Как я понимаю, некоторые евреи говорили вообще не на идише, а на славянских диалектах?
Да, в средневековье. Было два еврейских славянских диалекта: восточный, близкий к старочешскому, и восточный, бытовавший в Киевской Руси. В Беларуси еще в 17 веке встречались славяноязычные еврейские общины. Предполагается, что это был не результат ассимиляции, а потомки доашкеназского еврейского населения, происходившего то-ли от хазар, то-ли от византийских или ближневосточных евреев.
отказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд означает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины
Насчет отказа от эмоциональности - не соглашусь. Я уже указывал на сходство Хабада и буддизма. Японский исследователь Джейкоб Тешима про это целую книгу написал, хотя много параллелей он упустил. Грубо говоря, Хабад можно сравнить с буддизмом, а украинский хасидизм - с индуизмом. Однако, в прошлом существовали также эмоциональные формы Хабада, которые можно условно сравнить с Дзеном, и движения, основанные на синтезе эмоций и хабадских техник медитации. Антиномические настроения встречались и среди миснагедов, иногда как пережитки саббатианства, но открыто не афишировались.
Да, в средневековье. Было два еврейских славянских диалекта: восточный, близкий к старочешскому, и восточный, бытовавший в Киевской Руси. В Беларуси еще в 17 веке встречались славяноязычные еврейские общины. Предполагается, что это был не результат ассимиляции, а потомки доашкеназского еврейского населения, происходившего то-ли от хазар, то-ли от византийских или ближневосточных евреев.
отказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд означает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины
Насчет отказа от эмоциональности - не соглашусь. Я уже указывал на сходство Хабада и буддизма. Японский исследователь Джейкоб Тешима про это целую книгу написал, хотя много параллелей он упустил. Грубо говоря, Хабад можно сравнить с буддизмом, а украинский хасидизм - с индуизмом. Однако, в прошлом существовали также эмоциональные формы Хабада, которые можно условно сравнить с Дзеном, и движения, основанные на синтезе эмоций и хабадских техник медитации. Антиномические настроения встречались и среди миснагедов, иногда как пережитки саббатианства, но открыто не афишировались.
Reply
Leave a comment