"Эрик". Терри Пратчетт

Oct 08, 2024 07:00



Нельзя надолго оставлять персонажа в безвыходном положении. В конце прошлой книги волшебник-недоучка Ринсвинд оказался по ту сторону реальности. Что это значит? Значит, что следующая книга будет значительно веселее. Не откладывая в долгий ящик, я принялся за четвёртую книгу цикла.


Юный демонолог Эрик Турсли уже давно практиковался в призыве демонов, чтобы те исполнили его желания. Успешная попытка призыва ознаменовалась явлением не какого-то всемогущего демона, а знакомого читателю волшебника Ринсвинда в потрёпанном балахоне и без носков, который, во-первых удивился работающими на него заклятиями удержания демонов, а во-вторых ещё больше удивился возможностями исполнить три желания тринадцатилетнего демонолога. Эрик захотел стать властителем мира, встретиться с самой прекрасной женщиной всех времён, и получить вечную жизнь. Сатира не была бы столь чудесной, если бы не изощрённое чувство юмора, переворачивающее каждое из желаний с ног на голову.

Вся история по большому счёту является пародией на Фауста, а каждое из трёх желаний в изобретательной форме издевается над современной историей и существующими мифами. К примеру желание стать властителем мира забрасывает Ринсвинда и Эрика в дикие джунгли древней цивилизации, которая готовится к явлению местного бога. Тут есть нюанс - для его материализации народец собирается принести кровавую жертву в виде парочки туземцев, явившихся из-ниоткуда.
Ближе к финалу Ринсвинд с Эриком оказываются в буквальном Аду, причём Ад представлен крайне бюрократичным местом, в котором просто страдать уже недостаточно, и кроме всего прочего назревает натуральный государственный переворот. Описывается это с изрядной долей юмора и сатиры, поэтому даже мрачное пространство Ада становится плацдармом для издевательской комедии.

После третьей книги я окончательно привык к языку Пратчетта и его повадкам, как писателя. Кроме того мир Плоского Мира перестал казаться странным и непредсказуемым. Наконец проступила логика окружения и мотивация героев. Ринсвинд как главный герой обрёл ещё больше фактуры и его целеустремлённость сбежать откуда угодно, и желательно, не оглядываясь, из простой фабулы превратилась в натуральный сюжетный локомотив, подталкивающий повествование на всё более изощрённые авантюры.

Помимо прочего, в слоге стали чётче сквозить мысли автора о современном обществе и окружающей действительности - и всё это на фоне фэнтезийной сатиры! Это ли не прекрасно? Правда с аллюзиями на мифы древней Греции и бюрократическую скуку в Аду Пратчетт всё же перегнул - местами сатира рассыпается на банальный плагиат.

Надо отметить, что книга получилась достаточно короткой, но при этом насыщенной событиями. Упомянутое путешествие меняет локации буквально по щелчку пальцев, сводя происходящее не к какому-нибудь роад-муви, а к театральной пьесе, в которой достаточно опустить другой задник, чтобы переместить героев в другое место. Этот роман точно нельзя назвать образцовым в плане развития событий, однако свою щепотку веселья он всё-таки дарит.

"Эрик" получился коротким и проходным романом, словно необходимый филлер в затянувшемся сериале. Глобальных событий мало, зато главного героя вернули в нормальный мир. Местами смешно, но не достаточно, чтобы вволю насладиться.

Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Стратегия про пиксельных специалистов Второй мировой
Боевик про сборище ассассинов в скоростном поезде
Третья книга о Ринсвинде и сражении с чудесником
Симулятор комиссара полиции под давлением
Вторая книга о Ринсвинде и приближающейся к Плоскому мире комете
Первая книга о волшебнике Ринсвинде с Плоского Мира
Космическая стратегия про возвращение домой
Роман про лучший нос Франции
Японский слэшер про спасение сестры

Что ещё посмотреть:
Мой youtube-канал про дайвинг и игры
Мой telegram-канал про покраску миниатюр

Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья.

Эрик, обзор, Терри Пратчетт, review, books, рецензия, книги, Ринсвинд

Previous post Next post
Up