Leave a comment

Comments 37

sophiaturbo January 4 2010, 22:43:08 UTC
спасибо. а не подскажешь что либо про варшавское восстание?

Reply

shraibman January 4 2010, 22:54:16 UTC
Ты имеешь в виду восстание в Варшаве в 1944 или восстание в варшавском еврейском гетто в 1943?

Reply

sophiaturbo January 5 2010, 00:29:21 UTC
в гетто

Reply

shraibman January 5 2010, 01:23:07 UTC
Общую информацию ты найдешь в википедии и т.п.
А вот всякие реальные интересные детали
http://shraibman.livejournal.com/385167.html
Там выдержки из подробной статьи американо-израильского журналиста Михаила Дорфмана
Саму статью Дорфмана можно отыскать здесь http://community.livejournal.com/leviy_izrail/23918.html

Reply


sedov_05 January 5 2010, 01:13:04 UTC
интересная статья

Reply

shraibman January 5 2010, 01:23:41 UTC
Да, мне тоже так показалось.

Reply

sedov_05 January 5 2010, 01:34:14 UTC
всегда интересно увидеть историческую проблему в подробностях.

Reply


fishbi4 January 5 2010, 18:47:20 UTC
По папиной линии-литовские. м.Трашкун:)

Reply

shraibman January 5 2010, 20:27:15 UTC
У меня по маминой линии из Беларуси и из-под Вильно, а вся папина семья из Гайдучиса в Литве.

Reply

fishbi4 January 5 2010, 20:37:16 UTC
миснагеды, такие миснагеды)))

Reply

shraibman January 5 2010, 21:02:41 UTC
Не уверен в этом. Разве фамилия Магид - миснагедская?

Reply


laplandian January 7 2010, 02:14:52 UTC
Уточнения:

Так называемые литваки - литовско-белорусские евреи - к концу XVIII века стали говорить на своём собственном диалекте

Восточные диалекты идиша разделились гораздо раньше, еще в 15 веке. К концу 18 века литовский идиш приобрел современные черты. В частности, более ранний дифтонг эу сменился на характерное эйкание.

И если отношение миснагидов к польскому или украинскому хасидизму было резко отрицательным, то к литовскому хасидизму оно было мягче, так как его приверженцы были ближе им ментально.Я бы не сказал. Во-первых, в Польше и Украине были свои миснагеды, выработавшие замысловатые отношения с местными и чужими хасидами. Во-вторых, литовские миснагеды тепло относились к "миснагедообразным" хасидским течениям Галиции, ныне широко представленным в виде венгерских хасидов разных направлений. Это отношение сохранилось до сих пор. С хабадниками были постоянные терки на религиозной почве, которые частично нейтрализовались этнической общностью. Помимо хабадников, в южной части Беларуси возникли и местные эмоциональные формы ( ... )

Reply

shraibman January 7 2010, 02:31:17 UTC
1. Как я понима, некоторые евреи говорили вообще не на идише, а на славянских диалектах?/
2. То что ты пишешь о хасидах - весьма интересно. тказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд ознгачает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины, заложенно

Reply

laplandian January 7 2010, 02:49:58 UTC
Как я понимаю, некоторые евреи говорили вообще не на идише, а на славянских диалектах?

Да, в средневековье. Было два еврейских славянских диалекта: восточный, близкий к старочешскому, и восточный, бытовавший в Киевской Руси. В Беларуси еще в 17 веке встречались славяноязычные еврейские общины. Предполагается, что это был не результат ассимиляции, а потомки доашкеназского еврейского населения, происходившего то-ли от хазар, то-ли от византийских или ближневосточных евреев.

отказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд означает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевиныНасчет отказа от эмоциональности - не соглашусь. Я уже указывал на сходство Хабада и буддизма. Японский исследователь Джейкоб Тешима про это целую книгу написал, хотя много параллелей он упустил. Грубо говоря, Хабад можно сравнить с буддизмом, а украинский хасидизм - с индуизмом. Однако, в прошлом существовали также эмоциональные формы Хабада, которые можно условно сравнить с Дзеном, и движения, основанные на синтезе эмоций и хабадских техник ( ... )

Reply

laplandian January 7 2010, 02:54:40 UTC
Что интересно, современный Хабад как раз эмоционален, но это свидетельствует скорее об упадке движения. В старину у хабадников была репутация холодных и рассудительных мистиков, которые не шевелились во время молитвы и стремились уничтожить свое иллюзорное "я". Старинные хабадские мелодии обычно медленные, медитативные.

Reply


laplandian January 7 2010, 02:15:19 UTC
Отмечая зажиточное положение еврейских переселенцев в одном из шахтёрских городов Екатеринославской губернии, Самойлов любопытно описывает отношения трёх субэтнических групп: «Во-первых, нет полного слияния между различными еврейскими группами.

Реально еврейские крестьянские колонии Новороссии были преимущественно литвацкими, с небольшой примесью поляков. Украинские евреи торговали или занимались ремеслами в городах, но редко занимались сельским хозяйством.

Литваки-мужчины не носили неудобную длиннополую одежду.

Почему, многие носили и сейчас носят. Просто на Украине она была повсеместной, а в Литве и Беларуси - где как.

Если в семье литваков мужчина советовался с женой по важным вопросам, и в частности в области торговли, то в семьях украинского еврейства это чаще всего не допускалось.

Зато на Украине изредка встречались хасидские женщины, исполнявшие роль ребе. Опять же, тут не все так просто. В безбожной Одессе и других модернизированных городах женщины были фактически равноправны.

Reply

shraibman January 7 2010, 02:32:44 UTC
Зато на Украине изредка встречались хасидские женщины, исполнявшие роль ребе.

Комментарий
????????????????????????
А можно подробнее?

Reply

laplandian January 7 2010, 03:18:30 UTC
Ну, самый знаменитый пример - Людмирская дева, женщина-ребе из Владимира-Волынского по имени Хане-Рухл Вербермахер. У нее была своя синагога и свой хасидский двор. Она много путешествовала в качестве магида, молилась в талесе и тфилин, как мужчина. Многим это, конечно, не нравилось. Одни считали, что в нее вселился дибук-мужчина, поскольку у нее был мужской голос (на самом деле, что-то с гормонами, наверное). Чернобыльский ребе ее заставил выйти замуж, но муж от нее через неделю сбежал. По его словам, он боялся к ней притронуться ( ... )

Reply

shraibman January 7 2010, 03:29:48 UTC
Охренеть! Сейчас сделаю пост. А чего ты молча хранишь такие истории и из тебя их приходится вытягивать клещами! Тебе надо их писать километрами!

Reply


Leave a comment

Up