катакомбы Сан-Себастиано - 2

Apr 21, 2011 22:36

Ну а теперь, после затянувшегося археологического вступления, можно и в катакомбы. Путешественнику, пришедшему сюда, открывается такой вид:


Это, разумеется, очень поздний барочный фасад базилики. Таких однотипных фасадов в Риме - десятки. Обратите внимание на то, какой фасад узкий. Это и немудрено: базилика - однонефная и разместилась на месте главного нефа константиновой Memoria Apostolorum. На месте левого нефа находится садик, неизбежный магазинчик с сувенирами и, пардон, учреждение МЖ. А вот справа разместилась вытянутая кирпичная постройка, имитирующая утерянный в веках правый неф. Сюда и ведет указатель Ingresso Catacombe (мир тесен: такой же указатель ведет в палермитанские катакомбы капуцинов (здесь sibeaster.livejournal.com/4279.html и далее).

При входе находится касса, куда надо бросить мзду (в 2011 году 8 евро) и назвать желательный язык экскурсии (только не пытайтесь схохмить и назвать русский; здесь таких языков не знают). В ответ сообщают, через сколько минут будет тур на нужном языке. Никаких очередей, возбУжденных толп, все очень камерно. В оставшиеся минуты полезно и приятно побродить по бывшему нефу. Здесь выставлено множество раннехристианских саркофагов, их здесь почти столько же, сколько и в Ватиканских музеях. Есть поясняющие надписи (они, кстати, далеко не лишние: многие библейские сюжеты с трудом угадываются из-за того, что привычные нам иконографические штампы тогда еще не выработались). К сожалению, фотографировать здесь уже нельзя.

Ну а далее в сопровождении гида начинается спуск по достаточно крутой лестнице вниз. Местные гиды - это особый тип. Первым моим гидом был молодой парнишка, запомнившийся одним эпизодом. Я уже говорил, что последние годы Комиссия по священой археологии тщательно раскручивает Сан-Каллисто в ущерб другим катакомбам, в т.ч. и прославленным Сан-Себастиано. Мы и спросили гида, стОит ли после Сан-Себастиано идти в Сан-Каллисто. Так вот он ответил: San Callisto is close neighbour and foul competitor (близкие соседи и вонючие конкуренты). Очаровательная христианская любовь к ближним, не так ли? В последующие годы английским гидом здесь служит дама по виду родом из Индии, великолепно говорящая по-английски. Рим - место удивительных встреч; после рассказов XIX века о гидах-францисканцах было так удивительно встретить здесь индейку индианку.

Я уже говорил, что до середины XIX века Сан-Себастиано были единственными известными миру римскими катакомбами. Поэтому, если в литературе Вы встретите рассказ путешественника той эпохи о катакомбах, то это будет 100% Сан-Себастиано.  Вот что здесь испытал Диккенс:

"Изможденный монах-францисканец с диким горящим взглядом был
единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие
ходы и отверстие в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в
сочетании со спертым, тяжелым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание
о пути, которым мы шли, и я невольно подумал: "Боже, а что, если во
внезапном припадке безумия этот монах затопчет факелы или почувствует себя
дурно, что станется тогда с нами?" Мы проходили между могил мучеников за
веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех
направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами, чтобы убийцы и
воры не могли найти тут убежища и составить, таким образом, подземное
население Рима, еще худшее, нежели то, что живет под солнцем. Могилы,
могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу
преследователям, крича: "Мы христиане! Мы христиане!", чтобы их убили вместе
с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою
мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с
кровью святого мученика; могилы некоторых из тех, кто жил здесь много лет,
руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо
сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по
размерам и еще более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых
преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены
заживо и медленно умирали голодною смертью.
"Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, -
сказал францисканец, окидывая вас взглядом, когда мы остановились
передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со
всех сторон, - ее торжество здесь, посреди могил мучеников за веру!" Наш
проводник был искренним, вдумчивым человеком и сказал это от всего сердца;
но когда я подумал о том, как люди, называвшие себя христианами, поступали
друг с другом, как, извращая нашу милосерднейшую религию, травили и мучили,
сжигали и обезглавливали, удавливали и истребляли друг друга, я представил
себе страдания тех, кто теперь - безжизненный прах, страдания,
превосходившие все, что они претерпели, пока от них не отлетело дыхание: я
представил себе, как содрогнулись бы эти великие и стойкие сердца, если б
могли предвидеть все злодеяния, которые будут твориться якобы во имя Того,
за кого они приняли смерть; и какою мукой, горчайшей из всех, было бы для
них это предвидение на безжалостном колесе, на ужасном кресте и в страшном
пламени костра." (Картины Италии, 1846) Катакомбы не слишком изменились с тех пор, только свет провели, да загородочки поставили, чтоб глупые туристы не разбежались. Сначала группу ведут длинными извилистыми коридорами, где местами приходится нагибать голову, чтоб сохранить ее на плечах. Первая остановка: большая кубикула, где собраны уцелевшие таблички с христианскими символами (монограмма ХР, якорь, рыба) и именами усопших in pace. Затем еще один марш-бросок и вторая остановка в той самой крипте, где в XIII-XVII веках хранились мощи св. Себастиана. Здесь сделан неплохой евро барочный ремонт, весь исчирканный граффити туристов. Тот гид, который обозвал соседей вонючими конкурентами, сказал, что недавно эти граффити хотели изничтожить, но потом решили оставить их как свидетельство непрерывной истории катакомб.
Дальше начинается самое интересное. Мы приходим в тот самый карьер-яму, с которой катакомбы начались. Здесь находятся три античных мавзолея в идеальной сохранности. Можно видеть фрески в помпейском стиле, декоративную штукатурку. Вот тут: www.flickr.com/photos/pdenker/74065534/ можно увидать чей-то пиратский снимок одного из мавзолеев (фотографировать нельзя: гид постоянно за этим следит).  Над головой - сплошной потолок, являющийся на самом деле полом базилики Сан-Себастиано-фуори-ле-мура. Когда-то потолком этой ямы было бескрайнее голубое небо...

Затем подъем по металлической лестнице на площадку над карьером. Здесь некогда был триклиний - место для поминальных трапез. Именно тут и находятся многочисленные косвенные доказательства того, что некогда в катакомбах находились мощи Петра и Павла. Это - многочисленные граффити древних паломников с греческими и латинскими воззваниями к апостолам. Тут гид-индейка ослабила бдительность, и мне удалось запечатлеть чуток:



Вот собственно и все. Еще небольшой подъем, и мы попадаем в сакристию базилики. В базилике туристам показывают капеллу св. Себастиана (о ней уже говорилось), а также капеллу реликвий и бюст Спасителя работы Бернини (предположительно).
Капелла реликвий - это такой вот любопытный шкаф:


Сайт базилики утверждает, что этот шкафчик был заказан Максимилианом I Баварским (один из зачинщиком Тридцатилетней войны, между прочим). А находится здесь:

-spine della Corona

-Un dito e un dente parte di una costola di San Pietro

-un dente di San Paolo

-un osso e un braccio di San Andrea

-Parte della Testa e un Braccio di S. Fabiano

-Le teste di San Callisto e Stefano Papi

-Un calice di Piombo con ceneri ed ossa di San Fabiano

-Un braccio di San Rocco

-Parte della Testa di S. Nereo e Achilleo, dei SS Avenisto, Valentino e Lucina M.M.

-La freccia del Martirio e Parte della colonna del Martirio di San Sebastiano

-La pietra del “Quo Vadis?”
Я слабоват в итальянском, но, думаю, имена и названия костей понятны без перевода. Последняя в этом списке реликвия - это еще одна плита с отпечатками ног Спасителя, оставшимися после встречи Quo vadis. Список - без комментариев.

Катакомбы, Рим, Аппиева дорога

Previous post Next post
Up