Казань-Вятка-Екатеринбург. Из истории кинематографа.

Jan 19, 2013 13:37

Тихоновы и Усмановы. Узелки на память.
Николай Петрович Тихонов в Екатеринбурге.(К сожалению, о возможном сотрудничестве или конкуренции Тихонова и Метенкова материалов не нашел - Р.Б.)
"Фотограф Петр Григорьевич Тихонов был хорошо известен в Вятке в конце XIX-начале XX вв. Родился он в 1852 г. Бывший царевококшайский мещанин, впоследствии вятский второй гильдии купец, Тихонов приехал в Вятскую губернию из Казани в конце 1870-х гг. К этому моменту он уже владел основными знаниями и навыками в области фотографической химии, которым обучился у неизвестного нам казанского фотографа(?). (...)
Старший из детей Петра Григорьевича, Николай, родился в 1884 г. К этому времени его отец уже владел собственным фотоателье, и фотография входила в круг семейных интересов. Это обстоятельство во многом определило дальнейшую судьбу Николая Петровича. Фотография, в широком смысле этого слова, становится делом всей его жизни.
Реального училища Николай не окончил, так как был исключен за ссору с учителем, которому дал пощечину, защищая честь своего товарища. Как ни странно, Петр Григорьевич одобрил поступок сына и вскоре отправил его в Германию для получения заказа на новый объектив. Там Николай основательно пополнил свои познания в фотографии и фототехнике, что сыграло значительную роль в выборе направления его дальнейшей деятельности.
В Вятку Николай возвращается уже сложившимся специалистом в области фотографической технологии, знатоком технических новинок и методов научной съемки. Он продолжил работу в мастерской отца, но в 1906 г. между ними произошла ссора на политической почве. Петр Григорьевич был настолько рассержен, что даже пытался застрелить сына. Мать, Ермиония Ивановна, уговорила мужа отправить Николая в Екатеринбург, где Тихоновы собирались открыть фотографию...
В Екатеринбурге он поступает на службу помощником хранителя в музей Общества любителей естествознания, участвует в экспедициях музея, делает серию натурных снимков ландшафтов Урала, а также выполняет обязанности препаратора музея. При музее он организует фотолабораторию, где велось микрофотографирование планктона, научная документация и фотографирование археологических предметов для Археологической Комиссии.
В 1907 г. Николай Петрович женится на Елизавете Владимировне Ван-дер-Беллен, дочери горного инженера. В 1908 г. у них родился сын Алексей.
Предприимчивый характер, обширные познания в фотографии и организаторские способности позволили Николаю Петровичу в этом же году открыть собственную фотолабораторию, а несколько позднее - и небольшую типографию при ней.
В круг его интересов теперь входит кинематография, с которой будет связан значительный период жизни. Николай Петрович считал, что подобно фотографии, кинематограф также может служить целям просвещения и культуры.
В 1913 г. в Екатеринбурге выходит первый номер журнала «Разумный кинематограф и наглядные пособия», в котором Тихонов выступает редактором и издателем. Было издано всего четыре номера (1913: №№ 1 (сентябрь) - 2; 1914: №№ 3 - 4-5 (сдвоенный) - Višnevskij 1945-1947) этого, по сути, единственного до революции специального журнала о научном кинематографе. На страницах журнала мы находим обзор учебных и наглядных пособий для школы, новости проекционного дела, хронику событий из жизни образовательного кинематографа по всей России, опыты критики кинематографических картин. Каждый номер открывается статьей, посвященной одной из проблем образовательного кинематографа и возможностям, которые дает его применение в общественной жизни. В этом издании поднимались не только научные, но и нравственные вопросы, о чем говорят названия статей: «Нужна ли проекционная картинка в школе?», «Пьянство и кинематограф», «Кинематограф и дети».
Из-за начавшейся мировой войны, Николай Петрович был вынужден прекратить свою издательскую деятельность и поступить на государственную службу в ведомство почт и телеграфов.
В начале 1915 г. Николай Петрович предпринимает поездку по городам Сибири и Урала для чтения лекций о причинах и ходе войны. Лекции иллюстрировались цветными световыми картинами, снимками разрушен ных местностей и боевых действий, полученными непосредственно с театра войны. Судя по сообщениям газет, лекции эти имели немалый успех.
В 1918 г. Тихонов, находясь на службе Наркомпроса г. Екатеринбурга, был откомандирован в Москву...
Источник: Тихонов П.А., Захарова А.А. Семья Тихоновых (1870-е-1980-е гг.) и ее роль в истории отечественной фотографии. - РОСФОТО. Сборник Фотография. Изображение. Документ. Выпуск 2.
Примечания.Редакцией журнала "Разумный Кинематограф и наглядные пособия" в 1914 году "Путеводитель по Екатеринбургу и его окрестностям".
По теме "Просветительный кинематограф":
- Самуил ЛУРЬЕ Страничка истории. Культурно-просветительный и научный кинематограф. (1927). (Публикация и комментарии С.В.Сковородниковой). - "Киноведческие записки" N64
КАТАЛОГИ ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ АО «А.ХАНЖОНКОВ И КО»: (Публикация и предисловие А.С.Дерябина). - "Киноведческие записки" N64.

Усмановы в Вятке.Свой первый кинематограф Усмановы открывают уже после отъезда из города Николая Тихонова, но в их биографии я нашел нечто занимательное, о чем и сделаю выписки. Вновь угадывается нечто отраженное и противоречивое. Кинематограф и ислам? - век тому назад, казалось бы, понятия, с трудом умещающиеся и в нашем воображении. А неудача Усмановых, вполне возможно, постигает в сфере репертуарной политики.
1. "28 октября 1910 г. общество мусульман г. Вятки выбрало председателем попечительства по делам мечети и существовавшего при ней мектеба казанского купца Абдулу Юсупова Усманова, 35 лет..." (не исключаю, что однофамилец, пока не нашел данных, что имеет отношение к братьям Усмановым - Р.Б.) История строительства Вятской соборной мечети. (Киров и Кировская область. Деловая сеть). Источники указаны следующие: «Статистические сведения о мусульманах Вятского уезда» на 1911 год; «Сведения о мусульманских школах», представляемые инспектором народных училищ директору народных училищ Вятской губернии».
2.  У меня, конечно, есть претензии к таким статьям: все перемешано, я бы предпочел последовательное изложение материала и хоть какие-то сведения о владельцах, фирмах, таперах, хотя, конечно, не прав - "Герценка" и авторы статей на сате - молодцы, создав такой сайт.
"Первым кинотеатром вятчане обязаны «Торговому дому Братья Усмановы и А.М.Усманов», что располагался в гостином ряду на Московской улице (Вят. речь. 1908. 11 дек. (№ 227). С. 4).
В мае 1908 г. владельцы Торгового дома обратились в Вятскую городскую думу с просьбой выделить им место в Александровском саду для строительства кинотеатра. 12 (25) мая 1908 г. разрешение было дано (Журналы Вятской городской Думы за первую половину 1908 года. - Вятка, 1908. С. 168.).
Первый кинотеатр представлял из себя тесовый сарай на столбах под железной крышей примерно 10 х 20 м10, поэтому на его строительство не понадобилось много времени, и 18 июня (1 июля) 1908 г. в нём прошел первый киносеанс (Вят. речь. 1908. 20 июня (№ 93). С. 3).
...Сеансы шли в кинотеатре до 10 сентября, когда в связи с переездом летнего клуба Вятского общественного собрания в зимнее помещение сад перестал освещаться и посещаемость упала, так как «мало интересного бродить по неосвещённому саду в осенние темные вечера» (Вят. речь. 1908. 10 сент., № 155. - С. 3).
...После небольшого перерыва, вызванного переездом в зимнее помещение и поездкой владельцев в Москву для заключения новых контрактов на прокат картин, 21 сентября кинотеатр снова открылся для посетителей. На первом киносеансе были представлены драмы «Дело Дрейфуса» и «Освобождение из монастыря», красивая феерия в красках «Путешествие на Марс», комедии «Дядя Фриц всюду опаздывает», «Бессмертная собака» и «Покупка картины». Последняя, по утверждению дирекции, вызовет у зрителей «беспрерывный хохот» (Вят. речь. 1908. 21 сент. (№ 165). С. 1).
... В 1913 г. Торговый дом братьев Усмановых был объявлен несостоятельным (тот же роковой, как и для Агафуровых, 1913 год!!! - Р.Б.)... В апреле 1911 г. кинотеатр был продан новым владельцам - фирме «Кушев, Бабинцев и К0»...
Братья Усмановы хотели выстроить новое здание в августе 1910 г. на Московской улице «в виду того, что хороших помещений для электротеатра в городе не имеется»... (но не построили - Р.Б.)
... в «Прогрессе» пианистов для «иллюстрации» картин, как тогда говорили, приглашали только дважды. В 1908 г. была приглашена пианистка, баронесса А. И. Ордо, «игравшая в иллюзионах Москвы, Петербурга и даже за границей». Платили, похоже, ей немного, и в свободное время она подрабатывала уроками немецкого языка...
...приглашались для работы в кинотеатре струнные оркестры Смышляева (1909), Архипова (1911)...
Кроме того, для развлечения зрителей приглашались различные эстрадные артисты, по возможности, наиболее экзотических жанров. Так, в 1908 г. давал представления художник-тряпичник г. Даубе, создававший на глазах зрителей картины размером в квадратную сажень (4 кв. м) из кусков материи, старой одежды, галош и пр. Среди прочих картин им были представлены вятскому зрителю: «Вид на Волге - утёс Стеньки Разина», «Хутор, занесенный снегом», «Вечерний отблеск зари на Альпийских горах» и др. (Вят. речь. 1908. 28 окт. (№ 192). С. 1.)"
Источник: А. А. Марков. "Прогресс"- первый кинотеатр города Вятки. - Герценка. Вятские записки. - сайт Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена.

Примечания.Правда, о торговом доме ни слова. 1911 год, быть может, подобные кассы создаются не столько для служащих, сколько в качестве формы займа, чтобы продержаться на плаву:
"Бр. Усмановы и А. М. Усманов" торговый дом (Вятка). Ссудо-сберегательная касса служащих. Устав ссудо-сберегательной кассы служащих Торговаго Дома Бр. Усмановы и А.М. Усманов в г. Вятке. Уст У 26/167. - Вятка : Губернск. Тип., 1911. - Электронный ресурс. Российская государственная библиотека
Официальный сайт.

Вятка, Журналистика, Кинематограф, Просвещение, Екатеринбург, Тихонов, 1913, Банкротство, 1908, Фотодело

Previous post Next post
Up