Как я писала в посте «Этрусские монументы в Перудже», приятным приложением к этрусскому колодцу было посещение капеллы Сан Северо. Мы пришли к ней по лабиринту средневековых переулков.
Церковь Сан Северо
Монастырь и церковь Сан Северо находятся на самом высоком месте города (493 м над уровнем моря) на площади Raffaello di Porta Sole. Крошечная капелла, состоящая из одного зала, раньше была частью левого нефа церкви.
Капелла Сан Северо
Знаменита эта капелла тем, что здесь находится фреска, созданная двумя великими художниками Рафаэлем Санти и его учителем Пьетро Перуджино. Здесь ранний Рафаэль встречается с поздним Перуджино. Рафаэль написал верхний ряд фрески в 1505 году, когда ему было всего 22 года. Спустя годы после кончины своего ученика в 1522 году престарелый учитель добавил нижний ряд. Как пишет Генри Мортон, «Интересно, есть ли еще где-нибудь такая картина, в которой бы соединился мощный рассвет ученика и неуверенный закат его учителя».
Интересно, что Джорджо Вазари дважды упомянул об этом произведении. В «Жизнеописании Пьетро Перуджино, живописца» он пишет, «Будучи уже старым, он уехал из Флоренции в Перуджу, где выполнил несколько работ фреской в Сан Северо, монастыре камальдульского ордена; в этой обители написал несколько фигур и молодой Рафаэль Урбинский, его ученик, о чем будет рассказано в его жизнеописании». Открываем «Жизнеописание Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора» и читаем:
«После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу… В Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена…, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами». Надо сказать, что Вазари недолюбливал Перуджино и боготворил Рафаэля. Немного найдется произведений, которые удостоились бы двойного упоминания у Вазари и комментария Генри Мортона!
Войдя в музей через боковую дверь, я очутилась в крошечном фойе. Проверив мой билет, девушка-служительница откинула тяжелый полог и пропустила меня в капеллу. Я оказалась наедине с шедевром. Конечно же, нельзя было фотографировать. Да, и вряд ли, получилось бы. Пространство было настолько тесным, что удалось бы запечатлеть только отдельные фрагменты. Я удовольствовалась покупкой открытки, а здесь помещаю репродукцию из
Викимедиа.
Фреска Рафаэля и Перуджино в капелле Сан Северо в Перудже
К сожалению, верхняя часть фрески сильно пострадала от времени. Из шести святых хорошо видно только пять. Хотя Христос изображен во Славе и видно, что он сидит на облаке в окружении парящих ангелов, святые расположены почти на одном уровне с ним. Они сидят перед Христом в довольно непринужденных позах. Двое старцев с длинными белыми бородами внимательно слушают его проповедь, поддавшись вперед. А более молодые св. Бенедикт и св. Ромуальд переглядываются друг с другом.
Шесть святых в нижнем ряду Перуджино изобразил в более статичных позах. И я бы сказала, что в них меньше жизни, чем в персонажах Рафаэля. Неужели действительно сказывается возраст их создателей?!
В табернакле, расположенном на одном уровне с нижним рядом фрески, находится терракотовая статуя Мадонны с младенцем, выполненная неизвестным автором эпохи позднего Возрождения.
Предыдущие посты
Умбрийские каникулы Панорама Перуджи в пространстве и во времени Великолепный Дворец приоров в Перудже Город искусств Перуджа Кафедральный собор Сан Лоренцо в Перудже «Добродетели» Перуджино в Collegio del Cambio (Перуджа) Большой фонтан в Перудже По следам этрусков в Перудже Сокровища церкви Святого Петра в Перудже