Я уверен, что читатели хорошо знают родной византийский обряд, но на всякий случай напомню тем, кто еще в нем не слишком тверд. У нас повествование о страданиях, смерти и погребении Христа читаются трижды: на т.н. 12ти Евангелиях на очень долгой утрене (на приходах обычно совершается накануне - в четверг вечером), на Великих часах утром в пятницу (на каждом из Часов - первом, третьем, шестом и девятом читается повествование от одного из евангелистов) и на вечерне Мф. 27 с вкраплениями из Лк.23 и Ин. 19 (обычно в пятницу в середине дня). В византийском обряде Пятница - день строжайшего поста, а посему литургии в этот день не полагается.
В дореформенном римском обряде, как уже писал раньше, Страсти по Мф, Мк. и Лк читались заранее - на мессах в Пальмовое воскресенье и Великие понедельник со вторником соответственно; Страсти по Иоанну были зарезервированы для особой службы в Пятницу. После реформ давление на нервы и эмоции прихожан было облегчено: в Пальмовое воскресенье читаются Страсти по одному из трех синоптиков, в Понедельник со Вторником они не читаются. В Пятницу же сохранено традиционное последование Страстей по Иоанну.
В Риме с IV века находились реликвии св.Креста (сейчас они находятся в подземной часовне базилики Санта-Кроче), а посему достаточно рано появился чин поклонения Кресту на 9ом часе (т.е. около 15-00), схожий с иерусалимским (перетекшим в результате и в византийский обряд). В нашем родном обряде чин поклонения Кресту парадоксальным образом "ушел" с Великой пятницы на два специальных дня: третье воскресенье Поста и Воздвижение (14(27) сентября); в Риме же этот обряд сохранился именно в Великую пятницу.
Ну и наконец с VIII века в богослужебных книгах появляется упоминание о причащении в Великую пятницу св. Дарами, специально для этой цели сохранёнными с мессы in coena Domini. Первоначально этот чин причащения совершался только в приходских храмах, а не в соборе, т.е. возглавлялся пресвитерами, а не папой, но с XII столетия чин вошел и в папское богослужение. С XIII века единственным причастником в этот день стал предстоятель, и причащаться он стал только евхаристическим Хлебом. В дальнейшем богослужение Великой пятницы стало очень похожим на обычную литургию, из которой изъяли евхаристический канон, а потому родился термин "месса Преждеосвященных". Я очень рекомендую почитать в ПЭ
прекрасную статью о ЛПД; по ее прочтении много станет понятным и в нашем родном чине (а то каждый Великий пост из кустов выскакивают горе-богословы, начинающие в 1501ый раз рассуждать, что находится на ЛПД в потире).
На этом теоретическая часть завершена. Главное, что из нее имело смысл почерпнуть: римская служба Великой пятницы включает в себя чтение Страстей по Иоанну, чин поклонения Кресту и причащение преждеосвященными Дарами. В результате литургической реформы это богослужение вернулось на законное время - вечером, и на ней теперь причащаются все участники.
В этот день духовенство в Латеранском соборе шло из ризницы в пресвитерий молча, никакого Introit'а не было. Более того, целебрантами в узком смысле были епископ и три диакона, все остальные клирики сидели не вокруг алтаря, а первых рядах нефа; облачены клирики были лишь в стихари, стОлы (аналог епитрахили) им раздали только перед причащением. Чтениями были Ис. 52:13 - 53:12 (пророчество Исайи о страданиях Раба Божия) и Евр. 4:14-16 и 5:7-9.
Самое интересное (я был сказал: захватывающее) началось при чтении Евангелия. Огромный текст Ин.18-19 читали три диакона: старший, стоявший на кафедре повыше, читал слова Христа, второй - текст евангелиста ("от автора", так сказать), а третий был китайцем и отдувался за всех прочих героев и анти-героев повествования (Пилата, Петра и т.д) Более того, текст не читался, а пелся речитативом (диаконам тихо подыгрывал оргАн). Слова, которые по тексту произносят несколько человек или толпа ("Распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря! "Не Его, а Варавву!"), пел хор; это были серьезные хоровые многоголосные партии. Вот оказывается, откуда растут ноги у всех эти бессчисленных "Страстей по Матфею", "...Иоанну" Баха и прочих композиторов! По традиции (забыл об этом в рассказе о Пальмовом воскресении упомянуть) после слов о смерти Христа (у Ин. это "И, преклонив главу, предал дух") все участники богослужения преклоняют колена и какое-то время молча молятся - также очень разумный обычай.
В целом, мне такое медленное вдумчивое чтение-пение Евангелия очень понравилось , а уж от хоровых партий мороз по коже пробегал. Во-первых, есть эффект соучастия и сопереживания. Во-вторых, никто никуда не торопится. В-третьих, нет ощущения перегруза мозга. У нас же на службах Великой пятницы буквально выносят мозг бесконечным потоком текста: ведь, кроме Евангелия, мы обязаны вычитать каноны, стихиры, антифоны, ектении, тропари и проч. Я уже как-то писАл, что искренне восхищаюсь духовными богатырями, способными выстоять наши утреню Великой пятницы и вечерню Великой субботы. Большинство же участников, от них же первый есмь аз, как мне кажется, откровенно мучаются и ждут, когда же это кончится.
После чтений и проповеди следует еще один исключительный момент - молитвы верных. Дело в том, что в дореформенном римском обряде на мессах никаких молитв верных не было - они потерялись где-то в веках. А вот в Великую пятницу они были всегда. В ходе реформы отцы, вдохновленные примером Великой пятницы, ввели молитвы верных в мессы обычных дней. Но не только этой своей эталонностью славны молитвы Великой пятницы, но и своими темами. Именно в Великую пятницу Римская церковь громогласно молится о тех, кто по разным причинам находится вне ее - об отделенных христианах, об иудеях, о не верующих во Христа, о не верующих в Бога. Правда, говорят, что текст молитвы об иудеях слегка сорректировали в сторону политкорректности, а давно уже не существующего императора заменили на земных правителей)))
Несколько примеров.
Молитва об иудеях сейчас выглядит так: "Всемогущий, вечный Боже, Ты дал обетование Аврааму и его потомкам; услышь милостиво прошения Твоей Церкви и удостой народ, который Ты первым взял Себе в удел, прийти к полноте спасения"
О единстве христиан молитва такова: "Всемогущий, вечный Боже, Ты разрозненное собираешь и собранное хранишь; обрати милостиво взор Твой на паству Твоего Сына, чтобы освящённых единым крещением соединила полнота веры и связал союз любви"
Даже о вообще неверующих в Великую пятницу молятся: "Всемогущий, вечный Боже, Ты сотворил всех людей, чтобы они всегда искали Тебя, а найдя, обретали покой. Молим Тебя, пусть все люди, несмотря на трудности и препятствия, видя знаки Твоей благости и свидетельства о Тебе в добрых делах верующих, в радости исповедуют Тебя, единого истинного Бога и Отца человеческого рода"
Практически это выглядело так. Старший из диаконов (тот, что был "Иисусом" на чтении) призывал к молитве, а затем после короткой паузы епископ эту молитву громко читал. В Латеране все молились стоя, но, как говорят, в стародавние времена эти молитвы были коленопреклоненными.
По окончании молитв верных мы плавно перешли к следущей части - Поклонению Кресту. Как оказалось, пока все молились, второй диакон (то, что был "евангелистом") ушел в самое начало нефа, к входным дверям, и оттуда он в сопровождении двух свещеносцев понес большое Распятие. Я в прошлый раз сказал, что в Латеране, похоже, службу предназначают для своих, а не для паломников (те давятся поглазеть "на папу" в Ватикане), а посему все читали и пели на итальянском. Чин же Поклонения Кресту был исключительно латинским: диакон несколько раз пел "Се, древо Креста, на котором распят Спаситель мира", а хор отвечал "Придите, поклонимся".
Крест был принесен в начало пресвитерия, где ему поклонился епископ с диаконами. Затем было объявлено "Вас много - я одна", что из-за многолюдства собрания только клирики будут поклоняться Кресту, а все остальные смогут сделать это после окончания богослужения. Надо признать, что эта часть действительно очень долгая: минут 20 прошло, пока все клирики, которых было человек 50, подошли. Но и этого оказалось мало: потом к Кресту допустили первые ряды мирян. Правда. все было очень организованно: один из пресвитеров (и, видимо, не маленький: на мессах он сидел по левую руку от епископа) вышел "в мир" и по очереди приглашал на выход ряд за рядом, так что живая очередь была все время не более 10 человек. и ощущения толпы, а тем более давки (как у нас на поклонении плащанице после пятничной вечерни) не было. Тут мне свезло, я сидел в пятом ряду, и как раз наш ряд был последеним, допущенным до поклонения Кресту, - все "задние" подходили ко Кресту уже после службы.
Выглядит весь этот процесс так: в центре стоит диакон, поддерживающий Крест (большой, выше диакона), а к нему поочередно подходят люди, которые целуют фигуру Распятого и отходят. Хор в это время долго и много поет, но я, во-первых, поленился списывать дома этот длинный текст, а во-вторых, текст был латинским с греческими вкраплениями, так что со слуха я почти что ничего не уловил. Греческие фразы мне удалось выхватить, потому что они были греческими, и я знал о них заранее: это - единственный случай в римском обряде, когда поют (да еще и на греческом, еще раз подчеркну) Трисвятое. Коль уж зашла речь о греческом. В итальянском тексте Ин.18-19 пятница была не venerdi', а (на слух) "парашева", т.е. parasceva - греческая "пятница".
Боюсь, что читатели уже все разбежались, ибо получилось "многабукафф"))) Мы уже почти закончили))) Собственно евхаристическая часть богослужения в Великую пятницу очень короткая. Пока народ (кому повезло) поклонялся Кресту, диакон (вроде бы тот, что был "Иисусом") тихо и незаметно перенес на алтарь прежде освященные Дары (они с вечера Четверга находятся в специальной часовне - Гробе Господнем, как вы помните), а затем к алтарю вышел епископ.
Собственно от мессы в этом чине почти ничего не осталось: было произнесено введение в "Отче наш" ("Спасительными заповедями вдохновлённые, Божественными наставлениями наученные, дерзаем взывать"), затем все прочли "Отче наш", его завершил обычный эмболизм ("Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, дабы силою милосердия Твоего мы были всегда свободны от греха и ограждены от всякого смятения, ожидая исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа"). После стандартного приглашения к причастию и народного ответа "Господи, я недостоин.." началось собственно причащение. Действительно в этот день все причащаются только св. Телом (практика, см. выше, идет с XIII века). Завершение мессы также очень краткое: после молитвы по причащении все некоторое время молятся на коленах, после чего духовенство молча уходит в ризницу.
Краткое обобщение для тех, кто "ниасилил". Римское богослужение Великой пятницы разительно отличается от нашего: читаются (в нашем случае, поются) Страсти только по Иоанну; после них произносятся особые, только для этого дня предназначенные, молитвы верных; следует особый обряд Поклонения Кресту (у нас "съехал" на другие дни); совершается единственный раз в году чин причащения преждеосвященными Дарами. В Латеранском соборе даже такое длинное богослужение, да еще и неторопливо совершенное, продолжалось...всего два часа.
Для тех, кому проще смотреть, чем читать, могу предложить ю-тьюбовскую запись службы Страстей из Ватикана, возглавлявшуюся папой Франциском. Только у папы диаконы Евангелие читали, а не пели.
Click to view
Следующий рассказ будет длинным; м.б., придется его на два разбить: как-никак, а латинское пореформенное Навечерие Пасхи - очень интересное богослужение.