Что-то сицилийские заметки поднадоели читателям, да и все увиденное в этом году на благословенном острове уже описано, так что резко меняю тему. Мы с вами переносимся из июня в апрель, из Палермо в Рим. Постоянные читатели, смиренно надеюсь, помнят, что главной целью моей поездки в Рим было вживую участвовать в событиях Страстной недели и Пасхи римского обряда (Великие
четверг и
пятница,
Пасхальное навечерие и папская
Пасхальная литургия на площади святого Петра). Но, помимо пары часов в день на литургию, все остальное время я был совершенно свободен и гулял по Риму, где не был уже много лет. Разумеется, ходил по любимым местам, но довелось увидеть и много нового.
Начнем мы с самого главного моего римского открытия - катакомб святых Марцеллина и Петра. Опять-таки постоянные читатели знают о моей извращенной любви к катакомбам: я водил вас по римским (
Присциллы,
Агнессы,
Каллиста и
Себастиана), неаполитанским (
Яннуария и
Гаудиоза), мальтийским (
Павла и
Агаты) катакомбам. До недавнего времени в Риме для посещения были открыты пять катакомбных комплексов (уже упомянутые Сан-Каллисто, Сан-Себастьяно, Санта-Домитилла, Санта-Пришилла и Сант-Аньезе), а меж тем ученым известно около 6 десятков. И вот недавно случайно я узнал об открытии для посетителей очень известных в узких кругах катакомб святых Марцеллина и Петра. Фрески из этих катакомб очень известны и кочуют из издания в издание, а вот увидеть их в оригинале раньше могли только специалисты. И вот теперь наконец-то туда можно попасть и любителям!
Катакомбы Санти-Марчеллино-э-Пьетро находятся в совершенно нетуристическом районе Рима, куда от вокзала Термини ходит полутрамвай-полупоезд. Когда таких междугородних трамвайных систем в Италии было очень много (в частности именно так Муратов добирался из Флоренции в Поджо-а-Кайано), но они тихо отмерли с развитием автобусного транспорта. Линия Рим - Джардинетти (теперь обрывается в Ченточеле) - это чуть ли не последний реликт таких междугородних трамвайных систем. Я сел на этот трамвай у Порта-Маджоре и минут через 20 прибыл на место - остановка называется Берарди.
Обратите внимание: тур по катакомбам Санти-Марчеллино-э-Пьетро нужно заранее заказывать. На
сайте указаны часы и дни, когда возможно посетить катакомбы; далее нужно написать письмо с указанием удобного дня и часа, а потом дождаться ответа. Мне выпало посетить катакомбы в 10 утра в Великую пятницу. Приехал я загодя, и в ожидании тура зашел в современную церковь, построенную над катакомбами
Вы же помните, что я писал о принятом в римском обряде перенесении Даров после мессы Великого четверга в особенную часовню (условный "гроб Господень")? Вот на фото как раз видно, что ряд скамеек стоят под углом к оси церкви, и на них присели несколько человек. Это и есть "гроб Господень". Утром пятницы, да еще и на краю Рима, молящихся было мало, а вот в центральных храмах у "гроба" было не протолкнуться - живо еще благочестие в Риме)))
Собственно в церкви посетителям делать нечего - конторка катакомб находится сзади храма, а вход в катакомбы - сзади и левее
Методика понятна: заходим в конторку, встречаемся с гидом и идем толпою к заветной двери. В моем случае "толпа" состояла из 3х человек: смиренного автора и двух англичан - матери и сына. Мать была вылитая мисс Марпл из сериала: пытливая общительная английская леди ближе к 60 с невероятно правильным английским языком. Обычно у меня диалог с носителями английского не получается: они говорят быстро, употребляют много глаголов get (который с разными предлогами может означать, что попало) и совершенно равнодушны к тому, что собеседник их "не догоняет". Эта же дама была сама совершенство, ее английский был литературным и нормального темпа, и она была любительницей катакомб. Так что мы с ней плюс гид очень хорошо пообщались))) По понятным причинам в катакомбах фотографировать не разрешено, да и в такой маленькой группе отстать было невозможно: впереди шла гид, а замыкал группу охранник.
Катакомбы свв. Марцеллина и Петра возникли на виа Лабикана в конце III века, а в диоклетианово гонение здесь были погребены мученики. Кроме титульных святых, здесь были погребены святые Горгоний и Тибуртий, Четверо коронованных мучеников (точнее одна из групп, позднее слившихся в этот культ, см.
здесь), еще 40 безымянных мучеников. После Миланского эдикта над катакомбами была воздвигнута базилика (остались руины), рядом с которой пожелал упокоиться император Константин. Но Константин, как мы помним, переехал в новопостроенный КПоль, где и был погребен, а в построенном им при катакомбах Санти-Марчеллино-э-Пьетро мавзолее была первоначально похоронена его мать - святая Елена.
Ее мавзолей можно видеть здесь же:
Разумеется, мощей св. Елены давно здесь нет, а ее порфировый саркофаг был затем перевезен в Рим и "занят" папой Анастасием IV, сейчас этот
саркофаг находится в Ватиканских музеях.
Но вернемся к катакомбам. Они продолжали использоваться в IV столетии, в частности папа Дамасий написал несколько эпитафий в честь погребенных здесь мучеников. И лишь с VII века начинается упадок римских катакомб, так что они были напрочь забыты вплоть до XIX века, когда их вновь "открыли" для мира археологи. Катакомбы свв. Марцеллина и Петра были очень популярны (многие желали лежать поближе к героям веры), так что здесь сохранилось очень много семейных кубикул с фресками. Их сейчас потихоньку восстанавливают. Века забвения привели к тому, что фрески потемнели, и их приходится отчищать. Неочищенные фрески очень темные, и только с очень большим усилием можно что-то разглядеть. А вот отмытые фрески поражают. Здесь и далее картинки будут из купленных на месте открыток плюс несколько отсканированных из книги "Катакомбы Рима".
Самая известная "открыточная" фреска отсюда украшает кубикулу, где, как предполагается, изначально были погребены мученики. В верхнем регистре Христу предстоят легко узнаваемые апостолы Петр и Павел. В нижнем регистре к Агнцу простирают руки (слева направо) мученики Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий. Судя по цветам и гирляндам, действие происходит в райском саду.
Часто встречающаяся в этих и не только этих катакомбах тема Христа - Доброго пастыря.
Здесь в центре вновь Добрый пастырь, к нему простирают руки четверо молящихся (эта поза называется "оранта", она очень часта в катакомбах; современная Римская церковь возродила традицию, в частности на мессе "Отче наш" все поют именно с воздетыми руками). А вот в полукругах нам показана история Ионы; сохранилось, правда, только три сюжета из четырех. Слева Иону сбрасывают с корабля в море, справа пророка выплёвывает кит, а внизу Иона лежит в тени огромной тыквы в ожидании разрушения Ниневии. История Ионы опять-таки очень частый сюжет в катакомбах: тридневное пребывание пророка в чреве кита предобразует трехдневное воскресение Христа.
Не менее популярной в катакомбах была история Ноя: его спасение от потопа в ковчеге символизирует спасение христиан от гибели в крещении. Одна из фресок: Ной выходит из ковчега, а выпущенный им до этого голубь приносит оливковую ветвь.
История Ноя несколько раз повторяется в катакомбах свв. Марцеллина и Петра.
К сожалению, у меня нет фотографии потрясающей кубикулы Никифора: здесь изображено исцеление кровоточивой женщины через прикосновение к одеждам Иисуса. Не нашел я и фотографии неоднократно изображенного в катакомбах Даниила среди львов.
Понятно, что в катакомбах много раз повторяются сцены, изображающие прямо или символически два главных таинства: крещение и евхаристию. Если евхаристию здесь чаще показывали в сцене умножения хлебов, то на крещение намекали и истории Ноя, и чудеса Моисея - прохождение через Красное море и иссечение воды из скалы.
Моисей здесь показан с лицом и в одеждах античного философа; более того, есть предположение, что фреска - чей-то портрет.
Есть в катакомбах святых Марцеллина и Петра несколько фресок с крещением Христа в Иордане, только я их вам показать не могу. К сожалению, нам не показали (а потому из принципа я и вам не покажу) прекрасную фреску с Орфеем - в его схождении в ад за Евридикой христиане тоже видели прообраз воскресения Христова.
Напоследок сцена первородного греха. К сожалению, в книге она помещена на развороте, так что скан немного смазан:
Еще фрески из катакомб можно поглядеть
здесь, только они там мелкие - явные сканы из книг.
Ну а собственно о катакомбах уже все сказано Диккенсом. Правда, он написал этот о Сан-Себастьяно (других катакомб тогда не знали):
"Изможденный монах-францисканец с диким горящим взглядом был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие ходы и отверстие в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжелым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли, и я невольно подумал: "Боже, а что, если во внезапном припадке безумия этот монах затопчет факелы или почувствует себя дурно, что станется тогда с нами?"
Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами, чтобы убийцы и воры не могли найти тут убежища и составить, таким образом, подземное население Рима, еще худшее, нежели то, что живет под солнцем. Могилы,могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: "Мы христиане! Мы христиане!", чтобы их убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из тех, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и еще более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодною смертью.
"Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, -сказал францисканец, окидывая вас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - ее торжество здесь, посреди могил мучеников за веру!"
Наш проводник был искренним, вдумчивым человеком и сказал это от всего сердца; но когда я подумал о том, как люди, называвшие себя христианами, поступали друг с другом, как, извращая нашу милосерднейшую религию, травили и мучили, сжигали и обезглавливали, удавливали и истребляли друг друга, я представил себе страдания тех, кто теперь - безжизненный прах, страдания, превосходившие все, что они претерпели, пока от них не отлетело дыхание: я представил себе, как содрогнулись бы эти великие и стойкие сердца, если б могли предвидеть все злодеяния, которые будут твориться якобы во имя Того, за Кого они приняли смерть; и какою мукой, горчайшей из всех, было бы для них это предвидение на безжалостном колесе, на ужасном кресте и в страшном пламени костра" (Картины Италии, 1846)
Сейчас о катакомбах известно гораздо больше, чем во времена Диккенса. Во-первых, христиане никогда не укрывались в катакомбах, здесь хоронили умерших и в дни их памяти совершали заупокойные службы. Во-вторых, катакомбы были прекрасно известны римским властям: здесь нередко находят кирпичи с клеймом императорских мастерских, да и сохранить в тайне место захоронения тысяч людей невозможно. В-третьих, хоронили здесь не только в III, но и в IV - V веках, когда никаких гонений уже не было. В-четвертых, в катакомбах уже заметно раслоение внутри общины: с роскошно расписанными кубикулами и аркосолиями соседствуют дешевые локулы и формы (ниши в стенах и в углубления в полу соответственно). И т.д.
Но все эти вновь обретенные знания не в силах уничтожить "магию" катакомб. Все-таки здесь ждут воскресения тысячи христиан, от которых нас отделяет 1,5 тысячи лет, но с которыми мы все надеемся воскреснуть в последний день. Именно здесь, как и сказал диккенсовский монах, мы видим живое (да-да, живое, невзирая на прах и кости) свидетельство нашей веры.
Сейчас я могу сказать, что катакомбы свв. Марцеллина и Петра гораздо интереснее разрекламированных катакомб св. Каллиста (там вам придется сначала отстоять очередь, а потом чуть ли не бегом пробежать мимо интереснейших фресок в кубикулах) и не менее интересны, чем прекрасные катакомбы Присциллы. Главное, что и у Присциллы, и у Марцеллина с Петром народа мало, поэтому гид подстраивается под ваш темп, да и в кубикулы с фресками пускают, а не просто позволяют бросить взгляд через стекло (как в Сан-Каллисто). Так что не пожалейте времени и постарайтесь сюда добраться. Я получил преогромнейшее удовольствие как от увиденного, так и от общения с гидом и моей попутчицей-англичанкой)))