Возможная подоплёка банкротства. Выборы в 4-ю Государственную Думу 1912 года. Черновик

Jan 18, 2013 09:46

Это заметка - из серии тех черновиков, которые можно и нужно публиковать в своем журнале, - таково мнение автора журнала. Я отношусь к этому мнению с привычным мне скептицизмом при предчувствии, что завтра найдутся и иные подтверждения, что подобные мнения имеют право на существование. Кроме того, признаюсь, что держать несколько "сюжетных" линий в голове, не совсем к тому приспособленной, весьма проблематично и обреметильно, а порой и невозможно, когда постоянно спотыкаешься о собственную некомпетентность. Есть ситуации, когда самоирония выглядит кисло и натянуто, и бессмысленно взывать к ней - твоей растерянности она не пожалеет и не спрячет, нужно что-то на время отложить, стараясь не забыть... Навовем это "узелком на память".
Октябрь 1912 года. Год до объявления Агафуровыми своей неплатежеспособности. Я несколько опережаю события, первые свидетельства того, что развитие торгового предприятия достигло своего предела, Зайнетдин Агафуров косвенно "выдает" уже в 1911 году. К этому вопросу мы еще вернемся. Здесь мне хочется поделиться предположением, что у банкротства могла быть и политическая подоплека.
Встав перед необходимостью расплачиваться с кредиторами, понимая, что сделать это ты не в состоянии, что ты предпримешь?.. Похоже, выбор небольшой - вновь обратиться к кредиту. Этого не произошло. Или расчет дает понять, что новый кредит потопит предприятие или... тебе отказывают в кредите, и, если отказывают, то по каким мотивам, руководствуясь какими соображениями? Были ли финансовые перспективы у предприятия, само понятие "перспектива" - как капитал... Впрочем, бессмысленно, как мы выяснили раньше, было и топить фирму. Со стороны выглядит еще загадочнее, порой кажется, что те, кто приводит предприятие к банкротству, преображают дело таким образом, будто они спасают торговый дом!.. Но и это лишь догадки.
Мог ли сыграть какую-либо роль в "укреплении" перспектив выход в большую политику? Или напротив, неудачный выбор позиции закрывает какие-либо перспективы? Большой, сложный вопрос, ответы на который не получить с наскока при имеющемся объеме знаний, но тем не менее не только необходимо поставить этот вопрос, но и никогда не забывать о нем. Иная формулировка: идти в большую политику - это необходимость или ошибка (парадоксально: предшествующее или последующее, иди-не иди в политику - все равно ошибешься, необходимая ошибка)?

Я не могу предложить (я и не предполагал и не собирался заниматься этим вопросом) никаких материалов по части того, как выдвигались кандидаты в 4-ю Государственную Думу от Екатеринбурга. Фамилия Агафурова появляется на страницах газет для меня неожиданно. 25 сентября в списках 1 городской курии значится фамилия Магницкого. 26 октября газета "Голос Урала" публикует его отказ от баллотировки по личным мотивам, после извинений следует: "прошу избирателей подавать свой голос за З.Х.Агафурова"... Позже я сопоставлю эту информацию с той, что могла появиться в других газетах, сейчас обратимся к статье, которая меня заинтересовала.
К выборам по первой курии. Подписи нет, полагаю, статья от редакции. - "Голос Урала", 10 октября, 1912. - с.2.
По всей России первая курия в городах дала в сравнении с прошлыми выборами очевидный перевес оппозиции. По рассчетам "Русск.Вед." число прогрессивных выборщиков вдвое превышает число октябристов и правых и - что особенно важно, - говорит газета, наиболее благоприятными для оппозиции оказались более крупные города. Само собой разумеется, что это явление имеет большое политическое значение, приобретающее особенно глубокий смысл при той искусственности избирательной кампании в Государственную Думу, которую создал закон 3 июня и усердие администрации, беззастенчиво проявляющееся в некоторых губерниях. Очевидно, что страна даже в наиболее консервативных своих кругах сделала большой успех в сравнении с недавним прошлым по пути правильной оценки политических условий существования России.
Город Екатеринбург и в выборе в 3-ю Думу (1907-й год - Р.Б.) дал по 1 курии ярко оппозиционное представительство к.-д. (конституционные демократы - Р.Б.). Явление это мы не считаем случайным. Всякий, кто присмотрелся к жизни Урала, должен видеть, что у нас нет дворянской, крупновладельческой буржуазии, нет купечества, которое, потеряв связь с демократической массой, откуда оно имеет свое происхождение, - старается подражать дворянской аристократии, нет, наконец, идейного черносотенства, он гибнет в здоровой горной атмосфере. Черносотенство же - типа козловщины - течение чисто хулиганское и не имеет под собой никаких идейных основ.
Нормой для Екатеринбургской буржуазии является - оппозиционное настроение еще и потому, что она не забыла своего вчерашнего дня, своей связи с народом, из которого она вышла, с другой стороны, уральская буржуазия видит, что на пути к дальнейшему естественному росту ее лежат как раз уродливые дворянские привилегии на Урале - посессионное право, латифундии магнатов, прожигающих по заграницам уральские богатства.
Вот почему на Урале не образовалась партия октябристов - истинной представительницы буржуазии, и первая курия и землевладельческое представительство являлись на прошлых выборах оппозиционными.
Но ныне творится с нашей первой курией что-то неладное. Между оппозиционным кандидатом З.Х.Агафуровым и представителем черного блока националистов и союзников всего только 12 голосов разницы.
Имеется очевидная опасность прохождения от г.Екатеринбурга по первой курии черного кандидата Анфиногенова.
Чем же создалось такое положение дела?
Во всяком случае не поправением избирателей 1 курии г.Екатеринбурга. Для него нет никаких оснований в особенности при возросшем оппозиционном настроении избирателей 1 курии всей остальной России.
По нашему мнению, сыграли роль в нынешних выборах два обстоятельства, в смысле создания черносотенной опасности по 1 курии г.Екатеринбурга.
Во-первых, кандидатура г.Стрижова, который проходил по прогрессивному списку, ослабляя шансы прогрессивных кандидатов. Прохождение г.Стрижова по прогрессивному списку - настоящее недоразумение. Г.Стрижов - специальный защитник интересов золотопромышленности, где его ценят, - интересов совершенно чуждых первой курии г.Екатеринбурга. Едва ли среди избирателей ее найдется найдется два десятка золотопромышленников, которым было бы желательно прохождение Стрижова в Думу с его специальным назначением. Что же касается политической физиономии г.Стрижова - то на предвыборных собраниях она выяснилась только в сторону политической недобросовестности кандидата. Как известно, когда на предвыборном собрании Стрижову было предложено проявить свою политическую физиономию, то он прибег к злостной клевете на всю оппозицию страны. Г.Стрижов решил затронуть грубый инстинкт собственников 1 курии и прибег ко лжи. По его мнению, оппозиция, признающая в аграрном вопросе необходимость наделения крестьянства землей путем принудительного отчуждения ее у помещиков, угрожает и всем собственникам России, у которых она может путем принудительного отчуждения отобрать дома, магазины и пр. Это ложь г.Стрижова, с которой на страницах газеты смешно и сражаться, но она среди малосознательной массы избирателей сыграла свою роль. Само собой разумеется, что такому кандидату совершенно не место в бюллетенях прогрессивных избирателей.
Кандидатура Анфиногенова - популярна среди избирателей 1 курии вследствие несения этим кандидатом в недавнее время должности городского головы - представляет из себя явление, с которым необходимо бороться, как с явлением реакционного характера. Г.Анфиногенов, всегда выдававший себя прогрессивным общественным деятелем, ныне перешел в черный лагерь и сделался националистом. Неприличие этого поступка подчеркивается тем, что переход г.Анфиногенова состоялся как раз после снятия с него губернским присутствием подсудности по делу о дровяной эпопеи. Нам кажется, что переметная сума не может украшать даже националистического списка.
Поэтому мы обращаемся к избирателям 1 курии с предложением быть последовательными в своем голосовании и ныне отдать свои голоса тем же представителям - товарищам по списку П.В.Иванова, получившего абсолютное большинство голосов, - лицам, известным своей безупречной общественной деятельностью.

Далее крупным шрифтом:
Выборы в Государственную Думу
кандидатура по г.Екатеринбургу
Группа избирателей выдвигает по первой курии:
Зайнетдина Хисаметдиновича Агафурова, Усольцевская ул., д.№22-24.
Присяжного поверенного Петра Алексеевича Кронеберга, Колобовская улица, свой дом.
Граждане избиратели!
Голосуйте по 1-й курии за Кронеберга Петра Алексеевича, Агафурова Зайнетдина Хисаметдиновича.

А дальше газетный лист обораван, можно только прочитать:
...список националистов: Анфиногенов...

Предшествующие события:2 октября состоялись выборы по 1-й городской курии, участвовало в голосовании 402 человека, или 60% избирателей. Для сравнения на прошлых выборах голосовало 44%.
Через день подсчет записок привел к таким результатам:
Павел Васильевич Иванов - 239 избирательных записок - избран.
П.А.Кронеберг - 177, З.Х.Агафуров - 152, И.В.Анфиногенов - 139. По выборам еще 2-х кандидатов должна пройти перебаллотировка, она назначена на 10 октября...
На этом я и останавливаюсь пока... Впрочем, в конечном итоге все кандидатуры будет отбракованы...

Примечания.
Персоналии.
Даю ссылки на тексты, где так или иначе представлены упоминаемые личности, разумеется, кроме Агафурова.
Иванов Павел Васильевич
- 1906 Зороастр и Меркурий. Часть 1. "Сирень пахнет керосином". Вопросы по нефти.
- 1910 Мукомолы Урала. Часть 2. К вопросу о банках и хлебе.
- 1912. "Обыкновенная история". Еврейский вопрос.
- 1913 Об учреждении администрации по делам Торгового Дома "Братья Агафуровы".
- 1914. Необъявленная война. К вопросу о рабстве. Часть1. Вопрос о военнопленных.

Кронеберг Павел Алексеевич
Необходимы уточнения.
- 1913 Новые имена. Крым, караимы и табак. Назначение администрации Т.Д.бр.Агафуровы
- 1914 Необъявленная война. К вопросу о рабстве. Часть1. О военнопленных.

Стрижов Николай Григорьевич
По Стрижовым нужно уточнить, возможно, я смешиваю фигуры отца и сына.
Неприязнь к инородцам и иноверцам, похоже, Стрижов и не скрывает.
- 1907. (незавершенная, только упоминание). Ухта и Баку. Начало пути. Нефть, хлеб и дороги.
- 1912 "Обыкновенная история". Отношение к евреям.
- 1913 Об учреждении администрации по делам Торгового Дома "Братья Агафуровы". Отношение к Агафурову.
- 1914. Екатеринбургская Биржа. Котировальная Комиссия. 1914 год. Отношение к Агафурову.
- 1915 Необъявленная война. К вопросу о рабстве. Часть 2. О военнопленных.

Анфиногенов Иван Константинович
В бытность Городским Головой, вопрос требует отдельного рассмотрения:
"Если в 1902 г. дефицит бюджета был равен 81 367 рублям, то в 1908 г. он достиг 290 076 рублей...В какой-то момент И. К. Анфиногенов утратил контроль за деятельностью служащих органов городского самоуправления, в результате чего в городе разразился дровяной скандал, который острословы окрестили «дровяной Панамой». В ходе расследования выяснилось, что часть служащих, злоупотребляя служебным положением, использует дрова, заготовленные на средства городского самоуправления, для своих нужд и нужд родственников. В результате этого скандала члены городской управы и городской голова были вынуждены уйти в отставку. Всем отставникам грозило судебное преследование.
В этот период И. К. Анфиногенов услышал в свой адрес немало нелицеприятных слов. В одной из газет было опубликовано сатирическое стихотворение, посвященное его деятельности на посту городского головы, заканчивающееся словами: «Не говори с тоской „Ушел”, но с благодарностью „Убрался”». Впрочем, следствие установило, что И. К. Анфиногенов не причастен к хищению дров, а виноват лишь в слабом контроле за деятельностью подчиненных. Благодаря подобному выводу И. К. Анфиногенов не только избежал суда, но и смог продолжить общественную деятельность". - Энциклопедия Российского купечества. АНФИНОГЕНОВ Иван Константинович.
- 1906. Мукомолы Урала. Часть 3. Предложение о запрете вывоза зерна и муки.
- 1909. Юбилей. 1909 год. В качестве Г.Головы.
- 1915. Необъявленная война. К вопросу о рабстве. Часть 2. Только ссылка.

По выборам.
Нужно разбираться, ссылки на то, что было на поверхности, чтобы хоть как-то сориентироваться в материале.
Курия в Российской империи. Курия (лат. curia, от co - вместе и vir - муж, взрослый мужчина) - особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному, расовому и другим признакам в дореволюционной России при выборах в Государственную думу в 1905-1907 гг. Согласно избирательному закону от 6 августа 1905 г., избиратели группировались по трем куриям: землевладельческой, городской и крестьянской; законом от 11 декабря 1905 г. была организована дополнительно четвертая курия - рабочая. Согласно закону от 3 июня 1907 года, избиратели России голосовали по 5 куриям: 1) землевладельческой, 2) крупных городских собственников, 3) мелких и средних городских собственников, 4) крестьянской, 5) рабочей. Каждая курия выбирала установленное количество депутатов обычно независимо от численности избирателей данной курии.

Третья государственная дума (1907-1912). Третья Государственная Дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы.
Новый избирательный закон существенно ограничивал избирательные права крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков.
Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года).
Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии - как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения.
Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства.
Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.
В выборах в Третью Думу приняло участие всего 3 500 000 человек. 44% депутатов были дворяне-помещики. Легальными партиями после 1906 оставались: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и Партия Мирного обновления. Они и составили костяк III Думы. Оппозиция была ослаблена и не мешала П.Столыпину проводить реформы. В избранной но новому избирательному закону Третьей Думе существенно сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, и наоборот увеличилось число депутатов, поддерживающих правительство и царскую администрацию.
В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок, состоялось пять сессий. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

- Избирательная система 1907 года. Общая характеристика избирательной системы.
Выборы по Положению 1907 года были непрямые, не предусматривавшие равного представительства и должны были проходить по куриальной системе: основными куриями (официально курии именовались списками избирателей) являлись:
- волостная (то есть крестьянская);
- землевладельческая;
- 1я городская (высший избирательный ценз);
- 2я городская (низший избирательный ценз);
- рабочая.
Внутри курий также не существовало норм представительства (стандартного количества избирателей на одного депутата), и количество депутатов от местностей и курий определялось только прилагаемым к Положению расписанием.
Выбирались 442 депутата, из них от Европейской России - 403, от Польши - 10 (в том числе один от русского населения и один от православного населения), от Кавказского края - 10 (из них 2 от казаков и 1 от русского населения), от Азиатской России (Сибирь) - 15 депутатов. Средняя Азия не была представлена в Думе вообще. От Финляндии предполагалось выбрать еще 4 депутатов, однако выборы в Финляндии ни в III, ни в IV Думу так и не состоялись.
Выборы не имели партийного характера - официальных партийных списков не существовало, все кандидаты в члены Думы формально являлись самовыдвиженцами и не имели обязательства присоединиться в Думе к определенной фракции.

Екатеринбург, Политика, Агафуровы, 1912, Выборы, Дума

Previous post Next post
Up