Пост из серии "железнодорожная аналитика".
Не думал, что эта серия восстанет из мертвых, но так уж сложилось.
Оказывается, что у идеи с МЦД есть очень много противников. Которые утверждают, что из нее ничего не выйдет. И что Демихи с засранными сортирами, дневные перерывы и тупое нелогичное расписание - это самый оптимальный вариант, лучше которого сделать ничего просто невозможно. Лучший способ опровергнуть такие утверждения - это доказать обратное. Что мы и попробуем сделать ниже. Сегодня речь пойдет о подвижном составе.
01. Сравнение существующих и перспективных моделей поездов для МЦД.
Картинка в большем разрешении по ссылке.
Собственно, основной тезис заключается в том, что ЭД4М с его сиденьями для безногих и полупопых - единственный способ довезти сразу много людей в довольно комфортных условиях (сидя). Попробуем доказать, что это не так.
В качестве моделей для сравнения выбрано три поезда: всем нам знакомый ЭД4М "Ведро", а также ЭШ2 "Stadler Kiss" и ЭГ2Тв "Иволга". Я бы посравнивал и побольше, но увы, у меня нет 8 часов в день свободного времени и зарплаты транспортного планировщика. А на мой взгляд, Штадлеры - самые крутые поезда для загруженного дальнего пригорода, как и Иволги - для городских перевозок.
Чтобы сравнивать пассажировместимость составов так тщательно, одних паспортных значений мало: необходимо знать как минимум, плотность стоячих пассажиров, отдельную пассажировместимость различных вагонов и так далее. Не так просто все оказалось и с компоновками: несмотря на то, что Иволга со Штадлером и сейчас в 100 раз круче поделок ДМЗ, до конца они меня не устраивали. Так, в аэроэкспрессной компоновке Штадлера один вагон бизнес-класса имеет значительно меньше сидячих мест, чем нормальные вагоны. В расчете пришлось заменить его на симметричный головной вагон, скорректировав значения. Кроме того, этот Штадлер стал волшебным и теперь может доходить аж до 11 вагонов, не сцепляясь по два состава.
В Иволге, соответственно, все сиденья сделаны в компоновке 2+2. Потому что сейчас она уж слишком городская и скотовозная. Даже в условиях МЦК отлично работают поезда с компоновкой 3+2, а тут уж что! Площадь пола, занятая стоячими пассажирами, соответствующим образом подкорректирована.
Итак, давайте посмотрим на результаты. Предсказуемо, нытье о том, что нельзя посадить людей не коленками друг в друга и существенно потерять во вместимости полностью посрамлено. Если брать только сидячие места, то для Штадлера нужно примерно на треть меньше вагонов, чем для чумазых гробов из ТЧ-4. Скажем, 11 вагонов ЭД4М влезут в 8 вагонов ЭШ2 с запасом. И, замечу, будут сидеть в несравнимо более комфортных условиях.
Иволга по этому показателю плетется далеко в хвосте. Но уже при первом появлении стоячих пассажиров (2 чел/кв. м.) она заметно вырывается вперед за счет своего салона аэропортовского автобуса. Разрыв между Штадлером и Демихом сокращается, но все равно составляет 1-2 вагона. В целом, именно по этому показателю конкуренты идут максимально ровно, дыша друг другу в затылок.
При наполняемости 3 чел/кв. м. ЭД4М самую чуточку вместительнее ЭШ2 с плотностью в 2 человека на квадрат. Собственно, это самый красноречивый показатель: одно и то же количество пассажиров в Демихе едет крайне плотно, а в Штадлере в то же время большая их часть сидит, а стоячие не испытывают абсолютно никаких неудобств. Но впереди планеты всей неожиданно оказывается Иволга. Соотношение между ней и ЭДшкой примерно такое же, как при сравнении "по сидячим", только теперь наоборот, ЭД отказывается далеко сзади.
Собственно, вердикт такой: ЭШ2 дает несравнимо больший уровень комфорта, чем ЭД4М. Его seating/standing ratio стабильно держится в районе 0,78-0,59 (у Демиха 0,68-0,45) все его кресла удобны и просторны... Что немаловажно, и по удельной наполняемости он лучше ЭДшек, которые догоняют Штадлер только на уровне критических показаний в 5 чел/кв. м. По всем параметрам внедрение ЭШ2 на дальнем пригороде будет огромным шагом вперед.
В это же время Иволга показывает себя на первый взгляд довольно плохо. Но тут важно учитывать ее режим работы. Если для дальнего пригорода вопрос комфорта пассажиров стоит в первую очередь, то здесь на первый план выходит провозная способность, при чем, в часы "пик". Поездка в городском поезде длится не так долго, сменяемость пассажиров высокая, а значит, поезд должен быть похож скорее на метро или на МЦК.
Так что основной режим ее работы - это заполненность на уровне 2 чел/кв. м. А здесь она имеет чуть более низкие показатели, чем ЭД4М при заполненности 3 чел/кв. м. Когда будете впихиваться в "комфортабельный ЭД4М с большим количеством сидячих мест" отправлением в 18:18 от Курского, вспомните, что в это же время вы могли бы ехать стоя, почти не касаясь соседей, в Иволге.
Итак, в этом посте мы выяснили, что ржавые и ломучие гробы из-под Орехово-Зуево, скажем так, не самый идеальный подвижной состав для пригородных перевозок. Композиция из ЭШ2 на дальнем пригороде и ЭГ2ТВ на ближнем работала бы куда лучше, обеспечивая ту же провозную способность при несравнимо большем уровне комфорта. В следующий раз посмотрим, почему при разделении пригорода на дальний и ближний тоже ничего не треснет, а станет даже лучше.