Краснодар стал одним из центров притяжения населения страны. В Челябинске ситуация обратная, люди уезжают отсюда и причины этого не только в климате (Тюмень, тоже центр притяжения, расположена севернее Челябинска). Вопрос в том, как власти выстраивают приоритеты развития городов, качество жизни горожан.
Стремительно растущий Краснодар возглавляет список наиболее успешных и привлекательных мегаполисов в России. При этом, на фоне общего пропорционального расширения в городе хорошо заметны качественные преобразования городской среды.
Визитной карточка города, наиболее ярким, качественно новым городским объектом мирового уровня стал открытый в 2017 парк
«Краснодар» или «парк Галицкого» площадью около 150 гектар, где было высажено несколько тысяч самых разнообразных дереевьев - он не имеет аналогов во многих столичных городах мира. Фактически парк уже стал брендом города, известным далеко за его пределами.
Объектов имеющих столь широкое признание и однозначно определяющих лицо мегаполисов у нас немного. В основном они исторические и архитектурные (Москва - Красная площадь и Кремль, Петербург - Дворцовая площадь и Набережная Невы и др.)
В Краснодаре видим новое и уникальное для нашего времени событие - появление в центре большого города современной природной достопримечательности существенно обновляющей его облик. Как видно на плане, парк стал одним из наиболее масштабных зелёных зон - объектов отдыха жителей и гостей Краснодара.
Любой, даже такой замечательный парк не обеспечивает решение всех городских вопросов качества жизни. Но в данном случае он является индикатором подходов властей и общественности к развитию города.
Так, для челябинцев выглядит странно и удивительно, что в популярном мегаполисе в паре километров от центра для парка нашлось столько свободной городской земли. Нет сомнений, что в стремительно растущем в Краснодаре было немало желающих коммерчески «освоить» столь лакомый кусок. Но в итоге все же появился парк, который за считинные годы стал гордостью теперь уже одного из крупнейших городов России.
А вот развитие Челябинска в это же самое время шло по другому вектору: город сместился в рейтингах «миллионников» по качеству жизни на предпоследнее - поледнее места. Отток населения стал особенно заметен (см.
В ЗЕРКАЛЕ МИГРАЦИИ: КУДА ВЕДЕТ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ КОЛЕЯ»?). Провал Челябинска как регионального центра заметен даже на фоне областных городов второго уровня. Динамика сальдо миграции здесь хуже чем в других городах области: Магнитогорске и Миассе (см.
НЕДОВЕРИЕ К ПЕРСПЕКТИВАМ: качество жизни в Челябинске в зеркале межрегиональной миграции).
Хотя 25 лет тому назад и общая ситуация и перспективы развития Челябинска оценивались намного лучше. Однако движение пошло в специфической «серой коммерческой колее» развития, далекой от целей комплексного развития городского пространства м интересов населения.
Жизнь и развитие Челябинска до сих пор во многом определяют решения предшествующих десятилетий. В cравнительно короткий период c 2005 года (руководство городом, а потом и областью М.Юревича) обширные земельные резервы Челябинска стремительно попадали в коммерческий оборот. Подобная бизнес-трансформация в интересах крайне ограниченного круга бенефициаров пошла наиболее активно с 2010 года, после периода длительного застоя, связанного с эпохой губернатора Сумина (см.
ПАМЯТНИК ПЕРЕЖИТОЙ, НО НЕ ОСМЫСЛЕННОЙ ЭПОХЕ). Масштаб коммерческого освоения был таков, что в бизнес- оборот из федеральной собственности попала даже часть поймы реки Миасс (см.
ЭКОНОМИКА ГОРОДА: ИЗДЕРЖКИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ БЕССИСТЕМНОСТИ).
При этом сильно пострадали общественные пространства: примеров разрушительной для города коммерциализации таких территирий предостачно. Застроен крупнейший сквер на Северо-Западе (ул. Чичерина), обширная территория Челябинского госуниверситета оказалась занята не только жилой застройкой, но и автомойками и автосервисамии, напрочь вытеснившими единственный в городе Ботаническимй сад, не прекращаются попытки жилой застройки леса в районе «Тополинки» и периметра городского бора, и т.д.
Очевидно, что при подобном бизнес-освоении территорий места для создания общественных пространств в Челябинске не нашлось. Среди миллиардеров Челябинска не нашлось и своего Галицкого. Сейчас основные новые общественные - рекреационные и спортивные объекты в Челябинске строятся преимущественно усилиями крупного бизнеса из соседнего Екатеринбурга.
Новые пространственные и земельные перспективы в Челябинска до настоящего времени не обозначились и развитие города во многом идет в прежней «серой коммерческой колее». И хотя на малых участках в Челябинске стали появляться зелёные микрозоны (например, на углу ул. Воровского и Свердловского проспекта) их размеры настолько малы, что на общем плане они даже не просматриваются (видимо, горожанам отдается то, что невозможно застроить).
Зато по-прежнему очевидно стремление к коммерческому освоению прежде не тронутых зелёных территорий. К ним относится «постоянные попытки отщипывания» территория городского бора (а это единственный, хоть и стремительно и деградирующий, унккальный природный объект города, см.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ БОР - УХОД ЗА ЧЕРТУ НЕВОЗВРАТА? ). Сюда добавляется стремительно сдвигающаяся граница леса на окраинах Северо-запада. В центре этой большой территории постепенно идет освоение единственного значимого сквера (улица Молодогвардейцев, проспект Победы, Комсомольский проспект).
Парк «Краснодар» (Галицкого) - на плане города Краснодара
Сжатие «зеленых» зон на плане города Челябинска
Нынешнее освоение городской территории по «бизнес-лекалам» 15-летней давности оставляет очень немного шансов для появления каких-либо значимых общественных пространств. Большинству жителей новостроек Челябинска не приходится рассчитывать даже на малые зелёные зоны в шаговой доступности, определяемые по элементарным архитектурным нормам. Отдельные попытки локального обновления, вроде челябинской набережной, больше связаны с областными, а не городскими программами и ситуацию в городе принципиально не меняют.
Сегодня экологическая «зеленая» карта Челябинска больше напоминает обрывки лоскутного одеяла, которые находятся у нескольких распорядителей, без общего видения перспектив и планов восстановления. Начинания по обновлению «зеленого каркаса» города запомнились только попытками засчитать туда придорожные зоны с некоторым количеством травы и остатками деревьев, да городские кладбища.
В такой ситуации для смены перспектив развития Челябинска как комфортного для жизни мегаполиса «косметические» полумеры, бесполезны. Очевидно, что без решительного выхода из многолетней «серой коммерческой колеи» сложно ждать экологического обновления, скачка в качестве жизни, смены городского имиджа и новых перспектив Челябинска.
А ситуация с челябинским бором, в сравнении с парком Галицкого в Краснодаре (где сейчас планируют расширение), выступает ярким индикатором успешности развития городской территории. Пока это сравнение сильно не в пользу Челябинска.