Сталин на «Нарвской» и не только: как это было. Ленинградское метро, часть пятая.

Nov 20, 2014 11:22

«Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму... Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь.» Эти слова, якобы произнесённые Сталиным в августе 1917, должны были украшать наземный павильон станции метро «Нарвская».



Наземный павильон станции метро «Нарвская», перспектива кассового зала. Архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский, 1950.

Тотальное, как бы сейчас это назвали, увековечивание имени и образа Сталина началось в канун 70-й годовщины его рождения - в 1949 году. К тому моменту «более 50 лет товарищ Сталин отдал служению рабочему классу, завоеванию диктатуры пролетариата, кипучей, неутомимой творческой деятельности по строительству социализма в СССР, международному коммунистическому движению». Оставим в стороне точную дату и год его рождения, поговорим сегодня о метрополитене и о том, как он мог бы выглядеть.

«Слава великому Сталину - зодчему коммунизма, корифею науки» - такая надпись должна была украшать центральный зал наземного вестибюля станции «Технологический институт» в Ленинграде. Должна была, но не украсила. Как и все другие здравицы Сталину, его цитаты, его бюсты и горельефы с ним не украсили наш метрополитен: 5 марта 1953 его не стало, а вместе со смертью ушла почти моментально и эпоха восхваления Сталина везде и всюду.



Станция «Технологический институт», наземный павильон, перспектива кассового зала, 1950 - 1952. Архитекторы Соколов А. М., Андреев А. К., инженер Эпштейн С. М.

Однако, одно цветное изображение всё же появилось и даже осталось в метро Ленинграда, столь нелюбимого им города. Про панно, на котором был изображён отец всех народов, великий корифей науки, друг всех физкультурников и детей Иосиф Виссарионович Сталин, знают, наверное все. Для тех кто вдруг не знал, или знал, но не всё, и будет мой сегодняшний рассказ.

«Как так пятая часть? А четвёртая где?» спросят самые любопытные и внимательные читатели. И будут правы, ибо четвёртая часть, в которой пойдёт рассказ о станции Адмиралтейская, на какой линии она должна была располагаться, где мог неожиданно оказаться вход на неё, о так и не построенных станциях Невско-Василеостровской линии метро и ещё кое о чём, почти написана и увидит свет со дня на день.

Прежде чем спуститься на станцую и уставиться исключительно на её торец, давайте посмотрим, каким мог быть вестибюль и какой могла стать сама станция, если бы не было нескольких архитектурных конкурсов, и проект бы постоянно не меняли.

Читаем строки Гимна СССР образца 1943 - 1955 годов, утверждённого постановлением Политбюро ЦК ВКП(б)
от 14 декабря 1943 г:


«Мы в битвах решаем судьбу поколений, Мы к славе Отчизну свою поведем!». Наземный павильон станции «Нарвская». Перспектива эскалаторного зала, архитектор Сперанский, 1951 г.

И мы увидим далеко не все возможные варианты, отмеченные различными жюри. Вместо мозаичного панно с его изображением мог бы быть бюст вождя:



Проект станции"Нарвская«. Архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский, 1950.

Иллюстрация попалась мне в книге Хомутецкого «Ленинград. Очерки архитектуры» 1953. Именно с этой книги началась моя коллекция книг о Ленинграде и об архитектуре, именно благодаря этой книге я заинтересовался метрополитеном в ключе «как могло бы быть и почему не стало». Эту книгу подарила мне моя бабушка Раиса Васильевна Солянова почти двадцать лет назад. Это самый дорогой подарок, это самый ценный экспонат в моей коллекции. Спасибо, бабуля.

Ещё один, очень похожий на предыдущий, проект. В конечном итоге станция стала выглядеть практически так, только добавили аттик, да скульптуру заменили на мозаику.



Архитектор С. Б. Сперанский. Конкурсный проект. Подземный зал. Перспектива. 1949 г

Взглянем на проект «Автово» из этой же книги, прочитаем «Слава великому Сталину» на путевой стене и вновь вернёмся к «Нарвской»:



Проект станции «Автово». Архитектора Е. А. Левинсон и А. А. Грушке, 1950.

Хотя нет, не вернёмся. Взглянем ещё на один проект станции «Автово» и тогда вернёмся.



Станция «Автово», автор проекта М. К. Бенуа.

Конкурсные проекты станции метро «Нарвская», 1947 и 1948 годов, первые конкурсы, проводившиеся для Ленинградского метрополитена. Как мы видим, вопреки домыслам о проектном названии «Сталинская» станция с первого же конкурса носит название «Нарвская», и никак иначе.



Подземный зал, перспектива. Автор проекта Б. Н. Журавлёв, 1947 год.



Иллюстрация из книги Н.В. Баранова «Архитектура и строительство Ленинграда», Л., 1948.

Ещё один проект. Надо отметить, что почти все проекты рисовались с определённым девизом. В зависимости от условий конкурса, девиз для станции назначался или придумывался автором самостоятельно.



Перейдём же непосредственно к мозаике в торце. Мозаика на станции Нарвская была сделана с портрета Сталина, написанного в 1939 году художником А.М. Герасимовым. Вот оригинал:



Заметим, что оригинал картины отличается от того, что нарисовано на мозаике. Давайте рассмотрим еще несколько вариантов этого портрета:



За спиной появились знамена, пальцы руки расставлены, стакан.



Знамена остались, пальцы руки свелись, стакан на месте.



Возможно, аналогичная мозаика была еще где-то. Возможно, это и не мозаика - мне изображение в таком виде досталось. Тем не менее, наиболее близкое к окончательному варианту изображение. Правда, стакан все еще присутствует.

А вот цветная фотография подлинной мозаики на станции Нарвская.



Авторство принадлежит Ernest Wolfe, вторая половина 1950-х.

Есть еще несколько более-менее известных фотографий с этим загадочным панно:



Панно на «Нарвской», 1957 год. Автор фото неизвестен.

Изображение, кстати, отзеркалено. Левая рука в воздухе получается. А ещё обратите, пожалуйста, внимание на урны и скамейки.



Журнал LIFE, 1959.

К 1959 году ни в одном из наших изданий Сталина на «Нарвской» уже не было. Портрет ретушировали от придания более тёмного тона до откровенной штриховки.

Да что там к 1959-му. Даже ещё до «исторического» XX съезда партии, когда началась десталинизация в обшестве, дух «прятания» недавнего вождя уже витал в воздухе.



Фото из газеты «Советская звезда» от 10.11.1955.

Самая известная фотография. Мне автор неизвестен, подскажите. Учитывая, что снята она практически тогда же, когда и предыдущая, можно предположить, что «прятать» или «не прятать» вождя оставалось на совести редактора издания.



И небольшая подборка фотографий без подписей и без точных дат:










1955 год.

После ХХII съезда КПСС в 1961, когда Хрущёвым был развенчан культ личности Сталина, панно было закрыто фальшстеной, а затем демонтировано.

И самым любознательным предлагается легчайшая загадка - кто, где, когда и почему?


Спасибо, что дочитали. На сегодня всё.

[Список использованной литературы для самостоятельного изучения]Книга «Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог», составитель В.Г. Авдеев и другие - СПб.: ГМИСПб, 2005. - 160 с.
Книга «Книга Архитектор Сергей Сперанский. Столетие мастера. Каталог выставки», СПб., Издательство: ИД «Балтикум», 2014 г.
Книга Н. Ф. Хомутецкий. «Ленинград. Очерк архитектуры. Серия: Архитектура городов СССР.», Госизд. лит. по стр. и арх., 1953 г.
http://babs71.livejournal.com/759200.html
http://www.mirmetro.net/spb/history/03_open
http://metro.nwd.ru/viewtopic.php?f=9&t=2656&start=360
http://ru-sovarch.livejournal.com/674621.html?thread=6654013
http://samiznaetekto.livejournal.com/72726.html
http://varandej.livejournal.com/402819.html


Цикл статей о Ленинградском метро:

Сталин на «Нарвской» и не только: как это было. Часть 5.
Невско-Василеостровская линия: проектирование и строительство. Часть 4.
«Невский проспект» и «Гостиный двор»: выходы на Михайловскую улицу и набережную Канала Грибоедова. Часть 3.
От «Фрунзенской» до «Петроградской»: по земле и под землёй. Часть 2.
Первая линия Ленинградского метро: строительство и утраты. Часть 1.

Ленинград, фотографии, история, метро, фото, обзор

Previous post Next post
Up