Так называемые литваки - литовско-белорусские евреи - к концу XVIII века стали говорить на своём собственном диалекте
Восточные диалекты идиша разделились гораздо раньше, еще в 15 веке. К концу 18 века литовский идиш приобрел современные черты. В частности, более ранний дифтонг эу сменился на характерное эйкание.
И если отношение миснагидов к польскому или украинскому хасидизму было резко отрицательным, то к литовскому хасидизму оно было мягче, так как его приверженцы были ближе им ментально.
Я бы не сказал. Во-первых, в Польше и Украине были свои миснагеды, выработавшие замысловатые отношения с местными и чужими хасидами. Во-вторых, литовские миснагеды тепло относились к "миснагедообразным" хасидским течениям Галиции, ныне широко представленным в виде венгерских хасидов разных направлений. Это отношение сохранилось до сих пор. С хабадниками были постоянные терки на религиозной почве, которые частично нейтрализовались этнической общностью. Помимо хабадников, в южной части Беларуси возникли и местные эмоциональные формы хасидизма: карлинское, слонимское, кайдановское, лехвическое. Многие из них танцевали, громко кричали, кувыркались, пили водку и курили невесть что во время молитвы, порой обращаясь к Богу своими словами, отклоняясь от стандартного молитвенника. Наиболее радикальные белорусские хасиды обвинялись в антиномизме и поклонению цадикам в качестве аватаров Бога (если воспользоваться восточным термином).
Именно они послужили одним из основных поводов херема против хасидов. Однако, у современных карлинских и слонимских хасидов действительно сложились полюбовные отношения с миснагедами, а спонтанные эмоции ушли на задний план.
В целом, соотношения разных течений иудаизма были крайне запутанными, закрученными на всевозможных религиозных, социальных и этнических различиях, примерно как в восточных религиях. И разнообразие всевозможных доктрин и практик, несмотря на более-менее общую систему ритуалов, не меньше, чем в буддизме или индуизме.
Кроме того, за тягу к знаниям, которая у части литваков распространялась и на светские науки, что считалось отступничеством, их называли также целем коп (букв. - «голова крестом», идиш).
Есть иное народное объяснение. Литвак не может просто принять какую-то мысль, но непременно исследует ее вдоль и поперек, будто у него крест в башке. :-)
Согласно другой версии, наименование целем коп литваки получили от украинских хасидов за эмоциональную сдержанность, граничившую в их глазах с атеизмом.
Скорее не за сдержанность, а за способность спокойно обсуждать любые темы, в том числе откровенно еретические, не вставляя каждую минуту фразы типа "не дай Бог" и "не будь они вместе помянуты", как принято у южаков.
На территории современных Белоруссии и Литвы, по свидетельству Шлёмы Зальцмана, не принимали чужаков в качестве общинных раввинов.
Нет, во многих местах принимали, но далеко не везде.
например, разные способы приготовления гефилтэ-фиш - фаршированной рыбы
Правильно! Польская рыба с сахаром для непривыкшего к ней человека тошнотворна. :-)
1. Как я понима, некоторые евреи говорили вообще не на идише, а на славянских диалектах?/ 2. То что ты пишешь о хасидах - весьма интересно. тказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд ознгачает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины, заложенно
Как я понимаю, некоторые евреи говорили вообще не на идише, а на славянских диалектах?
Да, в средневековье. Было два еврейских славянских диалекта: восточный, близкий к старочешскому, и восточный, бытовавший в Киевской Руси. В Беларуси еще в 17 веке встречались славяноязычные еврейские общины. Предполагается, что это был не результат ассимиляции, а потомки доашкеназского еврейского населения, происходившего то-ли от хазар, то-ли от византийских или ближневосточных евреев.
отказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд означает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины
Насчет отказа от эмоциональности - не соглашусь. Я уже указывал на сходство Хабада и буддизма. Японский исследователь Джейкоб Тешима про это целую книгу написал, хотя много параллелей он упустил. Грубо говоря, Хабад можно сравнить с буддизмом, а украинский хасидизм - с индуизмом. Однако, в прошлом существовали также эмоциональные формы Хабада, которые можно условно сравнить с Дзеном, и движения, основанные на синтезе эмоций и хабадских техник медитации. Антиномические настроения встречались и среди миснагедов, иногда как пережитки саббатианства, но открыто не афишировались.
Что интересно, современный Хабад как раз эмоционален, но это свидетельствует скорее об упадке движения. В старину у хабадников была репутация холодных и рассудительных мистиков, которые не шевелились во время молитвы и стремились уничтожить свое иллюзорное "я". Старинные хабадские мелодии обычно медленные, медитативные.
Эту мелодию создал основатель Хабада и ее поют на всех хабадских свадьбах, когда жениха ведут под хупу. Она считается сакральной, поэтому просто так ее обычно не поют. В Интернете есть записи реальных свадеб, но я не нашел ни одной хорошего качества. Это одна из самых центральных хабадских мелодий, лицо хабадского хасидизма.
Другим хасидам хабадские мелодии кажутся ужасающе депрессивными. На самом деле, они настроены на хабадские медитативные практики, ставящие целью растворение эго в Абсолюте и постижение иллюзорности бытия.
Очень любопытно то, что у слонимских хасидов, другого белорусского течения хасидизма, которое обычно считается эмоциональным, несравненно более депрессивные и на порядок более медленные мелодии. Но они до сих пор сакрализованы. Их запрещают записывать, хотя можно добыть некачественные записи на мобильник или диктофон. Восприимчивые люди утверждают, что они сильно влияют на сознание, вводят в транс, но только при живом исполнении, а не в записи.
Их поют по субботам в так называемом "черном Слониме". Это антисионистское движение, близкое к Нетурей-Карта, хотя и страдающее жестким внутренним авторитаризмом.
Наверное, пока эта мелодия перемещалась от кавказских суфиев в Беларусь, она изменилась до неузнаваемости. Однако, некоторые дагестанцы в ней узнают знакомые ноты.
Так называемые литваки - литовско-белорусские евреи - к концу XVIII века стали говорить на своём собственном диалекте
Восточные диалекты идиша разделились гораздо раньше, еще в 15 веке. К концу 18 века литовский идиш приобрел современные черты. В частности, более ранний дифтонг эу сменился на характерное эйкание.
И если отношение миснагидов к польскому или украинскому хасидизму было резко отрицательным, то к литовскому хасидизму оно было мягче, так как его приверженцы были ближе им ментально.
Я бы не сказал. Во-первых, в Польше и Украине были свои миснагеды, выработавшие замысловатые отношения с местными и чужими хасидами. Во-вторых, литовские миснагеды тепло относились к "миснагедообразным" хасидским течениям Галиции, ныне широко представленным в виде венгерских хасидов разных направлений. Это отношение сохранилось до сих пор. С хабадниками были постоянные терки на религиозной почве, которые частично нейтрализовались этнической общностью. Помимо хабадников, в южной части Беларуси возникли и местные эмоциональные формы хасидизма: карлинское, слонимское, кайдановское, лехвическое. Многие из них танцевали, громко кричали, кувыркались, пили водку и курили невесть что во время молитвы, порой обращаясь к Богу своими словами, отклоняясь от стандартного молитвенника. Наиболее радикальные белорусские хасиды обвинялись в антиномизме и поклонению цадикам в качестве аватаров Бога (если воспользоваться восточным термином).
Именно они послужили одним из основных поводов херема против хасидов. Однако, у современных карлинских и слонимских хасидов действительно сложились полюбовные отношения с миснагедами, а спонтанные эмоции ушли на задний план.
В целом, соотношения разных течений иудаизма были крайне запутанными, закрученными на всевозможных религиозных, социальных и этнических различиях, примерно как в восточных религиях. И разнообразие всевозможных доктрин и практик, несмотря на более-менее общую систему ритуалов, не меньше, чем в буддизме или индуизме.
Кроме того, за тягу к знаниям, которая у части литваков распространялась и на светские науки, что считалось отступничеством, их называли также целем коп (букв. - «голова крестом», идиш).
Есть иное народное объяснение. Литвак не может просто принять какую-то мысль, но непременно исследует ее вдоль и поперек, будто у него крест в башке. :-)
Согласно другой версии, наименование целем коп литваки получили от украинских хасидов за эмоциональную сдержанность, граничившую в их глазах с атеизмом.
Скорее не за сдержанность, а за способность спокойно обсуждать любые темы, в том числе откровенно еретические, не вставляя каждую минуту фразы типа "не дай Бог" и "не будь они вместе помянуты", как принято у южаков.
На территории современных Белоруссии и Литвы, по свидетельству Шлёмы Зальцмана, не принимали чужаков в качестве общинных раввинов.
Нет, во многих местах принимали, но далеко не везде.
например, разные способы приготовления гефилтэ-фиш - фаршированной рыбы
Правильно! Польская рыба с сахаром для непривыкшего к ней человека тошнотворна. :-)
Reply
2. То что ты пишешь о хасидах - весьма интересно. тказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд ознгачает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины, заложенно
Reply
Да, в средневековье. Было два еврейских славянских диалекта: восточный, близкий к старочешскому, и восточный, бытовавший в Киевской Руси. В Беларуси еще в 17 веке встречались славяноязычные еврейские общины. Предполагается, что это был не результат ассимиляции, а потомки доашкеназского еврейского населения, происходившего то-ли от хазар, то-ли от византийских или ближневосточных евреев.
отказа от эмоциональност и неортодоксальнызх практик на мой взгляд означает упадок хасидизма и выхолащивание его сердцевины
Насчет отказа от эмоциональности - не соглашусь. Я уже указывал на сходство Хабада и буддизма. Японский исследователь Джейкоб Тешима про это целую книгу написал, хотя много параллелей он упустил. Грубо говоря, Хабад можно сравнить с буддизмом, а украинский хасидизм - с индуизмом. Однако, в прошлом существовали также эмоциональные формы Хабада, которые можно условно сравнить с Дзеном, и движения, основанные на синтезе эмоций и хабадских техник медитации. Антиномические настроения встречались и среди миснагедов, иногда как пережитки саббатианства, но открыто не афишировались.
Reply
Reply
Комментарий
Можешь привести ссылку?
Reply
http://www.youtube.com/watch?v=MxYJFYGCrfk
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/480435/jewish/Melody-of-Four-Stanzas.htm
Эту мелодию создал основатель Хабада и ее поют на всех хабадских свадьбах, когда жениха ведут под хупу. Она считается сакральной, поэтому просто так ее обычно не поют. В Интернете есть записи реальных свадеб, но я не нашел ни одной хорошего качества. Это одна из самых центральных хабадских мелодий, лицо хабадского хасидизма.
Вот еще:
http://www.chabad.org/multimedia/media_cdo/aid/140679/jewish/Tzomo-Lecho-Nafshi.htm
http://www.chabad.org/multimedia/media_cdo/aid/140691/jewish/Nigun-Rostov.htm
http://www.chabad.org/multimedia/media_cdo/aid/140704/jewish/Keayol-Taarog.htm
http://www.chabad.org/multimedia/media_cdo/aid/140724/jewish/Shamil.htm (авторство этой мелодии приписывается... имаму Шамилю!)
http://www.chabad.org/multimedia/media_cdo/aid/140747/jewish/Nigun-Gaaguim.htm
http://www.chabad.org/multimedia/media_cdo/aid/140767/jewish/Nigun-Gaaguim.htm
http://www.chabad.org/multimedia/media_cdo/aid/140728/jewish/Stav-Ya-Pitu.htm (послушай внимательно - это редкий образец культурного синтеза и народного гностицизма)
Другим хасидам хабадские мелодии кажутся ужасающе депрессивными. На самом деле, они настроены на хабадские медитативные практики, ставящие целью растворение эго в Абсолюте и постижение иллюзорности бытия.
Очень любопытно то, что у слонимских хасидов, другого белорусского течения хасидизма, которое обычно считается эмоциональным, несравненно более депрессивные и на порядок более медленные мелодии. Но они до сих пор сакрализованы. Их запрещают записывать, хотя можно добыть некачественные записи на мобильник или диктофон. Восприимчивые люди утверждают, что они сильно влияют на сознание, вводят в транс, но только при живом исполнении, а не в записи.
Их поют по субботам в так называемом "черном Слониме". Это антисионистское движение, близкое к Нетурей-Карта, хотя и страдающее жестким внутренним авторитаризмом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment