Почему проиграли - 2

Mar 13, 2012 00:30

naganoff, подобно другим борцам с тиранией, избравший сеть своей опорной базой, рассуждениями, «так что же нам теперь делать», создаёт хорошую иллюстрацию на тему: почему они проиграли.

Рациональные стратегии, результативные, когда нужно завоевать сеть, получить много просмотров и комментариев, сбоят при решении вопроса о власти.

И дело не просто в том, что люди спутали сеть и жизнь. Да, если слишком часто твердить мантру величия сети, полагая, что из неё (из сети) будут сплетены новое небо и новая земля, можно и впрямь уверовать, что любое решение, продвинутое через интернет, автоматически дублируется в оффлайне. Но я сейчас говорю не об этом преувеличении.

Оппозиционно-либеральные кликмейкеры упускают особенности, которыми характеризуется природа власти. А она не поддаётся прямолинейному рациональному просчету, редукции к набору фактологических высказываний о людях и вещах «этого мира», какими бы верифицируемыми они ни были. Власть - это не факты. Это метафизика гораздо больше, чем физика. Власть не выводится из того, что она не есть, и даже из того, что она есть - что включается ею в своё физическое тело. Я напоминал об этом, комментируя ошибки, которые совершает правящая команда и ограниченность самополагания претендентов её сменить ( «Представление «либерального меньшинства», «Об истоках «русской джамахирии»).

«Власть не извлекается из оппозиционности самой по себе… Построить испуганных собственников, аполитичных «офисных клерков» и прочих дёрнутых с миру за сетевые нитки - теоретически и политтехнологически можно. Но это - одноразовый вариант. Кто-нибудь испугает или дёрнет их с другой стороны, и они разбегутся, если прежде не успеют, зевая со скуки в поисках очередного зрелища, разбрестись кто куда» - слова, которые с лета прошлого года не утратили актуальность ( «Прохоров: чем правее, тем лучше»).

В искусственной реальности сети рациональная стратегия распространения негативной информации в обмен на восторженные клики - работает. Применение этого же рецепта к социальной реальности с целью перехвата власти наталкивается на сложности. На сложность явления власти и сложность живого настоящего в сравнении с сетевым.

Противоречивость ставки сетевого человека на сетевых людей прокомментирована здесь. Обратите внимание на это место: «Воззрение, образец которого мы рассматриваем, приводит к отделению скрытой или явной касты владельцев государств(а) от «прочих» и к самоопределению прочими себя в качестве бессильного человеческого мусора, в перспективе совершенно незначительного». Но это типовое воззрение. Сетевой человек, изгоняя власть из своей головы, изгоняет себя из власти. А потом, оглядываясь по сторонам, недоумевает и грустит.

Бесперспективность политического прожекта, реализуемого на основе мобилизации «креативного класса», была ясна ещё в конце лета, когда Медведев дозревал до отказа от «второго срока». Главный энтузиаст его переизбрания немного спустя проявил надлежащую глубину проникновения в предмет, демонстрируя - методом «ростовой куклы» - истоки гиперосторожности патрона. «Сила, способная реформировать страну, не прослеживается в сознании Юргенса», но это свойство у него не эксклюзивно: даром, что он не одинок.

Устав мечтать о приобретении ненавидимой и чуждой власти, можно, конечно, перестроиться на манию её чистого разрушения. Продолжить выкликивать не реализацию собственных коллективнокарьерных планов, а уж сразу напрямую русский «бунт, бессмысленный и беспощадный» (БББ), считая это более верной стратегией. Многие «в низах» инстинктивно так и поступают. Но это, во-первых, немного другой сюжет, а во-вторых, святое место руководства процессом, судя по ряду признаков, занято. В квазирегулируемой форме эта стихия уже «поставлена на службу человечеству». Множеством каналов она проникает путинский режим с момента его появления на свет. Например, система МВД работает как образцовый революционный антигосударственный и антисоциальный лифт. Конечно, иногда непросто сдерживать аппетиты, но в самый неожиданный момент приходит помощь как бы извне, и клапан открывается, чтобы выплеснуть разрушительную энергию навстречу охотникам на медведя с сачками.

Хронической болезни совсем не обязательно ежедневно обостряться, чтобы быть смертельной. Вялотекущий БББ (всех против всех) как следствие пролонгированной революционной ситуации сжигает национальный организм в достаточно протяженные, но исторически незначительные сроки. Пока никто не спешит возглавить выход из этого лихорадочного состояния: ни так называемая оппозиция, ни так называемая власть. Это могла бы сделать настоящая правая партия, но что-то её пока не видно.

«Почему проиграли - 1»
Previous post Next post
Up