединенные общей идеей, но достаточно разные, чтобы не сливаться в монотонную кашу. Пожалуй, предыдущий ансамбль такого качества реализован только на участке Жулебино-ЛП. Все остальное - север Люблинской линии и Солнцевская линия - так или иначе оказались недостаточно интересны и разнообразны.
09. Потрясающее пространство под мостиком на Петровском Парке. Кстати, обратите внимание на милые крепления поручней. Фото моё
Итак, мы выяснили, что эти станции являются высококачественным ансамблем, в котором каждый подземный зал логически связан с другими, но при этом интересен и сам по себе. Чем же это достигается?
Кстати, моей подруге показалось, что станции все же недостаточно разнообразны, и каждая должна быть уникальной. Но тех, кто считает иначе, оказалось больше и мы не будем ее слушать =)
В первую очередь - и это то, на что в этом блоге будет непрестанно обращаться внимание - это качественная проработка деталей. Деталей не должно быть слишком мало (помните -
less is a bore, а вовсе не more), но каждая из них должна работать на общую картину, открывающуюся перед зрителем. На станциях Большого кольца это реализовано в полной мере.
10. Прелестная решетка и облицовка криволинейной поверхности вестибюля станции ЦСКА. Фото моё
В деталях станций отражено лучшее, что было в метростроении при последних двух мэрах. От Лужкова взята полнота и здоровое изобилие выразительных средств, от Собянина - современность и отсутствие безвкусицы а-ля Славянский Бульвар. Добротность выполнения даже последних мелочей, вроде динамиков и подвески волновода ПРС зашкаливает - хотя иногда приемы, используемые авторами, несколько старомодны. Что ж, это вполне извинительно, учитывая, что между проектом и открытием станций прошло почти десять лет.
11. Панно, шикарные поручни, фиолетовый мрамор и мрамор черный с белыми прожилками - давно я не видел такого разнообразия на станциях метро! Фото моё
Кроме далеко не нищебродских деталей упоминания заслуживают и пропорции станций. Они очень высокие и просторные, по соотношению высота:ширина напоминая самые представительные образцы метроклассики тридцатых: Стадион имени Сталина (ныне Партизанская) и Автозаводскую. При этом, за счет изобилия деталей, станции не выглядят пустым ангаром вроде Ломоносовского Проспекта, а имеют сомасштабное человеку пространство, просторное, но не пугающее своей безграничностью.
12. Шелепиха
Лучшие традиции метро Москвы проявляются и во внимании к синтезу искусств. На каждой станции присутствует минимум два панно, украшающие эскалаторный наклон. Как мы помним, в случае с Солнцевской линией, низкое качаство проработки орнаментов на колоннах полностью погубило всю идею станции - здесь этого удалось избежать. Даже наоборот! Отличная графика очень гармонично вписывается в станционное пространство, оживляя вестибюли и наклон.
Некоторые замечания по поводу того, что тематика панно не привязана ни к какому смысловому контексту (хотя бы к названию станции) вполне оправданы. Но таким здоровским сюжетам можно простить почти всё. И уж точно не надо слушать недовольных стилем и недостаточной реалистичностью изображаемого: пусть отправляются на свои Трубные.
14. Шелепиха
Объемно-пространственная композиция станций, напротив, очень западная и совсем не похожа на отечественное метро. Несмотря на то, что станции выглядят мелкими, в большинстве случаев это совсем не так. Просто вместо того, чтобы как раньше, строить их горным способом пилонной или колонной конструкции, теперь гораздо интереснее оказалось вырыть очень глубокий, но котлован.
То, что осталось над потолком станции, закапывать не стали. Наоборот, там в несколько этажей разместили служебные помещения и всякие полезные плюшки вроде парковок, торговли и прочего. Подобная практика, например, в Чехии существовала
с первой очереди Пражского метро, а у нас вот дошли только недавно.
15. Эскалаторный "колодец" на ЦСКА. Фото моё
На ЦСКА так вообще применили типично иностранное решение, вместо дорогого и сложного эскалаторного наклона сделав огромную шахту, в которой в три этажа разместили эскалаторы. Вышло, прямо скажем, не так удобно, как непрерывный подъемник, но, например, в Бразилии и Китае это применяется повсеместно. Просто мы зажрались с изумительным советским метро.
Вообще эта станция, наверное, лучшая на всем участке, и именно ей уготовано стать главным героем будущих экскурсий по метро - наряду с малолюдными и красивыми Кропоткинской, Арбатской ФЛ и пр. Хотя остальные станции ненамного уступают ей. Да и имеет ли смысл рассматривать их по отдельности? Это же ансамбль!
16. Вестибюли ЦСКА над собой имеют целый маленький парк - с дорожками, светильниками и озеленением. Фото моё
Вестибюли, в отличие от Солнцевского радиуса, здесь привлекают меньше внимания. Но не на ЦСКА. Там это огромные шайбы, накрытые зеленой кровлей: я чуть не умер от удовольствия, пока гулял по ним, да и около них тоже.
Хорошевская
Заслуживает упоминания также и один из вестибюлей Хорошёвской, встроенный в довольно неплохо выглядящее здание - наверное, это ТПУ. Единственное, что смущает - это огромный косяк с цветами, где под ядрено-фиолетовым потолком сверкает желто-синее панно. На фото это выглядит немного лучше, чем в реальности, но общее представление дает.
18. Несочетаемые цвета в вестибюле Хорошёвской
На Шелепихе выходы из метро простецкие - классические пятерочкообразные коробки над подземным переходом. Кондовый желтый и наивные раскосы ферм неожиданно напомнили мне старый Андреевский мост в Парке Горького - не особо приятные ощущения. Снаружи тоже - коробка как коробка. Если на станции нейтральный пол и подобранный светлый кремовый оттенок колонн уравновешивают агрессивность желто-черного решения, то выход предоставлен сам себе, что не есть хорошо.
19. Шелепиха
Единственное, что примиряет меня с выходами Шелепихи - это попытка вписать их в рельеф. Во многом удавшаяся, кстати. Выходы к надземному переходу, остановкам автобуса, МЦК быстры, удобны и интуитивно понятны даже в темноте.
20. Надземный переход через шоссе. Справа - выход из метро к нему. Фото моё
К сожалению, переход к МЦК длинее, чем мог бы быть и опять через двойную линейку турникетов (не говоря уже о досмотре). Отдельная забава - наблюдать, как достойная отделка вестибюля станции метро резко переходит в поносную полосатую Коелгу зоны ответственности МЦК.
21. Лифт в переходе с предыдущего фото и та самая омерзительная отделка. Толку-то, что мрамор, керамогранит даже лучше выглядит порой. Фото моё
Завершим обзор переходами. Точнее, одним переходом: с Хорошёвской на Полежаевскую. К сожалению, влажная мечта метрофанатов (и меня тоже) использовать третий путь для модной кроссплатформенной пересадки не сбылась, хотя станции расположены параллельно.
В итоге, переход выглядит просто никак. Серый гранитик на полу, такой же серый гранитик на стенах. Правда, сами того не желая, строители заложили обалденную пасхалку: наклонный потолок.
22. Наклонный потолок! Это же бомба! Фото моё
Надеюсь, что вместе с трамваем по Садовому кольцу, заменой всех автобусов на троллейбусы с АХ и платным въездом в центр на этот переход проведут архитектурный конкурс, и тема наклонного потолка будет обыграна достойно. Но это, конечно, мечты.
В целом, можно сказать, что это одни из самых здоровских станций метро, открытых за последние годы. Они могут нравиться или не нравиться, но не отнять одного: скурпулезное и внимательное отношение к мелочам, высококлассный синтез искусств, гармоничное сочетание европейских и московских приемов архитектуры метро, позволившее станциям выглядеть современно и по-московски.
Это - прекрасный завершающий аккорд лужковской (назовем ее так условно) эпохи метроархитектуры, станции которой построены по всему метро, начиная с конца 80х и до февраля 2018 года.
Послесловие
23. Деловой Центр. Фото моё
Обзор был бы не полон без нового Делового Центра. Он представляет из себя точную копию своей закрытой на неопределенный срок половинки. Оставляю искать отличия с микроскопом метрофанатам, а сам раскажу, что заглянув сквозь щелку на старый Деловой Центр, мой друг обнаружил не только включенное освещение, но и работающие эскалаторы, автоматы и кассы (правда, без кассиров). Интересно, как долго это будет продолжаться?