Невско-Василеостровская линия: проектирование и строительство. Старые фотографии, часть 4.

Nov 28, 2014 20:20

Ленинградскому метрополитену 15 ноября 2014 года исполнилось 59 лет, поэтому название цикла рассказов пришлось изменить. Мы же продолжим рассматривать наш город и метрополитен, искать изменения, произошедшие более чем за полвека. В прошлый раз мы остановились на упоминании станции метро «Адмиралтейская» и дома на углу Кирпичного переулка и Малой Морской улицы (улицы Гоголя), который является наземным вестибюлем этой станции.

Изначально станция «Адмиралтейская» должна была находиться на 3-й, Невско-Василеостровской линии, между станциями «Невский проспект» и «Университетская». С третьей линией метрополитена вообще интересная история вышла. В планах она появилась ещё до войны, когда метро в Ленинграде существовало только на бумаге. Более-менее трассировка линии вырисовалась во второй половине пятидесятых, ну, а в первой половине шестидесятых годов XX века линию стали строить. И ввести в эксплуатацию третью линию ленинградской подземки хотели к пятидесятилетию Октябрьской революции. Ввести-то ввели, но сократив количество станций, как минимум, в два раза.



«Невско-Василеостровская линия протяженностью 8.5 км соединит пл. Александра Невского с Косой линией В.О.», цитата из «Путеводителя по Ленинграду» (Лениздат, 1957). Автор и точный год схемы неизвестны.

На разных перспективных схемах середины прошлого века можно увидеть разное количество станций и разные названия. Пожалуй, самой показательной в данном случае является схема предположительно 1959 года со станциями «Смоляная», «Площадь Александра Невского», «Площадь Восстания», «Литейный проспект», «Невский проспект (Гостиный двор)», «Адмиралтейская», «Университетская», «8-я линия В. О.» и «Большой проспект». В описании «очередности работ Ленинградского метрополитена» приведённый выше фрагмент значится как IV очередь «От станции „Площадь Восстания“ до станции „8-я линия В. О.“ и от „Площади восстания“ до станции „Смоляная“».

Интересно, что одновременно существовало несколько альтернативных трассировок новых линий Ленинградского метрополитена. И на некоторых из них «Адмиралтейской» не было вовсе. Есть, например, схема десятилетнего развития нашего метро в книге, выпущенной к 250-летию Ленинграда в 1957 году. Кстати, все ли знают, что официально праздновалось 250-летие Ленинграда в 1957, а не в 1953? И почему?

Отвлекусь от темы метро и немного расскажу, что знаю по этому поводу. Приближался 1953 год - 250-летие города. О том, будет ли широко отмечаться юбилей, у меня достоверных данных нет. Да и не до этого было, наверное. Разве что некоторые события в перепланировке города можно соотнести с подготовкой к празднованию. В марте 1953 внезапно скончался Иосиф Виссарионович, страна погрузилась в глубокий траур. В связи с этим празднование 250-летие Ленинграда было решено перенести на целых четыре года.



Разбитый в 1952 году сквер на площади Восстания.

И вот тут уже с подготовкой к празднику всё становится более-менее понятно. Всё это время город готовился к празднику, многие предприятия во славу Города-Героя ударными темпами выполняли и перевыполняли план. Для всех без исключения ленинградцев, пусть и отсроченный, но это был всенародный праздник. Столько людей на улицах город еще никогда не видел. 250-летие стало радостным событием. Наверное, вторым после прорыва блокады.



Закладной камень, лето 1957.

В 1957 году в сквере был установлен закладной камень, на месте которого планировалось поставить памятник В.И. Ленину. Памятник так и не был установлен. Городская легенда гласила, что власти так и не решили, в какую сторону разворачивать Ленина: если лицом к Адмиралтейству, то боком к вокзалу; если лицом к вокзалу, то боком к Невскому.



Сквер и закладной камень, 1960-е.



Общий вид на Площадь Восстания и Московский вокзал.

Кстати, именно в преддверии празднования 250-летия Ленинграда Красная площадь была переименована в Площадь Александра Невского 19 декабря 1952 года, и началась подготовка к её масштабной реконструкции. Ну а мы вернёмся к схемам:



Схема десятилетнего развития ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина, «Городской транспорт» под редакцией профессора, доктора технических наук В. И. Казанцева, Ленинград, 1957 год.

Здесь станции «Красная площадь», «Площадь Восстания», «Литейный проспект», «Садовая улица», «Улица Желябова», «Исаакиевская площадь», «Театральная площадь», «Большой проспект». А вот тут интересная деталь: книга, как я уже говорил, 1957 года, а площадь носит название, утраченное пять лет назад. Недоработочка редактора. И планы, получается, не второй половины, а первой половины пятидесятых, когда даже первая очередь ещё только строилась.

К 50-й годовщине Октября станции построить и линию открыть успели - Невско-Василеостровская линия приняла первых пассажиров за четыре дня до праздника, 3 ноября 1967 года. Три станции были открыты под Невским проспектом, а четвёртая - на пересечении Среднего проспекта Васильевского острова и 6-7 линий.

В годы тотальной хрущёвской экономии, удешевления строительства и светлых перспектив посчитали, что «пока построим вот так, а там на каждом перегоне ещё по одной станции откроем». Прошло полвека, на открытом в ноябре 1967 году участке из 4 станций типа «горизонтальный лифт» («Площадь Александра Невского», «Маяковская», «Гостиный двор», «Василеостровская») количество станций не увеличилось. И не увеличится.

Мы уже видели во второй части, как строилась станция «Площадь Александра Невского»:



Бетонирование купола станции метро «Площадь Александра Невского», 1966 год.

Давайте посмотрим на саму станцию первой очереди третьей линии. Ещё нет, естественно, в дальнем конце станции перехода, и торец венчает барельеф «Пять всадников на четырёх конях», который сейчас перенесён как раз-таки в переход:



Станция метро «Площадь Александра Невского». Конечная. Вторая половина шестидесятых годов XX века.

И всадники покрупнее:



Набор открыток с видами Ленинградского метрополитена. Станция «Площадь Александра Невского». «Советский художник», Ленинград, 1968 год.

Фотографию строительства станции «Маяковская» мне найти удалось, но не в самом лучщем качестве. Строилась станция примерно так же, как и «Гостиный двор» - с разбором дома купца Зайцева.



Строительство станции метро «Маяковская», середина 1960-х. Фотограф неизвестен. Проект «Советский Ленинград»



Ленинград, 1961 год, вид в сторону Площади Восстания.

За автобусом ЗиЛ-158 видим четырёхэтажный дом купца П. И. Зайцева, именно в него и была встроена станция «Маяковская». На углу Грязной улицы (ныне - Марата) построил его в 1848 году архитектор П. А. Чепыжников. Композицию фасадов организует ровный шаг лопаток,объединяющих третий и четвертый этажи. В 2006 году при реконструкции дома был надстроен 5-й этаж.

Покажу центральный зал «Маяковской» с механическими станционными часами:



Набор открыток с видами Ленинградского метрополитена. Станция «Маяковская». «Советский художник», Ленинград, 1968 год.

Следующая станция третьей линии - «Гостиный двор». Вот как выглядел наземный вестибюль «Гостиного двора» изнутри:



Фотография вестибюля станции «Гостиный двор» от 23 мая 1977 года.

На фотография вестибюля «Гостиного двора» хорошо виден закрытый сейчас выход на Невскую линию универмага. Над входом так и написано фирменным метрополитеновским шрифтом «Вход в универмаг Гостиный двор, Невская линия». Здесь же видно, что раньше витраж освещался естественным светом. На витраже подразумевается расстрел демонстрации 3 июля 1917 года на углу Невского и Садовой. Момент, в общем, довольно известный. Связь с Гостиным двором - очевидна. Что же касается техники выполнения, то, возможно, она действительно слишком необычна, чтобы сюжет можно было сходу расшифровать. Тем не менее, вовсе произвольной её не назовёшь, какие-то элементы смотрятся в ней достаточно органично. Скажем, заполняющий большинство фонового пространства узор шестиугольников подразумевает мощение Невского проспекта «торцами» в те времена.

А вот и известная фотография строительства совмещённого выхода на Набережную канала Грибоедова:



Строительство наклонного хода и выхода «Невский проспект - II», 1966. Фотограф неизвестен. Проект «Советский Ленинград».

То же место, тот же кран, снимок в противоположную сторону:



Строительство наклонного хода и выхода «Невский проспект - II», 1965. Фотограф Всеволод Тарасевич.

Четвёртая станция пускового участка Невско-Василеостровской линии, «Василеостровская», получила название из-за своего расположения. В проекте станция носила названия «Средний Проспект» и «Восьмая линия».

При строительстве станции были расселены и снесены жилые дома с магазинами В. Ф. Арнольда (7-я линия, д. № 46), Каушмана (7-я линия, д. № 48) и совладельцев Фростов (Средний пр., д. № 3).



Угловой дом № 32/50 совладельцев Фростов. Источник - книга Никитенко и Соболя «Василеостровский район» со ссылкой на Музей Истории СПб.



«На Васильевском острове», масло холст, художник Тетерин Виктор Кузмич, 1949 г.
Станция строится:



7-я линия и угол Среднего проспекта., строительство «ст. м. «Василеостровской», в 1965 - 1966 годы.

Наземный павильон станции, приподнятый на 10 ступенек над поверхностью земли, выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, инженера В. И. Акатова располагается на Васильевском острове на углу Среднего проспекта и 7-ой линии Васильевского Острова, к которым были обращены его стеклянные стены. По состоянию на сегодняшний день на высоту около двух метров стены заложены камнем, в верхней части стены оставлен стеклянный пояс шириной полметра.



«Василеостровская» перед торжественным открытием, которое состоится 3 ноября 1967. Фото В. Демин, осень 1967 г.



«Спасибо метростроевцам за юбилейный подарок!», открытие станции «Василеостровская», 3 ноября 1967 года.



«... социалистического соревнования в честь пятидесятилетия Великого Октября». Начало фразы мне прочитать удалось очень условно. Ноябрь 1967.

Торжественный митинг, посвящённый открытию станции метро «Василеостровская». Хорошо видны аналоговые интервальные часы, аналогичные виденным ранее на Маяковской:



«Да здравствует славное 50-летие Великой Октябрьской Социалистической революции». Торжественный митинг, 3 ноября 1967 года.

В настоящее время, к сожалению, часы демонтированы за ненадобностью. И после переименования в 1992 году метрополитена и упразднения в названии «имени В. И. Ленина» демонтированы три строки в оформлении решётки, за которой спрятаны служебные помещения:



Декоративное оформление решётки в торце центрального зала Василеостровской. Фотография Игоря Ванина, 2011 год.

Павильон метро был необычен на момент открытия наличием встроенных помещений телефонных будок, которые стали очень популярными у горожан.



«Василеостровская», телефоны-автоматы, 1986 год.

Интересны воспоминания очевидцев о месте между станцией и глухими стенами соседних домов:

«После открытия „Василеостровской“ долго, по крайней мере несколько лет, за станцией метро оставалась площадка со строительным мусором. Она была огорожена забором, но не охранялась, так что нам, мальчишкам тех лет, не составляло труда проникать туда. Когда в нашей 28-й школе было мероприятие „сбор металлолома“, наш класс натаскал с этой площадки немало разнообразных железяк, и занял первое место. Также на этой площадке проходили всяческие пацанские выяснения отношений и принципиальные драки, требовавшие присутствия зрителей. Это была территория, куда взрослые не проникали.»

Не менее интересным кажется мне садик, расположенный диагонально относительно метро. Сейчас этого садика уже нет, на его месте сейчас «Макдональдс». Хорошо видны деревья на 6-й и 7-й линиях, которые позже заменили на лиственницы. «Уже в 80-х не было там никакого садика. Была помойка и грязь. Интересно почему садик и ограду снесли еще в советское время? Кому они мешали?» вспоминают очевидцы.



Вид на 6-ю линию Среднего проспекта. Слева садик, которого уже нет. Осень 1967 года.

«Вообще-то, этот угол был зарезервирован ещё в 80-е годы. Возможно, и раньше, точно не знаю. Зарезвервирован он под надземный вестибюль станции метро „Средний проспект“ Кольцевой линии, которая должна была стать пересадочной с „Василеостровской“. Что интересно, вроде бы планы строительства не отставлены. Где теперь будет выход - неясно. Хотя, вряд ли садик снесли именно под этим соусом. Станция была запланирована на 13-ю пятилетку, то есть 1990-1995 год, в 80-е годы трогать его не было никакой необходимости» вторят им другие жители Васильевского острова.



Ежегодник БСЭ, 1966 год.

Взглянув на схему 1966 года из Большой Советской Энциклопедии заметим, что как и было упомянуто выше, «Василеостровская» до крайнего момента могла быть названа «Средним проспектом». И обратим внимание на неверное написание «Гостинный двор» через две буквы «н».

Ну а про Адмиралтейскую, видимо, поговорим уже в шестой части.



1942 год, Ленинград. Разрушенный дом № 4 по улице Гоголя.

Ну и для затравки: «Когда взрывом ФАБ, в ноябре 1941 г. оторвало угол здания, то архитекторы Б. Р. Рубаненко и И. И. Фомин, в проекте его восстановления предложили застроить повреждённую часть дома новой стеной, поставив её параллельно Невскому.» Странная была пунктуация в 1945 году, надо сказать. Орфография и пунктуация автора, архитектора Я. О. Рубанчика, сохранены. Приведён отрывок из статьи «Мы отстояли тебя, Ленинград, мы тебя и восстановим!» из журнала «Архитектура Ленинграда» № 1 pf 1945 год.

Спасибо, что и в этот раз дочитали.На сегодня всё.

[Список использованной литературы]http://podzemka.spb.ru/txt/10/
«Городской транспорт» под редакцией профессора, доктора технических наук В. И. Казанцева, Ленинград, 1957 год, страница 160.
«Архитектура Ленинграда», № 1 за 1945 год.
https://vk.com/wall-3197974_6190?reply=6221
http://www.subwaytalks.ru/viewtopic.php?f=27&t=6018&start=45
https://picasaweb.google.com/
https://plus.google.com/photos/
http://razebra.ru/ideas/spb-decoration
http://suosaari82.livejournal.com/607.html
http://oldsp.ru/old/photo/view/6518
http://metro.nwd.ru/viewtopic.php?f=27&t=1115&p=152901
https://www.flickr.com/photos/jerry39/6206368576/sizes/l/in/set-72157624240567553/
http://diddlybop.ru/75037
https://vk.com/wall945108_7924
https://vk.com/photo-3197974_114344168
http://one-in.livejournal.com/118401.html
http://babs71.livejournal.com/315429.html
http://podzemka.spb.ru/history/62/
http://podzemka.spb.ru/history/70/


Цикл статей о Ленинградском метро:

Сталин на «Нарвской» и не только: как это было. Часть 5.
Невско-Василеостровская линия: проектирование и строительство. Часть 4.
«Невский проспект» и «Гостиный двор»: выходы на Михайловскую улицу и набережную Канала Грибоедова. Часть 3.
От «Фрунзенской» до «Петроградской»: по земле и под землёй. Часть 2.
Первая линия Ленинградского метро: строительство и утраты. Часть 1.

Ленинград, фотографии, история, метро, фото, обзор

Previous post Next post
Up