Великий четверг римского обряда

Apr 27, 2017 23:07

Нужно все-таки внести ясность, а то мне тут всякие немыслимые деноминации и конфессии приписывают. Я никуда из византийского обряда не уходил: в России это хлопотно, русские католики - они твердолобее папы и соборов, а потому заставляют конвертов ("обратившихся") заново проходить катехизацию. А я уже стар, имитировать П (на этот раз "папизм") ГМ и неофитские восторги не имею ни возможности, ни желания. К тому же, и с этого нужно было начать, современное католическое вероучение считает лучшим вариантом, чтобы каждый христианин оставался в том обряде, в котором родился (крестился); "плохих" и "недообрядов" не существует, и именно в разнообразии обрядов современная Вселенская церковь видит свою подлинную вселенскость.

А посему я и в Италии келейным образом читаю и пою родные византийские утрени и вечерни. На Страстной седмице наш византийский обряд великолепен, если его соблюдать дома; евангельские чтения в эти дни хорошо подобраны; каноны, стихиры на стиховне, на хвалитех, на "Господи, воззвах", ексапостиларии этих дней - это вершины гимнографической поэзии, петь их - одно удовольствие; . В приходском же обиходе службы суточного круга перегружены всяким ненужным барахлом, вроде однообразных ектений, да еще и земных поклонов на ГВЖМ; в результате утреня, которую дома поешь минут за 30, на приходе превращается в полуторачасовую тягомотину с невнятным чтением и заунывным пением. Ну и для неподготовленных наша приходская практика служить вечерни - утром, а утрени - вечером может вызвать, мягко говоря, удивление. Если к утреням в вечернее время мы привыкли в течение года, то вечерни, соединенные с литургией, совершаемые утречком - это фирменное отличие Поста, следствие строго соблюдаемого по сию пору евхаристического поста, каковой причастники обязаны держать с полуночи и до литургии.

Подумать только, что еще на памяти ныне живущих людей положение со службами в Пасхальное триденствие у латинян ничем от нашего не отличалось. Все тот же обязательный евхаристический пост заставлял служить литургии Великого четверга и Навечерия Пасхи утром в четверг и субботу соответственно, а особенное богослужение Великой пятницы, выросшее из 9го часа (т.е. около 15 часов по современному исчислению), также веками совершалось утром. Опять-таки процитирую piotr_sakharov: "Первоначально основные службы этих дней приходились на вечернее время. В Раннее Средневековье произошло постепенное смещение главных служб четверга и субботы (а на Западе также пятницы) Страстной седмицы с вечера на утро (в основном это происходило ввиду требований соблюдения евхаристического поста - полного воздержания от пищи и питья с полуночи перед Причащением). К эпохе Зрелого Средневековья это закрепилось в большинстве литургических традиций Востока и Запада. Самым печальным последствием такого перемещения стало падение популярности этих богослужений, с особой силой проявившееся на латинском Западе" (отсюда). Возвращение латинских богослужений на их естественное время, на вечер, связано с именем Иоанна XXIII - певрого папы Aggiornamento - обновления. Собственно грандиозная литургическая реформа, произошедшая после Второго Ватиканского собора, и началась с возвращения этих богослужений на вечер, что потянуло за собой облегчение евхаристического поста, а это в свою очередь позволило служить вечерние мессы и во все остальные дни года. Слом одной препоны повлек за собой демонтаж многочисленных искажений и ошибок, накопившихся в литургии в средневековье и зацементированных некогда Тридентским собором.

На этом пространное вступление позвольте закончить (неужели кто-то дочитал?). Главное, что нужно было усвоить из него: латинские литургии в Пасхальное триденствие (Великие четверг, пятница и суббота) служатся сейчас вечером, и благодаря литургическим реформам 1960х годов эти службы значительно обновились, а точнее возвратились к раннехристианским образцам.

Нынешний папа - известный "хулиган", с добродушной улыбкой попирающий незыблемые, казалось бы, вещи. Так, литургию Великого четверга "in coena Domini" (лат) или Cena del Signore (ит), то есть вечерю Господню, понтифики веками служили в римском кафедральном соборе - Латеранском. Папа же Франциск все годы своего понтификата служит эту мессу у действительно обездоленных: в тюрьме Ребиббья, в лагере мигрантов, а в этом году в доме престарелых где-то в тьмутаракани. Так что за папой в Великий четверг можно не бегать; я решил, что бегать за ним в эти дни я вообще не буду, а помолиться лучше там, где зевак и экзальтированных папофилов будет поменьше. Но поскольку, помимо благочестивых целей, имелась еще и практическая задача - ознакомиться с римским обрядом в Риме, я решил участвовать в мессах в какой-нибудь из великих базилик. Санта-Мария-Маджоре была от моего отеля в двух остановках метро (или минут 20 пешком), а Латеранский собор - в одной (или 10 минутах, я ходил пешком). К тому же в Великий четверг в Санта-Мария-Маджоре служили в 19-00, а в Латеранском - в 17-30. Это и предопределило мой выбор, а заодно и вашу судьбу, дорогие читатели: с римским обрядом мы будем знакомиться по кафедральному собору Рима.

Имейте в виду, что традиционных (для обычных воскресений) распечаток с переменными текстами я нигде в эти дни в Риме не видал, так что текстами нужно озаботиться заранее. Ну и в каждом приходском храме свое расписание: одна и та же Cena del Signore в разных церквах совершалась в разное время: от 17 до 21 часа.

Первой отличительной особенностью мессы in coena Domini является способ пения гимна Gloria: во время пения во всю звонят колокола, которые после этого не используются до наступления Пасхи. В Латеранском соборе Gloria мы пели традиционно: под орган, попеременно хор и все присутствующие. В соборе достаточно большой профессионально поющий хор - человек 15, которым еще и облачение полагается: темно-красные стихари)))

Чтениями в этот день выбраны Исх. 12:1-8, 11-14 (указание Божие об установлении ветхозаветной Пасхи) и 1Кор. 11: 23-26 (повествование о Тайной вечери от апостола Павла, как и у нас). Между ними поется респонсорий на слова Пс. 115 "Чашу спасения приму и имя Господне призову". В Латеранском соборе очень большой клир: голов 30 младших чинов, человек 20 пресвитеров, 3 диакона, а возглавляет их архипресвитер (он же генеральный викарий Рима), так что непрофессионалов до чтения и пения не допускают, а посему всё совершалось с большой торжественностью и (немало важно, потому что далеко не всегда получается у нас) с большой ясностью.

Выбор евангельского чтения был для меня неожиданным. У нас, как вы помните, читают либо Мф. 26, либо Лк. 22, т.е. значительный кусок Страстей от Тайной вечери до отречения Петра. В римском же обряде читают  Ин. 13:1-15, то есть только об омовении ног (становится понятным, почему этот эпизод так часто изображают на фресках и мозаиках). По всей видимости, предполагается, что молящиеся еще раз услышат повествование о Тайной вечери во время евхаристического канона.

После Евангелия совершается любопытный изобразительный момент: настоятель моет ноги 12ти прихожанам. У нас, вроде бы, омовение ног можно увидать только при архиерейском служении, а вот в Риме это происходит на всех приходах. По крайней мере, в объявлениях, которые я видел в разных церквах, подчеркивалось, что будет месса с этим обрядом. Я, к сожалению, прибежал минут за 5 до начала службы (в дальнейшем учел, что лучше приходить загодя) и сидел далековато, так что подробностей не видал. Настоятель (в Латеране, напомню, это кардинал и викарий Рима) снимал с себя верхние ризы и одевал что-то вроде передника. Каждому из 12 он мыл ноги и целовал их.

Отмечу еще одно обстоятельство. При архиерейских службах (я их уже немало повидал) епископ восходит к алтарю только во время оффертория, т.е. приготовления Даров. Всю Литургию слова он сидит поближе к народу В Латеране кресло было поставлено перед алтарем, сосужащие пресвитеры сидели широким полукругом фактически уже в нефе, а исторический глубокий пресвитерий с епископским троном и пресвитерскими седалищами не использовался вообще. А вот алтарь использовался исторический - тот самый папский, что под балдахином. Так что все духовенство было прекрасно видно и слышно.

На мессе в этот день кардинал читал исторический римский канон. Я его (канон, а не кардинала) слышал второй раз в жизни (первый раз это случилось в Бари). Надо отдать должное кардиналу Агостино Валлини читал он очень хорошо: торжественно, внятно и " с выражением". С коленопреклонениями во время канона всегда (не только в Четверг) была некая сумятица: стойкие в вере падали на колени сразу после Санктуса, более стойкие - только на эпиклезу и установительные слова, а самые стойкие стояли весь канон на ногах. Так уж получилось, что я попал в последнюю группу: нас-то учили, что в Пасхальное триденствие и вплоть до Пятидесятницы колена не преклоняют)))

Видимо, Латеранский собор не слишком-то любим паломниками, потому что все богослужение (не только в Четверг, но и далее) было только на итальянском - никакой латыни, никаких иных языков (на них делались только объявления в начале и конце службы). Иностранцы легко вычисляются по тому, что они следят за службой по книжке (ну или гаджету); таковых в Латеране были единицы. На Пасху, на площади св.Петра, картина была с точностью наоборот: там почти итальняцев не было)))

Традиционно предлагаю насладиться прекрасными латинскими переменными молитвами:
1. Коллекта. "Боже, мы празднуем Священнейшую Вечерю,  на которой Единородный Твой Сын, прежде чем предать Себя на смерть, заповедал Церкви новую вечную жертву и пир Своей любви. Молим Тебя, дай нам обрести в столь дивной Тайне полноту любви и жизни"
2. По причащении. "Всемогущий Боже,  подобно тому, как участием в Вечере Сына Твоего Ты укрепляешь нас на земле,  удостой нас насыщаться ею в вечности"

Литургия Великого четверга по-прежнему завершается появившейся в Средние века (м.б. даже при Контрреформации) процессией с Дарами. Лично я так и не привык к этой специфичной латинской форме благоговения: мне все-таки кажется, что Христос совершил евхаристию, чтобы мы ее вкушали, а не глазели, преклоняли колена, закатывали очи горЕ и носили по церкви, а то еще и по улице. С другой стороны, поклонение Дарам очевиднейшим образом помогает организовать молитву верных вне литургического времени; у нас, например, я никогда не видал, что масса верных тихо и благоговейно молились вне богослужения - нам для этого нужен или молебен, или панихида, или тьфу-тьфу акафист, да и тогда замучают передачей свечек.

В Великий четверг процессия с Дарами нагружена дополнительным смыслом: освященные в этот день Дары не помещают в обычной Дарохранительнице (её демонстративно оставляют открытой и пустой), а переносят в одну из боковых капелл, специально для этого подготовленную, которая на ближайшие дни становится символическим Гробом Господним. Святые дары переносятся в эту капеллу, после чего духовенство удаляется. Получается, что начинается месса с торжественной процессии духовенства под пение Introit'а, а завершается тихим уходом - вообще без пения. Желающие остаются молиться у Даров - Латеранский собор был в тот вечер открыт до полуночи. Я после литургии пошел в центр перекусить и видел, что в тамошних приходских храмах (например, Сан-Луиджи-Франчези - той, где Караваджо, или Сант-Аньезе на пьяцца Навона) молящихся было пруд пруди.

В заключение всё же скажу важную вещь. Погруженный в пост и молитву предпасхальный Рим, как и Святая Русь с градом Китежем - это миф и самообман. Рим в эти дни был битком забит народом, все таверны и бары были открыты,  народ пел и веселился, невзирая на святые дни. Но, параллельно со всей этой вакханалией, точно также были забиты храмы - римляне ли там молились или паломники, которым выпало счастье встречать Пасху в Риме, не знаю. В общем, везде и всегда у нас есть выбор.

В следующий раз я вам расскажу о латинском богослужении Страстей в Великую пятницу - вот оно меня сразило наповал.

Римский обряд

Previous post Next post
Up