Так называемые литваки - литовско-белорусские евреи - к концу XVIII века стали говорить на своём собственном диалекте
Восточные диалекты идиша разделились гораздо раньше, еще в 15 веке. К концу 18 века литовский идиш приобрел современные черты. В частности, более ранний дифтонг эу сменился на характерное эйкание.
И если отношение миснагидов к польскому или украинскому хасидизму было резко отрицательным, то к литовскому хасидизму оно было мягче, так как его приверженцы были ближе им ментально.Я бы не сказал. Во-первых, в Польше и Украине были свои миснагеды, выработавшие замысловатые отношения с местными и чужими хасидами. Во-вторых, литовские миснагеды тепло относились к "миснагедообразным" хасидским течениям Галиции, ныне широко представленным в виде венгерских хасидов разных направлений. Это отношение сохранилось до сих пор. С хабадниками были постоянные терки на религиозной почве, которые частично нейтрализовались этнической общностью. Помимо хабадников, в южной части Беларуси возникли и местные эмоциональные формы
( ... )
1. Как я понима, некоторые евреи говорили вообще не на идише, а на славянских диалектах?/ 2. То что ты пишешь о хасидах - весьма интересно. тказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд ознгачает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины, заложенно
Как я понимаю, некоторые евреи говорили вообще не на идише, а на славянских диалектах?
Да, в средневековье. Было два еврейских славянских диалекта: восточный, близкий к старочешскому, и восточный, бытовавший в Киевской Руси. В Беларуси еще в 17 веке встречались славяноязычные еврейские общины. Предполагается, что это был не результат ассимиляции, а потомки доашкеназского еврейского населения, происходившего то-ли от хазар, то-ли от византийских или ближневосточных евреев.
отказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд означает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевиныНасчет отказа от эмоциональности - не соглашусь. Я уже указывал на сходство Хабада и буддизма. Японский исследователь Джейкоб Тешима про это целую книгу написал, хотя много параллелей он упустил. Грубо говоря, Хабад можно сравнить с буддизмом, а украинский хасидизм - с индуизмом. Однако, в прошлом существовали также эмоциональные формы Хабада, которые можно условно сравнить с Дзеном, и движения, основанные на синтезе эмоций и хабадских техник
( ... )
Что интересно, современный Хабад как раз эмоционален, но это свидетельствует скорее об упадке движения. В старину у хабадников была репутация холодных и рассудительных мистиков, которые не шевелились во время молитвы и стремились уничтожить свое иллюзорное "я". Старинные хабадские мелодии обычно медленные, медитативные.
Отмечая зажиточное положение еврейских переселенцев в одном из шахтёрских городов Екатеринославской губернии, Самойлов любопытно описывает отношения трёх субэтнических групп: «Во-первых, нет полного слияния между различными еврейскими группами.
Реально еврейские крестьянские колонии Новороссии были преимущественно литвацкими, с небольшой примесью поляков. Украинские евреи торговали или занимались ремеслами в городах, но редко занимались сельским хозяйством.
Литваки-мужчины не носили неудобную длиннополую одежду.
Почему, многие носили и сейчас носят. Просто на Украине она была повсеместной, а в Литве и Беларуси - где как.
Если в семье литваков мужчина советовался с женой по важным вопросам, и в частности в области торговли, то в семьях украинского еврейства это чаще всего не допускалось.
Зато на Украине изредка встречались хасидские женщины, исполнявшие роль ребе. Опять же, тут не все так просто. В безбожной Одессе и других модернизированных городах женщины были фактически равноправны.
Ну, самый знаменитый пример - Людмирская дева, женщина-ребе из Владимира-Волынского по имени Хане-Рухл Вербермахер. У нее была своя синагога и свой хасидский двор. Она много путешествовала в качестве магида, молилась в талесе и тфилин, как мужчина. Многим это, конечно, не нравилось. Одни считали, что в нее вселился дибук-мужчина, поскольку у нее был мужской голос (на самом деле, что-то с гормонами, наверное). Чернобыльский ребе ее заставил выйти замуж, но муж от нее через неделю сбежал. По его словам, он боялся к ней притронуться
( ... )
Comments 37
Reply
Reply
Reply
А вот всякие реальные интересные детали
http://shraibman.livejournal.com/385167.html
Там выдержки из подробной статьи американо-израильского журналиста Михаила Дорфмана
Саму статью Дорфмана можно отыскать здесь http://community.livejournal.com/leviy_izrail/23918.html
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Так называемые литваки - литовско-белорусские евреи - к концу XVIII века стали говорить на своём собственном диалекте
Восточные диалекты идиша разделились гораздо раньше, еще в 15 веке. К концу 18 века литовский идиш приобрел современные черты. В частности, более ранний дифтонг эу сменился на характерное эйкание.
И если отношение миснагидов к польскому или украинскому хасидизму было резко отрицательным, то к литовскому хасидизму оно было мягче, так как его приверженцы были ближе им ментально.Я бы не сказал. Во-первых, в Польше и Украине были свои миснагеды, выработавшие замысловатые отношения с местными и чужими хасидами. Во-вторых, литовские миснагеды тепло относились к "миснагедообразным" хасидским течениям Галиции, ныне широко представленным в виде венгерских хасидов разных направлений. Это отношение сохранилось до сих пор. С хабадниками были постоянные терки на религиозной почве, которые частично нейтрализовались этнической общностью. Помимо хабадников, в южной части Беларуси возникли и местные эмоциональные формы ( ... )
Reply
2. То что ты пишешь о хасидах - весьма интересно. тказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд ознгачает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины, заложенно
Reply
Да, в средневековье. Было два еврейских славянских диалекта: восточный, близкий к старочешскому, и восточный, бытовавший в Киевской Руси. В Беларуси еще в 17 веке встречались славяноязычные еврейские общины. Предполагается, что это был не результат ассимиляции, а потомки доашкеназского еврейского населения, происходившего то-ли от хазар, то-ли от византийских или ближневосточных евреев.
отказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд означает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевиныНасчет отказа от эмоциональности - не соглашусь. Я уже указывал на сходство Хабада и буддизма. Японский исследователь Джейкоб Тешима про это целую книгу написал, хотя много параллелей он упустил. Грубо говоря, Хабад можно сравнить с буддизмом, а украинский хасидизм - с индуизмом. Однако, в прошлом существовали также эмоциональные формы Хабада, которые можно условно сравнить с Дзеном, и движения, основанные на синтезе эмоций и хабадских техник ( ... )
Reply
Reply
Реально еврейские крестьянские колонии Новороссии были преимущественно литвацкими, с небольшой примесью поляков. Украинские евреи торговали или занимались ремеслами в городах, но редко занимались сельским хозяйством.
Литваки-мужчины не носили неудобную длиннополую одежду.
Почему, многие носили и сейчас носят. Просто на Украине она была повсеместной, а в Литве и Беларуси - где как.
Если в семье литваков мужчина советовался с женой по важным вопросам, и в частности в области торговли, то в семьях украинского еврейства это чаще всего не допускалось.
Зато на Украине изредка встречались хасидские женщины, исполнявшие роль ребе. Опять же, тут не все так просто. В безбожной Одессе и других модернизированных городах женщины были фактически равноправны.
Reply
Комментарий
????????????????????????
А можно подробнее?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment