Возвращение в Рим - часть 1. Катакомбы св. Марцеллина и Петра

Nov 29, 2017 08:00

Что-то сицилийские заметки поднадоели читателям, да и все увиденное в этом году на благословенном острове уже описано, так что резко меняю тему. Мы с вами переносимся из июня в апрель, из Палермо в Рим. Постоянные читатели, смиренно надеюсь, помнят, что главной целью моей поездки в Рим было вживую участвовать в событиях Страстной недели и Пасхи римского обряда (Великие четверг и пятница, Пасхальное навечерие и папская Пасхальная литургия на площади святого Петра). Но, помимо пары часов в день на литургию, все остальное время я был совершенно свободен и гулял по Риму, где не был уже много лет. Разумеется, ходил по любимым местам, но довелось увидеть и много нового.

Начнем мы с самого главного моего римского открытия - катакомб святых Марцеллина и Петра. Опять-таки постоянные читатели знают о моей извращенной любви к катакомбам: я водил вас по римским ( Присциллы, Агнессы, Каллиста и Себастиана), неаполитанским ( Яннуария и Гаудиоза), мальтийским ( Павла и Агаты) катакомбам. До недавнего времени в Риме для посещения были открыты пять катакомбных комплексов (уже упомянутые Сан-Каллисто, Сан-Себастьяно, Санта-Домитилла, Санта-Пришилла и Сант-Аньезе), а меж тем ученым известно около 6 десятков. И вот недавно случайно я узнал об открытии для посетителей очень известных в узких кругах катакомб святых Марцеллина и Петра. Фрески из этих катакомб очень известны и кочуют из издания в издание, а вот увидеть их в оригинале раньше могли только специалисты. И вот теперь наконец-то туда можно попасть и любителям!

Катакомбы Санти-Марчеллино-э-Пьетро находятся в совершенно нетуристическом районе Рима, куда от вокзала Термини ходит полутрамвай-полупоезд. Когда таких междугородних трамвайных систем в Италии было очень много (в частности именно так Муратов добирался из Флоренции в Поджо-а-Кайано), но они тихо отмерли с развитием автобусного транспорта. Линия Рим - Джардинетти (теперь обрывается в Ченточеле) - это чуть ли не последний реликт таких междугородних трамвайных систем. Я сел на этот трамвай у Порта-Маджоре и минут через 20 прибыл на место - остановка называется Берарди.

Обратите внимание: тур по катакомбам Санти-Марчеллино-э-Пьетро нужно заранее заказывать. На сайте указаны часы и дни, когда возможно посетить катакомбы; далее нужно написать письмо с указанием удобного дня и часа, а потом дождаться ответа. Мне выпало посетить катакомбы в 10 утра в Великую пятницу. Приехал я загодя, и в ожидании тура зашел в современную церковь, построенную над катакомбами



Вы же помните, что я писал о принятом в римском обряде перенесении Даров после мессы Великого четверга в особенную часовню (условный "гроб Господень")? Вот на фото как раз видно, что ряд скамеек стоят под углом к оси церкви, и на них присели несколько человек. Это и есть "гроб Господень". Утром пятницы, да еще и на краю Рима, молящихся было мало, а вот в центральных храмах у "гроба" было не протолкнуться - живо еще благочестие в Риме)))

Собственно в церкви посетителям делать нечего - конторка катакомб находится сзади храма, а вход в катакомбы - сзади и левее


Методика понятна: заходим в конторку, встречаемся с гидом и идем толпою к заветной двери. В моем случае "толпа" состояла из 3х человек: смиренного автора и двух англичан - матери и сына. Мать была вылитая мисс Марпл из сериала: пытливая общительная английская леди ближе к 60 с невероятно правильным английским языком. Обычно у меня диалог с носителями английского не получается: они говорят быстро, употребляют много глаголов get (который с разными предлогами может означать, что попало) и совершенно равнодушны к тому, что собеседник их "не догоняет". Эта же дама была сама совершенство, ее английский был литературным и нормального темпа, и она была любительницей катакомб. Так что мы с ней плюс гид очень хорошо пообщались))) По понятным причинам в катакомбах фотографировать не разрешено, да и в такой маленькой группе отстать было невозможно: впереди шла гид, а замыкал группу охранник.

Катакомбы свв. Марцеллина и Петра возникли на виа Лабикана в конце III века, а в диоклетианово гонение здесь были погребены мученики. Кроме титульных святых, здесь были погребены святые Горгоний и Тибуртий, Четверо коронованных мучеников (точнее одна из групп, позднее слившихся в этот культ, см. здесь), еще 40 безымянных мучеников. После Миланского эдикта над катакомбами была воздвигнута базилика (остались руины), рядом с которой пожелал упокоиться император Константин. Но Константин, как мы помним, переехал в новопостроенный КПоль, где и был погребен, а в построенном им при катакомбах Санти-Марчеллино-э-Пьетро мавзолее была первоначально похоронена его мать - святая Елена.

Ее мавзолей можно видеть здесь же:


Разумеется, мощей св. Елены давно здесь нет, а ее порфировый саркофаг был затем перевезен в Рим и "занят" папой Анастасием IV, сейчас этот саркофаг находится в Ватиканских музеях.

Но вернемся к катакомбам. Они продолжали использоваться в IV столетии, в частности папа Дамасий написал несколько эпитафий в честь погребенных здесь мучеников. И лишь с VII века начинается упадок римских катакомб, так что они были напрочь забыты вплоть до XIX века, когда их вновь "открыли" для мира археологи. Катакомбы свв. Марцеллина и Петра были очень популярны (многие желали лежать поближе к героям веры), так что здесь сохранилось очень много семейных кубикул с фресками. Их сейчас потихоньку восстанавливают. Века забвения привели к тому, что фрески потемнели, и их приходится отчищать. Неочищенные фрески очень темные, и только с очень большим усилием можно что-то разглядеть. А вот отмытые фрески поражают. Здесь и далее картинки будут из купленных на месте открыток плюс несколько отсканированных из книги "Катакомбы Рима".



Самая известная "открыточная" фреска отсюда украшает кубикулу, где, как предполагается, изначально были погребены мученики. В верхнем регистре Христу предстоят легко узнаваемые апостолы Петр и Павел. В нижнем регистре к Агнцу простирают руки (слева направо) мученики Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий. Судя по цветам и гирляндам, действие происходит в райском саду.



Часто встречающаяся в этих и не только этих катакомбах тема Христа - Доброго пастыря.



Здесь в центре вновь Добрый пастырь, к нему простирают руки четверо молящихся (эта поза называется "оранта", она очень часта в катакомбах; современная Римская церковь возродила традицию, в частности на мессе "Отче наш" все поют именно с воздетыми руками). А вот в полукругах нам показана история Ионы; сохранилось, правда, только три сюжета из четырех. Слева Иону сбрасывают с корабля в море, справа пророка выплёвывает кит, а внизу Иона лежит в тени огромной тыквы в ожидании разрушения Ниневии. История Ионы опять-таки очень частый сюжет в катакомбах: тридневное пребывание пророка в чреве кита предобразует трехдневное воскресение Христа.

Не менее популярной в катакомбах была история Ноя: его спасение от потопа в ковчеге символизирует спасение христиан от гибели в крещении. Одна из фресок: Ной выходит из ковчега, а выпущенный им до этого голубь приносит оливковую ветвь.


История Ноя несколько раз повторяется в катакомбах свв. Марцеллина и Петра.

К сожалению, у меня нет фотографии потрясающей кубикулы Никифора: здесь изображено исцеление кровоточивой женщины через прикосновение к одеждам Иисуса. Не нашел я и фотографии неоднократно изображенного в катакомбах Даниила среди львов.

Понятно, что в катакомбах много раз повторяются сцены, изображающие прямо или символически два главных таинства: крещение и евхаристию. Если евхаристию здесь чаще показывали в сцене умножения хлебов, то на крещение намекали и истории Ноя, и чудеса Моисея - прохождение через Красное море и иссечение воды из скалы.


Моисей здесь показан с лицом и в одеждах античного философа; более того, есть предположение, что фреска - чей-то портрет.

Есть в катакомбах святых Марцеллина и Петра несколько фресок с крещением Христа в Иордане, только я их вам показать не могу. К сожалению, нам не показали (а потому из принципа я и вам не покажу) прекрасную фреску с Орфеем - в его схождении в ад за Евридикой христиане тоже видели прообраз воскресения Христова.

Напоследок сцена первородного греха. К сожалению, в книге она помещена на развороте, так что скан немного смазан:



Еще фрески из катакомб можно поглядеть здесь, только они там мелкие - явные сканы из книг.

Ну а собственно о катакомбах уже все сказано Диккенсом. Правда, он написал этот о Сан-Себастьяно (других катакомб тогда не знали):

"Изможденный   монах-францисканец   с   диким   горящим   взглядом   был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких  подземельях.  Узкие ходы и отверстие в стенах, уходившие  то  в  ту,  то  в  другую  сторону,  в сочетании со спертым, тяжелым воздухом вскоре вытеснили всякое  воспоминание о пути, которым мы шли,  и  я  невольно  подумал:  "Боже,  а  что,  если  во внезапном припадке безумия этот монах затопчет факелы или  почувствует  себя  дурно, что станется тогда с нами?"

Мы проходили  между  могил  мучеников  за веру: шли по длинным сводчатым  подземным  дорогам,  расходившимся  во  всех направлениях и перегороженным кое-где каменными  завалами,  чтобы  убийцы  и воры не могли найти  тут  убежища  и  составить,  таким  образом,  подземное население Рима, еще худшее,  нежели  то,  что  живет  под  солнцем.  Могилы,могилы, могилы! Могилы мужчин,  женщин  и  их  детей,  выбегавших  навстречу преследователям, крича: "Мы христиане! Мы христиане!", чтобы их убили вместе с  родителями;  могилы  с  грубо  высеченною  на  каменных  гранях   пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в  скале  для  хранения  сосуда  с кровью святого мученика; могилы некоторых из тех, кто жил здесь  много  лет, руководя  остальными  и  проповедуя  истину,  надежду  и  утешение  у  грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там  и  сейчас;  большие  по размерам  и  еще  более  страшные  могилы,  где  сотни  людей,   застигнутых преследователями врасплох, были окружены  и  наглухо  замурованы,  погребены заживо и медленно умирали голодною смертью.

"Торжество веры не там, на земле,  не  в  наших  роскошных  церквах,  -сказал  францисканец,  окидывая  вас   взглядом,   когда   мы   остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и  прах  окружали  нас  со всех сторон, - ее торжество здесь, посреди могил  мучеников  за  веру!"
Наш проводник был искренним, вдумчивым человеком и сказал это от  всего  сердца; но когда я подумал о том, как люди, называвшие себя  христианами,  поступали друг с другом, как, извращая нашу милосерднейшую религию, травили и  мучили, сжигали и обезглавливали, удавливали и истребляли друг друга,  я  представил себе  страдания  тех,   кто   теперь   -   безжизненный   прах,   страдания, превосходившие все, что они претерпели, пока от них не отлетело  дыхание:  я представил себе, как содрогнулись бы эти великие и стойкие  сердца,  если  б могли предвидеть все злодеяния, которые будут твориться якобы во  имя  Того, за Кого они приняли смерть; и какою мукой, горчайшей из всех,  было  бы  для них это предвидение на безжалостном колесе, на ужасном кресте и  в  страшном пламени костра" (Картины Италии, 1846)

Сейчас о катакомбах известно гораздо больше, чем во времена Диккенса. Во-первых, христиане никогда не укрывались в катакомбах, здесь хоронили умерших и в дни их памяти совершали заупокойные службы. Во-вторых, катакомбы были прекрасно известны римским властям: здесь нередко находят кирпичи с клеймом императорских мастерских, да и сохранить в тайне место захоронения тысяч людей невозможно. В-третьих, хоронили здесь не только в III, но и в IV - V веках, когда никаких гонений уже не было. В-четвертых, в катакомбах уже заметно раслоение внутри общины: с роскошно расписанными кубикулами и аркосолиями соседствуют дешевые локулы и формы (ниши в стенах и в углубления в полу соответственно). И т.д.

Но все эти вновь обретенные знания не в силах уничтожить "магию" катакомб. Все-таки здесь ждут воскресения тысячи христиан, от которых нас отделяет 1,5 тысячи лет, но с которыми мы все надеемся воскреснуть в последний день. Именно здесь, как и сказал диккенсовский монах, мы видим живое (да-да, живое, невзирая на прах и кости) свидетельство нашей веры.

Сейчас я могу сказать, что катакомбы свв. Марцеллина и Петра гораздо интереснее разрекламированных катакомб св. Каллиста (там вам придется сначала отстоять очередь, а потом чуть ли не бегом пробежать мимо интереснейших фресок в кубикулах) и не менее интересны, чем прекрасные катакомбы Присциллы. Главное, что и у Присциллы, и у Марцеллина с Петром народа мало, поэтому гид подстраивается под ваш темп, да и в кубикулы с фресками пускают, а не просто позволяют бросить взгляд через стекло (как в Сан-Каллисто). Так что не пожалейте времени и постарайтесь сюда добраться. Я получил преогромнейшее удовольствие как от увиденного, так и от общения с гидом и моей попутчицей-англичанкой)))

Катакомбы, Рим

Previous post Next post
Up