Кафедральный собор Сан Лоренцо в Перудже

Jun 25, 2011 10:36

 Во время пребывания в Перудже мы начинали и заканчивали свой день в кафедральном соборе Сан Лоренцо. Громадное полутемное пространство собора действовало на нас удивительно умиротворяюще. Мы чувствовали себя так, будто вернулись домой из долгих странствий. Каждый раз мы видели небольшие группы паломников, которые молились в одном из уголков или капелле собора. В последний раз мы зашли в собор, когда возвращались с озера Тразимено. Нам посчастливилось услышать великолепное пение под аккомпанемент органа в боковом приделе. Музыканты, одетые в обычную одежду, исполнили несколько торжественных песнопений.



Кафедральный собор Сан Лоренцо в Перудже
Собор находится на площади Четвертого ноября, напротив Дворца приоров. Он обращен к центральной площади своим боковым фасадом, что само по себе довольно необычно. Главный фасад выходит на крошечную площадь Данте. В первый день мы вошли в собор и вышли из него через боковой вход. Побродив немного по переулочкам, мы увидели строгий готический храм с нарядным барочным входом. Каково же было наше удивление, когда войдя в него, мы вновь оказалась в кафедральном соборе!



Главный фасад кафедрального собора Перуджи
В отличие от лаконичного главного фасада, западный фасад довольно интересно декорирован. К нему ведут широкие ступени, которые вместе со ступенями Дворца приоров образуют зрительный зал под открытым небом. Слева к собору примыкает крытая арочная галерея, построенная в 1423 году правителем Перуджи Браччо да Монтоне (1414-1424) по прозванию Фортебраччо («сильная рука»). Она и по сей день называется Loggia di Braccio. Фортебраччо построил эту галерею, чтобы соединить новый собор со своим дворцом. Лоджия Браччо создана болонским архитектором Фиораванте Фиораванти в стиле раннего Ренессанса.

Фасад собора, который украшают восемь стрельчатых бифор, далек от симметрии. В нижнем ярусе нерегулярно расположены три высоких узких окна, а в верхнем - пять окон поменьше. Довольно скромный портал создан по проекту Галеаццо Алесси в 1568 году. В стеклянной нише над порталом находится деревянное распятие XV века работы Полидоро ди Чибурри. Во время «соляной войны» 1540 года оно стало символом сопротивления перуджинцев власти Папы Павла III. Вожди восстания поместили ключи от города у подножия креста и регулярно устраивали покаянные процессии вокруг собора, тщетно моля Христа о защите. После подавления восстания Перуджа потеряла привилегию самоуправления.



Монумент Папы Юлия III в Перудже
Папа Юлий III восстановил правление децемвиров (магистратуру) в Перудже и поэтому пользовался всеобщей любовью горожан. В 1555 году епископ Перуджи Фульвио делла Корнья, племянник Папы, установил слева от входа в собор величественную бронзовую статую Юлия III, выполненную молодым художником Винченцо Данти. Как гласит надпись, «в благодарность за восстановление децемвирата в городе». Юлий III осеняет благословляющим жестом не только благодарных жителей Перуджи, но и всех входящих в собор.



Западный портал кафедрального собора Перуджи
Справа от входа находится изящный каменный амвон, выполненный в стиле косматеско. С этой кафедры в 1425 и 1427 годах проповедовал святой Бернардин Сиенский, клеймивший пороки перуджинцев.

Нижняя часть фасада нарядно облицована фигурными бело-розовыми ромбами из мрамора. Первоначальный проект предусматривал, что таким образом будет облицован весь собор, однако, в виду банальной нехватки средств пришлось ограничиться частичной облицовкой.

Судьба собора была неразрывно связана с полной превратностей историей Перуджи. Горожане приняли решение построить новый собор по проекту Фра Бевиньяте в начале XIV века, в период наивысшего расцвета могущества и богатства Перуджи. Однако строительство началось лишь в 1345 году после того, как епископ Перуджи Франческо Грациани убедил Папу Климента VI даровать полное, вечное и безусловное отпущение грехов в обмен на денежные пожертвования. Вскоре после этого епископ заложил первый камень в фундамент собора.

Однако очень скоро Фортуна отвернулась от Перуджи. В 1348 году эпидемия чумы «Черная смерть» унесла много жизней, а через несколько лет кардинал Жиль де Альборноц восстановил папскую власть над регионом. Хотя Перуджа сохранила многие свои привилегии, а также подобие самоуправления, горожане уже не смогли собрать средства, необходимые для реализации первоначального амбициозного проекта.

В 1373-1375 годах папский легат аббат Монмаджоре совершил грабительский набег на недостроенный собор и похитил строительные материалы, которые были использованы для возведения крепости около ворот Porta Sole. Он также разрушил старинные колокольню и часовню для того, чтобы построить коридор, соединявший новую крепость с Дворцом приоров. Удивительно, что папский наместник вел себя как современный рейдер. После того, как в 1375 году восставшие горожане изгнали легата из Перуджи, они разобрали эту крепость на стройматериалы и продолжили строительство собора. Мне положительно нравится, как отважно перуджинцы отстаивали свою свободу и методично восстанавливали попранную справедливость. Будь то зубцы на крыше Дворца приоров или камни для собора.

В 1480-х годах могущественная семья Бальони, которая вела постоянные междоусобные бои с семейством Одди, превратила собор в укрепленную крепость. В начале XVI века в лоне семьи Бальони произошел раскол, так называемое «великое предательство», и сподвижники Джанпаоло Бальони устроили братоубийственную резню в стенах собора. Во искупление этого греха Джанпаоло Бальони омыл собор вином.

Собор был освящен в 1587 году, о чем свидетельствует надпись над входом в ризницу. Украшение интерьера собора лепниной, позолотой, мрамором и картинами было завершено лишь в XVIII веке.

Непостижимое свойство готических соборов заключается в том, что они всегда оказываются значительно просторнее, чем ожидаешь. В плане собор имеет форму латинского креста, а его внутренне пространство представляет собой «Hallenkirche» (церковь-зал), поскольку центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту (24,9 м). При этом центральный неф в 2,5 раза шире, чем боковые приделы. Он имеет длину 68 метров и завершается многоугольной апсидой; боковые пределы заканчиваются маленькими прямоугольными капеллами. Нефы разделяются изящными колоннами, и поэтому все внутреннее пространство воспринимается как единое целое.



Апсида кафедрального собора в Перудже
Каждый раз, попадая в собор, я замечала всё новые детали. Думаю, что эти маленькие открытия можно совершать бесконечно. Главной реликвией собора является простое кольцо из халцедона и оникса, которое, по преданию, было обручальным кольцом Девы Марии, когда она выходила замуж за Иосифа. Это кольцо было фактически похищено из церкви города Кьюзи одним немецким монахом и подарено епископу Перуджи в 1473 году. Святое кольцо хранится под 14 замками в золотом реликварии капеллы Святого кольца и выставляется на всеобщее обозрение только два раз в год - в июле и сентябре. 31 июля паломники, направляющиеся в церковь Санта Мария дельи Анджели на праздник отпущения грехов, могут лицезреть святое кольцо.

Рядом с капеллой Святого кольца находится алтарь, в котором хранится хоругвь Перуджи, расписанная художником Берто Джованни (1526 г.). Хоругвь была создана во время эпидемии чумы. На ней изображены Дева Мария, Святой Геркуланус и Святой Иосиф, умоляющие карающего Христа пощадить Перуджу. Картина имеет интересную композицию. На самом верху находятся фигуры святых в окружении ангелов, посередине - великолепная панорама средневековой Перуджи, а внизу - жители Перуджи в молитвенных позах, взирающие с надеждой на святых. Создается впечатление, что святые и земные персонажи видят и слышат друг друга. Величавые жесты святых и драматичные позы мирян обращены к городу. Эффект гармоничного единства усиливается еще и тем, что насыщенные красные, темно-зеленые, темно-синие и оранжевые цвета одеяний святых повторяются в одеждах горожан. Однако та же самая цветовая гамма приобретает более блеклые оттенки. Эта картина является символом Перуджи.



Средневековая хоругвь Перуджи
Душой собора является невыразимо трогательное изображение Мадонны деле Грацие. Икона, написанная художником Джанниколо ди Паоло на восьмиугольной колонне, заключена в позолоченный неоготический табернакль. Перед Мадонной всегда можно увидеть коленопреклоненные фигуры верующих, которые что-то тихо говорят ей или о чем-то горячо просят. Композиция иконы предельно проста. Мадонна нарисована в полный рост на желто-коричневом фоне. И хотя она изображена без младенца Иисуса, в ней безошибочно можно узнать Деву Марию. Ее округлое почти детское лицо серьезно и сосредоточено. Очи опущены долу. Руки, поднятые до уровня груди, повернуты ладонями к зрителю в жесте открытия и приятия. Голова Мадонны увенчана золотым венцом с мелкими драгоценными камнями и тремя изящными алмазными крестами. Золотой нимб также украшен алмазами. Она одета в простое малиновое платье, ниспадающее от талии крупными складками. Узкий золотистый пояс гармонирует с окантовкой подола. Небесно-голубой плащ с капюшоном мягко окутывает фигуру. Крупная овальная брошь с бирюзой скрепляет плащ на груди. Всё очень просто и лаконично, но невозможно оторвать глаза, а главное - душу от этой небесной гармонии. Хочется снова и снова возвращаться к ней.



Мадонна делле Грацие в кафедральном соборе Перуджи

Предыдущие посты
Умбрийские каникулы
Панорама Перуджи в пространстве и во времени
Великолепный Дворец приоров в Перудже
Город искусств Перуджа
«Добродетели» Перуджино в Collegio del Cambio (Перуджа)

средневековая хоругвь Перуджи, Мадонна делле Грацие, Перуджа, Кафедральный собор Сан Лоренцо, Папа Юлий III, обручальное кольцо Девы Марии

Previous post Next post
Up