В силу того, что город Осло географически расположен на внутренней стороне Осло-фъорда и имеет в черте города несколько островов, морской транспорт является немаловажным дополнением городской транспортной сети, составляя с ней единое целое. Но помимо обитаемых островов, расположенных в черте города и посещаемых в основном с целью отдыха, Осло-фъорд делит на две равные части довольно протяжённый полуостров Nesodden, на оконечности которого распологается одноимённая коммуна, наибольшая часть населения которой работает в Осло и нуждается в надёжном транспортном сообщении. Данная запись является продолжением первой части обзора общественного транспорта Осло, посвящённой
метро, трамваю и автобусам, и будет посвящена водным видам транспорта, среди которых также есть несколько маршрутных сетей различного предназначения, связывающих город не только с островами в его черте, но и с его пригородами.
1. Городские паромы. Обеспечивают связь с островами, расположенными в черте города. Количество маршрутов на сегодняшний день сокращено до двух, имеющих номера B1 и B2, отправляющихся с минимальным получасовым интервалом в течении дня от причала "Акер Брюгге" в центральной части города. Маршрут B1 охватывает все острова и является круглогодичным, в то время как маршрут B2 обслуживает дополнительные рейсы с меньшей частотой движения, связывая город лишь с тремя островми "Hovedøya", "Gressholmen" и "Langøyene" и только в летние месяцы.
2. Начиная с января прошлого года весь флот городских пассажирских паромов представлен пятью аккумуляторно-электрическими двухпалубными челночными судами длиной 35 метров, шириной 8 метров и вместимостью 350 пассажиров, построенных в Турции по заказу компании Boreal Sjø, взявшей на себя управление бизнесом с 2022 г. Идея аккумуляторно-электрических паромов на маршрутах была предпринята в связи с концепцией, в рамках которой весь общественный транспорт города Осло к 2028 г. должен стать экологически чистым.
3. M/S "Oslofjord I" - первое судно флота, прибывшее в порт Осло 15 декабря 2021 г., порт приписки Хаммерфест. Запущено в регулярную эксплуанацию в конце января 2022 г. Следующие четыре судна были доставлены в несколько этапов, последнее пришло в Осло в июле того же года. Все пять электрических судов имеют общее название "Oslofjord", дополненное римской цифрой от I до V, и приписаны к порту Хаммерфест в северной части Норвегии.
4. M/S "Oslofjord II".
5. M/S "Oslofjord III".
6. M/S "Oslofjord IV", доставлено в Осло в апреле прошлого года.
7. M/S "Oslofjord V" - последнее судно, доставленное в июле 2022 г.
8. Причал "Акер Брюгге" с павильонами для ожидания. Неподалёку от места остановки электрических паромов также устроена зарядная станция с возможностью зарядки аккумуляторов во время стоянки судна у причала.
9. Пригородные паромы. Пригородное паромное сообщение связывает город Осло с полуостровом Nesodden, делящим Осло-фъорд ровно на две половины - восточную и западную, являясь крупнейшим по пассажиропотоку сообщением в Норвегии, свободным от автомобилей. Конечно доехать на машине до оконечности полуострова возможно, но из-за его протяжённости путь по дороге составит не менее 40 км, в то время как путь через залив - всего 7 км. Также с помощью пригородного паромного сообщения существует удобная транспортная связь с побережьями в окрестностях.
10. Маршруты B10 и B11 круглогодично связывают с Осло деревню Nesoddtangen - административный центр полуострова Nesodden. Линия B10 курсирует ежедневно между Nesoddtangen и Aker Brygge, преодолевая это расстояние за 23 минуты в каждом направлении, а линия B11 - по рабочим дням между Nesoddtangen и Lysaker, преодолевая расстояние за 8 минут. Маршруты B20, B21, B22 - длинные со множеством остановок, связывают Осло с окрестными побережьями. Линия B20 действует круглогодично по рабочим дням, а расширенные маршруты B21 и B22 - только в летние месяцы.
11. Пригородный флот представляют три газовых парома "Kongen", "Dronningen" и "Prinsen" (Король, Королева и Принц), построенные во Франции в 2009 г. и вследствии ремонта в 2019 г. переведённые на электрическую работу с питанием от аккумуляторов, в результате чего стали легче на 10 тонн. Длина каждого парома составляет около 50 метров, ширина - 12,10 метров, а глубина - 5,35 метров. Каждое судно водоизмещением 1139 тонн способно принять на борт до 628 пассажиров, максимальная скорость составляет 30 узлов. Все суда принадлежат компании Norled, порт приписки Ставангер.
12. M/S "Kongen" (Король).
13. M/S "Dronningen" (Королева).
14. M/S "Prinsen" (Принц).
15. Особняком среди водных видов городского и пригородного транспорта стоит паромный маршрут B9, связывающий центральную часть города с полуостровом Bygdøy, расположенным в западной части Осло и являющимся локацией для пяти крупных национальных музеев города. Почему особняком? По той простой причине, что это единственная паромная линия, на которой не действуют билеты на городской и пригородный общественный транспорт, а сам маршрут не подчиняется компании "Ruter", управляющей всем общественным транспортом в городе и регионе.
16. Маршрут действует с 1816 г. исключительно как туристический, на сегодняшний день обслуживается компанией "Båtservice". Сегодня на линии поочерёдно работают два морских пассажирских судна прибрежного плавания довольно преклонного возраста "Båtservice V" и "Båtservice IX" в жёлтом окрасе, принадлежащие обслуживающей маршрут компании, последнее из которых было доставлено в порт Осло в 1957 г.
17. Не смотря на то, что линия B9 имеет номер маршрута, аналогичный другим паромным линиям и объединённый с ними в общей единой системе нумерации маршрутов водных видов транспорта, проезд по билету, действующему в общественном транспорте города, по этой линии не возможен. Однако, проезд по маршруту возможен по льготной карте "Oslo Pass" с правом посещения более 30 музеев города и проездом на всём общественном транспорте в пределах зон 1 и 2 (город и ближний пригород) или можно просто оплатить проезд на борту.
18. Полуостров Bygdøy, который паромная линия B9 связывает с центром города, во многом является аналогом острова Юргорден в Стокгольме, где сосредоточена наибольшая часть музеев города. Здесь в шаговой доступности расположены пять культовых музеев, большинство из которых тесно связаны с морской стихией: музей "Фрама", музей Кон-Тики, Норвежский морской музей, Музей кораблей викингов, Музей истории культуры. Но есть отличие в пользу Стокгольма: до острова Юргорден можно добраться с действующим билетом на любом виде общественного транспорта.
19.
20.
Следующая третья и заключительная часть обзора общественного транспорта Осло будет посвящена его железнодорожной составляющей как в городе, так и за его пределами в регионе.
Продолжение следует...