Т. к. у меня очень мало времени, то пост про новую линию метро выйдет на следующей неделе. А пока предлагаю вашему вниманию еще один город - Егорьевск.
При посещении Егорьевска возникает ситуация, похожая на Осташков. Дело в том, что в окрестностях Воскресенска и Егорьевска раскидано множество как минимум, фотогеничных, а то и по-настоящему интересных объектов индустриального наследия: мосты через Москву-реку, комбинат минеральных удобрений, карьер, отвалы фосфогипса. Города сами по себе мало интересны - тем более, всего один город из двух.
Тем не менее, в рамках очередной поездки по БМО оказалось, что пересадка в Егорьевске займет минимум пять часов. Что делать! Пришлось осматривать город. Поэтому ехал я туда с предвзятым чувством, что Егорьевск мне понравится, но не особо. Так оно и оказалось.
Традиционно, пост делится на три части и не содержит ничего, кроме личного мнения автора.
1. Местоположение и генплан
Егорьевск расположен к юго-востоку от Москвы, далеко, но не очень. Его положение в окружающей территории очень любопытно и имеет немалый и нетривиальный потенциал к развитию. Дело в том, что он находится на линии Орехово-Зуево - Ликино-Дулево - Куровская - Егорьевск - Воскресенск. Цепочка этих старых центров промышленности издавна взаимодействовала друг с другом по хордовой связи.
Множество людей каждый день ездят по этой линии, и не только между соседними городами, но и довольно далеко, например, из Орехово в Воскресенск. Сложно найти более крепкие хордовые связи между городами в Области - пожалуй, отдаленно похожи лишь Конаково-Дубна-Кимры.
В этой цепочке Егорьевск - город, который меньше всего завязан на Москву и больше всего - на соседние с ним Куровскую и Восресенск, так как расположен между радиальными дорогами, но на хорде. К сожалению, эта уникальная связь не развивается: между Воскресенском и Егорьевском еще недавно ходило три электрички в день, а теперь всего одна. Нету и прямых поездов через Куровскую в Дулево и Орехово. Существующие автобусы ездят в основном между двумя соседними городами, игнорируя более дальние связи.
01. Тарам парам парам тарам (с). Видимо, имеется в виду первое января.
Город сам по себе типичен для уже рассмотренных в этом блоге городов: 70 тысяч населения, существовал в качестве села, получил новое имя и регулярный план при Екатерине. Дальше начинается нетипичное: так бы ему и быть малым мещанско-купеческим городом, но тут на горизонте возникает фигура Хлудова.
02. Памятник Хлудову на первой ромбовидной площади (Хлебная пл.)
Хлудов основал и развил огромную фабрику в городе, добился прокладки железной дороги (ветка от Воскресенска, исторически первый участок БМО), основал несколько училищ, школы, больницы, в общем - практически единолично поднял город. Так что весь город создан буквально благодаря двум конкретным персонажам: Екатерине, которая дала Егорьевску статус города, новое имя и регулярный план, а потом Хлудову, вдохнувшему настоящую городскую жизнь в сонное поселение чиновников, мелких купцов и огородников.
Соответственно, план Егорьевска так и выглядит: в центре - милая екатерининская прямоугольная сетка улиц, разбавленная историческими доминантами и площадями необычной формы (классика от комиссии Бецкого, прямо как по учебнику); а на речке Гуслице - старые заводские корпуса, плотины, запруды, одним словом - живая история зарождения промышленности в России.
План Егорьевска. Источник - Википедия
Таким образом, город имеет две оси - старую, екатерининскую - с площадями разной формы, окруженную представительными купеческими домами и административными зданиями и промышленную - это речка Гуслица, окруженная корпусами старых фабрик. Всё самое интересное в городе располагается на этих двух параллельно идущих осях.
02. Ленин с главной оси города смотрит на ось промышленную со свежеотреставрированной бумажной фабрикой.
2. Транспорт
Фотографий транспорта я не делал. Да и не особо-то нужно. Транспорт Егорьевска, как типичного города московской области, представлен автобусами (частными и ГУП Мострансавто) и электричками. Собственно, для города с населением около 70 тыс. чел. это нормально и достаточно.
03. Фрагмент центральной (Соборной) площади. Наверное, она была восьмигранной, но всё уже давно перепуталось и сбилось. Теперь это просто круг со странными изломами.
Как уже упоминалось, Егорьевск стоит на БМО - большом кольце Московской железной дороги. До Москвы от Егорьевска ходит три прямые электрички в день. Но есть многочисленные поезда,позволяющие ездить по хорде - до Куровской или Воскресенска. С первой у города есть надежное железнодорожное сообщение, а вот ко второму многие поезда, к сожалению, отменили. Теперь по будням в сторону Воскресенска от Егорьевска можно уехать только в пять утра.
04. Станция Егорьевск-1
Железнодорожный вокзал Егорьевска расположен на отшибе: только находящийся рядом автовокзал и надежная работа городских автобусов спасают его от забытья. Но так было не всегда: первоначально станция была куда ближе к городу, сразу за Гуслицей. Но когда построили Казанское направление и решили превратить тупиковое ответвление к Егорьевску в хорду Восресенск - Куровская, вокзал оказался не на пути - и его пришлось передвинуть. Теперь об этой истории простым пассажирам напоминает только название станции - Егорьевск-2. Исторический Егорьевск-1 стал непассажирской станцией.
05. Коммерческий автобус - в Егорьевске их немного.
Так как Егорьевск - автобусный город, то автоколонна в нем живет сравнительно неплохо. Имеется множество автобусов, ездящих по городу и окрестностям во всех направлениях. К сожалению, и Егорьевск настигла зараза уменьшения вместимости подвижного состава - и все чаще вместо больших автобусов на линию выезжают Козели Некст, а то и еще чего похуже (ПАЗ, например).
Маршруток в городе практически нет - как из-за размера, так и из-за надлежащего качества услуг муниципального перевозчика. Подвижной состав последнего, кстати, весь перекрашен в "Наше Подмосковье": очень забавно видеть какой-нибудь гремящий ЛиАЗ 5256 или Коннекто с выбитой фарой, перекосившийся на один бок, зато в модной губернаторской ливрее. Балашихинская автоколонна, например, не красит подобные автобусы - возможно, это и к лучшему.
06. Круговое движение без знаков приоритета - за этим можно наблюдать вечно
В городе есть то, чего я уже давно не видел в Москве - целых два перекрестка с круговым движением без приоритета. Оформлены они, кстати, по американским стандартам 20х годов - то есть, с очень маленьким центральным островком, чисто для ориентирования и огромным полем неразмеченного асфальта. Очень забавно наблюдать, как большая часть водителей движется по старым правилам (пропускает въезжающих), а некоторые пропускают едущих по кругу. Иногда они встречаются и долго стоят, пропуская друг друга одновременно.
К счастью, круги нагружены не сильно, а то это был бы полный хаос. Все остальное автомобильное движение в городе построено по тому же принципу - неразмеченное море асфальта, антипешеходные заборы и П-образные пешеходные переходы (массово игнорируемые, к слову). Особенно бомбит с главной улицы: судя по всему, изначально была задумка убрать с нее весь транзит на две боковые параллельные (одна из них видна на фото 06), сделав их односторонними, разгрузив тем самым центральную ось.
07. Улица Советская - главная улица города
Но мозги отечественных чиновников отказываются работать в сторону приоритета на улице чего-либо, кроме автомобилей, поэтому главную улицу озаборили на всем протяжении и убрали половину пешеходных переходов. Почему же все машины продолжают ехать через центр?
Конечно же, главную улицу Егорьевска следовало бы закрыть для транзитного трафика, оставив только автобусы и, возможно, заезд во дворы. Ничего плохого в единственной пешеходной улице во всем городе нет, особенно при наличии двух параллельных недогруженных артерий на расстоянии менее 100 метров.
3. Образ города
08. Свежеотреставрированная фабрика
Егорьевск - город неприятных животных, приятных видов и острых контрастов. Начнем с первого.
Город просто кишит шавками. Любая подворотня, старый заборчик или еще какое-нибудь укромное место оказывается местом жительства агрессивной бродячей собаки. Они ходят по улицам, нагло клянчат у прохожих еду, или наоборот, нападают на тебя, защищая "свою" территорию. Хуже бродячих собак в городе может быть, наверное, только исполнение обязательных дорожных ГОСТов.
09. Голуби перед собором Александра Невского
Еще нелюбимые всеми животные - это голуби. Когда их мало, это вроде бы ничего, но стоит только начать их прикармливать, как тут же эти летающие твари размножаются со скоростью бактерий. Один миг - и весь город окружен стаей смердящих, засирающих все тварей, которые курлыкают, врезаются в тебя на лету и садятся прямо на булочку, если достать ее в голубином месте.
Как можно судить по фото, в Егорьевске в некоторых местах все это присутствует в полной мере. Помимо голубей с собаками, в городе живет и менее вредная живность - упитанные коты, сравнительно приличные галки и вороны.
10. Вид от станции Егорьевск-1 на собор Александра Невского
Егорьевск, как город, спланированный комиссией Бецкого, в полной мере обладает приятным качеством - отменными видами. Почти каждая улица открывает широкую перспективу, замыкающуюся каким-нибудь очень интересным сооружением. Без преувеличения, гулять по городу - одно удовольствие. За одним переулком открывается следующий, за тем - еще третий, и в каждый хочется пойти и посмотреть, что же там такое?
11. С горки через пожарное депо открывается вид на башню Александровского училища - ныне филиал МГТУ Станкин
Самое интересное, что подобное свойство города не пропадает и в его индустриальной части. Рельеф, создаваемый речкой, сложная постановка фабричных корпусов создает очень интересные виды - не такие, как в регулярной центральной части города, но по-своему привлекательные.
12. А за спиной - арочка, через которую виден фабричный корпус и спуск к реке
Вдоль реки проложена пешеходная набережная. Она не такая, как в Нарве - это просто асфальтовая дорожка со знаком "пешеходная зона" перед ней. Собственно, отсутствие благоустройства территории больше всего вредит набережной - не очень приятно ходить между гаражей, непонятных заброшенных строений и прочего бомжатского добра.
13. По всему городу нарисованы приключения пакета с молоком и подписью "Time of milk"
Нашел сайт для интересующихся. Егорьевск - город удивительных контрастов. Если Тверь представляла из себя островки хорошего среди моря разрухи, то Егорьевск - город простой: тут все перемешано в адовый микс, где вещи, сделавшие бы честь и Москве, соседствуют с декорациями к фильму ужасов.
14. Училище цесаревича Алексея, ныне филиал МГТУ Станкин. Интересное ограничение.
Так, в городе встречается поразительное множество прекрасно отреставрированных памятников старины. Это исторический музей, разные фабричные корпуса, памятники промышленной архитектуры XIX века. Последнего я вообще не ожидал увидеть в таком проклятом месте, как Московская область. Кому вообще в голову такая идея пришла, проще же снести все и построить торгово-ярмарочный комплекс!
15. ТЯК "Любава" в корпусах швейной фабрики
Неплохие (по областным меркам), к месту сделанные пешеходные зоны соседствуют с тотальным озабориванием главной центральной исторической улицы. Судя по вывескам, в центральной части города действует целый дизайн-код! Но при этом архитектура некоторых домов ясно выдает руку неизвестного, но очень экспрессивного зодчего начала 2000х.
16. А вот это жилые дома. Между прочим, в весьма неплохом состоянии.
Интересна не только старая часть Егорьевска. Если пройти чуток за собор Александра Невского, то можно увидеть прелестный некогда конструктивистский район. Звездой его, несомненно, является Дом Культуры:
17. Вот он какой. Дата постройки - начало 30х годов, как раз переходный период от авангарда к "сталинскому" стилю
Очень милый образец позднего авангарда, уже плавно переходящего в более традиционные формы и не чуждый декора. Рядом с ним раскинулся один из двух городских парков:
18. Зачем в парке делать план эвакуации?
В парке, кстати, находится один из двух городских туалетов. Второй, правда, закрыт, судя по всему, навечно. Хотя очень удобно расположен в центре города. Парк огорожен забором и запирается на калиточку. Никогда не понимал этого стремления все огородить и зарежимить - хотя возможно, у жителей маленького города, окруженного лесами, ожидания от парка несколько иные - это место развлечений, а не прогулок на "природе".
19. Старое и новое
Невдалеке от парка притаился новый микрорайон. Конечно же, он вплотную застроен многоэтажками. Микрорайон носит гордое название "Европейский".
20. Мммм! Настоящая Европа, не отличишь
Вот такая вот "Европа". Если бы не Егорьевск, то я подумал бы, что оказался где-нибудь в Копенгагене, не меньше - это уж точно.
21. Творчество наивных художников СССР.
В качестве итога - город не самый плохой. Но лично я не впечатлился, возможно, просто, не в нужное время поехал.