От «Фрунзенской» до «Петроградской»: по земле и под землёй. Старые фотографии, часть 2.

Oct 29, 2014 11:33

Продолжим экскурсию по Ленинградскому метрополитену, начатую в  первой части. Сегодня мы поднимемся на поверхность, и часть экскурсии пройдёт у нас здесь. Всегда ведь интересно, как же выглядело место до постройки вестибюля метро, правда? Именно про изменившиеся в связи со строительством метро виды города и поговорим. Частично этой темы мы уже касались, рассматривая Площадь Восстания и Сенную площадь с одноимёнными станциями и церквями.



Фотография местности до постройки «Фрунзенской», 1955-1956 годы.

Начнём со строительства второй линии метро. На фотографии часть Московского проспекта со стороны Обводного канала и место будущего вестибюля станции «Фрунзенская», носившей в девичестве имя «Обводный канал».

На заднем плане дом 75 по Московскому проспекту ещё строится - у него ещё нет крыши и в правой части видны леса. На месте будущего вестибюля, торжественно открытого вместе со станцией метро 29 апреля 1961 нет никаких намёков на начало строительства. Совокупность этих факторов, а равно и модельный ряд представленых на фото автомобилей дают основание датировать эту фотографию 1955 - 1956 годом.

Справа на этой же фотографии Ленинградский молочный комбинат № 1. О нём, как и об упомянутом доме № 75, я рассказывал на экскурсии «Народный гид», но позволю себе немного повториться сейчас. В 1932 году на месте бывшего Скотопригонного двора началось строительство Ленинградского молочного комбината № 1. Его открыли 29 декабря 1934 года и, конечно, присвоили имя Кирова, убитого тремя неделями раньше.



Стахановка анализатор Т. М. Хрущева сортирует обработанное молоко. 12 июля 1947 г. Фото П. Федотова

В 1992 предприятие было приватизировано и превратилось в «Петмол». А сейчас оставлено лишь несколько зданий постройки 30-х годов на территории завода, да редкий образец промышленной архитектуры первой трети XIX века архитектора Шарлеманя - здание в правом углу. Да забор по периметру остался. Вся же бывшая территория Скотопригонного двора и Молочного кобината отдана под строительство жилья.

Парадокс, но выведенный отсюда за город в начале 30-х годов Мясокомбинат тоже больше не функционирует, а его территория так же отдана под строительство жилья. И мясокомбинат тоже носил имя Кирова, кстати.

Переместимся на одну станцию на север - на «Технологический институт», строительство наклонного хода которого мы уже видели. Переход между станциями спроектирован довольно интересно и необычно: поезда, движущиеся по обоим линиям в одном направлении, прибывают в один зал. То есть если вы собрались поехать с юга «красной» линии на север «синей» линии вам будет достаточно просто перейти через платформу и сесть в противоположный поезд. Аналогично и при движении с севера на юг. Но если вы хотите c «Петроградской» попасть на «Площадь Ленина», то вам придётся воспользоваться переходом между станциями.



Схема движения поездов пересадочного узла «Технологический Институт». Изображение с сайта Евгения Евдокимова

В центре станционного зала специально был оставлен задел под удобный переход между параллельными станциями.



Фотография не ранее 1963 года, потому что на указателе есть «Петроградская»

Раз уж мы два раза упомянули «Петроградскую», то теперь переместимся вверх по синей линии как раз к ней. Вот так выглядел Каменноостровский проспект в начале XX века - вид от площади Льва Толстого на север, в сторону несуществующего ещё ДК Ленсовета и «Дома мод»:



Справа - особняк Эрнеста Роста, владельца зоопарка.

Вот почти такой же вид, но полувеком позднее. Особняк господина Роста скрыт справа за деревьями:



Дом N 40. Архитекторы Е. А. Левинсон, А. И. Прибульский, 1950 г. Фотография 1957 г



Аналогичный ракурс, 1943 год. Справа - ограда особняка Роста.

Эрнест Рост, совладелец и содержатель Петербургского зоологического сада (1873 - 1897 годы), зарабатывал деньги в ресторанном и шоу-бизнесе, а также в строительстве и торговле недвижимостью. Зоопарк был для Роста, скорее, дорогим увлечением. Во всяком случае, уж точно доходы не от зоосада позволили Росту составить к 1890-ым годам весьма приличный капитал и построить на Архиерейской, ныне Льва Толстого, площади у пересечения Большого проспекта Петербургской стороны и Каменноостровского проспекта большой, но вместе с тем очень уютный особняк, который называли «Вилла Рост».



Фотография 50-х годов. Извините за качество снимка.

Этот особняк помнят многие жители Петроградской стороны, потому что в нем располагался районный туберкулезный диспансер. Сейчас именно на его месте стоит Дом мод (1968) и станция метро «Петроградская» (1963) - в середине 1950-х весь участок освободили для строительства нового здания. А вот ещё один вид в этом же направлении:



Прокладки газопровода на Кировском пр., газета «Вечерний Ленинград» за 11.07.1951

Такой ракурс очень любим фотографами, похоже. Мы, наконец-то, добрались до строительства метро. Особняк снесён, построен вестибюль и в 1963 открыта станция метро «Петроградская».



Вид на «ДК Ленсовета» ~от строящегося Дома мод и построенной Петроградской. Фото между 1963 и 1968 годами.

Четыре года вход на станцию был сначала только из подземного перехода, а потом как в отдельный вестибюль. Дом мод построен над станцией только к 1968 году. Вот так в реальности выглядит станция метро «Петроградская»:



Вид на Петроградскую без Дома Мод, 1965.

Ещё одной станцией, которая была построена в виде полноценного вестибюля с последующей надстройкой, является «Площадь Александра Невского». Довольно известная фотография строительства типового вестибюля:



Строительство наземного вестибюля станции «Площадь Александра Невского», 1966 год.

Вестибюль был построен раньше гостиницы «Москва» и до её постройки стоял отдельно. Выглядел он как приземистое здание с куполом и застеклёнными входами. Наземный вестибюль станции круглый в плане и выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой. Эти архитекторы совместно выполнили около десятка проектов вестибюлей метро в шестидесятые годы.

Площадь Александра Невского ещё не сформирована. Идёт подготовка к сносу дома, на месте которого сейчас находится парковка гостиницы «Москва», а слева за ним достраивается вестибюль метро.



Виден мост Александра Невского, построен в 1965. Фотография примерно 1967 года.

Проходит пять лет, строится гостиница «Москва», вестибюль метро находится за левой границей снимка. Здание Междугородней АТС в центральной части снимка построено несколько раньше. Оно строилось в едином ансамбле с гостиницей «Москва» и по проекту тех же архитекторов в рамках реконструкции пл. Александра Невского. Строительство единого комплекса заняло почти семь лет и было введено в эксплуатацию в декабре 1974 года.



1972 год.

Опять получилось много фотографий и мало текста. Как-то не очень сегодня слова в фразы складывать получается. Ну а закончим сегодня вот этим интересным, но легко узнаваемым ракурсом:



Улица Бродского, 1962 год.

С этой же станции и начнём следующую часть. И рассмотрим, пожалуй, культовые сооружения, находившиеся в непосредственной близости к будущим вестибюлям метро.

И да, о какой станции идёт речь?

Список использованной литературы:
[Spoiler (click to open)]https://pastvu.com/p/122036
http://kn.sobaka.ru/n40/02.html
http://kn.sobaka.ru/n40/03.html
http://www.citywalls.ru/house1579.html
http://www.citywalls.ru/house19534.html
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=7229&prevloaded=1&rid=0&S=8e27fadadd5bed9a1288b60f59d17945&start=40
http://www.citywalls.ru/house1126.html
http://www.citywalls.ru/house16311.html
http://kraeveds-spb.livejournal.com/235265.html
http://www.subwaytalks.ru/
https://vk.com/oldenspb?z=photo-26389816_343206790%2Falbum-26389816_153576666%2Frev


И спасибо друзьям tu2-167, babs71, nomernoy, djtonik, arseeny, eugene-eu за идеи, фотографии, комментарии.

Цикл статей о Ленинградском метро:

Сталин на «Нарвской» и не только: как это было. Часть 5.
Невско-Василеостровская линия: проектирование и строительство. Часть 4.
«Невский проспект» и «Гостиный двор»: выходы на Михайловскую улицу и набережную Канала Грибоедова. Часть 3.
От «Фрунзенской» до «Петроградской»: по земле и под землёй. Часть 2.
Первая линия Ленинградского метро: строительство и утраты. Часть 1.

Ленинград, фотографии, история, метро, фото, обзор

Previous post Next post
Up