Данная запись является продолжением и финальной частью обзора общественного транспорта города Осло и посвящена видам пассажирского транспорта, использующим инфраструктуру железных дорог Норвегии в пределах города и пригородов столицы. Система электричек города и региона составляет одно целое с другими видами городского и пригородного транспорта и не является чем-то оригинальным, т. к. аналогична подобным ей системам в других городах, имеющим обычно уникальные названия: S-bahn в Германии, S-tog в Дании или RER в Париже и т. п. Все маршруты электричек Осло делятся на пригородные (lokaltog - местный поезд), действующие на близкие расстояния с большим количеством остановок, и региональные (regiontog - региональный поезд), действующие на более дальние дистанции с малым количеством остановок. Региональные маршруты также дополнены экспрессными (regoinekspress), которые останавливаются лишь на станциях с наибольшим пассажиропотоком. Каждый пассажирский поезд имеет маршрутный номер, имеющий буквенно-цифровое обозначение, где на первом месте следует буква или сочитание букв, указывающее на категорию поезда:
L - близкий пригородный (местный) поезд, следующий со всеми остановками (lokaltog)
R - региональный поезд, действующий на более длинных дистанциях с меньшим количеством остановок (regiontog)
RE - региональный экспресс, останавливающийся только на станциях с наибольшим пассажиропотоком (regionekspress)
F - поезд дальнего следования, связывающий отдалённые регионы страны (fjerntog)
FLY - поезд, связывающий город Осло с аэропортом "Gardermoen" (flytoget)
По городскому проездному билету в пределах города проезд возможен в любых поездах, кроме поездов дальнего следования (категория F) и "аэроэкспрессов" в аэропорт (категория FLY), поэтому дальнейшая информация их касаться не будет, однако ближе к концу обзора всё же немного уделю внимание "аэропоездам" (дословный перевод "flytoget" с норвежского). Второе место в маршрутном номере занимает условный номер направления, на котором курсирует маршрут:
1 - связь между восточными и западными направлениями
2 - направление Østfoldbanen (на юг)
3 - направление Gjøvikbanen (на север)
У региональных поездов и экспрессов после номера направления следует номер маршрута линии, которую обслужиаает поезд, начинающийся обычно с 0, а не с 1. На близких пригородных маршрутах, курсирующих со всеми остановками, третий символ в маршрутном номере отсутствует, т. к. на сегодняшний день этих маршрутов осталось всего два, каждый из которых обслуживает своё направление. В декабре прошлого года часть близких пригородных маршрутов с двухзнчной нумерацией (L12, L13, L14, L21, L22) была переведена в категорию региональных с сохранением маршрутного номера (R12, R13, R14, R21, R22), а близкий маршрут L3, действовавший на направлении Gjøvikbanen, был заменён региональным маршрутом R31 без сохранения номера линии.
1. Все маршруты пригородных и региональных электричек либо проходят через Центральный вокзал Осло (станция "Oslo S"), делая на нём короткую остановку для пересадки на другие виды транспорта, либо начинают и заканчивают свой маршрут на Центральном вокзале, служащим для них конечным пунктом, в зависимости от линии, которую обслуживают. Центральный вокзал имеет 19 путей, из которых пути с номерами 14 - 19 и путь № 1 являются тупиковыми, а пути с номерами 2 - 13 транзитные и связывают восточные и западные направления через туннель "Oslotunnelen" под центром города.
2. В туннеле "Oslotunnelen" устроена подземная станция "Nationaltheatret", являющаяся второй по загруженности в Норвегии после Центрального вокзала Осло. Станция обслуживает 4 пути и представляет собой два станционных зала, расположенные параллельно друг другу на глубине 30 метров, один из которых имеет длину 242 метра, а второй - 250 метров. В каждом станционном зале устроена центральная платформа островного типа, расположенная между путями. Пути с номерами 1 и 2 обслуживают движение в западном направлении, а пути 3 и 4 - в восточном направлении.
3. Тоннель "Oslotunnelen" вместе со станцией "Nationaltheatret" построен в 1980 г. До этого момента город не имел сквозного железнодорожного сообщения и противоположные направления обслуживались разными вокзалами. Однако сегодня туннель "Oslotunnelen" является далеко не самым длинным на пригородном узле Осло - для скоростного безостановочного сообщения пригородными поездами используются тоннели "Romeriksporten" длиной 14,58 км на Gardermobanen, "Blixtunnelen" длиной 19,5 км на Follobanen, "Lieråsen tunnel" длиной более 10 км на Drammenbanen.
4. Местные пригородные электрички (lokaltog). Представляют категорию пригородных поездов, курсирующих на короткие дистанции со всеми остановками. На сегодняшний день действуют два маршрута L1 и L2, первый из которых связывает восточное и западное пригородные направления, а второй обслуживает южное направление Østfoldbanen. До декабря прошлого года существовал также маршрут L3, обслуживавший северное направление Gjøvikbanen, но с конца ушедшего года переведён в категорию региональных со сменой маршрутного номера на R31.
5. На близких пригородных линиях эксплуатируется подвижной состав двух типов, самый старый из которых представляют собой двух- и трёхвагонные составы 69-й серии, поставлявшиеся на железные дороги Норвегии с 1970 г. Двухвагонные составы представляют собой секции из моторного вагона серии BM69 и прицепного вагона серии BS69, оба из которых имеют кабину управления. В трёхвагонный состав дополнительно включён прицепной промежуточный вагон серии B69. В период выпуска существовало несколько модификаций с различным количеством выходов.
6. Второй тип подвижного состава, эксплуатирующийся на близких пригородных маршрутах железнодорожного узла Осло, представляет собой постоянно сцепленные составы из 4 вагонов, построенные компанией "AnsaldoBreda" в период 2002 - 2005 гг. Каждый четырёхвагонный состав состоит из двух моторных голов серии BM72, промежуточного вагона с токоприёмником BP72 и промежуточного прицепного вагона с санузлом серии BC72, опирающиеся в месте сочленения на "тележки Якобса", расположенные между вагонами, из-за чего расцепить состав в условиях депо невозможно.
7. BM72 под номером 034 на станции "Lillestrøm".
8. Региональные электрички (regiontog) и региональные экспрессы (regionekspress). Представляют собой категорию пригородных поездов, курсирующих на более дальних дистанциях с меньшим количеством остановок, используя максимальное количество упомянутых выше туннелей, предназначенных для скоростного безостановочного движения на направлениях Gardermobanen, Follobanen и Drammenbanen. Обслуживают все направления пригородного узла, имея на каждом направлении 1 - 3 обычных региональных маршрута и 1 - 2 экспрессных.
9. В качестве подвижного состава на региональных и экспрессных маршрутах пригородного узла Осло эксплуатируются пятивагонные составы Stadler FLIRT в двух модификациях - BM74 для поездок на более дальние расстояния и BM75 для более коротких поездок. Модификации для железных дорог Норвегии являются промежуточным переходным звеном между двумя поколениями составов Stadler FLIRT и Stadler FLIRT-3 и в отличии от предыдущего поколения оснащены дополнительной моторной тележкой с приводом в середине состава, а также способны развивать скорость до 200 км/ч.
10. Не смотря на индивидуальную нумерацию для каждой серии и различия в планировке пассажирских мест, составы серий BM74 и BM75 почти не имеют внешних отличий друг от друга. Единственное внешнее различие, которое мне удалось найти, состоит лишь в количестве выходов для пассажиров - в пятивагонном составе серии BM75 имеется по 10 выходов с каждой стороны, однако в аналогичном составе серии BM74 их количество на каждую сторону сокращено до 9 выходов за счёт наличия в поезде салона первого класса.
11. Не взирая на то, что повагонная расцепка подавляющего большинства модификаций составов Stadler FLIRT, включая поставляемые в Норвегию, технически не предусмотрена в условиях депо, каждый вагон в составе имеет свой уникальный номер - головы нумеруются трёзначными числами, начинающимися на 1xx и 5xx, промежуточные вагоны имеют номера, начинающиеся на 2xx, 3xx и 4xx. Две последние цифры в номере каждого вагона являются общими для всего состава.
12. На основе поколения Stadler FLIRT 3 для железных дорог Норвегии рассматриваются ещё две модификации, одна из которых впоследствии должна будет получить серию BM76 и, помимо возможности питания от контактной сети, включать в состав дополнительную дизельную секцию для возможности передвижения по неэлектрифицированным путям с целью обслуживания пригородных узлов, имеющих неэлектрифицированные участки, а вторая планируется под перспективной серией BM79 для эксплуатации в качестве поездов дальнего следования на направлении Bergensbanen.
13. На базе модификации BM74, предназначенной для более дальних поездок, также построен аналогичный вариант для частной шведской компании MTR Express (MTRX), организующей пассажирские перевозки между Стокгольмом и Гётеборгом, получивший на железных дорогах соседней Швеции серию X74, унаследовав от норвежского обозначения серии его цифровую часть. Однако тема "Штадлеров", эксплуатирующихся сегодня на железных дорогах Швеции, на мой взгляд вполне заслуживает отдельного обзора.
14. Экспрессный региональный маршрут южного направления Østfoldbanen, обслуживающий линию на Halden, кроме составов Stadler FLIRT может также обслуживаться четырёхвагонными составами постройки Adtranz, состоящими из головных моторных вагонов серий BM73 и BFM73, промежуточного моторного вагона BMU73 и прицепного безмоторного вагона-бистро BFR73 или вагона второго класса B73 в зависимости от модификации. Составы оснащены механизмом наклона кузова при прохождении кривых участков на высоких скоростях, унаследованных от шведской серии X2.
15. Поезда поставлялись на железные дороги Норвегии двумя партиями в количестве 22 четырёхвагонных составов. Первая партия, включавшая 16 единиц, представляет собой составы, предназначенные для рейсов дальнего следования. Вторая партия была представлена шестью составами, больше подходившими для региональных поездок с упразднённым бистро за счёт увеличенного количества мест, и эксплуатируется на линии Østfoldbanen. Три экспрессных рейса в день продлены до шведского Гётеборга и выполняются как составами 73-й серии, так и поездами Stadler FLIRT 74-й серии.
* * *
В заключении хотелось бы уделить немного внимания "аэроэкспрессу" Flytoget, курсирующему между Центральным вокзалом Осло и аэропортом Гардермуэн. И начать хочется с правильного произношения этого названия, поскольку в подавляющем большинстве случаев произношение, которое мне часто доводится слышать, режет слух: "Flytoget" читается по-норвежски, а не по-английски, что в Норвегии считаю логичным, и произносится "Флютогет", а не флайтогет как почему-то многие произносят (!).
* * *
16. На участке между Центральным вокзалом и аэропортом действует два маршрута, обозначенные FLY1 и FLY2, для первого из которых Центральный вокзал служит промежуточной остановкой, а для второго - конечной. Частота движения между вокзалом и аэропортом составляет 6 пар поездов в час, а расстояние в 48 км поезда преодолевают за 20 минут с одной остановкой на станции "Lillestrøm". Оба маршрута действуют через один и половина рейсов, совершаемая маршрутом FLY1, продолжается от Центрального вокзала в западном направлении в Drammen, следуя со всеми остановками.
17. В качестве подвижного состава используются поезда двух типов, постройки Adtranz и CAF. Компания Adtranz представила 16 трёхвагонных составов, состоящих из головных моторных вагонов серий BM71 и BFM71, а также промежуточного моторного вагона BMU71, которые аналогичны упомянутым ранее вагонам в составах 73-й серии, но отличаются отсутствием механизма наклона кузова при прохождении кривых и прицепного промежуточного вагона в составе. Начиная с 2009 г. все составы пополнились дополнительным четвёртым промежуточным моторным вагоном серии BMX71.
18. Парк дополняют 8 четырёхвагонных составов CAF Oaris, эксплуатирующиеся на железных дорогах Норвегии начиная с лета 2021 г. и получившие норвежскую серию BM78. Как и в составах 71-й серии, все вагоны в составе являются моторными. Серия BM78 способна развивать скорость до 245 км/ч, но на сегодняшний день инфраструктура на направлении Gardermobanen не позволяет развивать такую скорость, ограничивая её лишь до 210 км/ч. Весь подвижной состав Flytoget имеет металлический схожий с авиационным окрас и оранжевую декоративную линию над окнами вдоль борта.
19. Сообщение между Центральным вокзалом Осло и аэропортом Гардермоэн дублируется региональными и экспрессными маршрутами электричек RE10, RE11 и R12, которые затрачивают на маршрут всего на 4 минуты больше, чем Flytoget, но при этом цена на Flytoget превышает стоимость билета на электричку ровно в два раза, что для меня при соотношении времени в пути делает выгоду поездки на Flytoget не очень понятной с экономической точки зрения. Особенно учитывая, что разницы в условиях комфорта между 20-минутными поездками на электричке и на Flytoget я пока не заметил.
20. Станция "Oslo Lufthavn" в аэропорту Гардермуэн занимает четвёртое место по пассажиропотоку в Норвегии, располагаясь под пассажирским терминалом аэропорта, и является конечной для поездов Flytoget. Станцию обслуживают 4 пути, из которых 2-й и 3-й являются тупиковыми и обслуживаются поездами Flytoget, заканчивающими здесь свой маршрут. Путь № 1 обслуживают региональные и экспрессные электрички на Эйдсволл и Лиллехаммер, а путь № 4 - электрички, следующие в Осло.
21.
Предыдущие части обзора:
Часть 1: метро, трамвай, автобусы Часть 2: городские и пригородные паромы Благодарю за внимание!