Разработчик: Pyro Studios
Платформа: PC
Дата выхода: 1998
Время прохождения: 33 часа
Залечивая руку, я переключился на следующую игру в 26-часовой категории. Их у меня там оставалось буквально две и вторая требовала использования геймпада. Именно поэтому я начал с первой. Ей стала старенькая стратегия про элитный военный отряд, совершающий диверсионные операции в тылу врага.
Двадцать миссий игры следуют временной парадигме и забрасывают нас в разные точки света, где вовсю кипит военный конфликт. В экскурсионном туре запланированы Норвегия, Ливия, Франция, Бельгия и Германия, а время действия плавно протекает от 1941 года к 1945. Командуя элитным отрядом узко-специализируемых бойцов мы выполняем диверсионные миссии, преодолевая численное превосходство и находя бреши в кольцах патрулей. Среди возникающих задач попадаются уничтожение бункеров, штабов, радаров, дальнобойных орудий, подводных лодок, складов, вышек, кораблей, ракет и целого даже целого замка! Есть также пара миссий на скрытую ликвидацию важных персон и спасение захваченных пленников.
Каждая миссия обрамляется брифингом, а смена страны дополняется кадрами кинохроники. Удивительным образом игрой создаётся подобие исторической достоверности - естественно никто не утверждает, что подобные операции были, однако военный пафос, с которым подаётся каждая задача, создаёт необходимую иллюзию правдоподобности.
При этом, естественно, о полноценном сюжете речи не идёт - игрок бодрым сайгаком носится по заданиям, выполняя поставленные цели имеющимися средствами. Солдаты под нашим управлением даже не подпадают под категорию "персонажей" - ни истории за плечами, ни моральных терзаний. В лучшем случае можно обратить внимание на наличие имён и позывных - Зелёный берет Джек "Малыш" О'Хара, Водитель Сэмьюэль "Покрышка" Бруклин, Шпион Рене "Жуткий" Дюшамп, Сапёр Томас "Инферно" Хэнкок, Снайпер сэр Френсис "Граф" Т.Вурлидж. При желании можно изучить идущее в комплекте руководство, но вряд ли кто-то будет подобным заниматься, ибо пользы от этого совершенно никакой.
Тем не менее со своей главной задачей игра справляется на отлично. Она подбрасывает целую тонну увлекательных ситуаций, в которых придётся оперативно соображать и эффективно исполнять изысканные планы по ювелирной расчиске территории от вражеского контингента.
На каждой миссии в нашем распоряжении имеется несколько бойцов с уникальными возможностями - ими-то и предстоит пользоваться на всю катушку. Конечно, в большинстве случаев требуется что-то взорвать, поэтому сапёр становится основной силой, позволяющей успешно завершить миссию, но перед этим всеми остальными участниками отряда необходимо расчистить путь до цели. Вот уж где приходится проявлять изобретательность и проводить эксперименты.
Враги могут стоять на месте, а могут передвигаться, патрулируя местность. В большинстве случаев всё сводится к приманиванию отдельного врага в доступный закуток местности, откуда он больше не вернётся на свой пост. Постепенно снижая численное превосходство, мы добиваемся поставленной задачи и покидаем недружелюбную местность.
Миссии, при этом, можно даже назвать изобретательными - осматривая карту всегда сложно с первого раза определить удачную точку входа, а уж мгновенно разработать эффективную стратегию планомерного продвижения так и вовсе невозможно. Навык приходит многочисленными попытками и экспериментами - в этом деле важно регулярное сохранение прогресса, причём желательно на разных слотах. Порой игра превращается в бесконечный цикл save-load в надежде отыскать удачную последовательность действий, но даже при таком раскладе она затягивает не на шутку.
Управлять отрядом специалистов приходится при помощи мыши и клавиатуры. Все команды в том или ином виде разбросаны по эффектному интерфейсу, однако всегда эффективнее запомнить ряд горячих клавиш, чтобы не терять драгоценные секунды на перемещение курсора от предмета в рюкзаке к точке, где этот предмет требуется разместить. Или, к примеру, когда требуется лечь на землю и оперативно уползти с поля зрения подбегающего часового.
Чем мне всегда нравилась серия Commandos, так это функцией разделения экрана на несколько частей - в одном окне мы следим за всей картой сразу, на другом экранчике отслеживаем положение своего бойца, на третьем ждём когда мешающий дальний патруль будет к нам спиной, и так далее - пространство для экспериментов огромное и всё оказывается полезно и к месту. Даже несчастный снайпер, на долю которого приходится около 7 выстрелов на всю миссию, всегда способен мгновенно разобраться с неугодным часовым.
Я совсем забыл, что первая часть обладала музыкальным эмбиентом лишь в главном меню, тогда так во время миссии нас преследует давящая тишина - лишь окрики часовых на немецком да постоянные фразы наших бойцов сопровождают нас на протяжении всех двадцати миссий.
Игра уже перевалила за четверть века, но это не мешает ей до сих пор оставаться отлично работающим основоположником жанра. За всё время прохождения я не испытал ни секунды дискомфорта или технических сложностей - всё работало как проверенные временем часы. Пиксельная графика всё-таки медленнее устаревает, поэтому если не играться с приближением, картинка до сих пор выглядит отлично.
Для меня "Commandos: Behind Enemy Lines" стал закрытием 25-летнего гештальда. В далёком детстве я так и не прошёл эту игру. Во-первых помешало отсутствие опыта, а во-вторых помешала поломанная система сохранений. Тогда я банально не мог сохраняться во время миссии - единственная возможность продвинуться вперёд - это с наскока одолеть миссию без единой ошибки. Помниться тогда я добрался лишь до шестой миссии. В этот раз всё работало отлично, поэтому игру я завершил за 33 часов вместо 26 - многие миссии всё же оказались достаточно зубодробительными, а заживающая рука, хоть немного, но замедляла прохождение. По итогу, теперь у меня в бэклоге осталось каких-то 40 игр.
"Commandos: Behind Enemy Lines" до сих пор можно считать образцом головоломных стратегий на тему Второй Мировой, которая даже спустя четверть века после выхода отлично играется и способна не на шутку увлекать.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий Боевик про сборище ассассинов в скоростном поезде Третья книга о Ринсвинде и сражении с чудесником Симулятор комиссара полиции под давлением Вторая книга о Ринсвинде и приближающейся к Плоскому мире комете Первая книга о волшебнике Ринсвинде с Плоского Мира Космическая стратегия про возвращение домой Роман про лучший нос Франции Японский слэшер про спасение сестры Сиквел мультфильма про Человека-Паука в мультивселенных Что ещё посмотреть:
Мой youtube-канал про дайвинг и игрыМой telegram-канал про покраску миниатюр Здесь можно
подписаться и
добавиться в друзья.