Ухта и Баку. Начало пути. Нефть, хлеб и дороги.

Sep 26, 2012 17:04

Пока не определился, каким образом представлять материал. Я читал обзоры деятельности Екатеринбургской Биржи (в пору её существования оба слова писались с заглавной буквы) и глазам своим не верил - невероятно интересный материал. Рад, что с книгами приходится работать в библиотеке, рад даже своему сомнительному финансовому положению, ибо, прежде чем что-то выписывать, а не делать фотокопии, которые затеряются быстрее, когда тебя греет мысль, что они у тебя есть, а трудолюбивей с годами не становишься, ты как следует подумаешь, стоит ли на это тратить время... Одним словом, конспектировать, похоже, я буду учиться всю жизнь...
А если бы у меня были ученики, и один, к примеру, хотел бы связать свою судьбу с проблемами транспорта, я бы сказал ему: начни с изучения материалов Биржи, а другой, к примеру, занимался бы проблемами энергоресурсов, я бы сказал ему то же самое, а третий - проблемами сельского хозяйства, как четвёртый - проблемами демографии и занятости, а пятый - экономикой, и им бы я посоветовал начать с изучения документов Биржи. Учеников заинтересовала деятельность Агафуровых? - пусть читают материалы Биржи. Но так как у меня нет учеников, а сам я толком не разбираюсь ни в чём, принимаю решение сесть за школьную парту своей же Академии и потихоньку вчитываться в материалы обзоров Биржи.

В первый же обзор вклеен листочек с таким текстом: "По недосмотру типографии обзор деятельности Екатеринбургсвкой Биржи начинается с стр.144-й. Статьи же Ухтинская нефть и доклад Н.Стрижова составляют приложение".
Недосмотр типографии и определит направление поисков. Но прежде чем рассказать о том, почему уральские промышленники и купцы заинтересовались ухтинской нефтью, мы должны рассказать о том, какое отношение Нобель имеет к ухтинским месторождениям.

«До 1905 года, - пишет автор «Нефтяных ключей» (Игорь Жеребцов), - монопольным правом на разработку ухтинской нефти владел граф Канкрин. Но он практически ничего не делал на нефтеносных участках и другим делать не давал. И это не удивительно - под вывеской «Граф Канкрин и компания» прятались бакинские «нефтяные короли» Нобели - компания «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» (к сожалению, мои поиски подтверждения этой информации ни к чему не привели - Р.Б.), в учредителях которой был и знаменитый изобретатель динамита, будущий учредитель «Нобелевской премии», о которой сегодня мечтают лучшие ученые мира.
Организации ОПЕК тогда не существовало, и нефтепромышленники Нобели регулировали цены на нефть, влияя прежде всего на российских чиновников. Фантастический уровень чиновничьей коррупции в России помогал им легко манипулировать государственным аппаратом. И не случайно, хотя Россия в то время отчаянно нуждалась в нефти, на ухтинских участках царствовало затишье, монополия Канкрина надежно удерживала провинцию под контролем Нобеля.
Однако, начиная с 1906 г., цены на нефть резко поползли вверх, и чиновники были вынуждены изменить подходы к освоению ухтинской нефти.
Но, конечно, дело заключалось не только в повышении цен. Брешь в заговоре чиновников пробили такие энергичные люди, как Гансберг. Его энергии (и изворотливости) хватило на то, чтобы в конце концов добиться разрешения на отвод земли под буровые. Ведь в «компаньоны» инженер взял не кого-нибудь, а гофмейстера царского двора А.П. Корнилова. Царедворец получил солидную долю в будущих нефтяных прибылях и стал «толкачом» гансбергского проекта в столице.
Прием этот, когда долю в перспективном деле передают родственникам крупного чиновника или ставят на довольствие в компанию его родную жену или дитятко, широко используется нашими олигархами и сегодня.
Но этот абсолютно «коррупционный» прием позволил тем не менее инженеру Гансбергу преодолеть противодействие Нобеля и начать разработку Варваринского нефтепромысла. Нефть, добытая здесь, стала первой промышленной нефтью Республики Коми. А свет электростанции производства компании «Сименс» стал первым лучиком, возвестившим о наступлении эры электричества в Коми". - Виктор СЕМЕНОВ. Нобель север не угробил. /07.11.2008/

Очень хороший материал представлен на сайте Станислава Максимова - Промышленное освоение Коми края: Эпоха Гансберга А.Г. (1899-1919).
А также: Предыстория промышленного освоения Тимано-Печоры (IX век - 1917 год). - Данный раздел основан на материалах книги "Большая нефть Тимано-Печоры", изданной в 2009 году к 80-летию нефтяной промышленности Республики Коми. Более подробную информацию, а также большое количество фотографий вы можете найти в этой книге.
"Екатеринбургский купец A.M. Галин в 1891 году приобрёл имущество М.К. Сидорова, получил право на безакцизную торговлю осветительными материалами из ухтинской нефти и вошёл в компанию с «Московским товариществом по артезианскому бурению фон Вангеля и К°». В 1895 году компаньоны заложили шесть скважин, в 1896 году - двадцать, в основном мелких. Приток нефти составлял до 50 кг в сутки на глубине 100-105 м. В качестве руководителя буровых работ в 1901-1902 годах на промысле A.M. Галина от фирмы Вангеля работал недавний выпускник Харьковского университета геолог Н.Н. Тихонович, в то время он оформил на себя два участка на нефть в районе реки Чути, притоке Ухты, и вёл работы в 1903-1904 годах. (С 1929 по 1939 год он будет руководить нефтегазовой частью геологической службы «Ухтижемлага»). Работы A.M. Галина были прекращены из-за отсутствия средств".

Уральские газеты об Ухте.Уральский край, 17 октября, № 222, 1909.
Из хроники ближайших местностей. На Ухте.
Весь последний год ухтинские промыслы стояли запечатанными. Теперь появились признаки оживления. Гансберг основал "северное нефте-промышленное товарищество" в Москве. В августе отправил туда через Ледовитый океан и Печору трубы и машины для глубокого бурения, а на днях выехал сам из Вологды по Вычегде (по Сухоне через Котлас и вверх по Вычегде... - Р.Б.) с партией мастеров. Дело в его опытных руках опять закипит, и Нобелю с этой стороны грозит крупная неприятность.
Что-новое намерен предпринять и г. Воронов. Он вернулся из кратковременной поездки на Ухту и теперь отправился за границу. По его словам, он уже освободился от давления Нобеля, надеется за границей организовать солидный капитал и в недалеком будущем продолжить бурение на р.Яреге.
Недавно вышло издание главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей "Статистика производств, облагаемых акцизом". В нем, между прочим, говорится о новых нефтяных месторождениях. Упоминается об Ухте. Но характерно полное незнание того, что происходит на Ухте. Например, о таком важном деле, как разведочное бурение, сообщается, что оно на Ухте достигло глубины 25-30 саж. Между тем, уже несколько лет тому назад Галин Нангель пробурили до 80 саж.. У Гансберга скважина имеет 52 саж.. Воронов бросил бурение на 52-й саж.. Бацевич, работающий от конторы промыслов Великой Княгини Марии Павловны, добурился до 37-ми саж..

Примечания.
"Впервые в стране узнали о маленькой таежной речушке Ярега в 1907 году. Отставной капитан лейб-гвардии Измайловского полка Юрий Воронов решил стать нефтепромышленником. В 1907 году он пробурил здесь скважину, которая поначалу дала приток нефти, которая однако текла очень медленно, а вскоре и вовсе перестала. Воронов бросил все и уехал, несолоно хлебавши.
Интерес к этим местам возобновился в 1929 году с прибытием на берега реки Ухты комплексной экспедиции ОГПУ. Уже в следующем году на месте нынешнего поселка появилась так называемая «командировка ». А прибывший (конечно, не по своей воле) в 1931 году в распоряжение экспедиции известный московский геолог Иван Стрижов предложил пробурить 10 разведочных скважин «наискосок по карте»: с северовостока на юго-запад Ухтинского района.
На Ярегу отправили отряд из 38 человек. Это были первые жители (большинство - заключенные Ухтпечлага) будущего поселка! Впрочем, сначала он назывался просто 3-й промысел, потому что первый был в поселке Чибью, второй - на Водном. Первую скважину (она получила номер 57) бурили в 1932 году на газ, а нашли нефть. Тогда 57-ю бурить перестали - заложили 62-ю. Буровую бригаду возглавлял мастер Федор Зинченко, проявивший недюжинные способности. По словам заведующей музеем Ярегских нефтяных шахт Алины Самуниной, это был заключенный, отбывавший наказание за воровство. Скважина № 62 подтвердила: есть нефтяное месторождение! Его промышленное освоение началось в 1934 году. Но вскоре разработчики столкнулись с проблемой, поначалу казавшейся неразрешимой. Дело в том, что ярегская нефть - очень вязкая из-за высокого содержания примесей, в частности парафина. Поэтому извлекать ее классическим способом было практически невозможно: недра отдавали не более 2% своих богатств. Над только что открытым месторождением сразу же встала угроза его закрытия..." и далее - Олег ЕВЛАМПИЕВ. «Нефтяной Донбасс»: гордость за прошлое, с оптимизмом в будущее.
"В 1906 году Горный департамент выделил нефтеносные участки площадью 1200 десятин на льготных условиях капитану Измайловского полка Ю.А. Воронову в районе притоков Ухты - рек Половинь-Иоль и Яреги, который тоже организовал там промысел. Он обратился в Геологический комитет с просьбой дать научный обзор нефтеносного района..." - Данный раздел основан на материалах книги "Большая нефть Тимано-Печоры", изданной в 2009 году к 80-летию нефтяной промышленности Республики Коми.

Хлеб, Газеты, Баку, Нефть, Ухта

Previous post Next post
Up