Наш
отель «Фортуна» находился в двух шагах от исторического центра Перуджи. Выйдя из отеля, мы почти сразу оказались на широкой пешеходной улице Corso Vannucci. Начинался час сиесты, и улица была полупустынной. Благодаря этому нам удалось охватить взором всю улицу, которая плавно переходила в площадь Четвертого ноября.
Дворец приоров со стороны Corso Vannucci
Архитектурной доминантой исторического центра Перуджи является Дворец приоров (
Palazzo dei Priori). Великолепный дворец олицетворяет независимый дух граждан Перуджи. Это - один из наиболее значительных образцов административного здания эпохи Высокого Средневековья в Центральной Италии. Суровая громада дворца украшена бесконечным ожерельем из трехстворчатых окон. Я испытываю большую слабость к арочным окнам еще с моего первого посещения Венеции, а такого большого количества трехарочных окон на одном здании мне еще не доводилось видеть. По-итальянски арочные окна называются bifora или trifora в зависимости от числа пролетов. Я не поверила своим глазам, когда увидела четырехарочное окно (quatrofora?!). Излишне говорить, что я занесла Palazzo dei Priori в список моих любимых зданий.
Четырехарочное окно
Дворец производит впечатление монолита, вырубленного из цельного куска скалы. А между тем он представляет собой своего рода каменный футляр, надетый поверх нескольких зданий. Такое наслоение различных эпох и стилей нередко встречается в Италии. Мне сразу вспомнился
дворец Святейшей Аннунциаты в Сульмоне , являющийся высоким образцом гармоничного смешения стилей готики, Ренессанса, барокко.
Дворец приров в Перудже
Здание в готическом стиле строилось и перестраивалось на протяжении XIII-XVI веков. Его строительство по проекту известных местных архитекторов Джакомо ди Сервадио и Джованелло ди Бенвенуто началось в 1270 году. Первичное ядро дворца с 13 арочными окнами было построено в 1293-1297 годах. Городские власти присоединили к дворцу новые постройки и расширили его, добавив широкую лестницу со стороны площади (1333-1337 гг.). Еще через 20 лет (1353 г.) со стороны Corso добавили грандиозный портал и башню.
В результате третьей перестройки в 1429-1443 годах дворец инкорпорировал в себя помещение, которое занимало и до сих пор занимает Collegio del Cambio. Последняя перестройка XVI века затронула задний фасад здания. В результате всех этих перестроек Дворец поглощал всё новые здания по Corso Vannucci и приобретал очередные трифоры. Я насчитала 24 трехарочных окна! Ну как можно было не влюбиться в такой шедевр!
Постепенная экспансия дворцом все нового пространства, наслоение более поздних элементов на первоначальные обусловили некую ассиметрию здания. Однако если фасад дворца Святейшей Аннунциаты в Сульмоне бесстрашно демонстрирует смешение архитектурных стилей, то здесь эта иррегулярность почти не бросается в глаза.
Восточный фасад Дворца приоров
Ассиметричность дворца более всего заметна со стороны площади Четвертого ноября. Создается впечатление, что его торец разделен на две части ровно посередине. В левой части находится элегантный портал с фигурной остроконечной аркой, к которому ведет изящная веерная лестница. На ее ступенях, как на естественной трибуне, всегда сидит много людей. Справа находится аркада, поддерживающая лоджию, с которой городские власти оглашали законы и разъясняли их жителям.
Портал Дворца приоров
На Corso Vannucci выходит великолепный готический портал (1326 г.). Его арочный проем богато декорирован многоярусными ажурными гирляндами с растительным орнаментом. В люнете находятся три изящные фигуры святых покровителей города - Святой Лоренцо, Святой Людовик Тулузский и Святой Эрколано.
На внешних пилястрах расположились два льва, поддерживающие более утонченные полуколонны с барельефами. На правой пилястре изображены аллегории Щедрости, Плодородия и Гордости, а на левой - Алчности, Жадности и Смирения. Наконец, на самом верху пирамиды восседают два грифона, придавившие лапами тельцов. Эти аллегорические животные символизируют корпорацию мясников, которая постоянно делала щедрые взносы на строительство дворца.
Фрагмент портала Дворца приоров
Интересно то, что некоторые архитектурные детали выполняют не только и не столько декоративную функцию, но и являются политическими символами. Например, крыша дворца украшена по всему периметру зубцами. Это - не просто «архитектурное излишество», которое более характерно для оборонительных сооружений, а символ независимости города. В 1610 году по приказу понтифика, вотчиной которого стала Перуджа, эти зубцы были снесены, но свободолюбивые горожане восстановили их вновь через два с половиной века, когда Перуджа вошла в состав объединенной Италии.
Символы Перуджи и папства
Над порталом, который выходит на площадь, красуются бронзовые гриф и лев, символы Перуджи и партии гвельфов. Символические звери были отлиты в Венеции в 1274 году. Средневековая история Италии изобилует сюжетами об ожесточенной борьбе между гвельфами и гибеллинами. Мне эти названия больше всего напоминают персонажей в духе фэнтэзи. На самом деле гвельфы - сторонники папства против империи, а гибеллины принадлежали партии императорской власти. Однако это было не только противостояние между религиозной и светской властью, как может показаться на первый взгляд, а борьба с иноземными захватчиками. После заката Римской империи Апеннинский полуостров постоянно находился под владычеством то одного, то другого иностранного императора.
С консолей, на которых восседают грифон и лев, свисают обрывки цепей. Этот еще одно свидетельство боевого духа Перуджи. По преданию, на цепях висели ключи от ворот города Сиены, которые надменные перуджинцы забрали с собой после победы над сиенцами в битве при Торрите в 1358 году.
В настоящее время гороские власти (Муниципатитет) занимают только один этаж Дворца приоров. На третьем этаже располагается Национальная галерея Умбрии. В здании также находятся богато декорированные помещения Collegio della Mercanzia, Collegio del Cambio и Sala dei Notari.
Предыдущие посты цикла:
Умбрийские каникулы Панорама Перуджи в пространстве и во времени