Ожидания быстрого кардинального улучшения ситуации с качеством воздушной среды Челябинске не сбываются. Для качества жизни в одним из наиболее экологических проблемных городов в РФ появляются новые угрозы, обусловленные искажением реальности - мифом уже почти «экологически чистого города» и далее некорректным градостроительным планированием.
Если судить по результатам анализа наблюдений Росгидромета РФ, реальность сохранения высоко уровня загрязнения воздушной среды очевидна. Состояние воздушной среды в сравнении с годом ранее принципиально не изменилось. Наблюдается существенное, многократное превышение ПДК по основным загрязняющим веществам. Наиболее выделяется уровень 6 ПДК по сероводороду.
Ниже, в формате визуализации итогов, представлен обзор результатов анализа динамики загрязнения воздушной среды города Челябинска (по данным Росгидромета РФ за первое полугодие 2022 и 2023 годов) по загрязнителям с систематическим превышением ПДК (фторид водорода, сероводород, формальдегид, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота). Изменения максимумов концентрации по рассмотренным загрязнителям, а также их серединных значений, как индикаторов перемен состояния воздушной среды, наблюдаются преимущественно в пределах несущественных колебаний.
Особенности реальности и проблемы состояния воздушной среды Челябинска. более подробно представлены в обзоре научного доклада (
Гордеев С.С ОТРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ СОСТОЯНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРОБЛЕМНОЙ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ (на примере г. Челябинска).см. в материалах
«Ежегодник центра анализа и прогнозирования».
В такой более чем серьезной ситуации с загрязнением воздушной среды с систематическим ежемесячным превышением ПДК, однозначно необходим максимум всевозможных межведомственных мер по смягчению неблагоприятных экологических последствий. Однако градостроительное планирование в Челябинске оказывается иным. Отправной точкой в градостроительной практике оказывается неприятие каких - либо даже минимальных дополнительных требований по улучшению экологической ситуации в городской среде. Экологические требования рассматриваются на «минимальной планке», без учета местной экологической специфики, которую как бы не принимают во внимание.
Используемый при этом миф кардинального быстрого улучшения экологический ситуации пару лет назад нашел своё нормативное отражение в
генплане Челябинска. Первоначальный вариант генплана, не выдержавший разнообразной критики, был отвергнут. С точки зрения рассматриваемых вопросов, там нет даже элементарного анализа распространения загрязнений в городской среде по розе ветров. Тем не менее, при весьма сомнительной процедуре согласования, с формальным одобрением некой группы «активных граждан», он был утвержден Городской Думой. Интересантов, которых такой генплан устроил, было очень немного.
Здесь следует обратить внимание на сугубо формальное рассмотрение в генплане Челябинска экологических вопросов и игнорирование условий реальной ситуации (в том числе по затронутому вопросу загрязнения воздушной среды). Говоря об абсурдности многих решений такого генплана достаточно напомнить о размещении межвузовского кампуса в районе экологически проблемной до настоящего времени промзоны, вдали от университетов, но вблизи от бесхозного шлакоотвала и бывшей городской свалки. А также, что более опасно, о массовом планировании жилой застройки на «неудобях» или непосредственно вблизи экологически проблемных промышленных зон (см
ПРИОРИТЕТЫ ГЕНПЛАНА ЧЕЛЯБИНСКА: УПЛОТНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕЙНИКОВ» И ЗАСТРОЙКА НЕУДОБИЙ). Однако в реальности игнорирование экологических интересов города этим не ограничивается.
В итоге крайне сомнительной планировочной деятельности, новая застройка в Челябинске систематически оказываются в местах, которые полвека назад, исходя из даже элементарного здравого смысла, не рассматривались. Подобная «сиюминутная» проектная оригинальность, имеющая вполне конкретных интересантов, порождает со временем множество социальных и экологических проблем, зачеркивая перспективы уже недалекого городского будущего.
Развитие города Челябинска как однородной экологически чистой территории, вне реальных экологических проблем и критериев экологической оценки, неизбежно приводят к росту городских диспропорций, которые выплёскиваются на поверхность. Среди них расширение жилых массивов недалеко от продолжающих дымить заводских труб - как предпосылки протестов. Как последствия сомнительных попыток решения транспортных проблем - разрастание городских пробок. Как новое явление, на крупных городских улицах в дни НМУ - уже заметный местный «челябинский смог». Сюда добавляется неуклонное сжатие наиболее востребованных зелёных зон, начиная с городского бора и остатков лесов на границах спальных районов (см.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ БОР - УХОД ЗА ЧЕРТУ НЕВОЗВРАТА?). Неотвратимость последнего символически напоминает литературный образ «шагреневой кожи», со сжатием от неблаговидных дел. Далее, неизбежно, напрашивается вопрос об успешности судьбы города.
Миф об «экологической чистоте» Челябинска с уходом от реальности, как и градостроительная политика «легализуемого выборочного коммерческого уплотнения», в перспективе, выгодны только некоторым группам бенефициаров, но никак не городскому сообществу. В дальней перспективе такой миф, удобный только для избранных, имеет разрушительные последствия для городской среды.
Сейчас уже очевидны угрозы, что все последующие «персонально акцентированные» изменения генплана и сопутствующих документов, далее также будут построены на той же концепции игнорирования экологической реальности. То есть без акцента на решение актуальных проблем, а также только с минимумом и формальностью согласований.
Дальнейшая подобная городская трансформация с неизбежной потерей капитализации и качества жизни для остальной территории Челябинска, только усугубляет уже ближайшие городские перспективы. Отсутствие оценок социальных и экологических последствий здесь отдельная тема, а решение какого-либо текущего вопроса зачастую способствует появления множества новых проблем городской среды Челябинска.
В целом, в развитии Челябинска, на фоне хаотического и неэффективного, решения отдельных текущих задач, все более явно просматривается «стратегический тупик». Вопиющая, зачастую разрушительная для городского пространства, бессистемность развития Челябинска неизбежно отразится в новых факторах ухудшения состояния воздушной среды.