Зороастр и Меркурий. Часть 1. "Сирень пахнет керосином"

Nov 11, 2012 17:24


Начало - Зороастр и Меркурий. Предисловие. Куст сирени.
«Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России. Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться на клумбах и грядках», - напишет дочь Куприна Ксения. Согласен, уж слишком настойчиво я навязываю эти образы, но и у Куприна идея возвращения в Россию была крайне навязчива... Ловлю себя на мысли, что писать порой заставляет тоска по России - её можно потерять, из неё не выезжая... Ты перестаёшь узнавать её, ты перестаёшь узнавать людей... "Навязываемые" образы и ассоциации - не более, чем "леса", поручни, кочки на болоте, перескакивая с одной на другую, ты надеешься достигнуть твёрдой почвы...
Посмотрим для начала, какие слова вместе с танкерами, разносящими по России свет и тепло, жизнь и смерть, Нобели решительно и непререкаемо вводят в обиход русской жизни и русского языка (перегибая палку, я решил обратить ваше внимание на названия танкеров):
- 1878 - танкер Зороастр (Zoroaster), заказаны Будда и Норденскьёльд ( Buddha and Nordenskjold),
- 1880 - Нобели заказывают свой первый однокорпусный танкер, Моисей (Moses). В течение года - еще семь однокорпусных танкеров: Мохаммед (Mohammed), Татарин (Tatarin, колесный наливной танкер, пришёл на Волгу в 1881), Брама (Bramah), Спиноза (Spinoza), Сократ (Socrates), Дарвин (Darwin), Коран (Koran), Талмуд (Talmud) и Калмык (Calmuck, колесный наливной танкер, на Волге с 1881) - Братья Нобель - Основоположники Танкеров.
- 1903 - в России братьями Нобель на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде были построены и первые в мире речные танкеры-теплоходы - «Вандал», «Сармат» и «Скиф». Эти суда предназначались для перевозки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург. - История русского танкерного флота.

Но как Вы понимаете, мне необходимо сказать пару слов о Самаре, раз уж мы решили продолжить рассказ о Екатеринбурге. Признаюсь, что я по существу не смог ответить ни на один из поставленных перед собой вопросов:
марки и количество потребляемого городом и заводами топлива, смазочные и горючие материалы для промышленности, доставка, фирмы-посредники, первые керосиновые лампы, дизельные установки, электричество и первый асфальт в Екатеринбурге, т.е. когда, как и в каких количествах использовались нефтепродукты. На вопрос - почему Самара? - я тоже так и не нашёл членораздельного ответа.
Потому призываю сильно не беспокоиться, нет, нефть в Самаре не добывали, а вот в столицах России она успела побывать... Ключевой пункт на пути от Казани к Астрахани, на границе "Орды", и вскоре самарская пристань станет одной из лучших на Волге. Спустимся по Волге, чтобы подняться на Кавказ.

Начнём, понятно, с предуралья, с того, что всё начинается, казалось бы, с аренды Нобелями и их компаньонами в 1871 году Ижевского оружейного завода (alexeyizhevsk. Людвиг Нобель и Ижевский оружейный завод)
В начале 1873 года Людвиг командировал брата Роберта на оружейные заводы Швейцарии и Австрии, а осенью поручил провести на Кавказе поиск древесины для изготовления ружейных прикладов. Напутствуя брата, Людвиг писал: «Сам я буду поистине рад, если сие начинание увенчается успехом. Как бы ни складывались наши взаимоотношения, должен без лишней скромности сказать, что моими поступками и устремлениями всегда двигало желание поддерживать согласие и братскую любовь между нами и нашими семьями». Принципу вести дела по-семейному, окружая себя детьми, племянниками, их приятелями и земляками Людвиг был верен до конца жизни. Отец (Иммануиль) говорил о сыновьях: «Роберт больше наделен склонностью к спекуляциям, Людвиг - гениальностью, а Альфред работоспособностью». - БРИТА ОСБРИНК Империя Нобелей. Перевод с шведского Татьяны Доброницкой МОСКВА «ТЕКСТ» 2003. - с.10.
По поводу нефтяных инициатив Роберта Людвиг писал Альфреду 31 октября 1875 года: «Посмотрим, как он наладит добычу и сбыт. От этого будут зависеть его дальнейшие успехи и счастье. Я со своей стороны сделал все от меня зависящее, снабдив его деньгами и техническими советами. Роберт утверждает, что придумал кое-какие усовершенствования для перегонки и очистки нефти. Меня не отпускает мысль о том, что нам, то есть тебе и мне, надо бы вдвоем съездить туда и посмотреть, не можем ли мы ему в чем-нибудь содействовать. И тебе, и мне удалось добиться независимости, надо помочь и Роберту наладить свое дело». - Нобель, Людвиг.
Дело не только стало приносить большие прибыли, оно требовало всё больших и больших вложений, порой ставя на грань раззорения, вскоре, чтобы оставаться на плаву, Нобели вынуждены были обратиться к международному капиталу и к иностранным банкам.

Взлёты и падения Нобелей были связаны с двумя войнами -  в Крыму (Крымская война, 1853-1856) и на Балканах (Русско-турецкая, 1877-1878), осталось рассмотреть роль Нобелей в русско-японской войне. Развитие военной техники стимулировало развитие науки и производства порой гораздо сильнее, чем реформистско-патриотические порывы политиков.
Таким образом, прежде чем заняться документами Екатеринбургской биржи, отметим два ключевых момента:
- близость к российской военщине;
- и к царской семье: Людвиг прозорливо заручился поддержкой наместника на Кавказе и сообщил Альфреду, что во время аудиенции великий князь Михаил Николаевич «обещал всячески содействовать успехам предприятия и облегчить его существование, так что если будут возникать препоны со стороны властей, я не сомневаюсь, что мы можем в случае необходимости рассчитывать на его помощь».

На Урале формирование инфраструктуры хранения и сбыта нефти завершилось к 1903 г. Вместимость основных нобелевских нефтехранилищ позволяла бесперебойно снабжать керосином и мазутом не только всю Пермскую губернию, включавшую Тюмень и Екатеринбург, но и соседнюю Вятку. Базовым центром из-за удобства транспортных схем была выбрана Пермь: с Каспия керосин и мазут нефтеналивными баржами доставлялись в город по Волге и Каме, а оттуда по Уральской горнозаводской железной дороге - в Западную Сибирь. На карте нефтяных складов “Товарищества братьев Нобель” Пермское нефтехранилище значилось как одно из крупнейших в России. - С.А. Драгульский. Рождение нефтяной отрасли в России.

1905 год. Баку.
Газета «Баку» писала: «Сгорели целиком с конторами: Каспийское товарищество, Руно, Тумаев, Ар[м]алуйс, Манташев (у Манташева целиком завод на Забрате), Питоев, Мирзоев, Красильников, Меликов, Арамазд, Адамов, Тер-Акоповы, завод „Ватан“, Ширван, Кавказское товарищество, Кавказ, Соучастники, Радуга, Петроль, Балаханское общество, князь Гагарин, Гальперин и много других мелких фирм», «у „Братьев Нобель“ осталось две трети; Каспийско-Черноморское общество - половина, Московско-Кавказское общество1 отделалось легко: сгорели только четыре буровые вышки, а остальное все осталось, Бенкендорф не пострадал, у Воронцова-Дашкова сгорело 6-7 вышек… фирма Хальфи пострадала мало, у Шибаева и компании осталась половина промысла. Остались целиком в Романах „Поляк“ и механический завод Строзера. Не тронуты фирмы Мусы Нагиева и Асадулаева. Также остались целиком в Романах механические заводы Биеринга, общества „Мотовилиха“… Сгорели „Тифлисское товарищество“, Товарищество „Набат“, Шихово, Милов-Таиров, Зубалов, завод Хатисова… Английские фирмы Олеум, Шибаев (Кубань) тоже пострадали, но меньше».
По некоторым данным, погибла половина вышек, в результате чего добыча нефти сократилась почти вдвое, и восстановить прежний уровень до 1917 г. так и не удалось (а нужно ли было? здесь возникает масса вопросов - Р.Б.)". - Александр Владимирович Островский - Кто стоял за спиной Сталина? LITRUS.NET

Екатеринбург. 30 ноября 1905 г. Единственное в этом году заседание Биржевого общества города. Один из вопросов - письмо Самарского биржевого комитета. (Обзор деят-сти Екатеринбургской товарной и горнопромышленной биржи со времени ее учреждения по 1907 год включительно. - Екб, 1908)
О Бакинских событиях.Самарский биржевой комитет отношением от 5 сентября 1905 г. просил Екатеринбургский возбудить такое же ходатайство перед правительством, какое возбудило Самарское биржевое общество, причем приложена копия с ходатайства, посланного по телеграфу. Вот эта телеграмма:
"Его высокопревосходительству Министру Финансов. Члены Самарского биржевого общества собрались обсудить последствия ужасных событий в Баку. Продажа мазута Самаре прекращена. Наличные запасы составляют одну десятую потребности, опасаемся прекращения отпуска даже по конкрактам. На попытки купить нефть непосредственно Баку телеграфируют - товара нет, нефтедобывательные работы без правительственной гарантии не возобновляются. Дровами, углем заменить мазут Приволжья невозможно. Уголь нельзя привезти, дров едва хватает для домашнего отопления. Скоро грозит почти полная остановка волжской судоходной и приволжской фабричной промышленности. Трудно в данную минуту с достаточной яркостью нарисовать картину тех бедствий, которые грозят нашему району приостановкой фабрично-промышленной жизни и оставлением без работы и средств сотен тысяч рабочих. Кое-какие последствия уже обнаружились: некоторые срочные пассажирские пароходы остановили работу за отсутствием топлива. Спокойствие рабочих до сих пор поддерживались усиленными жертвами хохяев. Надвигается голод сельских рабочих. Мы не хотим касаться причин бакинских событий, но считаем их одинаковыми с причинами событий в Нижнем, Пскове, Курске, Балашеве, Смоленске, Варшаве, Лодзи и других. Предчувствуем, что подобные же взрывы грозят и нам. Просим ходатайства Вашего Высокопревосходительства перед его императорским Величеством о том, чтобы были немедленно и вполне удовлетворены все требования и ходатайства Бакинских нефтепромышленников относительно охраны промыслов - гарантии будущей безопасности. Это хоть отчасти предотвратит надвигающиеся народные бедствия.
Самарское биржевое общество".
Екатеринбургский комитет постановил - принять к сведению. Это "принять к сведению" выглядит как неосведомлённость: нам нечего сказать, т.к. мы плохо информированы. Но вряд ли это так. Проблемы с нефтью должны были весьма болезненно отразится на ценах.

Екатеринбург. 1906 год.
30 марта, комитет единогласно избрал представителем в Самарский порайонный комитет по распределению грузов своего представителя П.В.Иванова (Павел Васильевич - Председатель комитета биржи)

Екатеринбург. 1907 год.
12 июня, на заседании комитета выслушан доклад члена особого совещания при министерстве торговли и промышленности, бывшего в Петербурге 4 мая с.г. об эксплоатации Ухтенской нефти Д.А.Удинцева. (К докладу мы ещё вернемся - Р.Б.)
13 августа. Председателем биржи представлена докладная записка Самарского биржевого комитета о ненормальности положения в России нефтяного дела, попавшего в руки крупных монополистов.
Из прочитанной председателем докладной записки членов Самарского бмржевого Общества видно, что колебания цен на нефтяные продукты зависят только от крупных нефтепромышленников, какими являются три-четыре фирмы: Нобель, Мазут и др., причем колебание это служит лишь средством в руках означенных фирм, составивших, по-видимому, синдикат, для достижения намеченных ими интересов, причем докладная записка останавливается, между прочим, на мысли о передаче эксплоатации нефтяного дела в руки правительства.
В упомянутой докладной записке постановлено:
1. Войти в сношения по этому вопросу с другими биржевыми обществами.
2. Ознакомить общество с настоящим вопросом через посредство печати наиболее популярно и всесторонне.
3. Войти с докладной запиской по этому вопросу в предстоящий 17 августа съезд мукомолов и
4. Внести соответствующие постановления в подлежащие ведомства.
На предложение г.председателя обменяться мнениями по этому вопросу Н.В.Бажанов (Личный почетный гражданин Николай Васильевич Бажанов, Управляющий Сибирским Банком - Р.Б.) высказался, что он вполне присоединяется к протестам, высказанным в докладной записке по поводу неправильной постановки дела нефтяной промышленности, при этом заметил, что в настоящее время, очень трудно выйти из этого положения. Он находит весьма желательным, чтобы наше правительство обратило внимание на нефтяное дело и способствовало бы правильному урегулированию цен на нефть, с каковой целью оно могло бы напр. следуемый с добытой нефти акциз получать не деньгами, а нефтью (признаюсь, на мой слух звучит странно, я не могу понять, каким образом технически мог быть решён этот вопрос, такая постановка дела лишь усложняет контроль над деятельностью нефтепромышленников, в любом случае, если это прозвучало, значит, в этом был смысл; нужно разбирать - Р.Б.), и могло бы таким образом в случае чрезмерного поднятия цен на нефть выпускать её на рынок, являясь конкурентом крупных нефтепромышленников. В крайнем же случае, Н.В.Бажанов допускал возможность, чтобы эксплоатацию нефти казна взяла исключительно на себя (это и есть собственно национализация - Р.Б.).
Н.Г.Стрижев высказался, что при настоящем положении дел в России (Личный почетный гражданин Николай Григорьевич, от съезда золотопромышленников; в иных его выступлениях, с которыми я знаком, можно услышать недоверие к правительству... и догадки о его коррумпированности - Р.Б.) эксплоатацию нефтяных источников поручать казне никоим образом не следует, а надлежит самим пароходовладельцам и пр. промышленникам, потребляющим нефть, попробовать собственными силами бороться с синдикатом Ротшильда и Нобеля, напр. путем покупки акций синдикатных предприятий, для того, чтобы влиять на управление ихними делами, или напр. скупкой акций или паев горнозаводских нефтяных предприятий, добывающих уже теперь до 40 миллионов пудов в год, или даже покупкою полностью самих предприятий, пока еще не захваченных Ротшильдом и Нобелем, для того, чтобы Грозненской нефтью конкурировать в нефтью Бакинской, или, наконец, путем мероприятий по открытию новых нефтяных месторождений, чему представляется удобный случай с открытием нефтяных месторождений в Печорском крае, на Ухте.
Биржевой комитет, соглашаясь с мнением, что следует бороться с синдикатом теми или другими мерами, не привлекая однако казну к монопольной эксплоатации, и, вполне разделяя взгляд членов Самарского биржевого общества, выраженный ими в докладной записке, признал, что в числе мер борьбы могли бы быть:
1. отчисления акциза натурой,
2. обращение должного внимания на нефть в Грозном,
3. - " - на Ухте,
а потому постановил: сообщить Самарскому биржевому комитету вышеприведенные соображения... (а также - Р.Б.) послать в Самарский биржевой комитет несколько экземпляров договора инж. Белобородова по образованию Товарищества для эксплоатации Ухтенского месторождения нефти.

Продолжение - "Зороастр или Меркурий?" Часть 2. Ленин о "нефтяном голоде".

Примечания.Керосин.
В настоящее время «керосином» называют фракцию нефти, которая выкипает в температурных пределах от 175 до 300 °С. Различают «керосин осветительный», используемый для освещения, «керосин тракторный», применяемый в качестве горючего для тракторов, и «керосин авиационный» - топливо для реактивных двгателей. С первых дней своего возникновения процесс переработки нефти был подчинен получению керосина (фотогена). Однако при этом получалось два побочных продукта. Один из них - более легкая фракция нефти, чем керосин - получил название «бензин»- (от искаженного арабского «любензави» - горючее вещество; бензин использовался как пятновыводитель -Р.Б.), а другой - густая грязно-черная жидкость, получаемая в остатке и названная «мазутом» (от арабского - отброс). Длительное время оба они считались ненужными продуктами.

В 1852 году два львовских аптекаря Ян Зех (еврей) и Игнаци Лукасевич Игнатий Лукасевич (поляк, армянского происхождения) по поручению своего хозяина Петра Милоша (представитель известной во Львове семьи галицких евреев) занялись перегонкой и очисткой нефти. Сконструировать лампу, в которой можно его применять, помог фармацевтам изобретательный жестянщик Адам Братковский. С 1853 года, с появлением лампы в широкой продаже, фотоген стал пользоваться большим спросом. Вскоре лампа львовских изобретателей появилась в Америке. После некоторого усовершенствования она не только нашла там широкое применение, но экспортировалась в те страны, которые покупали американский керосин. - Нобель, Людвиг. (Вокруг Света со списком источников)
"Венской лампе" - Александр РОЖЕН. Любовь и керосин.
"О возможности выделения из нефти путем перегонки светлой жидкости - керосинa - сообщал еще петербургский врач И. Я. Лерхе, находившийся в командировке в Баку в 1732-1735 годах. А первое производство керосина было налажено Ф. Пряду в 1745 году на Ухтинском нефтяном месторождении. Однако в то время этот промысел практического значения не имел. Новый период истории керосина начался, когда руками русских умельцев был создан нефтеперегонный аппарат. Изобретатели (братья Дубинины), жившие в районе города Моздока, в 1823 году построили первый в мире, имеющий практическое значение, нефтеперегонный завод. В промышленном же масштабе его производство началось лишь спустя десятки лет, после того, как появились керосиновые лампы".
А далее: "Однако керосиновый бизнес не принёс счастья его создателю. Однажды в магазин Зега привезли поврежденную бочку керосина. Жидкость вытекла на мостовую. От брошенного окурка загорается пламя, которое охватило дом. В пожаре погибает жена Зега 21-летняя Дорота Облочинская и ее 17-летняя сестра Гермина..."
Игнатий Лукасевич стал основателем польской нефтедобывающей промышленности. В конце 1853 года Лукасевич организовал производство в нефтеносном районе около Горлицы и заложил первую в истории скважину по принципу угольных шахт. Затем построил цех по перегонке. В 1855 г. забила вторая, гораздо больше первой, скважина. Через пять лет был положен первый асфальт из «отходов» производства. Еще через год собственность Лукасевича охватывала десятки скважин, перегонных заводов и асфальтовых фабрик. В 1877 году во Львове под его председательством открывается первый в мире Нефтяной Конгресс. В 1881 г. он предложил использование водяных буров, однако не успел проверить их на практике. В 1882 году Игнатий тяжело заболевает пневмонией и 7 января умирает". - _ko_alla- Прогулки по Львову 11. ЖЗЛ. "Гас".

Мазут.
Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть.

Асфальт.
К вопросу о дорогах мы постоянно возвращаемся. В России первую попытку асфальтирования тротуаров (Одесса, 1839 г.) предпринял К.И. Борно - владелец первого в стране асфальтового завода. Но из-за начала Крымской войны завод закрылся. Позднее в 1865 г. заасфальтировали террасы Зимнего Дворца в Петербурге, а с 1866 г. стали асфальтировать дворы, тротуары, улицы и площади. В 1869-1873 гг. им были покрыты улицы в Кронштадте, Риге, Москве, Одессе, Киеве, Харькове и Тамбове. Примечательно, что для производства этих работ использовался асфальт, закупленный за рубежом. Только в 1874 г. в России был построен асфальтовый завод вблизи Сызрани. Он существует и в настоящее время. Современные дороги покрыты асфальтом, изготовленным на базе нефтяных битумов, получаемых в результате окисления воздухом тяжелых остатков перегонки нефти при температуре 239-340 °С. Этот процесс был разработан в 1896 г., а внедрен в производство в 1914 г.

Транспортировка нефти и керосина.
 - Братья нобель-Основоположники Танкеров. (seagulf.ru)
Мне встречалась и такая информация: Нобели пытались заказать изготовление первого танкера Зороастр фирме "Кавказ и Меркурий", но в их идею не поверили, и они получили отказ (проверить информацию).

Железнодорожное строительство. Почему Самара?
"В 1871 году поступило высочайшее разрешение на сооружение линии от Самары до Оренбурга.
Постоянное движение на линии Батраки (Самара - Оренбург протяжением 507,3 версты было открыто 1 января 1877 года. - История российских магистралей. (с сайта РЖД)
И - Оренбургская железная дорога.

Самаро-Златоустовская дорога - это уже реальнее.
Так 8 сентября 1890 года было завершено строительство 300-вёрстного участка Уфа - Златоуст, а дорога переименована в Самаро-Златоустовскую. 22 октября 1892 года началось движение на участке Златоуст - Челябинск протяженностью 150 верст. 1 января 1893 года дорогу объединили с частной Оренбургской железной дорогой, и она стала называться «Самаро-Златоустовской с Оренбургской ветвью». Напомню, что Екатеринбург с Челябинском был связан железной дорогой 15 октября 1896 г.
С ноября но конец февраля Волга вставала из-за морозов, резервуары были построены и в Самаре, таким образом к 1905 году (о чём мы ведём речь) нефтепродукты могли доставляться в Екатеринбург и южным путём, но я не могу найти никаких сведений о доставке нефтепродуктов в Екатеринбург этой дорогой.



Баку-Пермь-Екатеринбург.
В 1878 г. открыта Уральская дорога - от Перми до Екатеринбурга. Керосин попадал в Екатеринбург и Тюмень через Пермь. - История Нефтебазы (о пермской нефтебазе)
Но я не нахожу никакого материала о транспортировке керосина по железной дороге. Странно это.

Баку-Тифлис-Батум (1883). Дорога Ротшильда.
Ротшильды вложили в строительство железной дороги 10 млн долларов и после завершения строительства создали «Каспийско-Черноморскую нефтяную компанию» (БНИТО) - главного конкурента Нобелей в России. Центром ее операций стал Батум, который быстро превратился в огромный порт, «заточенный» под нефть. Транспортировкой ротшильдовской нефти в Европу и на Дальний Восток занялся танкерный флот «Лондонского агентства» Альфреда Стюарта, который впоследствии основал в Баку «Европейскую нефтяную компанию».
Не особо завися от колебания цен на нефтяном рынке, Ротшильды наживались во время кризисов, скупая за бесценок независимые компании. Во время экономического спада 1891-1893 гг., когда цена на нефть-сырец упала в Баку с 8 до 1 коп. за пуд, была приобретена компания «Мазут». Нобели в этой ситуации воздерживались от приобретений, предпочитая строить новые нефтехранилища и скупать по дешевке сам продукт.
Людвиг Нобель, при всей мощи своей компании, не мог остановить вторжения международного банкирского дома на российский рынок... - Федор ПОГОДИН. Рождение трубы.

1905 год.
В начале 1905г. товарищество бр. Нобель и нефтеторговое предприятие, контролируемое Ротшильдом, вступили в картельное соглашение о совместной торговой политике на внутренних рынках. Предприниматели волжских судоходных компаний внимательно следили за положением в бакинской нефтяной промышленности и правильно оценили факт соглашения как объединение крупнейших фирм в одну. И действительно, нефтяной картель захватил главные рынки сбыта нефтепродуктов в Поволжье и Центрально-Промышленном районе и последовательно повышал цены на нефтепродукты. В 1911 г. в Самаре цена мазута за пуд была 28 коп., а к концу 1912 г. достигла 65 коп. Осенью 1913 г. Нобелю удалось арендовать у Шамси Абдуллаева, одного из самых упорных конкурентов картеля, два крупных резервуара в Самаре. Картель создал в Поволжье предприятия Кама и Ока для перевозки нефтепродуктов. В тех случаях, когда картель сдавал перевозку нефти другим пароходным компаниям, он прилагал все усилия для того, чтобы связать их по рукам и ногам, помешать транспортировке посторонних грузов. Так, в конце 1910 г. Нобель заключил соглашение сроком на 5 лет с торговым домом И.Стахеева о перевозке 28 млн. пудов нефтяных остатков. Стахеев обязался не принимать ни от кого на перевозку по водным путям России нефть, а также не торговать ею самостоятельно. В предвоенные годы в конкурентной борьбе за русскую нефть усиливается активность англо-голландского треста Ройял Дейтч, а также Русской генеральной корпорации "Ойл" (Русско-Азиатский, Международный коммерч.банки с участием англ., фр., бельг. капиталы, центр.офис в Лондоне) С 1913 трестом предпринимались попытки скупить контрольный пакет акций нефт. т-ва "Братья Нобель"). Но главная роль на нефтяном рынке Поволжья сохранялась за нобелевской монополией.

Фирма Бр. Нобель, практически монополизировавшая переработку и транспортировку нефти в России, стремилась продавать нефть и на внешнем рынке. Используя свой опыт перевозки нефти наливом на паровых судах по Каспийскому морю, фирма поспешила приобрести танкеры для экспортных перевозок сразу же после постройки в 1883 г. железной дороги Баку-Батуми, когда стал возможен вывоз Бакинской нефти с Черноморского побережья Кавказа.
Первым судном, специально предназначенным для экспортных перевозок русской нефти, был черноморский танкер Свет, построенный в 1885 г. в Швеции. - Танкеры в России.

Дизель.
В 1898 году он покупает лицензию на производство двигателя внутреннего сгорания конструкции Рудольфа Дизеля. Силами инженеров компании Нобеля дизель усовершенствуется - теперь он способен работать не только на керосине, но и на жидкой нефти - и начинает активно внедряться.
Попутно, впрочем, с использованием всех доступных Нобелям средств пресекаются возможности конкуренции. Так, под давлением Нобеля были прекращены аналогичные работы выдающегося инженера Густава Тринклера, выполнявшиеся на Путиловском заводе и имевшие ощутимую фору перед разработками Нобеля (ради продолжения проекта Тринклеру пришлось надолго уехать в Германию).
В 1899 году было начато серийное производство нобелевских нефтяных дизелей, названных во всем мире "русскими дизелями". В 1903 году на заводе "Людвиг Нобель" были созданы первые в мировой практике судовые дизельные установки, а в 1904 году такая установка была смонтирована на первом в мире теплоходе "Сармат". В 1908 году здесь же была создана установка для первой в мире дизельной подводной лодки "Минога".
Фирме Нобелей принадлежит и приоритет создания энергетической установки первого в мире дизель-электрохода.
В общем, вплоть до начала Первой Мировой войны "Людвиг Нобель" доминировал в мире в качестве изготовителя судовых дизельных установок и имел хорошую долю рынка дизелей прочего назначения - насосных, электрогенераторных и пр. По словам Семенцова: В соответствии с уже сформировавшейся заводской традицией, завод передавал права на серийные выпуски дизелей другим российским предприятиям: Коломенскому заводу (в 1903 году), Николаевскому заводу (в 1907 году), заводу Фельзер в Нижнем Новгороде (в 1910 году), Сормовскому заводу (в 1911 году). С 1911 года дизельные насосы "Механического завода" устанавливаются на ледоколах, на Тульском оружейном заводе, на Морском полигоне, на насосных станциях Санкт-Петербургского, Киевского, Казанского и Владимирского водопроводов, во многих жилых и промышленных зданиях Санкт-Петербурга, других городов России». - Лев Усыскин
Дизель от Нобеля.
15 июля 2012.

Источники:
- Игорь Фукс, Владимер Матишев, Леонид Лифлянд. Когда новое - на время забытое старое (материал приводится с сокращениями) Источник: журнал "Нефть России", # 10, 1996 год.
- К.И. Джафаров, Ф.К. Джафаров. ТОВАРИЩЕСТВО НЕФТЯНОГО ПРОИЗВОДСТВА БРАТЬЕВ НОБЕЛЬ.
- История волжского нефтеналивного флота. ЗАО «ВОЛГА-СФАТ» 2011г.
- МИР-ЮСИФ МИР-БАБАЕВ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НЕФТИ. (2-ое издание, переработанное и дополненное) Баку - 2009
- Федор ПОГОДИН. Рождение трубы. К мировому нефтяному лидерству Россия шла тридцать лет. И потеряла его за месяц.
- Википедия. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель.

Национальные аспекты:
- Википедия - Армяно-татарская резня (1905-1906).
Армянский взгляд:
- Арис КАЗИНЯН. В ПРОБИРКЕ СТАЛИНА. - Голос Армении, 9 Июнь, 2011, No 61. (В частности, о том, когда азербайджанцы перестали быть татарами. - Р.Б.)
- Левон Мелик-Шахназарян. 1905-й в Баку. Автор admin | Дата 13 января 2009. Статья впервые была опубликована в газете «Голос Армении» 8 февраля 2005-го года.
- Павел Шехтман. ПЛАМЯ ДАВНИХ ПОЖАРОВ: БАКУ. АВГУСТ и ТАТАРСКАЯ АНАРХИЯ.
- События в Баку 1905 года. 2007-2012 © fedayi.ru
Казачья лавка:
- РЕВОЛЮЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС. ПОГРОМЫ (часть 2).
Правительственная, отчасти азербайджанская:- В. МАЕВСКИЙ. АРМЯНО-ТАТАРСКАЯ СМУТА НА КАВКАЗЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАЗИСОВ АРМЯНСКОГО ВОПРОСА.
- О беспорядках в Баку в 1905 г. ЦГИААР, Ф. 375, О. 1, Д. 17, Л. 23-26. Протокол допроса 1905 г. декабря 22 дня Баку.

И, пожалуй, самый неординарный материал с форума Араспел (арм.)
- Б. Осбринк "Империя Нобелей" (о борьбе за бакинскую нефть 1870-1920 и погромах армян 1905 года).
Цитирую пояснение выложившего книгу:
"Чуть позже ниже дам подробный анализ данной книги (касательно армяно-еврейского фактора) и того, кем по-сути был Сталин, Шаумян, кто виноват в потере армянами Баку и кто настоящий организатор геноцида армян. Какова истинная роль Рокфеллера в разрушении армяно-еврейского и шведского синдиката "Товарищество бр. Нобель". На чьей стороне была правда и кто вёл дела честно и порядочно ("Товарищество Нобель") , а кто подло и коварно (Джон Рокфеллер и его банда). В книге по-сути даётся подробная и ясная картина того, кто заправлял на тот момент миром, и что, в частности, именно борьба за нефть, и в целом за экономическое преобладание, стали истинными, а значит скрытыми причинами геноцида армян и потери армянами собственного города Баку (Багавана, Бакуракерта). Зловещую роль при этом и решающую в гибели экономического могущества армян, евреев и шведов на Каспии и в России, сыграл Джон Рокфеллер и его британские союзники". Последний раз редактировалось Юстиниан, 15.06.2012

Литература. Вернуться к Короленко, Мамину-Сибиряку и Куприну. А по Самаре - к Чехову и Толстому:
- Короленко Вл. "Холерный карантин на девятифутовом рейде.
- Роза Люксембург (1918) В. Короленко*
- Введение к «Истории моего современника» Владимира Короленко * - 4 О социализме и русской революции.

Азербайджан, Нефть, Грозный, Пермь, Самара, Нобель, Железные дороги, Ижевск, Война, Биржа, Погромы, Транспорт, Польша, Капитал, Кавказ, Армения, Баку, Ухта, Оружие

Previous post Next post
Up