Три варианта железной дороги Чуй - Фергана (ЖДЧФ). Статья в "Гудке 1520" и 21 публикация на эту тему

Feb 05, 2012 20:10

Три варианта прокладки маршрутов проекта железной дороги "Чуй - Фергана" (ЖДЧФ):
1. (северный маршрут) Бишкек - Луговая - Маймак - Таласская долина - Токтогул - Ташкумыр - Джалал-Абад - Узген - Ош.
2. (средний маршрут вдоль автотрассы Бишкек-Ош) Бишкек - Сусамырская долина - Токтогул - Ташкумыр - Джалал-Абад - Узген - Ош.
3. (южный маршрут) Бишкек - Балыкчы - Нарын - Казарман - Джалал-Абад - Ош.

Карта 1. Три варианта прокладки маршрутов проекта железной дороги Чуй - Фергана (ЖДЧФ):
Копирайт: газета "Гудок", компания "Smart Business Solutions Central Asia".



Карта 2. Три варианта маршрутов железной дороги Чуй - Фергана (ЖДЧФ):
Копирайт: компания "Smart Business Solutions Central Asia", компания "Central Eurasia Trade & Logistic L.P.".



Наиболее недорогим является северный маршрут, частично идущий по существующей казахстанской железной дороге.
Южный маршрут через Нарын частично совпадает с проектом Киргизско-Китайской железной дороги (она же Китайско-Киргизско-Узбекская ж.-д.) и в целом ориентирован на вывоз ресурсов Киргизии и среднеазиатских стран в Китай.
Средний маршрут по Сусамырской долине в наибольшей степени развивает экономику Киргизии, скрепляет ее транспортно-территориальную целостность, ориентирован на работу с сибирскими регионами России, с Казахстаном, с Китаем, и, в перспективе, с Узбекистаном и Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном.

Поиск альтернативы. Киргизия предложит широкую колею соседям. Варианты маршрутов железной дороги Чуй - Фергана (ЖДЧФ). // Гудок 1520. 26.01.2012.

http://www.gudok.ru/1520/zapput/detail.php?ID=424166
ТЭГИ: КИРГИЗИЯ | РАЗВИТИЕ | ПРОСТРАНСТВО 1520
Железная дорога с колеёй 1520 мм на маршруте Чуй - Фергана решит сразу несколько проблем: объединит север и юг Киргизии, откроет доступ к месторождениям. А также, возможно, снимет напряжение в отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном.

"Проект прост - соединить Чуйскую и Ферганскую долины путём строительства железной дороги с широкой колеёй. Дорога будет органичным продолжением железных дорог Казахстана, выйдет на сеть дорог Узбекистана и тем самым обеспечит строительство Центрально-Азиатского железнодорожного кольца", - рассказывает "Гудку-1520" директор Smart Business Solutions Central Asia Кубат Рахимов.

По его словам, появление железной дороги Чуй - Фергана допустит к разработке полезных ископаемых Киргизии Россию, Казахстан. Снизится транспортная напряжённость между Узбекистаном и Таджикистаном, так как появится альтернативный железнодорожный доступ к Ферганской долине.

Глава Дирекции по проектированию и строительству магистральных железных дорог "Кыргыз темир жолу" Канатбек Абдыкеримов считает соединение севера и юга республики важным шагом в развитии экономического потенциала Киргизии.

"Проект интересен, экономически обоснован со всех сторон и не несёт никаких угроз. Безусловно, он имеет право на жизнь. Для более подробного рассмотрения требуется проведение изыскательских работ для понимания всех его аспектов", - отметил он.

Предполагаемая стоимость дороги составит от $ 1,5 до 5 млрд в зависимости от выбранного маршрута. Проект ненамного дороже строительства Китайско-Киргизско-Узбекской железной дороги (ККУЖД), стоимость которого "распухла" с $2 до $4 млрд.

ККУЖД - это альтернативный узкоколейный проект, который обсуждается в течение 16 лет и не двигается с места.

Если дорогу построит Китай, то маршрут Хоргос - Жетыген потеряет часть заявленной грузовой базы в 15 млн тонн. Также в случае строительства ККУЖД доступ к многочисленным месторождениям получит китайская сторона.

Ранее "Гудок-1520" писал, что в счёт списания возросшего у Киргизии долга Китаю и киргизской доли в строительство дороги с колеёй 1435 мм Пекин предложил отдать ему в разработку месторождения золота Тереккан и Перевальное, алюминия Сандык и железной руды Жетим, к которым будет подведена ККУЖД. Однако цена месторождений во много раз превышает размер киргизского долга Китаю. Только в двух месторождениях - Тереккан и Перевальное - запасы золота оценивают в 47,5 тонны (примерно $3 млрд). Стоимость железа в месторождении Жетим Тоо составляет $3 млрд, алюминия в Сандыке - $15 млрд.

Ведущий научный сотрудник Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Голубчиков считает, что появление альтернативного маршрута до Ферганы и дальнейшее разветвление к основным месторождениям полезных ископаемых и крупным ГЭС резко усилят их инвестиционную привлекательность.

"Идея создания транскиргизской меридиональной железной дороги Чуй - Фергана интересна, - отметил он. - В коммерческом измерении такие проекты, как правило, не приводят к прямой отдаче и всегда нацелены на косвенный эффект - повышение деловой активности, развитие городов и регионов, которое потом обернётся ростом доходов населения и налоговых поступлений. Между тем дорога важна, в том числе и для сохранения целостности Киргизии".

По мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, Россия и Евразийский союз могут за год-полтора построить железную дорогу Чуй - Фергана.

"Дорога свяжет сибирские регионы России и Казахстан с киргизской, с таджикской, узбекской железными дорогами. Железнодорожный проект оценивается киргизскими железнодорожниками и экономистами в достаточно скромную сумму - $1,5 млрд.

Инициаторами стартового проекта должны быть только два государства - Россия и Казахстан. При самом непосредственном и плотном участии Киргизии и Таджикистана. Только начав строительство меридиональной дороги, можно уже вести речь о привлечении крупных государств, таких как Китай, Индия, Пакистан и Иран, а также привлечении Евросоюза, Японии и США, которые в рамках международной комиссии ЭСКАТО поддерживают все подобные трансконтинентальные транспортные и инфраструктурные проекты", - отметил Александр Собянин.

В досье
Варианты маршрутов проекта

Карта 1. Три варианта прокладки маршрутов проекта железной дороги Чуй - Фергана (ЖДЧФ):
Копирайт: газета "Гудок", компания "Smart Business Solutions Central Asia".



Карта 2. Три варианта маршрутов железной дороги Чуй - Фергана (ЖДЧФ):
Копирайт: компания "Smart Business Solutions Central Asia", компания "Central Eurasia Trade & Logistic L.P.".



Три варианта прокладки маршрутов проекта железной дороги "Чуй - Фергана" (ЖДЧФ):
1. (северный маршрут) Бишкек - Луговая - Маймак - Таласская долина - Токтогул - Ташкумыр - Джалал-Абад - Узген - Ош.
2. (средний маршрут вдоль автотрассы Бишкек-Ош) Бишкек - Сусамырская долина - Токтогул - Ташкумыр - Джалал-Абад - Узген - Ош.
3. (южный маршрут) Бишкек - Балыкчы - Нарын - Казарман - Джалал-Абад - Ош.

Наиболее недорогим является северный маршрут, частично идущий по существующей казахстанской железной дороге.
Южный маршрут через Нарын частично совпадает с проектом Киргизско-Китайской железной дороги (она же Китайско-Киргизско-Узбекская ж.-д.) и в целом ориентирован на вывоз ресурсов Киргизии и среднеазиатских стран в Китай.
Средний маршрут по Сусамырской долине в наибольшей степени развивает экономику Киргизии, скрепляет ее транспортно-территориальную целостность, ориентирован на работу с сибирскими регионами России, с Казахстаном, с Китаем, и, в перспективе, с Узбекистаном и Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном.

Ещё 21 публикация на тему железнодорожного соединения Севера и Юга Киргизии, Киргизии с Китаем и Таджикистаном:

Прим.: ссылки не проверялись. Если какие не работают - Яндекс и Гугл по заголовкам.

Закон от 05.02.2001 "О приоритете проекта "строительства железнодорожной линии Балыкчы-Джалал-Абад-Торугарт с выходом в Китай". // Кабар. 05.02.2001.
http://www.kabar.gov.kg/russian/ofz/2001/02/6-1.htm

Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-Киргизская железная дорога. // Профи. 2001. № 1-2. С.51-53.
http://www.abirus.ru/content/564/623/627/634/636/11271.html
http://www.analitika.org/article.php?story=20050531224923208
http://viperson.ru/wind.php?ID=296887&soch=1
http://viperson.ru/wind.php?ID=296887
БЕССАРАБОВ Георгий Дмитриевич, ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований,
СОБЯНИН Александр Дмитриевич, заместитель главного редактора журнала "Профи"

Баденков Ю.П. Каратегин-Алайский транспортный коридор: ключ к интеграции Таджикистана в Центральную Азию. // Профи. 2001. № 1-2. С. 53-55.
http://www.chinadata.ru/ck_rail.htm
Юрий Петрович БАДЕНКОВ, руководитель проекта "Горная геоэкология и устойчивое развитие"

Акимов Т.К. ККЖД как геополитическая магистраль. // Профи. 2001. № 1-2. С. 55-57.
http://www.chinadata.ru/ck_rail.htm
http://www.kabar.gov.kg/russian/Actual/4_1.htm
http://www.icb.kg/december/15_december/kkgd.htm
АКИМОВ Турат Кудайбергенович

Рахимов К.К. Куда повернется транспортный вектор Кыргызстана? // Сайт журнала "Профи". 02.12.2002.
http://www.centrasia.ru/news.php4?news=view&st=1038993300
РАХИМОВ Кубат Калыевич, родился 08.09.1970 в г. Фрунзе Киргизской ССР. Окончил в 1992 году Белорусский госуниверситет, философско-экономический факультет, специализация - политэкономия. В марте 1995 - январе 2000 - генеральный директор инвестиционно-консультационной компании ЗАО "Народная приватизация" (Республика Беларусь). В январе 2000 - июле 2001 - представитель Железных дорог Казахстана ("Казакстан темiр жолы") в Республике Беларусь, Украине и странах Балтии. В июле 2001 - январе 2002 - заместитель руководителя представительства "Казакстан темiр жолы" в Российской Федерации. Вянваре-апреле 2002 - советник Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан по вопросам транзитной политики. С апреля 2002 по настоящее время - руководитель Центра комплексных транспортных решений "ТрансЕвразия" (http://www.transeurasia.ru, г. Москва).

Чернов М. Средняя Азия "уплывает" от России. О реализации программы по созданию транспортного коридора Север-Юг. // RBC daily. 25.07.2003.
http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2003/07/25/43285
http://www.centrasia.ru/news.php4?st=1059170280
Михаил Чернов
Россия способна предложить странам Средней Азии собственный проект. Речь идет о реализации программы по созданию транспортного коридора Север-Юг, который соединит Северную Европу с Азией (этот проект нужен как минимум Индии, Ирану, Казахстану, Азербайджану, Литве и Финляндии).

Суюнбаев М. Геоэкономические особенности Кыргызстана: внешний аспект. // Общественный рейтинг. №32 (204). 26.08.2004.
http://www.pr.kg/articles/n0204/08-geo.htm
http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1093816980

Собянин А.Д., Боровиков С.Е., Плюснин Ю.М. От Критских коридоров (система МТК) к Системе транспортных евразийских коридоров (СТЕК). Кластеры промышленного развития СТЕК как основа сотрудничества в треугольнике ЕС/ЕврАзЭС/КНР. Выступление на международной конференции "Перспективы Центральной Азии - транзитный мост между Европой и Китаем" (КИСИ и Friedrich Ebert Stiftung). // Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ). 26.04.2005.
http://www.kisi.kz/img/docs/664.pdf
Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ)
Собянин Александр Дмитриевич, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (Москва);
Боровиков Сергей Евгеньевич, эксперт исследовательской группы "Конструирование будущего" (Санкт-Петербург);
Плюснин Юрий Михайлович, эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР, Москва).

Габуев А. Китай вытягивает из Пакистана рельсы. Новая железная дорога приведет его к Индийскому океану [дорога протяженностью около 700 км пройдет из Китая через перевал Хунджераб 4620 м до порта Гвадар]. // Коммерсант. 09.07.2010.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1410183

Мария Озмитель: Железная дорога опять в центре политического скандала. На государственном предприятии схлестнулись интересы Атамбаева и Бабанова? // Вести.KG. 21.12.2010.
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=2809:zheleznaya-doroga-opyat-v-tsentre-politicheskogo-skandala&Itemid=79

Открывается новый железнодорожный маршрут: Чунцин (Юго-Западный Китай) - Синьцзян - Казахстан - Россия. // CA-News. 03.02.2011.
http://www.ca-news.org/news/597201

Китай и Киргизия возвращаются к строительству железной дороги. Директор по развитию компании Smart Business Solutions Кубат Рахимов: "Эффективнее с геополитической точки зрения вести строительство из Казахстана через территорию Киргизии в направлении Узбекистана и Таджикистана". // Гудок. 24.06.2011.
http://www.newsland.ru

Юлия Мазыкина: Железная дорога разочарований. Министр природных ресурсов Замирбек Эсенаманов проговорился о передаче месторождений Жетим-Тоо (железорудное), Сандык (алюминиевое) и Терек-Сай (золоторудное) китайским инвесторам в обмен на строительство железной дороги КНР - Кыргызстан - Узбекистан. // ИА 24.kg. 08.08.2011.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1312834260

Назарали Пирназаров: Ваханский коридор сократит зависимость Таджикистана от Узбекистана. Душанбе и Исламабад построят железную дорогу из Китая в пакистанский порт Гвадар через Таджикистан и Афганистан. Идет строительство крупнейшего в Азии тоннеля "Ловари", длина 8,8 км, высота 7,1 м, ширина 7,5 м. // CA-News. 12.08.2011.
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1314081360

Галим Фасхутдинов: Новая железная дорога соединит Восточную и Центральную Азию с регионом Персидского залива. Кашгар - Герат обойдется в 3,5 млрд долларов. // Deutsche Welle. 30.11.2011.
http://www.logistic.ru/news/news.php?num=2010/11/30/36/157569
http://www.utrans.ru/flash/r/content.asp?path=flash&name=article&ArticleID=9817

Железняков А.С., Тикунов В.С., Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д. Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии. Три маршрута железной дороги Чуй - Фергана. // Теория и практика общественного развития. 2011. №8, декабрь.
http://teoria-practica.ru/-8-2011/sociology/zheleznyakov-tikunov-golubchikov-rakhimov-sobyanin.pdf
http://sobiainnen.livejournal.com/41210.html

Выход России к Индийскому океану. О железной дороге из Сибири в Индию. Онлайн конференция Юрия Голубчикова, Александра Собянина и Кубатбека Рахимова. Инициаторами железной дороги из Сибири в Иран, Пакистан и Индию будут Россия и Казахстан. Первый этап - железная дорога "Чуй - Фергана". // РИА Новости. 22.12.2011.
Часть 1-ая. Значение Флага ВМФ России в Персидском заливе и стратегическая важность ширины железнодорожной колеи 1520.
http://sobiainnen.livejournal.com/39168.html
Часть 2-я. Железные дороги Евразии - Слон (Индия), Дракон (Китай), Медведь (Россия и Евразийский Союз).
http://sobiainnen.livejournal.com/39426.html
Часть 3-я. Железная дорога из Сибири к Индийскому океану: военно-политический и экономический императивы России и Евразийского Союза.
http://sobiainnen.livejournal.com/39922.html

Геолог-инженер Дуйшенбек Камчыбеков, бывший глава Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР: Отдавать месторождения золота "Терек", алюминия "Сандык" и черного металла "Жетим" взамен на строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан - не выгодно Кыргызстану. // Кабар. 10.01.2012.
http://www.kabar.kg/rus/economics/full/25062
КАМЧЫБЕКОВ Дуйшенбек Кыргызбаевич.
Родился 15 сентября 1958 года в поселке городского типа Мин-Куш Джумгальского района Нарынской области Кыргызской ССР.
В 1983 году окончил Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН) по специальности "Горное дело" (научный руководитель кандидатской диссертации профессор И.Л. Машковцев).
Соискатель докторской степени по теме "Реструктуризация угольной промышленности Кыргызстана" (консультант - профессор А.Е. Воробьев).
07.07.2002-06.03.2006 заместитель директора Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР.
06.03.2006-23.04.2010 статс-секретарь Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР.
23.04.2010-28.05.2010 исполняющий обязанности министра природных ресурсов КР, освобожден от должности и.о. министра природных ресурсов распоряжением председателя Временного правительства Кыргызской Республики Розы Отунбаевой.
Этому предшествовало задержание на 48 часов сотрудниками ГСНБ КР, проверявших по поручению первого заместителя главы Временного правительства КР Алмазбека Атамбаева законность продления киргизско-казахскому СП ОсОО "Алтынкен" лицензии на разработку золотоносного месторождения "Талдыбулак Левобережный", расположенного в Чуйской области в 120 км к востоку от г.Бишкек и в 12 км к югу от п.Орловка в предгорьях Тянь-Шаньского хребта (месторождение является третьим в Киргизии по разведанным запасам золота после Кумтора и Джеруя).
После отставки Д.К.Камчыбекова лицензия была отозвана, 28.03.2011 казахское ТОО "Summer Gold", владеющее 60% ОсОО "Алтынкен", заключило с правительством КР соглашение о разработке месторождения, с уплатой бонуса в бюджет КР размером $3,906 млн и уплаты штрафных санкций в размере $1,2 млн, 04.04.2011 лицензия была возвращена, 20.10.2011 60% долей в проекте "Талдыбулак Левобережный" были проданы китайской корпорации "Zijin Mining Group".

Мээрим Ибраева: Плюсы и минусы строительства железной дороги "Китай-Кыргызстан-Узбекистан". // Кабар. 18.01.2012.
http://www.kabar.kg/rus/kabar/full/25620

Джоомарт Оторбаев: По строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан правительство прорабатывает разные схемы, возможен обмен на природные ресурсы. // Tazabek. 31.01.2012.
http://tazabek.kg/news:274341/

В 2012 году правительство КР планирует подписать договор с Китаем по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Омурбек Бабанов: "Общая стоимость проекта составляет $4,5 млрд". // CA-News. 31.01.2012.
http://www.ca-news.org/news/885731

Иран, Евразийский Союз, Памир, МТК Север-Юг, Голубчиков Юрий Николаевич, Афганистан, Сибирь, Ошский пограничный отряд, Рахимов Кубатбек Калыевич, Таджикистан, Ассоциация приграничного сотрудничества, Россия в Киргизии, Собянин Александр Дмитриевич, Памирский тракт, железные дороги, Партнерство-1520, Индия, Южная Киргизия, Ош, Казахстан, Средняя Азия, Узбекистан, транспортные коридоры, Пакистан, Индия в Средней Азии, central eurasia trade&logistic l.p., Бадахшан

Previous post Next post
Up