Нельзя надолго оставлять персонажа в безвыходном положении. В конце прошлой книги волшебник-недоучка Ринсвинд оказался по ту сторону реальности. Что это значит? Значит, что следующая книга будет значительно веселее. Не откладывая в долгий ящик, я принялся за четвёртую книгу цикла.
Юный демонолог Эрик Турсли уже давно практиковался в призыве демонов, чтобы те исполнили его желания. Успешная попытка призыва ознаменовалась явлением не какого-то всемогущего демона, а знакомого читателю волшебника Ринсвинда в потрёпанном балахоне и без носков, который, во-первых удивился работающими на него заклятиями удержания демонов, а во-вторых ещё больше удивился возможностями исполнить три желания тринадцатилетнего демонолога. Эрик захотел стать властителем мира, встретиться с самой прекрасной женщиной всех времён, и получить вечную жизнь. Сатира не была бы столь чудесной, если бы не изощрённое чувство юмора, переворачивающее каждое из желаний с ног на голову.
Вся история по большому счёту является пародией на Фауста, а каждое из трёх желаний в изобретательной форме издевается над современной историей и существующими мифами. К примеру желание стать властителем мира забрасывает Ринсвинда и Эрика в дикие джунгли древней цивилизации, которая готовится к явлению местного бога. Тут есть нюанс - для его материализации народец собирается принести кровавую жертву в виде парочки туземцев, явившихся из-ниоткуда.
Ближе к финалу Ринсвинд с Эриком оказываются в буквальном Аду, причём Ад представлен крайне бюрократичным местом, в котором просто страдать уже недостаточно, и кроме всего прочего назревает натуральный государственный переворот. Описывается это с изрядной долей юмора и сатиры, поэтому даже мрачное пространство Ада становится плацдармом для издевательской комедии.
После третьей книги я окончательно привык к языку Пратчетта и его повадкам, как писателя. Кроме того мир Плоского Мира перестал казаться странным и непредсказуемым. Наконец проступила логика окружения и мотивация героев. Ринсвинд как главный герой обрёл ещё больше фактуры и его целеустремлённость сбежать откуда угодно, и желательно, не оглядываясь, из простой фабулы превратилась в натуральный сюжетный локомотив, подталкивающий повествование на всё более изощрённые авантюры.
Помимо прочего, в слоге стали чётче сквозить мысли автора о современном обществе и окружающей действительности - и всё это на фоне фэнтезийной сатиры! Это ли не прекрасно? Правда с аллюзиями на мифы древней Греции и бюрократическую скуку в Аду Пратчетт всё же перегнул - местами сатира рассыпается на банальный плагиат.
Надо отметить, что книга получилась достаточно короткой, но при этом насыщенной событиями. Упомянутое путешествие меняет локации буквально по щелчку пальцев, сводя происходящее не к какому-нибудь роад-муви, а к театральной пьесе, в которой достаточно опустить другой задник, чтобы переместить героев в другое место. Этот роман точно нельзя назвать образцовым в плане развития событий, однако свою щепотку веселья он всё-таки дарит.
"Эрик" получился коротким и проходным романом, словно необходимый филлер в затянувшемся сериале. Глобальных событий мало, зато главного героя вернули в нормальный мир. Местами смешно, но не достаточно, чтобы вволю насладиться.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Стратегия про пиксельных специалистов Второй мировой Боевик про сборище ассассинов в скоростном поезде Третья книга о Ринсвинде и сражении с чудесником Симулятор комиссара полиции под давлением Вторая книга о Ринсвинде и приближающейся к Плоскому мире комете Первая книга о волшебнике Ринсвинде с Плоского Мира Космическая стратегия про возвращение домой Роман про лучший нос Франции Японский слэшер про спасение сестры Что ещё посмотреть:
Мой youtube-канал про дайвинг и игрыМой telegram-канал про покраску миниатюр Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья.