В прошлый раз я пообещал моим читателям маленький катакомбный экстрим, а обещания нужно выполнять. Поэтому сразу предупреждаю, что сегодняшний рассказ людям слабонервным лучше не читать.
Напомню, что в Рабате можно посетить два катакомбных комплекса. Первый, условно называемый катакомбами апостола Павла, является государственным музеем: аудиогиды, точки на маршруте, хорошее освещение и кондиционирование - все великолепно. Второй комплекс - катакомбы святой Агаты - принадлежит частному археологическому обществу, некогда основанному местным священником и по совместительству любителем покопаться в историческом прошлом. Здесь нравы посуровее: в катакомбах откровенно душно, на свете явно экономят, да и кроме маленького пояснительного листочка никакой информации на английском мне добиться не удалось. К тому же сюда не доходят организованные экскурсии, на последнем этапе пути сюда (в самый ответственный момент, когда нужно свернуть с улицы в проулок) исчезают указатели, в обед музей закрывается.
Но тем, кто сюда все же доходит,
открывается следующая картина:
Вход в катакомбы, как Вы понимаете, по лесенке вниз, только он обычно закрыт. В свой первый приезд я, что называется, поцеловал дверь и ушел, мысленно благословляя местных музейщиков. А во второй раз я догадался пройти дальше: в ту дверь, которая на заднем плане. Именно там, как оказалось, и располагается музейчик, и там же продают билеты. Сначала предлагают посмотреть музей, но тут имеет смысл сказать твердое "нет, я хочу в катакомбы", и тогда один из смотрителей, мысленно благословляя настойчивого туриста, пойдет открывать заветную дверцу. Если кто-то все же хочет знать, что там в музее, сообщаю: коллекции моделек машин, минералов, невнятной церковной утвари, этакий типичный провинциальный краеведческий музей, в который еще надо подниматься по лесенке. Вполне можно пропустить.
Пока же мы идем с вами к катакомбам, оглядимся по сторонам. Слева от заветной дверцы в музей находится церковь святой Агаты, справа - здание местного колледжа в честь той же святой, где-то дальше есть еще и стадион - тоже Сент-Агата. Как я понял, приходской священник именно этой церкви, одержимый духом любознательности, принялся в XIX веке разведывать подземелья. До того момента была посещаема только крипта, в которую и попадает посетитель, когда ему открывают, наконец, дверцу. Поскольку посетителей здесь мало, вполне может оказаться, что будешь здесь бродить один: смотритель включит свет, плюхнется на стул, скажет no photo и будет ждать. К стулу выведены камеры, так что смотритель может просматривать все галереи. Это я к тому, что надеяться на фотографирование здесь не следует. Но один раз мне крупно свезло: смотритель, произнеся ритуальные no photo, ушел, на прощание попросив меня прихлопнуть дверь при уходе. Катакомбы были в моем распоряжении. И как на зло, этот был тот год, когда мой фотоаппарат вздумал выдавать зеленые пятна на границах светлого и темного, то есть откровенно халтурить. Сфотографировать удалось немного, остальное буду сдабривать рассказом.
Крипта под церковью - это просторная пещера с росписями. В "листке" написано, что крипта использовалась еще до арабского завоевания, а затем вновь расписывалась в XIV веке. Фрески сохранились очень плохо, имена святых, по крайней мере, не читабельны. Кое-какие фрески "сдобрены" табличками, потому что без них было бы туго.
А далее из крипты вправо уходит галерея. Бояться здесь нужно не бессмысленных блужданий по бесконечным коридорам (все "лишние" ходы закрыты дверями и решетками), а духоты и...незапланированных свидетелей твоего похода. Вот таких:
Да-да, в аркосолиях лежат пронумерованные кости. В нескольких аркосолиях лежат парочки мертвецов. На фотографиях это, быть, может, выглядит захватывающе, но, поверьте, бродить по душным коридорам, постоянно сталкиваясь взглядом с пустыми глазницами, очень неприятно. Но, похоже, далеко не все посетители обладают столь же тонкой душевной организацией, потому что в аркосолиях стоят таблички с просьбами: Don't touch the bones. Видимо, находились люди, игравшие костями в кегли...
Есть здесь и круглый стол для агап, схожий с теми, что мы видели ранее - в катакомбах святого Павла:
Глазеть на кости - дело, бесспорно, душеспасительное, но основной целью посещения катакомб святой Агаты является осмотр фрески, чудом сохранившейся "со времени оного". Из "листка" я так и не понял, к какому веку атрибутируют эту фреску, но содержание ее - такое знакомое раннехристианское (как сейчас помню?):
Всем все понятно? Отвратительное качество фотографии мешает проникнуть в суть вещей? Ответ ниже:
Души праведных вкушают блаженство в Царствии Божием.
Еще раз вынужден извиниться за отвратительное качество фотографий. Получить такой шанс - бродить по катакомбам в одиночку, с ушедшим восвояси смотрителем - и так позорно не воспользоваться этим шансом!
Кстати, на сайте
http://www.heritagemalta.org/visiting/visiting.html написано, что есть ненулевая возможность посетить еще одни мальтийские катакомбы в Мкаббе, где-то рядом с аэропортом. Но туда нужно звонить или писать, тебе, может быть, ответят...В общем, это удовольствие я еще не испытал. Хотя, судя по описаловке, те катакомбы сохранились со времен финикийцев и были вновь использованы христианами в последующие века.
Мы же с вами выходим из подземелий и в следующий раз прогуляемся по Мдине, в которой до этого я вам только собор показывал.