Литва с севера на юг и с востока на запад - часть 2-я

May 31, 2013 07:30

Продолжение отчета о нашей поездке по Литве 2-5 мая 2013 года. Вторая половина путешествия получилась интереснее. Разнообразнее, я бы сказала, и не без приключений. Из "раскрученных" мест здесь только Груто парк под Друскининкаем, и в меньшей степени - замок Медининкай, город Кедайняй и легендарное Кернаве. Надо сказать, что многократно тиражируемые фото холмов Кернаве - это отнюдь и далеко не всё, что там есть. Все остальное в данном посте можно причислять к Литве Неведомой. В общем, заходите в эти ворота смотрите под катом.





Еще раз показываю карту путешествия. Про черную и зеленую ветки я рассказала в первой части. Сегодня про серую ветку (третий день путешествия) и красную (четвертый):



Маршрут третьего дня:



Итак, встав, как обычно, в пять утра, позавтракав чаем (электрочайник всегда возим с собой) и разными вкусностями, купленными накануне в одном из супермаркетов Каунаса, в шесть утра мы были уже на большой трассе Каунас-Вильнюс. Я специально запланировала этот отрезок дороги с самого утра, чтобы не иметь сомнительного удовольствия лавировать среди фур и прочего транспорта. И ранним туманным утром мы были в совершенно безлюдном Кернаве.

Сначала - те самые знаменитые пять городищ, на которых находилось пять замков и откуда, как говорится, пошел народ литовский. И, конечно, обширная панорама реки Нерис (Нярис) вдали:



Кернаве называют литовской Троей - это настоящая Мекка для археологов. Вот тут на английском можно почитать об этом.



Но почему-то никто не рассказывает о большой концентрации разных церковных сооружений, скульптурных парков, искусственного пруда и прочего по дороге к городищам. Частично это можно увидеть на обложке книги выше. Там можно гулять среди бесчисленных заборчиков и за каждым поворотом открывать что-то новое:



В Кернаве можно увидеть как мини-модель мечети, так и Моисея со скрижалями:



Есть тут и памятник Витовту, и даже знаменитый Geležinis Vilkas - Железный волк. Персонаж легенды о том, как литовскому князю Гедимину приснился сон, что на высоком холме у самого устья Вильни стоит огромный волк, одетый в железные латы, воющий как сто волков. Князь попытался его застрелить, но не сумел и проснулся. Языческий жрец Лиздейка истолковал сон как волю богов. Железный волк означает замок, который Гедимин должен построить на горе в устье реки Вильни. И будет он неприступным и грозным, как тот железный волк, которого он видел во сне. Рядом с замком вырастет большой город, слух о могуществе и красоте которого разнесется по всему миру. И будет слава громкой, как вой ста волков. Так, согласно легенде, Гедимин вскоре основал Вильнюс и сделал его столицей Литвы.



О замке №1 Литвы все слышали - о Тракайском островном замке, некоторые знают и о находящемся по соседству замке на полуострове. Но был еще один Тракайский замок - предшественник этих двух.
Замок в Старом Тракае (Сенейи Тракай) построен во времена великого князя Литовского Гедимина (1316-1341). Здесь был посажен на княжение его сын Кейстут (Кестутис, Тракайский князь в 1337-1382 гг.). В 1370-е годы Кейстут перенес свою резиденцию в вышеупомянутый Новый Тракай, где он построил тот самый Полуостровной замок. В 1405 г. его сын Витовт (Витаутас) подарил старый замок монахам бенедиктинского ордена. Монастырь до сих пор стоит на древнем замчище, останки старого замка сохранились лишь под землей и, возможно, в части стен.



Сам же Старый Тракай по дороге к замку представляет собой поселок с малоэтажной застройкой, десятком "дорожных полицейских" на протяжении менее километра друг за другом, и расставленными то тут, то там скульптурами такого типа:



Под самым Вильнюсом, в 8 км от него, расположен городок с красивым названием Лентварис (только произносить надо так, чтобы оба слога были ударные), в Российской империи известный как Ландварово. Здесь когда-то был стык прусской железной дороги и российской Петербургско-Варшавской магистрали. Лентварисское поместье в 1885 г. построил все тот же граф Тышкевич (перестраивалось в 1899 г. при участии архитектора графа Тадеуша Ростворовского). Рядом с дворцом в неоготическом стиле был разбит и сравнительно неплохо сохранился парк, созданный ландшафтным архитектором Эдуаром Андре, тем самым, что разбивал парк в Паланге.



Судьба Лентвариса, одного из самых красивых поместий в Литве, пока что складывается не лучшим образом. До недавнего времени в нем размещалась ковровая фабрика! Но уже четвертый год дворец заброшен - новый хозяин предприниматель Лаймутис Пинкявичюс провел реставрационные исследования, после чего заявил, что у него нет денег на дальнейшие работы. Мало того, даже то немногое, что оставалось во дворце, регулярно разворовывается всеми желающими, несмотря на замки и заборы, за что департамент культурного наследия недавно назначил хозяину дворца штраф в размере 500 литов (около 145 евро). Хозяин надеется, что если дворец у него не отберут кредиторы, требующие более 50 млн. литов, то он сможет открыть здесь колледж по британской образовательной системе. Половину финансирования он намерен получить от государства, однако пока денег нет ни у него, ни у государства. Пока что воз и ныне там, а в результате на дворец можно полюбоваться лишь снаружи:



А дальше у нас начались приключения. Мы собирались ехать к замку в Медининкае, но GPS-навигатор упорно тащил нас через Вильнюс, попытка же объехать по окружной дороге закончилась тем, что нас выбросило на какие-то чудовищные развязки, мотавшие нас по кругу подобно тому, как муха бьется в паутине. После третьего круга по одним и тем же дорогам навигатор сошел с ума и стал говорить, что никуда никаких дорог вообще нет! :-)) Тогда я сказала совсем выключить дурацкую электронику. До прошлого года прекрасно ездили по бумажным картам, поедем и сейчас по ним. :-) Там проблема еще в том, что южнее Вильнюса асфальтированных трасс не так много, а убивать машину на грунтовках не хотелось. В результате первоначальный маршрут немного изменился, а я вспомнила прежние навыки навигатора.

Так мы, вернувшись в Старый Тракай, стартовали на юг, до развилки близ населенного пункта Пирчюпяй. Это деревня в 45 км от Вильнюса, сожженная гитлеровскими оккупантами вместе с ее 119 жителями в 1944 г. Ныне здесь мемориал, фотографии которого я уже показывала ранее в посте "Осколки войны". Достаточно скромная скульптурная композиция, видимая вдали справа за указателем называется "Мать" или "Пирчюпяйская мать" ("Pirčiupių motina" по-литовски). За этот мемориал 1960 г. выдающийся литовский скульптор Гедиминас Йокубонис получил в том же году Государственную премию Литовской ССР, а в 1963 г. Ленинскую премию, высшую творческую награду Советского Союза:



И если бы мы ехали со стороны Вильнюса, то никогда бы не попали в Тургеляй - через этот поселок мы ехали транзитом в сторону Медининкайского замка, однако увидев такую красоту - скульптуры, витражи, мозаику на стенах местного костела, остановились, чтобы сфотографировать. Костёл Успения Пресвятой Девы Марии построен в 1837 г. Полное фото потом покажу отдельно.



Семь километров грунтовой дороги от Тургеляя до замка Медининкай. Его реконструкция очень активно рекламировалась после 2007 г., и я давно хотела туда добраться. Это своего рода образец средневекового "типового" проекта. :-) Не только Тевтонский орден штамповал свои конвентские дома в Восточной Прибалтике, но и Великие князья Литовские не гнушались подобным занятием. :-)) Четыре крепости стерегли южную границу Великого Княжества Литовского: Новогрудок, Лида, Крево и Медники (Меднинки). Во всех четырех я теперь побывала. Первые три ныне на территории Белоруссии были мною осмотрены в 2009 г. Все они, кроме Новогрудка, представляли собой четырёхугольник в плане размером ок. 110х130 м и имели две мощные четырехугольные башни, в Лиде и Крево располагавшиеся на противоположных углах. Реставрация замка в Медининкае проводилась в 2004-2012 гг., были заново отстроены башни в характерной литовской кладке из смеси бутового камня и кирпича. Ныне замок считается крупнейшим в Литве по площади (размеры сторон 129х161х128х148 м), а стены высотой до 18 м окружают площадь почти в 2 гектара. Чтобы обойти замок по периметру и внутри и снаружи, требуется время. В башне расположена музейная экспозиция и наверху имеется смотровая площадка:



Кусочек интерьера в башне:



А дальше мы удаляемся в самую глушь - не все, кто видел карту Литвы, обращали внимание, что у нее на юго-востоке имеется вот такой выступ вглубь Белоруссии, не анклав-эксклав, но близко к тому. Белорусское влияние в климате и архитектуре тут заметнее всего:



Зачем нам понадобилось туда, на литовскую "Камчатку"? Там в местечке Норвилишкес ныне находится один из самых красивых замков страны. Его активно рекламируют сейчас в качестве замка, гостиницы и места для проведения разных конференций. Однако на карте автодорог Литвы он значится как францисканский монастырь. :-) Место известно тем, что здесь проводился фестиваль «Be2gether», самый крупный фестиваль музыки и искусств на открытом воздухе (опен-эйр) в странах Балтии. Из-за проблем с финансированием с 2011 г. фестиваль больше не проводится. Проводился на литовско-белорусской границе, вот на этой площадке у замка Норвилишкес, что всего в 50 м от границы с Белоруссией (и в 80 км от Вильнюса, 150 км от Минска). За этой зеленой церковью, что еле заметна за деревом, уже белорусская территория.



Церковь возведена, кстати, в типичной белорусской архитектуре, с вертикальной деревянной обшивкой:



В замке Норвилишкес довольно интересные интерьеры, пусть даже и новодел, но превосходно воссоздающий дух старины. Я потом подробно все покажу, а пока вот прикольный гостиничный номер в мансарде. Если бы у нас не лежали вещи в гостинице в Каунасе, могли бы и тут по приколу остановиться :-)



А по дороге к замку встречаются различные инсталляции, видимо, оставшиеся со времен фестиваля:



Да, к вопросу о том, что в Литве мало замков. А все ли знают о замке, бывшем в местечке Эйшишкес?
Остатки замка легко находятся на расстоянии свыше километра от костела на шоссе, соединяющем с Шальчининкаем. Такой деревянный указатель на дороге приводит к поросшим лесом и кустарником земляным валам, покрывающим развалины замка, а среди них заметны ничтожные остатки фундамента оптического телеграфа Санкт-Петербург - Варшава, действовавшего в первой половине XIX в. Благодаря последнему обстоятельству местные жители до сих пор называют остатки замка «Маяком»:



Дальше на нашем пути город Варена. Здесь 10 (22) сентября 1875 г. родился известный литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрлёнис, основоположник "музыкальной живописи", один из ярчайших представителей символизма в искусстве Серебряного века. Несмотря на это, в городе есть только улица его имени, а дом-музей, в котором он прожил пятнадцать лет, находится дальше, в Друскининкае. Но посмотрите на пейзажи в окрестностях Варены - разве не способны они пробудить тонко чувствующую душу художника?



Какие-то архетипы этого мерещатся в картинах Чюрлениса...





Но зато в Варене есть свой Железный волк! См. легенду в начале этого поста.



Дальше дорога приводит нас в Груто парк, не доезжая трех километров до города Друскининкай.
Немного фотографий из него я уже показывала - военные памятники тут:
http://renatar.livejournal.com/533880.html.
Музей чертей тут: http://renatar.livejournal.com/534424.html.
Об истории создания Груто-парка http://renatar.livejournal.com/534604.html.

Надо сказать, что столь широко разрекламированных памятников Ленину тут не так уж много. Этот один из наиболее известных:



Когда я соберусь с силами, то выложу подборку всех памятников, которые можно увидеть на территории парка:



Уезжали мы из Груто парка уже на закате. Хотя парк работает по расписанию до 22.00, в реальности посетители разбредаются еще раньше. Ночная дорога от Друскининкая через Сейрияй, Симнас и Приенай на Каунас - петляет среди холмов и долин - самое то для водителя, которому не хочется заснуть. ;-) Но зато на ней нет грузовиков.

Маршрут дня четвертого и последнего.
Вообще-то мы собирались после него еще на день-полдня остаться в Литве, но некие предчувствия заставили программу сократить. И не зря - в тот лишний день на нашем пути в Литве случилась автоавария, в которую мы не попали только потому, что уже вернулись домой. Но в результате пришлось объединять пункты двухдневного маршрута в один. Потому он и получился такой странной конфигурации:



Раннее утро, 6 часов. Поселок Запишкис на берегу Немана в 15 км к западу от Каунаса. Есть такая легенда, что давным-давно людям этих земель надоели постоянные наводнения. Они упаковали имущество и переселились на ближайший холм. На берегу Немана остался только этот красавец - костёл св. Иоанна Крестителя, построенный ок.1500 г., в готическом стиле. На самом деле за моей спиной здесь остались многочисленные частные дома поселка и кадр радует глаз своим безлюдьем:



Дальше по дороге у нас город Казлу Руда. Еще где-то в Литве мы проезжали населенный пункт Казлишки. :-) Но у этого города происхождение первой части составного названия связывают с фамилией местного предпринимателя дворянина Козла (Казлас), обосновавшегося здесь в XVI-XVII в. и построившего дегтярню. Здесь главной достопримечательностью является необычный фахверковый костёл Святого Сердца Иисуса (1923-26, по др. сведениям, 1922 г.):



Вирбалис - при Российской империи он был известен как Вержболово, и звучало это название тогда примерно как Брест в СССР, "западные ворота", через которые проходило от 10% (летом) до 30% (зимой, когда замерзали моря) экспорта-импорта Российской империи и ещё больший процент международного пассажиропотока. Однако железнодорожная станция находится не здесь, а в 3,5 км отсюда в бывшем пригороде Вирбалиса, ныне городе Кибартай, значительно переросшего старое Вержболово, которое в наши дни осталось тихим провинциальным городком. Среди новостроек сохранилось несколько улиц со старой застройкой времен царизма:



А вот и Кибартай. Город знаменит тем, что в Кибартах родился и провел детство знаменитый российский живописец-пейзажист конца 19 в. Исаак Левитан (1860-1900), впоследствии член Товарищества передвижных художественных выставок и выставок Мир искусства, академик Российской Академии художеств.



Местный вокзал Кибартая до 1964 г. назывался Вирбалис (нем. Wirballen). С начала 1860-х годов, после проведения Петербурго-Варшавской железной дороги к прусской границе, и вплоть до Первой мировой войны, Вержболово было пограничной станцией между Российской империей и Пруссией (первой прусской станцией, в 1 версте от Вержболова, был Эйдкунен, ныне Чернышевское Калининградской области), здесь располагалась таможня и пограничные учреждения. В 1883 г. в Вержболове встречали тело Ивана Сергеевича Тургенева, которое везли в Россию из Парижа. Кстати, почти все умершие в Европе граждане России провозились через специальный пункт именно здесь. Старый вокзал 1870-х годов, на момент постройки второй по величине в Российской империи после Варшавского, был разрушен в 1944 г., а остатки его по ошибке были уничтожены в июле 1946 г. (должны были взорвать вокзал Эйдкунена, в 200 метрах отсюда). От него остались лишь большие подземелья, где иногда проводят концерты. Нынешнее здание вокзала построено в т.н. сталинском ампире:



В Кибартае много архитектурных достопримечательностей, о которых надо рассказывать отдельно. В том числе сохранилась бывшая привокзальная инфраструктура - здания складов и пр., ныне приспособленных для иных нужд, и среди них - эта смотровая башня:



Приезжаем в Мариямполе - честно говоря, я этот город недооценила при подготовке к поездке, следовало больше уделить ему времени. Мариамполе ныне центр Сувалкии, исторической области Литвы, входившей до Октябрьской революции в губернию польского города Сувалки. По масштабам и размаху застройки он не уступает в некоторых местах даже Вильнюсу!



Самая интересная достопримечательность здесь, на мой взгляд, сооруженный в формах стиля модерн в 1923 г. железнодорожный вокзал. По красоте он не уступает даже вокзалу в Хельсинки:



По трассе Мариамполе - Вильнюс добираемся до города Бирштонас. Еще в XIV в. близ Бирштанского замка великих князей Литовских образовалось местечко. Развитие поселения началось в 1846 г., когда были обнаружены источники минеральной воды. Здесь появился модный курорт с курзалом, бюветами с минеральной водой. В этом бювете и сейчас можно свободно выпить воды, только брать с собой нет смысла - она быстро теряет свои качества. На вкус довольно противненькая вода, солоноватая. Но полезная для здоровья.



Город и сейчас предлагает курортные услуги вроде расположенной рядом с горой Витовта горнолыжной трассы:



Кроме городища - горы Витовта стоит конный памятник ему же. А за памятником есть пристань, где можно на этом плавсредстве прокатиться по Неману:



Мало кто знает о замке в Дубингяй. Первое упоминание о местечке в письменных источниках относится к 1334 г. Неоднократно подвергалось нападениям крестоносцев. В правление Витовта Великого приобрело важное значение: по его распоряжению был сооружен новый замок (1415). Находится на этой горе за мостом:



Остатки замка на высоком холме перекрыты крышей и заключены в небольшом здании белого цвета, что довольно необычно. Но, видимо, исследователям удобнее работать так:



Город Укмерге можно включить в список литовских городов мало пострадавших во время второй мировой войны, и потому Укмерге можно считать примером градостроительства, исторически сложившегося в Литве, хотя старой застройки сохранилось очень мало. Известен с XIII в., однако основание города приписывалось легендарному Довспрунгу (якобы прибывшему из Рима в Литву в 924 г. вместе с Палемоном). На горе, получившей позже название Замковой, находилось литовское городище, на который неоднократно производились нападения крестоносцев. По преданию, в одном из сражений пало 10 000 меченосцев, был взят в плен их союзник король Корибут. В 1711 г. во время Северной войны город был разграблен шведами. На фото на фоне Замковой горы видна староверская церковь:



Еще один литовский замок - в поселке Сиесикай близ Укмерге. Несмотря на то, что построен в XVI в., имеет сходство со средневековыми замками. Если свернете к местному костелу, дальше дорога выведет на берег озера с таким видом замка:



Город Кедайняй - признанная жемчужина Литвы, чуть менее известная, чем Паланги-Тракаи. :-) Старый центр невелик, его можно спокойно обойти за час. Вся история города буквально сосредоточена в этом памятнике-сундуке Яну Радзивиллу:



Первое упоминание о местечке в письменных источниках (в хронике Германа Вартбергского) в 1372 г. После назначения князя Яна Радзивилла старостой Жемайтии в 1535 г. Кедайняй становится ее административным центром. В 1627 г. Яном Радзивиллом и вильнюсским епископом Евстахием Воловичем был подписан договор о мирном сосуществовании разных религиозных конфессий, который признавал равноправие католиков и кальвинистов. В эпоху Реформации это был центр кальвинизма в Литве. В Кедайняе существовали еврейская, немецкая и шотландская общины.



Именно тут находится тот прикольный дом с окнами-инсталляциями, о котором я писала в этом посте: http://renatar.livejournal.com/536245.html

А знаете ли, что имя магнатского рода Радзивиллов сохранилось в географическом топониме? Видоизмененное на литовский лад, оно сохранилось в названии города Радвилишкис. Радвилишкис основан в конце XV в., Радзивиллы правили им в 1546-1764 гг. Деревянная колокольня церкви Непорочного Зачатия Девы Марии, построенная в 1878 г., дважды горевшая и реконструированная в 1984 г., является памятником архитектуры:



Пакруойис - будущая большая туристическая достопримечательность Литвы. Поместье графов фон Ропп, построенное в начале XIX в. сейчас активно приводится в порядок. Кругом пока строительные леса и кучи песка и щебня. Английский парк вдоль реки Круоя был необыкновенно хорош даже в эту безлиственную пору. Ворота на заглавном фото в начале поста как раз оттуда.



Это самый большой по числу зданий дворцовый комплекс в Литве, состоящий из 45 разных построек и сооружений. Был построен по проекту местных архитекторов-литовцев - Свидраса и Вичаса. Комплекс занимает 48 гектаров. Вот карта на фоне главного дворца имения:



Последняя точка нашего путешествия - Линкува недалеко от латвийско-литовской границы. Место впервые упоминается в 1371 г. Первый католический костёл в Линкуве был построен в 1593 г. При подготовке к путешествию фотографии этой церкви привлекли мое внимание своей архитектоничностью и фотогеничностью. А рядом с ней мы нашли те громадных утку и бабочку, что я показывала в посте о литовских курьезах http://renatar.livejournal.com/534112.html.



И не желая выходить на нелюбимую мной виа Балтику, в Ригу мы вернулись по Елгавскому шоссе. Правда, не без экстрима - литовская часть дороги пришлась против солнца, а в Латвии на протяжении 14 километров по дороге устроили нечто вроде автослалома. Вместо того, чтобы ремонтировать какую-то одну сторону дороги, они наставили виляющих туда-сюда коридоров из мигающих маячков. В сумерках это просто какая-то дискотека и трудно понять, куда ехать. Того, кто это придумал, выставить бы на всеобщее обозрение на главной городской площади. Боюсь, многие бы помидорами закидали. :-)

Дописывала этот пост, имея проблемы с глазами. :-( Поэтому если будет мало комментов - будет очень обидно за зря потраченные здоровье и время...

Карты, История архитектуры, Дворцы, Мир XXI века, Вильнюс, История, Замки, Таблички, Инженерные сооружения, Выставки, Интерьеры, Экспедиции, Находки, Литва, Памятники, Культовые сооружения, Архитектура

Previous post Next post
Up